Как выполняется прокладка труб методом прокола: технические правила и советы специалистов. Способы прокладки трубопроводов – открытый и закрытый, правила выполнения работ

Еще 10-15 лет назад при прокладке трубопровода приходилось перекрывать улицы, выкапывать огромные траншеи, что создавало значительные неудобства для жителей больших городов. При современных темпах строительства очень часто возникает потребность провести к какому-либо участку дополнительные инженерные сети, такие, как . Однако прогресс не стоит на месте, и в строительной области со временем появляются новые технологии, помогающие коммунальным службам решать множество проблем.

Прокладка труб без рытья траншей позволяет сэкономить довольно много времени при прокладке или замене трубопровода, а также избежать неудобств и решить такие проблемы, как проведение коммуникаций под магистралями и дорогами с оживленным движением. Новые технологии дают возможность рабочим прокладывать трубы на значительное расстояние без выкапывания траншей и заменить коммуникации, проложенные на большой глубине, в очень короткие сроки.

Современные методы бестраншейной прокладки труб

На сегодняшний день применяется 3 метода прокладки труб без рытья траншей:

  • прокалывание;
  • продавливание;
  • горизонтальное бурение.

В первом случае грунт прокалывается специальной трубой с наконечником (буром). Прокалывание осуществляется при небольшом диаметре самой трубы и на относительно небольшое расстояние.

Продавливание может применяться при прокладывании труб гораздо большего диаметра и на значительные расстояния. Этот метод часто используется для прокладывания стальных труб, когда сама труба продавливается сквозь слой грунта.

Горизонтальное бурение осуществляется с применением буровых установок, при этом ширина отверстия может быть гораздо больше, чем нужно для прокладываемой трубы. Преимуществом данного метода является то, что он позволяет рабочим незначительно изменять маршрут бура в процессе работы – для того, чтобы обходить препятствия.

При прокладке труб бестраншейным методомучитываются такие факторы, как характер грунта, где будет проходить канализационная (или другая) система, ширина самой трубы и те материалы (вернее, их свойства), из которых она изготовлена, а также расстояние, на которое нужно проложить трубопровод.

От этих факторов зависит, каким способом будет проложена данная инженерная коммуникация (при помощи прокалывания, продавливания или горизонтального бурения). От характера грунта также зависит выбор того или иного бура, что влияет на конечную стоимость работ.

Технология прокладки трубопровода бестраншейным методом

Прокладка канализационной трубы без траншеи зачастую осуществляется методом прокалывания или горизонтального бурения, что обусловлено относительно небольшим .

Современная технология бестраншейной прокладки трубопровода включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. само бурение осуществляется буровой головкой (или буром), внутри которого находится излучатель, подающий сигналы на локатор, который находится в руках у рабочего, обслуживающего буровую установку. Локатор позволяет определить, в каком месте находится бур в данный момент и скорректировать его направление в процессе работы;
  2. расширение скважины происходит при помощи специального расширителя с вращающимися ножами;
  3. укладка и протяжка труб при помощи специального троса – расширителя, который, вращаясь, протягивает . Размер скважины обычно на 20% больше, чем необходимо, поэтому на данном этапе обычно не возникает никаких затруднений.

Подготовительные работы перед прокладкой трубопровода


Чтобы правильно проложить трубу, необходимо соблюдать определенную очередность действий:

  • начинать работу нужно с составления грамотного проекта, который предусматривает оптимальный маршрут пролегания канализационной системы. Он должен быть максимально прямым, с минимумом изгибов и поворотов, которые крайне нежелательны для системы канализации, т.к. именно в этих местах могут возникать засоры. Чтобы оградить себя от неприятностей, связанных с засорами канализации, нужно установить небольшие смотровые колодцы, через которые можно будет разобрать данный участок трубы в случае поломки. При прокладывании канализационной системы на большие расстояния такие смотровые колодцы устанавливаются на расстоянии 25 метров по всему маршруту трубопровода;
  • определение глубины залегания канализационной системы. Это очень важно для от холода. Для того, чтобы понять, на какой глубине должна проходить канализация, необходимо учитывать глубину промерзания почвы, в том числе глубину залегания магистральной канализационной трубы, чтобы потом можно было осуществить подключение;
  • расчет уклона канализационной системы, который должен составлять от 1 до 2-х см. на каждый погонный метр трубы. Если сделать такой уклон невозможно, потребуется подключение фекального насоса;
  • выбор технологии прокладки трубопровода. Это может быть бестраншейный метод или наоборот, рытье траншеи при помощи спецтехники с последующим укладыванием туда канализационного трубопровода.


Особенности проведения канализации в частном доме

Чтобы жизнь за городом была комфортной, необходимо снабдить его не только холодной водой, но и канализацией. При постройке нового дома прокладка труб под холодную воду и канализацию (как и другие инженерные сети) происходит еще на этапе возведения фундамента. Но если дом построен несколько лет назад, а возможность провести канализацию появилась только недавно, приходится задействовать специальную технику.

Прокладка труб в частном доме не представляет собой большой проблемы. Обычно для этого роется траншея, куда укладывается сама труба. Однако, если копка траншеи нежелательна (чтобы не разбивать цементный двор или не портить сад с дорогими и ценными растениями), используется метод прокладки труб без копки траншей.

При прокладке труб в загородном доме учитывайте температуру стоков и их ежедневный объем, от этого будет зависеть диаметр сечения трубы и материалы, из которых она должна быть изготовлена. Чаще всего на приусадебных участках используются канализационные трубы диаметром 110 мм из полипропилена (он выдерживает температуру канализационных вод до 80 градусов по Цельсию). При прокладке трубопровода по технологии прокола, например, под дорогой с оживленным движением, специалисты рекомендуют использовать двухслойные трубы с гофрированной поверхностью.

Если есть возможность подключиться к магистральной канализационной системе, не забывайте учитывать глубину ее залегания. От этого будет зависеть не только глубина, на которой будет проходить канализация по участку, но также максимальная возможность ее уклона. Эту информацию, а также разрешение на подключение можно получить у организации, которая обслуживает данную магистраль. В противном случае придется вырыть выгребную яму, предварительно рассчитав ее глубину и размеры. Обычно при выходе канализационной трубы в септик она укладывается на метровой глубине.

Помните, что прокладка канализационной трубы без рытья траншеи потребует привлечения специальной техники, что может повлиять на окончательную стоимость работ по прокладке канализации в частном доме.

Теплоизоляция системы канализации

Чтобы труба не замерзла зимой, необходимо правильно определить глубину промерзания грунта (зависит от климата в данном регионе, а также от характера почвы). По правилам, система канализации прокладывается на 20-30 см. ниже уровня промерзания грунта. Однако, иногда определить оптимальную глубину для укладки трубопровода оказывается непросто, поэтому общепринятая практика гласит – канализационные коммуникации прокладываются не менее, чем на глубине 70-80 см от поверхности почвы.

Изоляция канализационной трубы от холода происходит при помощи утеплителей. Они бывают рулонные или формовые, в них укутывается труба непосредственно перед ее монтажом. В регионах с холодными суровыми зимами, где земля промерзает на достаточно большую глубину, утепление прокладываемой трубы осуществляется с помощью специального нагревающего кабеля, который укладывается по всей протяженности канализационной системы. В крупных строительных магазинах можно найти трубы уже с теплоизоляционным слоем.

Важно помнить, что утеплители для канализационных систем должны быть защищены от воды при помощи специальной гидроизоляции, т.к. под воздействием влаги они теряют свои теплоизолирующие свойства.

Различают открытую, скрытую и закрытую прокладку труб. Скрытая прокладка -это укладка труб в траншеях и непроходных каналах (в грунте или в строительных конструкциях зданий: стенах, подполье и т. п). Доступ к трубам возможен во время эксплуатации только после вскрытия соответствующих конструкций. Закрытым способом трубы укладывают без вскрытия грунта - прокалыванием, продавливанием, горизонтальным бурением, щитовой или штольневой проходкой, а также под водой, в болотах и в других условиях, когда доступ к трубам после укладки невозможен или очень затруднен. Глубина укладки труб любым способом зависит от гидрогеологических условий, рельефа местности, проектных уклонов, назначения трубопроводов, глубины промерзания грунтов, динамических нагрузок (при прокладке труб полдорогами). Она устанавливается проектом обычно в пределах от 0,6...0,9 м (газопроводы) до 5 м и более (фекальная, промышленная канализация, водоводы). Способы крепления трубопроводов к опорным поверхностям различны. При открытой прокладке устраивают скользящие и неподвижные опоры, устанавливают подвески, крючья, хомуты и т. п.

9. Подготовка траншей. Устройство естественных и искусственных оснований под трубопроводы. В траншеях (в сухих и плотных грунтах) трубы укладывают непосредственно на естественное основание, в более сложных гидро геологических условиях (в том числе и на глубине более 4 м), а также при прокладке труб невысокой прочности (керамических, асбестоцементных и др.) устраивают искусственное основание. Естест венное основание планируют так, чтобы площадь опирания соответствовала центральному углу поперечного сечения трубы - 90°. Ширину дна траншеи принимают по СНиПам.Конструкция искусственных оснований (например, щебеночные и песчаные подушки, свайные опоры) зависит от грунтовых условий и вида труб. Каналы, галереи, компенсаторные ниши и колодцы сооружают из сборных железобетонных элементов, реже - из кирпича. Глубина укладки труб любым способом зависит от гидрогеологических условий, рельефа местности, проектных уклонов, назначения трубоп роводов, глубины промерзания грунтов, динами ческих нагрузок (при прокладке труб полдоро гами). Она устанавливается проектом обычно в пределах от 0,6...0,9 м (газопроводы) до 5 м и более (фекальная, промышленная канализация, водоводы). Грунт на дне траншеи должен наход иться в ненарушенном естественном состоянии, чтобы каждая уложенная труба на всем своем протяжении плотно с ним соприкасалась. Места случайных переборов должны быть засыпаны местным грунтом и песком или щебнем и тщател ьно утрамбованы. При наличии грунтовых вод разработку траншей производят в первую очередь в местах с пониженными отметками, т. е. против уклона дна траншеи. Для слива и откачивания воды в наиболее низких местах устраивают прия мки или водоотводные канавы.Чтобы обеспе чить проектную глубину, грунт на дне траншеи не добирают при ручной разработке на 5-8 см, при экскаваторной - на 15-20 см. Зачистку дна до проектных отметок осуществляют с помощью визирок. Для зачеканки раструбов под каждым стыком труб вырывают приямок. Глубину приям ка назначают в зависимости от диаметров труб. Приямки вырывают непосредственно перед уклад кой труб.

10. Определение размеров котл и траншей . Размеры котлована зависят:-от размеров сооружения,-глубины заложения,-методов выполнения осн произв-х процессов,-схем движения машин и механизмов при монтаже сооруж,-способов доставки и раскладки конструкций в монтажной зоне,-установки опалубки,-движения транспорта. 1)опр-ют размеры котлована Вк,Lк по низу.2)m-коэф заложения откосов зависит от св-в грунта по СНиП.3)Н-глбина выемки.4)размеры котлована по верху.5)выч-ся объем грунта,подлежащего разработке.Объем котлована прямоуг-ой формы: .Форма многоугольника:Vк=Н/6(F1+F2+4Fср).F1,F2-площ дна и верха котлована,Fср-площ сечения по середине его высоты.Квадратные котлован: ).Круглый: .R,r-радиус верхнего и нижнего основания.Объемы въездных и выездных траншей: .Н-глуб котлована,b-ширина по низу,m’-коэф откоса въездной или выезд траншеи,m-коэф откоса котлована.Размеры котлована по верху опр-ся: =Вк+2mh, =Lк+2mh. Общ объем котлована Vобщ=Vк+nVв.тр. Vк-объем котлована, n-кол-во выезд и въезд траншей,Vв.тр.-их объем.Объем срезки раст слоя:Vc=Vck+Vср. Vck-объем срезки в пределах котлована,Vср-то же в пределах раб зоны. Vck= . Vср=B*L. B-шир раб зоны,L-протяжен раб зоны.Объем работ по зачистке недобора по дну: ,hн-толщ недобора.Объем траншеи с верт стенками: Vтр=Втр(Н1+Н2)L/2.Объем траншеи с откосами:F 1,2 =(Втр+mН 1,2)Н 1,2 ,более точно по формуле Винклера:Vтр= .

11.Состав бетон и ж/б работ. В с-в комплекса бетонных и ж/б работ входят такие виды работ:производство и установка арматуры и опалубки; приготовление бетона,его транспортировка, укладка и его уплотнение; последующий уход за уложенным бетоном в процессе твердения; распал убка готовых изделий и последующий ремонт инвентарной опалубки; окончательная обработка поверхности бетона. Все перечисленные строительные работы также подразделяются на конкретные строительные операции, кот выполняются в заводских условиях или в мастерских промышленным способом, с применением механизации и автоматизации этих работ. Прочие строительные процессы, к кот относятся установка арматуры и опалубки в проектное положение, укладка бетона и выполнение работ по его уплотнению, уход за бетоном - все это осуществляются на строительной площадке.

12. Способы прокладки труб по задан направл-ю и уклону. Для укладки трубопроводов по заданному направлению и уклону польз-ся простыми приспособлениями.С 2х сторон котлована под смотровой колодец зарывают в землю 2 столба с возвышением над землёй 0,7–1м. К столбам прибивают доску так,чтобы верхний край её был примерно горизонтален.Над центром колодца к доске прибивают неподвижную визирку.Верхний край её дб строго горизонтален.Такую же доску с визиркой устанавливают у смотрового колодца, находящегося на втором конце участка.Затем производят нивелировку и узнают отметки визирок на каждом конце участка.Линия визирования между двумя неподвижными визирками должна иметь тот же уклон, что и прокладываемый трубопровод.Перед укладкой трубопровода положение неподвижной визирки необходимо проверять по нивелиру. С помощью трубоукладчиков поднимают, перемещают, укладывают и поддерживают плети и секции при центровке, стыковке и окончательной сборке. Чтобы не повредить изоляцию, трубопровод поднимают с помощью инвентарных мягких полотенец.Разрыв во времени между отрывкой траншей и опускание трубопроводов должен быть миним. Когда рельеф местности или условия монтажа не позволяют использовать трубоукладчики или краны, трубопровод надвигают на лежки, уложенные над траншеей, с помощью одной или двух лебедок. Концы лежек при укладке заглубляют в землю на всю толщину. Над трубопроводом, находящемся на лежках, ставят 3–5 треног на расстоянии 10–20м одна от другой с таким расчётом, чтобы масса, приходящаяся на одну треногу, не превышала её грузоподъёмность. С помощью треног трубопровод приподнимаю и после удаления лежек опускают на дно траншеи. Когда у первой по ходу опускания треноги трубопровод будет находиться на дне траншеи, у дальней опускание должно только начинаться. Освобождающиеся треноги переносят по ходу опускания, и работу продолжают в том же порядке.Засыпают траншеи в два приёма. Сначала производят присыпку, подбивку пазух трубопроводов и частичную засыпку траншеи на высоту 0,25 – 0,3м над верхом труб.Затем трубопровод подвергают гидравлическому испытанию. После испытания траншею окончательно засыпают грунтом.

13.Внутрипостроечные дороги. Временные внутрипостроечные дороги проектируют по трассам постоянных дорог, используя кольцевую схему. На тупиковых подъездах устраивают разворотные или разъездные площадки с размерами в плане не менее 12 X 12 м. Ширина дорог при одностороннем движении дб не менее 3,5 м, при двухстороннем – 6 м. Радиус, закругления внутрипостроечных дорог принимают в пределах 12–30 м в зависимости от вида транспортных средств и габаритов транспортируемых на площадку конструкций.При трассировке дорог необходимо соблюдать следующие миним расстояния между дорогой и площадкой складирования конструкций и материалов 0,5–1; между дорогой и осью подкрановых путей 6,5–12,5; до ограждения стройплощадки не менее 1,5; до наружных граней конструкций опор не менее 0,5; от строящегося здания не ближе 8–12. Направление движения транспортных средств указывают на плане стрелками. Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинейных - односкатный. Дорожная одежда состоит из нескольких слоев - подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, железобетонное) и покрытия.

14. Прокладка труб зимой. Наиболее сложными работами при строительстве трубопроводов в зимний период явл-я отрывка и обратная засыпка траншей, а также нанесение изоляции и укладка трубопроводов.Сварочные работы зимой могут успешно выполняться при проведении необходимых мероприятий, обеспечивающих высокое качество сварочных соединений в условиях низких температур. Технологические операции по нанесению на трубы изоляционного покрытия в зимних условиях практически не отличаются от операций, применяемых в обычных условиях. Применяемые битумные мастики при этом должны удовлетворять повышенным требованиям, так как битумное покрытие должно сохранять пластические свойства при отрицательных температурах. Особое внимание при производстве изоляционных работ зимой обращают на необходимость тщательной очистки труб от снега и инея с помощью передвижных обогревательных устройств. В зимний период целесообразнее применять изоляцию их полимерными липкими лентами (холодный процесс).Для обеспечения сохранности изоляционного покрытия изоляционно-укладо чные работы зимой следует производить так, чтобы трубные секции или плети опускались в свежеотрытую траншею. Недопустимо оставлять зимой на длительное время изолированные трубы на берме траншеи. Поэтому комплексное выполнение сварочных и изоляционно-укладочных работ является основным условием зимней прокладки трубопроводов. Операции по подготовке траншей, укладке трубопровода и обратной засыпке при этом выполняют одну за другой без перерыва во времени. Трубопровод в траншею при отрицательных температурах следует опускать с особой осторожностью, учитывая пониженные пластические свойства изоляции и материала труб. Во избежание обвалов снега в траншею при укладке трубопровода рабочую зону предварительно очищают от снега. Неуложенный в траншею трубопровод, во избежание его примерзания к грунту на берме или вмерзания в снег, укладывают на высокие лежки (деревянные подкладки) или земляные призмы.

15. Подсчёт объёмов земработ. Объемы работ служат основанием для принятия технических решений по выбору способа выполнения работ и расчета комплекта машин, составления очередности и организации производства работ. При определении объемов работ пользуются известными формулами геометрии.Объем земляных работ при устройстве котлована подсчитывают по методу поперечных профилей. Для этого 1)опр-ют размеры котлована Вк,Lк по низу.2)m-коэф заложения откосов зависит от св-в грунта по СНиП.3)Н-глбина выемки.4)размеры котлована по верху.5)выч-ся объем грунта,подлежащего разработке.Объем котлована прямоуг-ой формы: .Форма многоугольника:Vк=Н/6(F1+F2+4Fср).F1,F2-площ дна и верха котлована,Fср-площ сечения по середине его высоты.Квадратные котлован: ).Круглый: .R,r-радиус верхнего и нижнего основания.Объемы въездных и выездных траншей: .Н-глуб котлована,b-ширина по низу,m’-коэф откоса въездной или выезд траншеи,m-коэф откоса котлована.Общ объем котлована Vобщ=Vк+nVв.тр. Vк-объем котлована, n-кол-во выезд и въезд траншей,Vв.тр.-их объем.Объем срезки раст слоя:Vc=Vck+Vср. Vck-объем срезки в пределах котлована,Vср-то же в пределах раб зоны. Vck= . Vср=B*L. B-шир раб зоны,L-протяжен раб зоны.Объем работ по зачистке недобора по дну: ,hн-толщ недобора.Объем траншеи с верт стенками:Vтр=Втр(Н1+Н2)L/2.Объем траншеи с откосами:F 1,2 =(Втр+mН 1,2)Н 1,2 .Табличный метод подсчета земл работ:1)опр-ют ширину траншеи по дну Втр.2)разбивают трассу на пикеты через Lм,3)опр-ют глубины траншей на каждом пикете,4)опр-ют коэф крутизны откосов поперечных сечений на кажд пикете.Объем земл работ по устр-ву приямков:Vп=abcL/l. L-длина трубы.Объем земл работ по устройству ложа Vл=FлL. Fл-площ поперечн сечения ложа.Объем грунта по срезке раст слоя:Vс=Vст+Vср. Vст-объем работ по срез раст слоя,Vср-то же в пределах раб зоны.Объем грунта для частичн засыпки и обратной засыпки Vо=(Vтр-Vт)*100/(100+Кор).Vт-объем гр,вытесненный трубопроводом.Vт=1,05*πDн 2 L/4.Объем засыпки пазух котлована:Vзас=Vк-Vз.г. Vз.г.-объем заглубл части сооруж.Общий объем земляных работ по устройству насыпи и выемки слагается из суммарных объемов земляных работ, подсчитанных для каждого участка.

16.Опалубочные и арматур. работы . Опалубка - специальная конструкция, подготовленная для придания бетону необходимой формы. Армирование необходимо для того, чтобы монолитный бетон выдерживал нагрузки не только на сжатие, но и на расширение. В наст время заливка бетона без армирования применяется только для элементов, не играющих в строительстве основополагающей роли - поребрики, отмостки, откосы. В остальных случаях,где бетонные элементы играют роль основы для всей конструкции, необходимо качественное и профессиональное проведение как арматурных, так и опалубочных работ.Основная функция опалубки - придать необходимые размеры и форму будущему элементу строительных конструкций,именно поэтому опалубка должна изготавливаться в точном соответствии с размерами планируемого бетонного элемента.Опалубка обычно изготавливается из досок, собираемых в щиты, при этом опалубка должна соответствовать основным требованиям: не допускать возможности протекания незастывшего бетона в щели, быть прочной и выдерживать горизонтальные нагрузки, возникающие в результате наполнения опалубки жидким бетонным раствором, иметь возможность быстрой сборки и разборки, а также многократного использования и обеспечивать требуемое качество бетонной поверхности. Арматура – сталь ные стержни различного сечения, основной задач ей которых является обеспечение прочности бето на к растягивающим нагрузкам. Существуют раз личные типы арматуры: гладкая, круглая, переменного профиля и может изготавливаться различными способами. Основные виды арматурных работ - армирование сетками, плоскими каркасами с использованием сварки, вязки, либо нахлёсткой.

17.Технол-я монтажа керамич труб . Керамические трубопроводы являются безнапорными, т.е. самотечными.Перед укладкой доставленные трубы подвергают приемке и проверке их качества.следят, чтобы трубы имели круглую форму сечения.Они по всей длине должны быть прямолинейными, не иметь трешин и отколов. Торцовые плоскости труб должны быть перпендикулярными.Укладка. Монтаж керамических трубопроводов ведут как отдельными трубами, так и укрупненными звеньями в 2, 3, 5 труб при общей длине секции не более 8 м. Укладку трубопроводов производят снизу вверх по уклону, начиная от смотрового колодца раструбами против течения сточной жидкости.Укладка трубопроводов отдельными трубами. Трубы укладывают на подготовленное и тщательно спланированное основание с соблюдением заданного уклона по ходовой визирке.1 трубу укладывают на основание смотрового колодца раструбом вверх.Закрепив надежно 1трубу,укладывают последующие,соединяя их с помощью раструбов.Правильность уклонов проверяют нивелиром.опускаемую трубу заводят гладким концом в раструб уложенной трубы, оставляя зазор 5-6 мм для труб диаметром до 300 мм и 8-9 мм для труб большего диаметра. Стыковые соединения трубопроводов из керамических труб уплотняют пеньковой смоляной или битумизированной прядью с последующим устройством замка из асфальтовой мастики, цементного раствора или асбестоцементной смеси. Прядь обвивают вокруг трубы не менее двух раз, а затем уплотняют конопаткой (без ударов молотком). Стык заливают без перерыва через летник с одной стороны, чтобы с другой выходил воздух. После остывания мастики в стыке обойму снимают.Укладка трубопроводов звеньями. производят их предварительную укрупнительную сборку в звенья (секции) по 2, 3 и 5 труб. Укладка звеньев из двух-трех труб диаметром до 250 мм может быть осуществлена вручную.для больших диаметров применяют стреловые краны и специальные траверсы, которые обеспечивают горизонтальное положение звеньев при опускании.

18. Техн-я монтажа асбестоцем. трубопроводов на рабочее давление до 0,6 МПа ведут с применением двухбуртных асбестоцементных муфт и с уплотнением их резиновыми кольцами круглого сечения, а на давление до 0,9 МПа - с применением таких же муфт и резиновых колец или чугунных фланцевых муфт с резиновыми кольцами. Монтаж из труб малых диаметров (до 150 мм) ведут в основном вручную с опусканием их, а также соединительных частей на дно траншеи без всяких приспособлений, если глубина ее не превышает 3 м. Трубы диаметром более 300 мм укладывают по возможности ближе к бровке тран шеи, после чего подкатывают к бровке и опускают с помощью автомобильных или пневмоколесных кранов.Монтаж трубопроводов на асбестоцементных двухбуртных муфтах с резиновыми кольцами круглого сечения : Вначале на конец ранее уложенной трубы надевают муфту и резиновое кольцо, а на конец присоединяемой укладываемой трубы - второе резиновое кольцо. Муфту надевают так, чтобы ее более широкий край был обращен к стыку. После того как муфта и резиновое кольцо надеты, укладываемую трубу вплотную придвигают к ранее уложенной и производят их центрирование. Отцентрированные трубы фиксируют присыпкой грунтом в средней части, а затем на концах труб мелом намечают места установки колец до начала и после окончания монтажа стыка. Монтаж муфт производят с помощью специальных приспособлений - рычажного домкрата или винтового натяжного устройства. Монтаж безнапорных трубопроводов ведут с применением безнапорных асбестоцементных труб и цилиндрических муфт. При этом вначале на ранее уложенную трубу надевают цилиндрическую муфту, предварительно сделав разметку фактического положения ее после сборки стыка, на каждом из концов соединяемых труб. Укладываемую трубу опускают в траншею и придвигают к уже уложенной, оставляя зазор как и при двухбуртных муфтах, после чего ее центрируют и выверяют по визирке, шнуру и отвесу. Далее на конец этой трубы устанавливают разъемный деревянный шаблон, на который надевают муфту, чтобы середина ее находилась нал стыком, а шаблон заходил в муфту на половину ее длины. В зазор между муфтой и ранее уложенной трубой закладывают пеньковую смоляную прядь и уплотняют ее конопатками. Оставшуюся часть стыкового зазора заделывают асбестоцементным раствором. После заделки половины стыка снимают шаблон и заделывают вторую половину стыка со стороны вновь уложенной трубы. При прокладке безнапорных трубопроводов на цилиндрических муфтах трубы соединяют с заделкой асфальтовой мастикой или цементным раствором без чеканки, но для получения стыка повышенной прочности цементный или асбестоце-ментный раствор зачеканивают.

19. Подготов-е и вспом-е работы. К подготовительным относят работы по очистке территории, сносу зданий и сооружений и т. п., снятию растительного слоя грунта(бульдозером срезают и переемещают грунт, укладывая его в промежуточные валики, кот затем окучиваются для погрузки в самосвалы экскаватором или тракторным погрузчиком. Грейдером грунт срезается и сдвигается в сторону; при каждой проходке грунт увеличивается в объеме и перемещается дальше, образуя про дольный валик грунта, который затем окучивается бульдозером. Скреперами растительный слой грунта после выемки перемещают во временные отвалы или же отвозят и укладывают слоем необходимой толщины на площадях, подлежащих озеленению или рекультивации), отводу поверхностных вод и геодезической разбивке земляных сооружений. К вспомогательным относят работы по водоотливу и водопонижению(Открытый водоотлив осуществляется в плотных, хорошо дренирующих грунтах, путем откачки воды диафрагмовыми, поршневыми или центробе жными насосами непосредственно из выемки.Для искусственного понижения грунтовых вод применяют легкие иглофильтровые установки, позволяющие при одноярусном расположении понизить уровень грунтовых вод на 4...5 м, а при двухъярусном - на 7...9 м), искусственному закреплению грунтов и ограждению выемок от грунтовых и поверхностных вод, устройству крепления котлованов и траншей(Вертикальные стенки без крепления допускаются в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при отсутс твии грунтовых вод: при глубине выемок в песчаных и крупнообломочных грунтах не более 1 м, в супесях - 1,25 м, в суглинках и глинах - 1,5 м, в особо плотных грунтах - 2 м.). Основными раб отами в комплексном процессе по возведению земляных сооружений являются рыхление, разработка и транспортирование грунта, отсыпка его и уплотнение, подчистка дна котлованов и траншей, отделка откосов насыпей.

20)Технология монтажа бетонных и ж-б трубопроводов. Бетонные и железобетонные трубы укладывают на естественное или искусственное основание. Стыки напорных труб (раструбные или муфтовые) заделывают резиновыми уплотнительными кольцами, а безнапорных (раструбные или фальцевые) - смоляной или битумизированной прядью, асбестоцементным или цементным замком, а также асфальтовой мастикой. Перед укладкой труб в траншею их так же, как и муфты, в ходе приемки подвергают наружному осмотру для выявления дефектов и проверки размеров.

Бетонные и железобетонные трубы раскладывают вдоль траншеи различными способами (перпендикулярно к траншее, под углом и др.), выбор которых зависит от типа и грузоподъемности применяемых монтажных кранов. Монтаж напорных трубопроводов. Напорные трубопроводы монтируют из раструбных и гладких железобетонных напорных труб на муфтовых соединениях, что вносит разнообразие в технологию работ по их прокладке. Монтаж трубопроводов из раструбных труб ведут в такой последовательности: доставка труб и раскладка их вдоль траншеи, подача их на место укладки, подготовка конца трубы и установка на него резинового кольца; введение его вместе с кольцом в раструб ранее уложенной трубы; придание уложенной трубе проектного положения - окончательная заделка стыка; предварительное испытание готового не засыпанного участка трубопровода (а при трубах больших диаметров только стыковых соединений); засыпка этого участка; окончательное его испытание. Монтаж труб ведут стреловыми кранами, причем трубы с бермы траншеи подают раструбами вперед по ходу монтажа и обязательно против течения жидкости. Перед укладкой первой трубы в начале трассы устанавливают бетонный упор, обеспечивающий устойчивое положение первым двум-трем трубам при их соединении в раструб. На высоте 0,5 м от ее дна опускание трубы приостанавливают и на гладкий конец ее надевают резиновое кольцо, после чего заводят ее в раструб ранее уложенной трубы и опускают на подготовленное основание. При этом особое внимание уделяют центрированию втулочного конца вводимой трубы с резиновым кольцом относительно заходной фаски раструба ранее уложенной трубы. Для выверки положения укладываемой трубы на ее лоток опирают ходовую визирку и затем следят, чтобы верх этой визирки находился на обшей линии визирования с двумя неподвижными визирками на обносках (рис. 4, е, ж). После выверки трубы по вертикали с нее снимают захват, освобождают кран для монтажа следующей трубы и приступают к выверке положения трубы в плане. С этой целью устанавливают по отвесу инвентарные вешки (рис. 4, з): одну из них на конец укладываемой трубы, а другую - на ранее уложенную. По установленной в колодце или на смонтированном участке трубопровода неподвижной вешке проверяют правильность укладки трубы в плане (рис. 4, е). При необходимости ее смещают в нужную сторону.

В заключение с помощью натяжного приспособления (рис. 4, и) вводят гладкий конец трубы в раструб ранее уложенной, следя при этом за равномерностью закатывания резинового кольца в раструбную шель, При этом нельзя допускать, чтобы торец втулочного конца был задвинут в раструб до полного упора; между ними должен быть оставлен зазор (для чего и делается разметка), причем для труб диаметром до 1000 мм - величиной 15 мм, а для труб больших диаметров - 20 мм. Соединив трубы, снимают натяжное приспособление и подбивают трубу с боков грунтом на высоту 1/4 ее диаметра с послойным его уплотнением ручными трамбовками.

21)Устройство внутрипостроечных дорог,складов,временных сооружений. Дороги. Для большинства строительных объектов доставка грузов осуществляется автомобильным транспортом. Временные автомобильные дороги и места расположения складов материалов и конструкций проектируют с учетом предварительно намеченного размещения кранов и других механизмов.

При проектировании дорог обычно стараются максимально использовать для строительства постоянные дороги, для чего рекомендуется увеличивать толщину бетонного слоя постоянных дорог до 0,2 м, а верхний слой асфальтового покрытия укладывать после завершения строительства объекта. Однако сеть постоянных дорог часто не обеспечивает строительство из-за несовпадения трассировки, габаритов и т. п. Поэтому строители на каждом объекте вынуждены прокладывать временные дороги несмотря на то, что стоимость их сооружения может составлять до 2 % от полной сметной стоимости строительства. Дешевле построить грунтовую автодорогу, но для ее успешной эксплуатации требуются благоприятные геологические, гидрогеологические и погодные условия. По нормам интенсивности эксплуатации грунтовой дороги не допускается прохождение по ней более трех автомобилей в 1 ч в одном направлении. Поэтому фунтовые дороги кроме периодического профилирования часто необходимо дополнительно укреплять щебнем, гравием, вяжущими материалами. В городских условиях внутрипостроечные дороги прокладывают из сборных железобетонных плит размером 1,75…6 м по песчаной прослойке толщиной 0,1…0,25 м. Такие дороги не надо профилировать, одни и те же плиты можно использовать в течение длительного времени на нескольких строительных объектах. Однако следует учитывать разрушительное воздействие на них гусеничных машин, особенно на поворотах, разворотах и съездах.

объектные склады Строительная продукция в виде зданий и сооружений требует переработки большого количества строительных материалов и изделий. Для временного хранения этих материалов, сборных конструкций и технологического оборудования необходимы склады. Приобъектные склады бывают в виде: открытых площадок для материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий (железобетонные конструкции, кирпич и т.д.); навесов для хранения материалов, не требующих защиты от перепадов температуры и влажности воздуха, но требующих укрытия от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков (толь и др.); закрытых неутепленных и утепленных складов для материалов, требующих закрытого хранения (цемент, фанера, гвозди, краски и т.п.). Приобъектные склады могут быть сборно-разборными, контейнерными и передвижными. В основном для закрытого складского хранения материалов применяются склады сборно-разборного типа.

22)Организация водоотвода,водоотлива и искусственного водопонижения уровня грунтовых вод. Водоотвод выполняется для защиты выемок от затопления их ливневыми и талыми водами. Для водоотвода используют расположенные с нагорной стороны резервы, а также специальные оградительные обваловывания, водоотводящие канавы, лотки и системы дренажей.

Водоотлив. Предварительное осушение котлованов при небольшом притоке грунтовых вод выполняется с применением открытого водоотлива. Открытый водоотлив заключается в том, что подошве выемки придается уклон ( = 0,003) к зумпфу, размер которого в плане 1,00 х1,00м, а глубина − 2,00−5,00 м. Воду из приямка откачивают насосами. Производство работ при открытом водоотливе может быть осложнено постоянным присутствием воды и возможным нарушением стенок грунта и основания, поэтому на практике чаще применяют искусственное понижение уровня грунтовых вод с помощью иглофильтров электроосмотическим способом или вакуумным способом.


Водопонижение иглофильтровальными установками: 1 − насос; 2 − водоотводной коллектор; 3 – иглофильтр n=Q/q где Q- общий приток воды, м/с; q- производительность иглофильтра м/с (0,25); Q=(π·k ф (2Н вс -S)S)/(lnR T -lnr) где k ф - коэффициент фильтрации грунта, (0,1)м/сут; S-необходимое понижение уровня грунтовой воды, м; H вс – толщина водоносного слоя от УГВ до водоупора на глубине 4 м от подошвы сооружения Толщина водоносного слоя определяется по формуле H вс =4+Н с -Н УГВ где Н с – глубина заложения трубы;Н УГВ - глубина заложения грунтовых вод. Требуемое понижение определяется по формуле S=(H c -Н УГВ)+0,5 Радиус действия одного иглофильтра определяется по R=1,95S(H вс ·к ф) ½ F k = L· R Определяем приведённый радиус группы иглофильтров по формуле r = (F k /π) ½ Радиус действия группы иглофильтров определяем по формуле (3.14):R i = R+r Определяем пропускную способность одного иглофильтра по формуле q = 0,7πdk ф Шаг иглофильтров определяем по формуле (3.16):l ИФ = L/n Грунтовый водоотлив или искусственное водопонижение осуществляют, когда осушаемые породы имеют коэффициент фильтрации не менее 1−2 м/сут. В грунтах с коэффициентом фильтрации менее 1−2 м/сут используют вакуумирование или способ электроосушения (электроосмос).

23)Технология монтажа полимерных трубопроводов. Для прокладки трубопроводов системы водоснабжения и канализации испол ьзуют преимущественно трубы из полиэтилена низкого давления (ПНД), высокого давления (ПВД) и из поливинилхлори- да (ПВХ), причем для целей водоснабжения применяют полиэтил еновые трубы. Укладка пластмассовых трубопро водов в траншею выполняется по двум основным схемам организации сварочно-монтажных работ - базовой и трассовой. При базовой схеме сварку труб выполняют вблизи объектного их склада с предварительным соединением труб в секции длиной до 18-24 м и более, которые доставляют на трассу и там их спаривают в плети или непрерыв ную нитку для укладки в траншею. При трассовой схеме трубы раскладывают вдоль траншеи и сваривают с применением передвижных свароч ных установок в непрерывную нитку методом наращивания.В производственных условиях, особенно в зимний период, монтаж трубопроводов ведут из отдельных труб и соединяют их в траншее склеиванием или на резиновых кольцах методом наращивания. Укладка звеньями (секц иям) и плетями позволяет значительно сократить количество сварных стыков на трассе, повысить производительность труда, темпы прокладки трубопровода и качество работ. Секции доста вляют на трассу и раскладывают вдоль траншеи. Плеть в траншею опускают вручную (при небольшом диаметре труб) или с помощью кра нов. Укладывать плеть в траншею допускается не ранее, чем через 2 ч после сварки последнего стыка. Опускают ее в траншею плавно с помощью пеньковых канатов, мягких полотенец или ремней, располагаемых на расстоянии 5-10 м друг от друга, не допуская резких перегибов плети. Сбрасывать сварные плети на дно траншеи не допускается.Прокладка пластмассовых трубопроводов больших диаметров (до 1000 мм и более) производится способом протягивания плети по дну траншеи или опускания подвешен ных к крану труб. Способом протягивания чаще всего укладывают полиэтиленовые трубопроводы в сухих грунтовых условиях. При этом сварочную установку стационарного типа и направляющие размещают в траншее, после чего трубу последо вательно соединяют в непрерывную нитку.

Трубопроводы тепловых сетей могут быть проложены на земле, в земле и над землей. При любом способе монтажа трубопроводов необходимо обеспечивать наибольшую надежность работы системы теплоснабжения при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах.

Капитальные затраты определяются стоимостью строительно-монтажных работ и затраты на оборудование и материалы для прокладки трубопровода. В эксплуатационные включают затраты по обслуживанию и содержанию трубопроводов, а так же затраты связанные с потерей тепла в трубопроводах и расходом электроэнергии на всей трассе. Капитальные затраты определяются в основном стоимостью оборудования и материалов, а эксплуатационные - стоимостью тепла, электроэнергии и ремонта.

Основными видами прокладками трубопроводов являются подземная и надземная . Подземная прокладка трубопроводов наиболее распространена. Она подразделяется на прокладку трубопроводов непосредственно в земле (бесканальная) и в каналах. При наземной прокладке трубопроводы могут находиться на земле или над землей на таком уровне, что бы они не препятствовали движению транспорта. Надземные прокладки применяются на загородных магистралях при пересечении оврагов, рек, железнодорожных путей и других сооружений.

Надземные прокладки трубопроводов в каналах или лотках расположенных на поверхности земли или частично заглубленных, применяются, как правило, в районах с вечномерзлыми грунтами.

Способ монтажа трубопроводов зависит от местных условий объекта - назначения, эстетических требований, наличия сложных пересечений с сооружениями и коммуникациями, категории грунта - и должен приниматься на основании технико-экономических расчетов возможных вариантов. Минимальные капитальные затраты требуются на монтаж теплотрассы с использованием подземной прокладки труб без излояции и каналов. Но значительные потери тепловой энергии, особенно во влажных грунтах, приводят к существенным дополнительным затратам и к преждевременному выходу трубопроводов из строя. В целях обеспечения надежности работы теплопроводов необходимо применять механическую и тепловую их защиту.

Механическая защита труб при монтаже труб под землей может быть обеспечена путем устройства каналов, а тепловая защита - путаем применения тепловой изоляции, нанесенной непосредственно на наружную поверхность трубопроводов. Изоляция труб и прокладка их в каналах увеличивают первоначальную стоимость теплотрассы, но быстро окупаются в процессе эксплуатации за счет повышения эксплуатационной надежности и уменьшения тепловых потерь.

Подземная прокладка трубопроводов.

При монтаже трубопроводов тепловых сетей под землей могут быть использованы два способа:

  1. Непосредственная прокладка труб в земле (бесканальная).
  2. Прокладка труб в каналах (канальная).

Прокладка трубопроводов в каналах.

Для того, что бы защитить теплопро-вод от внешних воздействий, и для обеспечения свободного теплового удлинения труб предназначе-ны каналы. В зависимости от ко-личества прокладывае-мых в одном направле-нии теплопроводов при-меняют непроходные, по-лу проходные или про-ходные каналы.

Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию.

Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией.

Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распре-деления сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен состав-лять порядка 0,8—1,2 м и не менее. 0,6 м в мес-тах, где движение автотранспорта запрещено.

Непроходные каналы применяются при большом числе труб небольшого диа-метра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобе-тонные одно- или многоячейковые.

Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диа-метров.

Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготов-ки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредст-венно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопро-водов.

Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных эле-ментов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железо-бетонных плит КС.

Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элемен-тов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.


Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.


В каналах типа КС стеновые панели устанав-ливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.


Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или пес-чаной подготовки в зависимости от вида грунта.

Наряду с рассмотрен-ными выше каналами применяются и другие их типы.

Сводча-тые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выпол-няют лишь основание ка-нала.

Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый ка-нал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов.

При монтаже непроходного ка-нала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполняют в виде железобе-тонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают спе-циальной стенкой, выполненной из кирпича.

Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких каналах возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроход-ных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зе-леных насаждений.

Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полу-проходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие про-езжей части исключено. Высоту полупроходного канала прини-мают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобе-тонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.

Проходные каналы применяют при наличии большого количества труб. Их прокладывают под мостовыми крупных магистралей, на территориях боль-ших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Наряду с теплопроводами в проходных каналах располагают и другие подземные коммуни-кации - электрокабели, телефонные кабели, водопровод, газо-провод и т. п. В коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осмотра и ликвидации аварии.

Проходные каналы должны иметь естественную вентиляцию с трехкратным обменом воздуха, обеспечивающую температуру воздуха не более 40° С, и освещение. Входы в проходные каналы устраивают через каждые 200 - 300 м. В местах, где располага-ются сальниковые компенсаторы, предназначенные для восприя-тия тепловых удлинений, запорные устройства и другое оборудо-вание, устраивают специальные ниши и дополнительные люки. Высота проходных каналов должна быть не менее 1800 мм.

Их конструкции бывают трех типов — из ребри-стых плит, из звеньев рамной конструкции и из блоков.

Проходные каналы из ребристых плит , выполняют из четырех железобетонных панелей: днища, двух стенок и плиты перекрытия, изготовляемых заводским способом на про-катных станах. Панели соединены болтами, а наружная поверх-ность перекрытия канала покрывается изоляцией. Секции канала устанавливаются па бетонную плиту. Вес одной секции такого ка-нала сечением 1,46х1,87 м и длиной 3,2 м составляет 5 т, входы устраивают через каждые 50 м.

Проходной канал из железо-бетонных звеньев рамной конструкции , сверху покрывается изоляцией. Элементы канала имеют длину 1,8 и 2,4 м и бывают нормальной и повышенной прочности при заглублении соответст-венно до 2 и 4 м над перекрытием. Железобетонную плиту подкладывают только под стыками звеньев.

Следующий вид это коллектор, изготовляемый из же-лезобетонных блоков трех типов: Г-образного стенового, двух плит перекрытия и днища. Блоки в стыках соединяются моно-литным железобетоном. Эти коллекторы выполняются также нормальными и усиленными.

Бесканальная прокладка.

При бесканальной прокладке за-щиту трубопроводов от механических воздействий выполняет усиленная тепловая изоляция — оболочка.

Достоинствами бесканальной прокладки трубопроводов являются: сравнительно небольшая стоимость строительно-мон-тажных работ, уменьшение объема земляных работ и сокраще-ние сроков строительства. К ее недостаткам относятся: усложне-ние ремонтных работ и затруднение перемещения трубопрово-дов, зажатых грунтом. Бесканальную прокладку трубопроводов широко применяют в сухих песчаных грунтах. Она находит при-менение в мокрых грунтах, но с обязательным устройством в зо-не расположения труб дренажа.

Подвижные опоры при бесканальной прокладке трубопрово-дов не применяются. Трубы с теплоизоляцией укладывают не-посредственно на песчаную подушку, находящуюся на предвари-тельно выровненном дне траншеи. Песчаная подушка, являю-щаяся постелью для труб, имеет наилучшие упругие свойства и допускает наибольшую равномерность температурных переме-щений. В слабых и глинистых грунтах слой песка на дне траншеи должен быть толщиной не менее 100-150 мм. Неподвижные опо-ры при бесканальной прокладке труб представляют собой желе-зобетонные стенки, устанавливаемые перпендикулярно теплопро-водам.

Компенсация тепловых перемещений труб при любом спосо-бе их бесканальной прокладки обеспечивается при помощи гну-тых или сальниковых компенсаторов, устанавливаемых в специ-альных нишах или камерах.

На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и обеспечения возможных перемещений устраивают непроходные каналы. В местах пересечения стенки капала трубопроводом в результате неравномерной осадки грунта и основания канала происходит наибольший изгиб трубопроводов. Во избежание из-гиба трубы необходимо оставлять в отверстии стенки зазор, за-полняя его эластичным материалом (например, асбестовым шну-ром). Тепловая изоляция трубы включает в себя утеплительный слой из автоклавного бетона с объемным весом 400 кг/м3, имеющего стальную арматуру, гидроизоляционное покрытие, состоящей из трех слоев бризола на битумно-резиновой мастике, в состав которой входят 5—7% резиновой крошки и защитный слой, вы-полненный из асбестоцементной штукатурки по стальной сет-ке.

Обратные магистрали трубопроводов изолируются таким же образом, как и подающие. Однако наличие изоляции об-ратных магистралей зависит от диаметра труб. При диаметре труб до 300 мм устройство изоляции обяза-тельно; при диаметре труб 300-500 мм устройство изоляции должно быть определено технике экономическим расчетом исходя из местных условий; при диаметре труб 500 мм и более уст-ройство изоляции не предусматривается. Трубопроводы при такой изоляции укладывают непосредст-венно на выровненный уплотненный грунт основания траншеи.

Для понижения уровня грунтовых вод предусматривают специальные дренажные трубопроводы, которые укладывают на глубине 400 мм от дна канала. В зависимости от условий работы дренажные устройства могут быть выполнены из различных труб: для безнапорных дренажей применяют керамические бетонные и асбестоцементные, а для напорных - стальные и чу-гунные.

Дренажные трубы прокладывают с уклоном 0,002—0,003. На поворотах и при перепадах уровней труб устраивают специаль-ные смотровые колодцы по типу канализационных.

Надземная прокладка трубопроводов.

Если исходить из удобства монтажа и обслуживания то прокладка труб над землей является более выгодна чем прокладка под землей. Так же это требует меньших материальных затрат. Однако это поритит внешний вид окружающей среды и поэтому такой вид прокладки труб не везде может применяться.

Несущими конструкциями при надземной прокладке трубо-проводов служат: для небольших и средних диаметров — надзем-ные опоры и мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от поверхности; для трубопроводов больших диаметров, как правило, опоры-эстакады. Опоры, обычно, выполняют из железобетонных блоков. Мачты и эстака-ды могут быть как стальными, так и железобетонными. Расстоя-ние между опорами и мачтами при надземной прокладке должно быть равно расстоянию между опорами в каналах и зависит от диаметров трубопроводов. В целях сокращения количества мачт устраивают при помощи растяжек промежуточные опоры.

При надземной прокладке тепловые удлинения трубопрово-дов компенсируются при помощи гнутых компенсаторов, требу-ющих минимальных затрат времени на обслуживание. Обслуживание арматуры производится со специально устраиваемых площадок. В качестве подвижных следует применить катковые опоры, создающие минимальные горизонтальные усилия.

Так же при надземной прокладке трубопроводов могут применяться низкие опоры, которые могут быть выполнены из металла или низких бетонных блоков. В местах пересечения такой трассы с пешеходными дорожками устанавливают специальные мостики. А при пересечении с автодорогами - или выполняют компенсатор нужной высоты или под дорогой прокладывают канал для прохода труб.

Cтраница 1


Открытый способ прокладки допускается внутри кварталов, на вновь застраиваемых территориях, на неблагоустроенных улицах и площадях, а также при реконструкции улиц и площадей. Целесообразность применения того или другого способа ведения работ должна определяться в каждом отдельном случае при проектировании с учетом местных условий.  

Открытый способ прокладки допускается внутри кварталов, на вновь застраиваемых территориях, на неблагоустроенных улицах и площадях, а также при реконструкции улиц и площадей. Целесообразность применения того или другого способа ведения работ должна определяться в каждом отдельном случае при проектировании, с учетом местных условий.  


Открытому способу прокладки газопровода соответствует большой объем земляных работ; кроме того, этот способ загрязняет улицы, нарушает нормальное дв-ижение транспорта и требует сплошного вскрытия уличного покрова.  

При открытом способе прокладки патрон должен изолироваться безоговорочно. Необходимо помнить, что патрон электрически изолирован от рабочей плети и, следовательно, не попадает в защитную зону ЭХЗ. Поэтому необходимо применять все эти способы защиты патронов от коррозии, включая применение протекторной и дренажной защиты.  

Схема определения места повреждения кабельной линии методом накладной рамки.| Принцип устройства накладной рамки.  

Особенно удобен этот метод при открытом способе прокладки кабеля или при уточнении нахождения повреждения в пределах разрытой траншеи.  


Особенно удобен этот метод при открытом способе прокладки кабеля или при уточнении места повреждения в пределах разрытой траншеи.  

Это в свою очередь определяется скрытым или открытым способом прокладки трубопроводов.  

Выбор способа прокладки коммуникаций определяется технико-экономическим обоснованием. При равных показателях следует предпочитать открытый способ прокладки.  

В городах возникает необходимость прокладки новых или смены старых подземных сетей. При прокладке подземных коммуникаций открытым способом в городских условиях дезорганизуется движение транспорта и пропускная способность улиц; ухудшаются санитарно-гигиенические условия улиц и безопасность движения; разрушается проезжая часть, уничтожаются зеленые насаждения. Открытый способ прокладки подземных сетей под железнодорожными и трамвайными путями, под городскими улицами и площадями с интенсивным движением транспорта, под существующими зданиями и сооружениями невозможен.  

Инженерные сети и технологические коммуникации следует прокладывать совмещение в соответствии с принятыми очередями строительства и пусковыми комплексами. Выбор способа прокладки коммуникаций определяется технико-экономическим обоснованием. При равных показателях преимущество следует отдавать открытому способу прокладки.  

При проектировании или реконструкции подъездных путей и железнодорожных станций возникает необходимость в частичном переустройстве или защите существующих сетей водоснабжения и канализации. Возможность переустройства сетей и способ их защиты обусловливаются техническими условиями. Участки сети, попадающие под железнодорожные пути, укладывают в кожух. При открытом способе прокладки трубопроводов под проектируемыми железнодорожными путями для кожуха применяют железобетонные трубы, при закрытых способах производства работ под действующими путями для кожухов применяют стальные трубы. Имеются типовые проектные решения, разработанные институтами Мосгипротранс, Мосинжпроект и др., которые используются при разработке конструкций переходов водопровода и канализации под железнодорожными путями на станциях и перегонах и под автодорогами. Переходы предусматривают вне мест укладки стрелочных переводов, число их должно быть ограничено.  

Замена труб методом разрушения имеет следующие преимущества по сравнению с другими методами. Увеличение диаметра ведет к повышению пропускной способности трубопровода. При реализации метода может использоваться полиэтиленовый трубопровод, который не имеет стыковых соединений, выдерживает большие нагрузки и имеет срок эксплуатации 50 - 100 лет. По сравнению с открытыми способами прокладки трубопроводов метод дает меньший риск повреждения существующих коммуникаций. Уплотнение грунта имеет место не в такой степени, как при использовании других методов прокладки. И, наконец, последняя отличительная особенность метода состоит в минимальной разработке фунта при реконструкции сетей и сооружений.  

Страницы:      1

Когда подземные коммуникации пересекают дорожную трассу или железнодорожные пути, демонтаж таких объектов может быть крайне затруднителен, а часто и вовсе невозможен. Решить проблему поможет прокладка труб методом прокола. Этот способ не требует больших затрат и выполняется с помощью специального оборудования.

Методом прокола называют технологию, при которой можно получить отверстие без разработки и выемки грунта путем его уплотнения. Такой способ подходит для прокладки стальных конструкций. Диаметр может варьироваться в пределах 100-500 мм, длина отверстия – 30-50 м. Прокол под дорогой — это один из самых востребованных методов бестраншейной прокладки коммуникаций.

Управляемый прокол используют для прокладки:

  • коммуникаций из металла и пластика;
  • футляров, в которые затем укладывают газовые и водопроводные трубы;
  • футляров для силовых, телефонных кабелей и т.п.

Прокол используется не только в тех случаях, когда необходимо безболезненно пересечь трассу или железнодорожные пути. Метод подходит для прокладки отверстий в колодец (при условии, что диаметр этого колодца не менее полутора метров), подвал дома, при необходимости провести провода под каким-либо относительно небольшим объектом и т.п.

Управляемый прокол — это один из наименее затратных способов бестраншейной прокладки коммуникаций под дорогой или другими похожими объектами (+)

Чаще всего управляемый прокол выполняют в толще глинистого грунта под различными дорогами, например, под автотрассой или железнодорожным полотном. Для этого используют насосно-домкратный нажимной агрегат, например, такой как установка Ditch Witch P80. Кроме того, понадобится набор расширителей, штанг, головок и другого инструмента, с помощью которого выполняют буровые работы.

Обязательно используют гидравлическую станцию. Необходимое силовое воздействие обеспечивает гидроцилиндр, приемлемая мощность агрегата составляет порядка 36 тонн. Работу станции должен обеспечивать двигатель внутреннего сгорания. Для наблюдения за ходом работ в толще грунта применяют средства беспроводной локации.


Для выполнения бестраншейной прокладки труб методом прокола необходимо предварительно сделать два котлована: стартовый и финишный (или приемный)

В качестве примера можно рассмотреть порядок работы локационного устройства Eclipse. В буровую головку помещают зонд, который передает сведения о ходе буровых работ. Информация поступает на локатор. Здесь данные анализируются, в результате чего определяется точное расположение бурового инструмента в толще грунта, угол наклона буровой головки, соответствие ее движения составленному ранее плану работ. Одновременно контролируется состояние батареи зонда, с которого поступают сведения.

Буровая головка устроена таким образом, что часть ее поверхности скошена. Это улучшает производительность, но отражается на качестве работ. Из-за скоса при продвижении в толще грунта положение головки будет постоянно отклоняться от вектора воздействия. Оператор должен постоянно корректировать траекторию движения головки, сверяясь с результатами локации.

Чтоб инструмент двигался строго по прямой, его необходимо вращать с постоянной скоростью. Первую стадию выполнения прокола начинают в стартовом котловане, а завершают — в приемном. Здесь вместо буровой головки на установку закрепляют конусный расширитель. Это устройство проходит образовавшуюся горизонтальную скважину в обратном направлении, что позволяет расширить ее и уплотнить стенки.

После этого в получившееся длинное отверстие вставляется труба необходимого диаметра или футляр для прокладки коммуникаций. В зависимости от ситуации можно прокладывать не одну, а несколько труб. Дальнейшие действия состоят в том, чтобы эти коммуникации проложить и подключить к общей системе.

Во время подготовительных работ также необходимо продумать место хранения труб, которые должны находиться рядом с местом проведения бурения. Обычно площадку для труб предусматривают рядом со стартовым котлованом. Размеры площадки для хранения зависят от длины труб, которая может достигать шести метров.

Желательно, чтобы трубы хранились в горизонтальном положении. Это упростит монтаж и снизит вероятность повреждения конструкции. Кроме того, нужно обеспечить подъездные пути к стартовому котловану, чтобы беспрепятственно доставлять материалы и необходимую для проведения работ технику.


Метод управляемого прокола позволяет успешно укладывать в толще грунта и пластиковые, и металлические трубы. Сначала выполнятся пилотный прокол, затем производится уплотнение в обратную сторону

Сначала выполняется предварительное обследование места проведения работ на местности. Специалисты при этом используют проектную документацию, основываясь на которой, а также на результатах анализа объекта, составляется план выполнения прокола. Если необходимо выполнить прокол под объектом, испытывающим серьезные транспортные нагрузки (трамвайные пути, автотрасса, железная дорога, метро и т.п.), трубы укладывают в специальных футлярах.


Если нужно проложить под дорогой несколько кабелей, сначала укладывают трубу или футляр, диаметр которого позволяет вместить все необходимые коммуникации

Такой футляр должен иметь диаметр, превышающий размеры труб примерно на 15-20 см. Сначала кладут футляр, затем в него монтируют трубы, а пространство между этими коммуникациями заливают раствором, для которого можно использовать недорогой цемент М-100. Футляры уменьшают нагрузки на подземные коммуникации и снижают риск их повреждения.

Гидро-, вибропрокол и продавливание

Различают гидро- и вибропроколы. В первом случае в качестве инструмента для продавливания грунта используют водяную струю, которая под большим напором бьет из специального наконечника. Этот метод особенно эффективен на несвязных песчаных грунтах, легко размываемых под воздействие струи. Он позволяет проделать отверстие диаметром около 50 см за минимальное количество времени. Но максимальная длина скважины при гидропроколе – 30 м.

Вибропрокол, как понятно из названия, осуществляется с помощь вибрационного воздействия. В устройстве для выполнения прокола используются ударно-вибрационно-вдавливающие установки с возбудителями продольно-направленных колебаний. Статическое вдавливание сочетают с воздействием на грунт ударных импульсов вибромолота. Метод применяется на плывунах и песчаных грунтах как для прокладки труб, так и для их извлечения. Диаметр скважины может достигать 50 см, а ее протяженность – 60 м.

Метод продавливания осуществляется с помощью домкратов, как и прокол. Но в этом случае труба направляется в грунт открытым концом. В процессе продвижения конструкции в трубе образуется плотная пробка из грунта, которая затем удаляется. Для выполнения этого типа работ используют от двух до восьми мощных (на 200-400 тонн) гидродомкратов, для работы которых необходим монтаж упорной стенки с рамой и наголовником.


Продавливание грунта — это бестраншейный метод прокладки труб, который выполняется с помощью специальных гидравлических установок высокой мощности

За смену такое устройство может пройти до 10 метров грунта, а общая длина скважины обычно не превышает 80 метров. Если требуется проложить более длинную трассу, ее разбивают на отдельные участки не более 80 метров. Этот метод также требует устройства начального и финишного котлована, в которых и устанавливают необходимую гидравлику.

Проходку каждого участка выполняют дважды: в прямом, а затем в обратном направлении. Контроль работы механизмов и качества продавливания ведет оператор, который находится в котловане.

Технически этот метод сложнее, чем обычный прокол, но его можно применять практически на любых грунтах. Диаметр конструкции может достигать 172 см. Разработка керна, сформировавшегося внутри трубы, может производиться вручную или механизированными средствами.

Преимущества метода прокола

Востребованность метода прокола объясняется его значительными преимуществами по сравнению с другими вариантами выполнения работ этого типа. Например, прокол доступен в любое время года, высокая или низкая температура наружного воздуха и грунта большого значения не имеет.


Одно из преимуществ метода управляемого прокола состоит в том, что работы могут проводиться и на участках с повышенным уровнем грунтовых вод

Работа установки не требует использования бентонитового раствора, подачи в скважину воды или бурового раствора. Это компактный и мощный агрегат, который оснащен надежной системой электробезопасности. Его не сложно доставить к объекту и установить. При этом компактные размеры не мешают устройству работать с высокими показателями мощности.


Бестраншейные методы прокладки труб, такие как управляемый прокол, можно с успехом применять и в летний, и в зимний период

Сроки работ также меньше, чем при применении других методов. Даже если на участке, где выполняется прокол, наблюдается повышенный уровень грунтовых вод, нет необходимости проводить мероприятия по отведению воды с участка. Во время прохождения расширительного конуса производится и уплотнение стенок траншеи, поэтому дополнительные работы в этом отношении не требуются.

Выполнение прокола на разных объектах

Сложность и скорость работ этого типа во многом зависит от условий, т.е. от местности и характеристик объекта, под которым выполняется прокол. Для бурения под железнодорожным полотном обычно требуется достаточно серьезное оформление. Сначала нужно согласовать бурение с целым рядом служб железной дороги.


Использование метода управляемого прокола в черте города позволяет сохранить целостность дорожных трасс, чтобы минимизировать затраты и не нарушать движение транспорта

В России нужно обратиться в подразделения ЭЧ, ШЧ, РЦС НОДГ, ПЧ и другие службы ОАО “РЖД”. В обязательном порядке оформляются договора на ведение технадзора, а также на установку страховочных пакетов. Вся исполнительная документация должна быть согласована и предоставлена органам железной дороги.

В дистанцию пути передается пакет документов по окончании цикла работ по прокладке труб. В городах прокол под дорогой очень востребован при прокладке новых коммуникаций, особенно в местах с историческими достопримечательностями. Метод позволяет не только сохранить обычное движение на дорогах, но и предотвратить разрушение старинной мостовой, когда необходимо проложить трубы под такими участками.

Реставрация подобного объекта может быть сложной, а порой и невозможной. В коттеджных поселках прокладка коммуникаций методом прокола позволяет выполнить все работы с минимальными повреждениями уже готовых объектов: дорог, изгородей и т.п.

Какие существуют альтернативы?

Помимо метода управляемого прокола существуют и другие варианты устройства коммуникаций в толще грунта без устройства траншей. Иногда альтернатива может оказаться более приемлемой, чем прокол, все зависит от конкретной ситуации. Горизонтально направленное бурение, которое также называют наклонно-направленным, используется для прокладки напорных и безнапорных трубопроводов.

Бурение этим способом выполняется с поверхности земли. Диаметр отверстия следует взять на 30-50% больше, чем размеры труб, которые предполагается в нее уложить. Отверстие расширяют не сразу, а в несколько этапов. При этом используется бентонитовый раствор, который смешивается с взрыхленным грунтом и облегчает его удаление из ствола.

Кроме того, эта рабочая жидкость используется для охлаждения бурового инструмента, а в дальнейшем она образует на стенках шахты слой, который защищает их от разрушения. Для откачивания отработанного бентонитового раствора используют илосос. После откачки ненужный раствор нужно отвезти на свалку для дальнейшей утилизации.

Если работы выполнены правильно, в результате получается чистая скважина с прочными стенками. Буровые установки для выполнения работ этого типа обладают различными характеристиками, такими как крутящий момент и тяговое усилие. От этого зависит длина труб, которые будут уложены в толще грунта, которая может достигать 1000 метров.

Допустимый диаметр труб — 120 см. Путем горизонтального направленного бурения можно укладывать и металлические, и пластиковые трубы. Бурение выполняется по предварительно рассчитанной траектории, движение бурового инструмента контролируется с помощью системы локации. Угол забуривания может варьироваться в пределах 26-34 градуса. Еще один важный показатель при использовании ГНБ — изгиб штанг, который может составлять 6-12 %, это зависит от их типа.

Еще одна популярная методика бестраншейной прокладки труб — бурошнековое бурение. Для ее выполнения используют специальную гидравлическую установку, действующую как домкрат. Сначала делают стартовый и финишный котлованы. Глубина каждого из них должна быть на один метр глубже, чем уровень прокладки трубопровода.

В стартовый котлован опускают гидравлическую установку, которая вращает шнек и трубы продавливания. В результате часть грунта удаляется и получается скважина для трубы. Затем внутрь устанавливают трубы, футляры и т.п. Максимальная длина прокладки обычно составляет всего 100 метров, но диаметр коммуникаций может достигать 172 см, показатели во многом зависят от типа грунта, на котором проводится бурение.


Метод продавливания стальных футляров часто применяют, если необходимо проложить с помощью бестраншейных способов трубы или футляры большого диаметра

Для контроля над проведением работ во время бурошнекового бурения используют лазер, который обеспечивает правильный угол наклона бура, а также позволяет отслеживать направление бурения с высокой точностью. После того, как шнек достигает финишного котлована, его выводят из получившейся скважины в обратном порядке.

Микротоннелирование — это высокоточный метод бестраншейной прокладки коммуникаций, который выполняется с помощью специального проходческого щита. Для перемещения устройства используется домкратная станция высокой мощности. Она оказывает воздействие на колонну из ж/б труб, которые присоединены к щиту. Постепенно длина скважины наращивается, поэтому длину колонны увеличивают путем наращивания железобетонных конструкций.


Для прокладки железобетонных и стальных труб используют метод микротоннелирования. Его выполняют с помощью специального проходческого щита, который рыхлит грунт

Этот метод также требует предварительной подготовки двух котлованов, расстояние между ними может варьироваться в пределах 50-500 метров. Домкратную установку нужно опустить в стартовый котлован на глубину, которая соответствует уровню прокладки коммуникаций. Если длина скважины превышает 200 метров, обычно используют промежуточную домкратную станцию.

Проходческий щит разрыхляет грунт, который вымывается водой или бентонитовым раствором, поступающим по подводящим линиям. Отработанная жидкость, смешанная с частичками грунта, перемещается в отстойник по отводным линиям. После того, как проходческий щит попадает в финишный котлован, работы можно считать оконченными.


Бестраншейные методы прокладки коммуникаций выполняются с применением специального оборудования высокой мощности. Точное соблюдение технологии обеспечит надежную скважину

Оборудование разбирают и удаляют. Методом микротоннелирования можно устанавливать не только железобетонные, но и стальные трубы. Для контроля правильности выполнения работ используется навигационная система, состоящая из лазера, мишени и измерительного колеса. Для длинных участков (более 200 м) эффективной считается электронная лазерная система, снабженная гидростатическим уровнем, который дает точные сведения о глубине прокладки труб независимо от температуры воздуха внутри конструкции.

Как выбрать подходящий способ

Способ прокладки коммуникаций с помощью горизонтального бурения выбирают еще на стадии проектирования конкретного процесса. Если бестраншейная прокладка труб будет выполняться в рамках строительства какого-то объекта, например, жилого дома, то работы могут стать частью общего строительного проекта. При проектировании учитываются следующие сведения:

  • длина коммуникаций, которые необходимо уложить бестраншейным способом;
  • диаметр футляра или трубы;
  • материал, из которого изготовлены коммуникации;
  • глубина, на которую необходимо уложить трубы;
  • тип трубопровода (напорный или безнапорный);
  • возможность для монтажа стартового и финишного котлованов подходящей глубины;
  • подъездные пути к месту проведения работ;
  • наличие достаточно просторной площадки для хранения материалов, техники и т.п.;
  • уровень пролегания грунтовых вод;
  • другие геологические особенности участка;
  • план расположения уже имеющихся на участке коммуникаций.

В процессе строительства иногда необходимо изменить уже составленный проект. Это может быть вызвано желанием сократить расходы, используя, например, пластиковые трубы вместо стальных. Кроме того, план расположения подземных коммуникаций на объекте не всегда оказывается достаточно точным.


Диаметр трубы — один из показателей, которые учитывают при выборе методов бестраншейной прокладки коммуникаций. Скважина должна быть немного больше

При выполнении работ могут обнаружиться такие неучтенные трубы или кабели. Все эти моменты могут потребовать изменений в проекте, а это может сказаться и на решении о способе бурения. Если глубина прокладки коммуникаций невелика, возникает опасность просадки верхнего слоя грунта, особенно, если при бурении использовался бентонитовый раствор. В таких случаях лучше отдать предпочтение горизонтальному шнековому бурению.

Очень часто метод бурения определяется тем, какая именно техника имеется в распоряжении организации, выполняющей заказ. Например, если строители располагают домкратами или установкой для горизонтального направленного бурения, то ему и будет отдано предпочтение перед методом прокола. Чаще всего такие изменения продиктованы соображениями экономической выгоды.

Видео по управляемому проколу

Наглядно процесс работы установки для выполнения управляемого прокола представлен здесь:

Управляемый прокол — высокоточный и относительно недорогой способ проложить коммуникации под дорогой или другим объектом. При этом важно правильно спроектировать все работы и точно соблюдать технологию.