Внешняя политика ссср. Внешняя политика ссср Внешняя политика ссср в 60 80

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На 23 съезде КПСС в марте 1966г. были приняты решения, подтверждающие довольно жесткий внешнеполитический курс СССР. Мирное сосуществование оставалось целью советской политики, но приоритет получало соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря.

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966г. впервые за послевоенный период Москву посетил с визитом президент Франции Ш.де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием в 1971г. ряжа соглашений Л.И.Брежневым и новым президентом Франции Помпиду. Советская сторона надеялась, что сближение с Францией будет способствовать решению германского вопроса, который оставался одним из главных. В 1969г. федеральным канцлером ФРГ стал В.Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. Переговоры с Советским Союзом в Москве в 1970г. привели к заключению договора, в котором страны отказывались от применения силы в отношениях между собой. Были признаны послевоенные границы. 21декабря 1972г. ФРГ признала ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х. гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита президента Р.Никсона в Москву в мае 1972г. и до 1975г мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971 1976гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз, в основном за счет закупок СССР зерна.

В 1969г. СССР и США достигли паритета по числу межконтинентальных ракет. 26 мая 1972г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных баллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. В 1978г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне и т.д.

В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров 33 европейских стран и Канады. Подписанные там документы утверждали 10 принципов во взаимоотношениях государств – участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Начиная с 1973г. возобновились переговоры между странами Варшавского договора (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании) и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. Переговоры очень скоро зашли в тупик. Смертельный разрядке был нанесен вводом советских войск В Афганистан в декабре 1979г. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. Введение советских войск в Афганистан положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Непросто складывались отношения СССР и со сторонами социалистического лагеря. Здесь основной задачей было устранить угрозу распада лагеря и теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. Еще до 23 съезда КПСС Советский Союз предпринял ряд шагов к нормализации отношений и сближению с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Но из за конфликтов между этими странами и жесткой позицией их компартий добиться стабилизации не удавалось. В июне 1967г. осложнилось положение в Чехословакии из-за экономических срывов и политических репрессий. Осенью оппозиция властям усилилась – начались забастовки и массовые демонстрации. В ночь на 21 августа 1968г. войска пяти стран – участниц ОВД (Албания, Болгарией, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) вступили в Чехословакию». Пражская весна» (период политической либерализации в Чехословакии) закончилась. В мае 1970г. был подписан договор о союзе с СССР. Помимо ОВД и СЭВ (сове экономической помощи) на протяжении 60 -70 гг. было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, различных отраслей производства.

Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. - канцлер ФРГ В. Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р. Никсоном и сменившим его Д. Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне. Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран - участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран - участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что, в свою очередь, становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на это на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран - участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г. Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

Стремление к внутриполитической стабильности, заставляло лидеров СССР искать пути для снижения уровня международной напряженности. Проблемы были унаследованы из прошлых периодов советской истории и решение их, требовало новых подходов, переосмысленных в ключе реальностей развивающегося мира.

Контрастность международных отношений времен «холодной войны», когда был достигнут паритет в политике и вооружениях, привел мир к балансированию на грани новой мировой войны. Агрессия США в Индокитае еще больше осложнила отношения СССР и Запада.

Советские лидеры были убеждены в прочности позиций социалистического лагеря, а США, со своей стороны стремились выйти из вьетнамской авантюры, сохранив лицо. Это дало возможность, к началу семидесятых годов, запустить процесс установления прагматичных отношений СССР с США:

    в 1969 году, Запад поддержал инициативу стран Варшавского договора о созыве общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству;

    в 1970 году, договором между ФРГ и Советским Союзом признавали послевоенные границы как окончательные и отказывались от применения вооруженных сил для решения проблем;

    в 1971 году, советские, американские, английские и французские представители подписали соглашение по Западному Берлину;

    в 1972 году, Ричард Никсон, стал первым американским президентом, посетившим Москву, где были заключены соглашения об основах взаимоотношений между странами и договоры об ограничении ПРО и СНВ;

В 1973 году, с ответным визитом в США побывал Л. И. Брежнев, заключенное там соглашение об устранении угрозы ядерной войны завершило поворот к разрядке отношений между странами.

Европейское совещание в Хельсинки

Апогеем «разрядки» стал подписанный 33-мя европейскими странами и США Заключительный акт СБСЕ, в котором были:

  • подтверждены политические и территориальные итоги II Мировой войны;
  • скоординированы принципы доверия в военной сфере;
  • согласованы главные направления совместных усилий в экономической, научной и экологической сферах;
  • увязаны вопросы прав и свобод человека с внутренней политикой стран-подписантов Акта.

Подписание Заключительного акта было значимой победой политики мирного сосуществования. Относительная стабильность в отношениях с капиталистическими странами сохранялась вплоть до ввода ОКСВА в Афганистан. Страны Запада использовали этот повод для развязывания очередного раунда «холодной войны».

Роль региональных конфликтов в обострении ситуации

После Карибского кризиса центр противостояния СССР и США переместился в разные регионы мира. СССР и США выступали на стороне разных противоборствующих группировок:

  • во время агрессии США во Вьетнам;
  • в арабо-израильской войнах на Ближнем Востоке;
  • в Индо-Пакистанском конфликте;
  • в антиколониальной борьбе народов Африки;
  • в гражданской войне в Никарагуа и Эфиопии;

Эти конфликты, локализованные в регионах были полем противоборства СССР и США, полигоном для испытания новейших вооружений, совершенствования военного планирования.

Отношения внутри лагеря социалистических стран

Концепция, на основе которой строились отношения с соцстранами носила негласное название: «доктрина Брежнева». Ее суть была заключена в том, чтобы любыми средствами обеспечить единство социалистического лагеря, во главе с Советским Союзом.

Предпринятая в 1968 году, лидерами Чехословакии попытка выйти из под опеки Москвы была подавлена. В ликвидации опасного прецедента, наряду с советскими войсками приняли участие войсковые подразделения из всех стран Варшавского пакта. Позднее, во время подобных событий в Польше, советское руководство не использовало в полном объеме «пражский опыт» и развитие ситуации имело печальные для мирового социализма последствия.

К началу 70-х годов обострились отношения с КНР, компартия которой выдвинула заявку на первенство среди социалистических и развивающихся стран. Ситуация противостояния дошла да военных конфликтов и острой идеологической борьбы на всех площадках сотрудничества, особенно после ухода Мао Цзедуна.

Полностью воплотить в жизнь «доктрину Брежнева» не получилось. Страны соцлагеря охотно пользовались всеми преимуществами, предоставляемыми им со стороны СССР, но при этом активно отстаивали свою независимость во всех сферах.

В целом советская внешнеполитическая деятельность эпохи 60-80-х годов имела устойчивую направленность на снижение уровня прямого противостояния Востока и Запада, разрешая острые углы через региональные войны. Но в это же время обозначилась тенденция движения СССР к системному кризису во внешней политике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Внешняя политика в СССР в 60- 80 гг .

1. Внешняя политика Хрущева Н.С.

Во внешней политике в первые годы после смерти Сталина противоборствовали две стратегии. Первую защищал В. Молотов. Она исходила из тезиса о незыблемости сталинской внешней политики, принципиальной основой которой являлись следующие установки:

Подготовка к третьей мировой войне, которая в перспективе неизбежна. Поэтому общий курс на «холодную войну» должен быть сохранен, а «железный занавес» должен оставаться непроницаемым;

Осуществление полного и безоговорочного диктата СССР по отношению к другим социалистическим странам, насаждение в них точной копии сталинского «социализма»;

Проведение политики недоверия и даже враждебности к странам «третьего мира», особенно к Индии (т.к. Сталин считал эту страну империалистической марионеткой).

В противоположности этим установкам Н. Хрущев выдвинул и осуществил принципиально новую стратегию. Хрущев был одним из инициаторов «оттепели» во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий; предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым.

Первым направлением его стратегии была разработка тезиса о возможности предотвращения войн в современную эпоху и провозглашение мирового сосуществования генеральной линией внешней политики Советского Союза. В рамках этого курса были улучшены отношения с великими державами, заключен мировой договор с Австрией и выведены войска с ее территории (1955 г.), установлены дипломатические отношения с ФРГ и Японией (1955-1956 гг.), подписан договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех странах (1963 г.), приоткрыт «железный занавес», осуществлены многочисленные визиты Н. Хрущева в капиталистические страны, в том числе в США.

Вторым направлением хрущевской стратегии явилось предоставление социалистическим странам большей самостоятельности, признание за ними права учитывать свои экономические, политические, культурные и национальные особенности при определении форм и путей перехода к социализму. В этой связи в 1955 г. Были нормализованы отношения с Югославией. Китай в 1954-1955 гг. стал привилегированным союзником СССР. В принятой в октябре 1956е Декларации правительства СССР говорилось, что страны социалистического содружества «могут строить отношения только на принципах полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг-друга».

Третьим направлением в стратегии Хрущева стало осуществление исторического прорыва в развивающие страны. Визит Хрущева и Булганина в Индию (1955 г.) носил триумфальный характер. Индии были предоставлены крупные кредиты. Египет, Сирия, Алжир стали союзниками СССР.

Но во внешней политике Хрущева было и немало ошибок. Хрущев твердо убежденный в мировом тожестве социализма, яростно восставал против мирного сосуществования в области идеологии. Содержание и тон его выступлений по внешнеполитическим вопросам часто носили вульгарно - пропагандический характер. Заявляя о необходимости «закапать капитализм», расхваливая и всячески преувеличивая советскую военную мощь, он объективно запугивал обывателя на Западе и помогал крайним воинствующим силам в западных странах осуществлять гонку вооружений, проявлять неуступчивость. Хрущевская авантюра с размещением советских ракет на Кубе поставила мир на грань ядерной катастрофы.

В значительной мере декларированными оказались обязательства Хрущева не вмешиваться во внутренние дела социалистических стран. Хрущев, правда, после долгих колебаний, силой подавил народное восстание в Венгрии. Он обрушился с грубыми нападками на программу Союза коммунистов Югославии, в которой отстаивался и пропагандировался югославский путь к социализму. Экономическая

Помощь Хрущева развивающимся странам часто была чрезмерной, расточительной, оказывалась не тому, кому надо, Советская страна потеряла на этом многие миллиарды рублей.

На XX-м (1956 г.) и XXII-м (1961 г.) съездах КПСС выступил с резкой критикой т. н. культа личности и деятельности И.В. Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима - подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 г. и др.), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии, 1956 и др.), обострение военного противостояния с Западом (Берлинский, 1961, и Карибский, 1962, кризисы и др.), а также политическое прожектерство (призывы «догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980) делали его политику непоследовательной. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в 1964.

2. Венгерский кризис

После XX съезда КПСС и начавшейся в СССР оттепели во многих странах социалистического лагеря активизируются самые различные силы. В Венгрии развитие событий вышло из-под контроля руководства компартии и потребовалось введение советских вооруженных сил для подавления восстания. Менее кровавый характер имели события в Польше. Везде участие советских войск воспринималось как подавление русскими национально-освободительных движений. После кризиса к власти в Венгрии пришло правительство Я. Кадара, которое осторожно проводит экономические реформы, разрешает мелкое предпринимательство и другие формы частной собственности.

Венгерские события 1956 г., народные выступления против сталинистского режима в Венгрии, подавленные в результате военного вмешательства СССР.

«Оттепель», наступившая в социалистическом лагере после смерти Сталина (1953), особенно глубоко затронула Венгрию. В июле 1953 новое правительство во главе с И. Надем стало на путь отказа от курса на ускоренную индустриализацию и коллективизацию советского образца. В стране началось оживление общественной жизни, были освобождены политзаключенные. «Новый курс» первоначально был поддержан руководством СССР, однако вскоре вызвал у Москвы явную обеспокоенность. В результате контрнаступления просоветских сил во главе с первым секретарем центрального руководства Венгерской партии трудящихся (ВПТ) М. Ракоши весной 1955 г. И. Надь был смещен со своего поста. Попытка контрреформ дала толчок формированию внутрипартийной оппозиции, активизировавшейся после ХХ съезда КПСС (1956). Главным ее форумом стал дискуссионный клуб молодой интеллигенции - Кружок Петефи. Посол СССР в Венгрии Ю.В. Андропов отстаивал интересы консервативных сил в венгерском руководстве. Однако посетивший Будапешт в июле 1956 член Президиума ЦК КПСС А.И. Микоян дал согласие Москвы на отставку Ракоши. В октябре напряжение возросло, состоялась многотысячная демонстрация (6 октября). Начавшаяся 13 октября в Будапеште демонстрация в поддержку реформаторских сил в Польше переросла в вооруженное восстание. Ввод советских войск в Будапешт в целях устрашения в ночь на 24 октября придал восстанию отчетливо выраженный национальный характер. По всей Венгрии происходил распад партийно-государственных структур, власть перешла к стихийно формировавшимся революционным комитетам и рабочим советам, возрождалась многопартийность. 24 октября И. Надь вновь возглавил правительство. Он пошел на сближение с повстанцами, признал законность требований о выводе советских войск с территории страны и проведении свободных выборов.

Президиум ЦК КПСС во главе с Н.С. Хрущевым первоначально склонялся к поискам политических средств урегулирования конфликта. Но Суэцкий кризис конца октября (агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта, национализировавшего Суэцкий канал) был воспринят Москвой как симптом недопустимого ослабления советского влияния в мире, побудив тем самым руководство КПСС к демонстрации военной мощи в Венгрии. 31 октября было принято решение о новой военной акции. 1 ноября в знак протеста против ввода новых войск из СССР И. Надь провозглашает выход Венгрии из Организации Варшавского договора и обращается в ООН с просьбой о защите суверенитета. 4 ноября его правительство было свергнуто в результате наступления советских войск на Будапешт. Боевые действия при участии 17 советских дивизий продолжались до 10-11 ноября. В результате венгерских событий погибло около 3 тыс. человек (около 2 тыс. 400 венгров и около 600 военнослужащих Советской Армии). Более 190 тыс. венгров эмигрировали. И. Надь и некоторые министры из его правительства были осуждены и казнены (1958 г.). Пришедшее на смену правительство Я. Кадара, образованное в Москве, восстановило при поддержке СССР однопартийную систему.

Действия СССР в Венгрии были осуждены мировой общественностью, отмежевавшейся вместе с тем от ряда насильственных акций, совершенных повстанцами. Венгерские события показали пределы хрущевской «оттепели», неспособность руководства СССР пойти на решительный разрыв со сталинскими методами внешней политики.

Страх перед развитием событий по «венгерскому образцу» в случае утраты контроля за ходом реформ сформировал в сознании советской партократии «венгерский синдром», который суживал поле деятельности реформирования социализма в Восточной Европе и самом СССР.

3. Осло жнение международной обстановки

К началу 60-х годов советская внешняя политика значительно активизировалась. В условиях изменения соотношения сил на международной арене, связанного с появлением в СССР межконтинентальных баллистических ракет, распадом мировой колониальной системы, происходит дальнейшая «глобализация» интересов СССР. Ареной противоборства двух систем становится весь мир. СССР активно поддерживает национально-освободительные движения, особенно те силы, которые занимали наиболее радикальные, антиамериканские позиции.

В 1957-1964 гг. СССР предоставил кредиты более 20 странам Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе Индонезии, Индии, Ирану, Гане, Мали. За счет советских кредитов Объединенная Арабская Республика (ОАР) покрывала до 50% ассигнований на экономическое развитие, Индия - 15%.

Одновременно наблюдалось резкое нарастание разногласий с «братскими» социалистическими странами. Советское руководство на словах признавало суверенность и равноправие социалистических стран, партий, на практике же Советский Союз продолжал выступать в роли «старшего брата». По мере затухания «оттепели» во внешней политике страны все более сказывались некоторые отрицательные черты характера Н.С. Хрущева. Человек настроения, неискушенный в дипломатическом да и в обычном этикете, он нередко сам подчеркивал огромные усилия, приложенные ранее. В начале 60-х годов вновь обострились отношения с Югославией. В 1962 г. фактически были разорваны отношения с Албанией, но особенно сложными оказались отношения с КНР.

Первые годы после образования КНР сотрудничество складывалось успешно. В 1950-1962 гг. СССР предоставил Китаю долгосрочные кредиты на сумму в 1,8 млрд. руб. В Китае работали тысячи советских специалистов. Осуждение в СССР культа личности вызвало недовольство в КНР. После XX съезда обе стороны обвиняли друг друга в отходе от марксизма-ленинизма, в нарушении совместно выработанной на международных совещаниях компартий в 1957 и 1960 гг. политической линии. За теоретическими разногласиями стояло стремление компартий Китая наряду с КПСС занимать руководящее положение в международном коммунистическом движении. По существу догматическая «теоретическая» дискуссия привела вначале к обострению межгосударственных отношений. СССР отказался передать КНР некоторые виды ракетного и ядерного оружия, отозвал в 1962 г. своих технических специалистов и прекратил работу над 257 проектами научного и технического сотрудничества. Впоследствии разногласия привели к вооруженным конфликтам на границе.

Стремление СССР в конце 50-х годов распространить свое влияние на «третий мир», ослабить в освобождающихся от колониализма странах влияние западных держав вызвало ответную реакцию у стран НАТО. Запад в последние годы продолжал активно наращивать вооруженные силы, в больших масштабах оказывал экономическую помощь прозападным правительствам. Стремление двух противоборствующих блоков к расширению сфер влияния дважды в течение одного пятилетия ставило мир на грань ядерной катастрофы.

Первый опасный международный кризис начался в 1958 г. после того, как Запад отклонил требование советского руководства изменить статус Западного Берлина и сделать его «свободным демилитаризованным» городом. Конечная цель советской дипломатии заключалась в следующем: узаконить фактическое положение, сложившееся Европе после войны, подвести черту под военным противостоянием и легализовать существование двух германских государств - социалистического и капиталистического. В этом СССР видел реальную гарантию стабилизации ситуации в Европе. Новое обострение кризиса вокруг статуса Западного Берлина произошло в 1961 г. «Витрина» Запада в центре ГДР - Западный Берлин создавал множество проблем для восточногерманского руководства. Через него на Запад происходила постоянная «утечка мозгов», интеллигенции, квалифицированных рабочих. 13 августа 1961 г. по инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта вокруг Западного Берлина за одну ночь была возведена стена из колючей проволоки и бетонных плит. Эта мера дала возможность правительству ГДР предотвратить «голосование ногами» против тоталитарного режима, остановить отток людей и средств в ФРГ, восстановить контроль над своей территорией. Морально и психологически эта стена являлась откровенным признаком поражения, слабости как Восточной Германии, так и СССР. Строительство стены, предпринятое с одобрения СССР и других стран Варшавского Договора, было завершено практически в течение 10 дней. Эта стена длиной 45,1 км сразу же стала символом «холодной войны». Одновременно с возведением стены были оборваны коммуникации, линии метро и других транспортных средств (пограничники ГДР получили приказ, разрешающий применение оружия на поражение). Несмотря на жесткие меры против попыток «незаконного пересечения границы», люди продолжали бежать «через стену», используя канализационные трубы, технические средства, сооружая подкопы и пр. За годы существования стены погибло около 100 человек, пытавшихся ее преодолеть. Не случайно после берлинского кризиса советскому руководству нужна была демонстрация растущей советской мощи. В начале 60-х годов СССР провел серию новых испытаний ракетного и ядерного оружия, в том числе самой мощной водородной бомбы на Новой Земле. Ее воздействие было зарегистрировано во многих странах Европы, особенно на Севере.

4. Кариб ский кризис

Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы, где к власти в 1959 г. пришел лидер коммунистов Фидель Кастро. С первых шагов кубинской революции СССР оказывал Кубе экономическую и военную помощь. К весне 1962 г. советское и кубинское руководство приняли решение о тайном размещении на Кубе советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Обострение отношений между СССР и США, поставившее мир перед опасностью ядерной войны между сверхдержавами.

Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С. Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США. Советская сторона считала, что после неудачного вторжения на Кубу в 1961 г. на Плайя-Хирон с целью свержения Ф. Кастро Вашингтон готовит новую операцию. Была и другая, более важная для СССР цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н.С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради «торжества социализма» в Западном полушарии. Хотя Н.С. Хрущев неоднократно заявлял на весь мир, что мы делаем «ракеты, как сосиски», - а реальное положение было иное. По данным министра обороны США Р. Макнамары, в тот период США превосходило СССР по количеству стратегических ядерных боеголовок в 17 раз.

СССР рассчитывал без больших затрат создать ядерный кулак в 160 км от берегов Соединенных Штатов. Такое решение обосновывалось тем, что США имели аналогичные ракеты в Турции, у границ СССР. Советский Союз не собирался доводить дело до ядерного столкновения. Для советского руководства важно было показать США, что стратегический баланс изменился и с СССР отныне следует разговаривать на равных. Только в этом случае, по мнению Н.С. Хрущева, можно было бы начать эффективные переговоры по ограничению ракетно-ядерной гонки.

Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С.С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А.А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. Это вызвало в США политический взрыв. Администрация президента Дж. Кеннеди потребовала в ультимативной форме убрать ракеты с Кубы. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. Противостояние возрастало с каждым днем и достигло своего пика к 27 - 28 октября 1962 г. Однако благоразумие восторжествовало. Был достигнут компромисс: СССР вывез ядерные ракеты с Кубы в ответ на обещания Джона Кеннеди отказаться от захвата Кубы и ликвидировать американские базы в Турции, а также отказаться официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро. Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить американский народ», заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной М.С. Горбачевым «гласности»).

Самый острый кризис «холодной войны» имел далеко идущие последствия для обеих сверхдержав. Ракетный кризис, показав опасность балансирования на грани войны, заставил США и СССР пойти на диалог. В 1963 г. было подписано соглашение, направленное на сдерживание гонки вооружений: США, СССР и Великобритания прекратили все ядерные испытания, кроме подземных. Между Москвой и Вашингтоном была установлена прямая радиотелефонная связь. Кубинский кризис привел к падению авторитета СССР на международной арене. В результате ракетного кризиса Советский Союз избрал путь наращивания количества и качества стратегического ядерного оружия, окончательно отказался от политики ограниченной либерализации. «Кубинское унижение» означало «начало конца» и Н С Хрущева.

5. Изменения во внешней политике СССР в годы правления Брежнева Л.И.

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР.

Т упики «доктрины Б режнева»

В 1964-1982 гг. советская внешняя политика пользовалась неоспоримым приоритетом перед политикой внутренней. После кубинского ракетного кризиса, показавшего взаимную уязвимость двух противоположных блоков, хрупкость мира на Земле, вопрос его сохранения становится серьезным политическим мотивом для нового советского руководства. Выход за традиционные цели и рамки советской дипломатии произошел не сразу. После отставки Н.С. Хрущева консервативные силы в руководстве страны попытались объявить внешнеполитические установки ХХ съезда, и прежде всего концепцию мирного сосуществования, ревизионизмом, отходом от марксизма - ленинизма, уступками пацифизму. В результате СССР перешел к более жесткой внешней политике. Отсюда упор на военную мощь, на достижение военного паритета с Западом.

В эти годы окончательно оформляется политика «ограниченного суверенитета», плотной опеки, патернализма в отношении социалистических стран, которая на Западе получила. название «доктрина Брежнева». Для ее осуществления СССР был вынужден неоднократно при6егать к силе или угрозе применения силы.

В.1968 г. в одной из стран социалистического лагеря - ЧССР началась «пражская война» - попытка демократического обновления социализма, придания ему «человеческого лица». Движущей силой реформаторских настроений в ЧССР был сам партаппарат. На январском Пленуме ЦК КПЧ были приняты решения об экономических реформах, о демократизации общества. Консервативно настроенный А. Новотный был освобожден с поста первого секретаря ЦК КПЧ и на его место выбран А. Дубчек. Реформаторы рассчитывали в рамках существующей системы значительно повысить самостоятельность предприятий, ввести полный хозрасчет и самоокупаемость. Курс на демократизацию общественно-политической жизни в стране привел к возрождению Социал-демократической партии, которая активизировала свою деятельность в противовес Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В стране было образовано она много политических клубов, которые требовали изъять из Конституции ЧССР положения о руководящей роли КПЧ и ликвидации органов госбезопасности. К лету в стране разразился общественно-политический кризис. Средства массовой информации вышли из под контроля КПЧ, сама КПЧ теряла свой авторитет в стране. Предполагаемые выборы в Национальное собрание могли лишить ее монополии на власть. КПЧ часто механически копировала политику и практику, проводимую КПСС в СССР, не учитывая национальной специфики и собственных интересов. Поэтому критика в адрес КПЧ сопровождалась часто критикой и в адрес СССР, о чем спецслужбы неоднократно докладывали советскому руководству. В их донесениях речь шла о контрреволюционном подпольном заговоре, поддерживаемом Западом, с целью свержения социалистического строя в ЧССР.

Нежелание А. Дубчека отказаться от проведения реформ заставило советское руководство во главе с Л. Брежневым принять решение о вводе Войск стран Варшавского Договора в ЧССР: 21 августа 1968 г. войска СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР вошли на территорию ЧССР. С обеих сторон имелись жертвы, однако в целом акция обошлась без большого кровопролития. В сентябре вызванный в Москву А. Дубчек вынужден был подписать протокол, в котором события в ЧССР расценивались как попытка антисоциалистического переворота. Под давлением СССР в апреле 1969 г. Дубчек был снят с должности руководителя КПЧ и на его место избран более приемлемый для СССР Г. Гусак. Реформаторы были убраны с руководящих должностей, и процесс реформирования пошел на убыль.

После подавления «пражской весны» - советскому руководству на время удалось стабилизировать ситуацию в Восточной Европе. В это время развивавшаяся в рамках СЭВ интеграция быстро принимает однобокий характер. Помощь СССР в обеспечении стран социалистического содружества техникой, сырьем, топливом, кредитами порождает у них иждивенческие настроения, усиливает их обособленность от мирового рынка, от конкуренции. «Особый» тип экономических отношений в рамках СЭВ в конечном счете выливался в обмен советских топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары стран «содружества». В результате сильных колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказались в должниках у СССР, а затем Советский Союз задолжал по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.

Рассчитывал получить кредиты и доступ к новым технологиям, ряд восточноевропейских стран начал переориентировать экономические связи на 3 апад. В результате задолженность соцстран западным кредиторам возросла.

К концу 60-х годов резко обостряются отношения СССР и Китая. Обстановка на советско-китайской границе накалялась. Ситуация усугублялась выдвинутыми китайской стороной территориальными притязаниями. Количество опасных инцидентов на границе исчислялось тысячами, однако до вооруженных столкновений дело не доходило. После августа 1968 г. китайское руководство, опасаясь повторения «чехословацкого варианта» на своей территории, решило продемонстрировать СССР свою силу. Для этого было выбрано место в районе острова Даманский, где граница четко не была определена.

2 марта 1969 г. китайцы неожиданно открыли огонь в упор по советским пограничникам, которые патрулировали остров. В результате развязанного боя с советской стороны погиб 31 пограничник и 14 было ранено. Вылазка была повторена 15 марта. Чтобы остановить провокации китайской стороны, советской стороной были использованы ракетные установки «град». Всего в период со 2 по 21 марта 1969 г. потери советской стороны составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).

Советский Союз был всерьез обеспокоен возможностью крупномасштабной войны с Китаем: китайцы, заявляя об угрозе нападения с севера, строили убежища, подземные ходы, целые подземные поселения. СССР, в свою очередь, укреплял границу.

Обострение отношений с Китаем, потенциальная возможность американско-китайского сговора против СССР, «войны на два фронта» заставили руководство СССР пересмотреть многие подходы к внешней политике и пойти на улучшение отношений с Западом.

«Десятилетие раз ряд ки»

Важным фактором стало понимание бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Ядерные арсеналы сверхдержав были переполнены, но возможность многократного взаимного уничтожения не обеспечивала победу в войне ни той, ни другой стороне. В ядерной войне просто не могло быть победителей. Советская сторона рассчитывала, что разрядка создаст большие возможности для дальнейшего развития мирового революционного процесса.

Важной предпосылкой политики разрядки стало улучшение отношений СССР с Францией и Федеративной Республикой Германии. Инициатором улучшения советско-германских отношений стала германская сторона. После того как к власти в 19б9 г. пришли социал-демократы, канцлер Вилли Брандт провозгласил «новую восточную политику», признав де-факто существование ГДР в нерушимость послевоенных границ в Европе. 12 автуста 1970 г. во время визита В. Брандта в Москву был подписан так называемый Московский договор, согласно которому стороны обязались неукоснительно соблюдать территориальную целостность государств в Европе в их нынешних границах. Важным пунктом этого Договора было признание западных границ ПНР по линии Одер - Нейсе и границы между ГДР и ФРГ.

Поворот от «холодной войны» к разрядке напряженности в мире был закреплен визитом в Москву президента США Р. Никсона в мае 1972 г. В декларации «Основы взаимоотношений между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки» особо подчеркивалось, что в ядерный век «не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования».

Среда подписанных в Москве и затем летом 1973 г. в США соглашений наибольшую важность представляли Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор (названный ОСВ-1 - ограничение стратегических вооружений) устанавливал количественные ограничения межконтинентальных ракетназемного базирования (МБР), ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Договор ОСВ-1не останавливал гонки вооружений, так как разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие. Вноябре 1974 г.СССР иСША договорились о подготовкенового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).В 1979 г. онбыл подписан, ноне ратифицирован американскимконгрессом.

Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества стран Востока и Запада в различных сферах: от использования ядернойэнергии в мирных целях до защиты окружающей среды. Быстро развивались экономические связи. В 1971-1976 г. товарооборот междуВостоком и Западом вырос в 5 раз. При этомобъем советско-американской торговли увеличился в 8раз. Значительно были сокращены введенные в годы «холоднойвойны» ограничения на торговлю с СССР.

Соглашение 1971г. по Западному Берлину, которое подтверждало сложившееся положение и свободныйдоступ в город, положило начало так называемому европейскому процессу - диалогу между государствами Европы по вопросам мира и безопасности.

В августе 1975г. в Хельсинки был подписан 3 аключительный акт совещания 33европейских стран, а также США и Канады. Через ЗО лет после завершения второймировой войны наконец былизафиксированы важнейшие принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств,
отказа от применения силы и угрозы ееприменения. Поворот
к разрядке означал несомненный успех советской дипломатии. В 70-е годы улучшились отношения СССР практически со всеми западноевропейскими странами, развивались важные контакты с социал-демократическими партиями, с Социнтерном.

«Крах разрядки»

К сожалению, разрядка оказалась недолговечной, через 2 - 3 года после Хельсинки она остановилась в развитии, а в конце 70-х годов сменилась обострением напряженности. Серьезный удар по разрядке был нанесен вводом советских войск в Афганистан.

В течение 1978-1979 гг. лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству Советскою Союза за военной помощью для «удержания завоеваний апрельской революции». Советский Союз, для которого сама эта революция и апреле 1978 г. явилась неожиданностью, официально поддержал ее с первых дней, увидев в этом возможность установить свое влияние в регионе. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно. В марте 1979 т. Председатель Революционного совета и премьер-министр ДРА Н.М. Тараки в связи с угрозой взятия города Герат оппозицией с участием заброшенного с иранской стороны десанта попросил немедленной - военной помощи. Всего правительство ДРА обращалось к руководству Советского Союза 11 раз. Последнее обращение было сделано Х. Амином, который просил прислать в Кабул мотострелковый батальон для охраны его резиденции. Политбюро ЦК КПСС 4 декабря 1979 г. приняло решение о направлении в Афганистан спецотряда ГРУ Генерального штаба численностью 500 человек, а 12 декабря 1979 г. на заседании Политбюро было принято решение о вводе войск в Афганистан.

27 декабря 1979 г. «ограниченный контингент» советских войск вошел в Кабул и захватил дворец Амина. Лидер партии НДПА Б. Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной. Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день, не считая людских потерь в ходе боевых операций.

Причины неудачи разрядки 70-х годов коренились в несовпадении взглядов Востока и Запада на суть разрядки и ее перспективы. Каждая из сторон рассчитывала воспользоваться плодами разрядки в своих целях. С точки зрения советского руководства разрядка стала возможной благодаря ослаблению мировой позиции США и достижению Советским Союзом военно-стратегического паритета с этой страной. Решение направить «ограниченный советский контингент» в Афганистан было принято в момент, который представлялся брежневскому руководству звездным часом советского могущества. В эти дни газета «Правда» писала: «Пора бы Соединенным Штатам научиться держаться поскромнее. Так будет лучше и для самой Америки, и для всего мира». В условиях разрядки СССР успешно расширял свое присутствие в мире, подрывая влияние Запада.

В свою очередь дипломатия Запада рассчитывала на крах советского блока в условиях разрядки. Эти ожидания не были лишены оснований. Политические режимы в странах Восточной Европы могли сохранить свою жизнеспособность лишь в условиях конфронтации с Западом. Среди этих стран Польша оказалась в конце 70-х годов самым слабым звеном. Там разразился экономический, а затем и политический кризис. Задолженность Польши западным кредиторам в 1976 г.достигла 11,5 млрд. долларов, а в 1979 г. - 21,1 млрд. долларов США. Руководство Польши, пытаясь найти выходы из кризиса, предпринимало попытки повышения цен на продукты и товары, однако это вызывало бурное недовольство населения. На фоне всеобщего недовольства формировалась политическая оппозиция правящему руководству - Конфедерация независимой Польши (КНП), независимый профсоюз «Солидарность». Если профсоюзное движение выдвигало в основном экономические цели, то лидеры КНП открыто призывали к устранению существующего строя, ликвидации коммунистической партии (ПОРТ), разрыву СССР и выходу из содружества социалистических стран. В 1980 г. положение в Польше резко обострилось. Поводом послужило новое повышение цен. В условиях спада национального дохода ухудшилось снабжение населения продуктами. Польское руководство не могло оценить всю глубину нарастающих событий. В сентябре 1980 г. был освобожден от должности первый секретарь ЦК ПОРП Э. Герек, на которого была свалена вся вина за создавшееся положение. Его место занял С. Каня. Эта смена руководства в Польше произошла не без участия Кремля. Внимательно наблюдая за развитием событий в Польше, советское руководство было обеспокоено их исходом. Боязнь «потерять Польшу» заставила советское руководство перейти к решительным мерам. Северная группа советских войск в непосредственной близости от границ Польши в конце 1980 г. была приведена в полную боевую готовность. В январе 1981 г. «Солидарность» организовала забастовки и акции протеста на двух тысячах предприятий по всей Польше. Правительство было вынуждено пойти на уступки, однако это не остановило экономический кризис. В руководстве страны опять произошли перемены. Первым секретарем ЦК ПОРП был избрал генерал В. Ярузельский, сохранивши за собой посты премьер-министра и министра национальной обороны. Под давлением советского руководств В. Ярузельский 13 декабря 1981 г. ввел в стране военное положение. Лидеры оппозиции, в том числе руководитель «Солидарность» Л. Валенса, были интернированы.

События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально этот процесс произошел лишь в 1989 г.

К середине 80-х годов несостоятельность глобальной внешней политики СССР стала очевидной. Неудачи практически на всех направлениях дипломатии стали итогом глубокого непонимания ситуации в мире. Советская система не могла дать адекватный ответ на новый виток гонки вооружений. Крах потерпела попытка КПСС консолидировать в международном масштабе коммунистические и антиимпериалистические силы. Требовались новые подходы ко всей внешнеполитической деятельности Советского государства.

Заключение

Внешняя политика СССР в середине 1960-х - середине 1980-х годов отличалась крайней нестабильностью, которая была обусловлена прежде всего неустойчивым характером советско-американских отношений, соперничеством двух сверхдержав в вопросах геополитического влияния в мире, главным образом на азиатском континенте. От противостояния во вьетнамской войне, развязанной США на Индокитайском полуострове, через сотрудничество в годы европейской разрядки к противостоянию в афганской войне, начатой СССР в Центральной Азии, - такова была синусоида взаимоотношений двух стран, определявших судьбу мира.

Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками - социалистическим и капиталистическим. Целью противников было достичь превосходства именно в области атомного, а затем ядерного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений.

Позиции СССР в мире были прочными, СССР опережал США в освоении космоса, что было символом успехов научно-технической революции в Советском Союзе. В 1959 Хрущев посетил США. Это был первый в истории визит советского лидера в Америку. Но в 1960 отношения между СССР и США снова ухудшились из-за инцидента с американским самолетом У-2, вторгшимся в воздушные пределы СССР.

В 1960 на президентских выборах в США победил Дж. Кеннеди. Он построил свою предвыборную кампанию на идее угрозы отставания Америки от Советского Союза. Кеннеди выдвинул лозунг «новых рубежей». Америка и ее союзники должны были выйти на новые рубежи, как в техническом, так и в военно-политическом отношении. Доктрина сдерживания коммунизма была признана недостаточной, необходимо было контрнаступление против коммунистической экспансии.

Сразу после своего прихода к власти Кеннеди предпринял попытку свержения прокоммунистического режима Ф. Кастро на Кубе, операция на Плайя-Хирон провалилась. Не успел Кеннеди оправиться от этого поражения, как его настиг новый кризис. На первой же встрече с новым американским президентом в апреле 1961 Хрущев потребовал изменить статус Западного Берлина - очага западной цивилизации, со всех сторон окруженного территорией социалистической ГДР. Кеннеди выступил против, и развернулся Берлинский кризис 1961 г.

В 1962 ракетно-ядерное соперничество достигло своего пика в Карибском кризисе. Этот кризис многому научил как советское, так и американское руководство. Лидеры сверхдержав осознали, что они могут привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, «холодная война» пошла на спад. В ходе кризиса СССР и США впервые договорились об ограничении гонки вооружений. Кеннеди выступил за более реалистичный курс в отношении СССР, за решение спорных вопросов путем переговоров. На случай чрезвычайных обстоятельств между президентом США и первым секретарем ЦК КПСС была установлена прямая телефонная связь («горячая линия»).

Ученые всего мира указывали на такое опасное последствие гонки вооружений, как испытания ядерного оружия. 15 августа 1963 был заключен Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

Заключение договора 1963 не означало окончания «холодной войны». Уже в следующем году, после гибели президента Кеннеди в ноябре 1963, соперничество двух блоков обострилось. Но теперь оно было вытеснено подальше от границ СССР и США - в Юго-Восточную Азию, где развернулась война во Вьетнаме.

В середине 1960-х гг. сверхдержавы столкнулись с большими трудностями (советско-китайский конфликт, война в Индокитае), которые заставили их перейти от «холодной войны» к налаживанию более миролюбивых отношений, к политике «разрядки» международной напряженности.

Обострение «холодной войны» в 1979 -1 985 гг . Во время разрядки были приняты важные документы по Ограничению стратегических вооружений. Однако, ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, эти соглашения почти не касались размещения ядерного оружия. Между тем сверхдержавы могли сконцентрировать большое количество ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений. Это привело к ракетному кризису 1979-1987 гг.

Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск в Афганистан в ходе Афганской войны в декабре 1979. Еще больше отношения между блоками ухудшились после подавления профсоюзного объединения «Солидарность» в Польше. В 1980-1982 гг. США вели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и призвал ликвидировать ее. Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов прекратил все переговоры с США. Мир подошел к грани третьей мировой войны почти также близко, как и во время Карибского кризиса.

В 1983 Рейган выдвинул идею Стратегической оборонной инициативы (СОИ), идеи «звездных войн» - космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора по ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то что США тоже были далеки от успеха в этой области, коммунистические лидеры осознали, что могут проиграть «холодную войну».

Перестройка и «новое мышление ». К середине 1980-х гг. страны «реального социализма» вошли в полосу кризиса. Бюрократическая экономика (административно-командная система) уже не могла обеспечить растущие потребности населения и с трудом выдерживали гонку вооружений. СССР все труднее было нести бремя «холодной войны», поддерживать союзные режимы по всему миру, вести войну в Афганистане. Все более заметным и опасным было техническое отставание СССР от капиталистических стран.

Оценивая внешнеполитическую деятельность Н.С. Хрущева, трудно придерживаться какой-то одной позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями. В целом к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Главной заслугой Хрущева было то, что он сумел растопить лед «холодной войны», не дал разгореться смертельному костру ядерной войны. Противостоящие системы во главе СССР и США вышли из крупных, военных конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинули мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевший также важное экологическое значение августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Несмотря на то, что после ухода Хрущева от власти внешняя политика СССР снова сдвинулась в сторону ужесточения, его усилия по сохранению мира на Земле надолго остались в памяти жителей планеты.

Список использованной литературы

политика хрущев карибский брежнев

1. Бурлацкий Ф.М. «О Хрущеве, Андропове и не только о них…» Москва., Политиздат. 1990 г.

2. Волобуев О.В., Кулешов С.В., Пивовар Е.И. «Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть вторая.» (Российский государственный гуманитарный университет). Москва., Терра. 1991 г.

3. Островский В.П. «История СССР». Москва., Просвещение, 1990 г.

4. Перехов Я.А. «История России XIX-XX век». Учебное пособие. Москва. Политиздат. 1990 г.

5. Терещенко Ю.Я. «История России XX. - XXI век». Учебное пособие. Москва. Филологическое общество «Слово»; Ростов-на-Дону издательство «Феникс» 2004 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Время Хрущева. Амнистия заключённых в ГУЛАГе. Образ нового вождя и популярность Хрущева. XX съезд КПСС. Внешняя политика Хрущева. Противостояние США и СССР. Оттепель и ее откат. Карибский кризис. Заговор. Значение деятельности Хрущева для истории СССР.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Н.С. Хрущева. Экономика и внешняя политика СССР в послевоенный период. Политические и экономические реформы в годы правления Н.С. Хрущева. Отношения с капиталистическими и социалистическими странами.

    реферат , добавлен 04.07.2014

    Основные события внешней политики и международных отношений. Разрядка международной напряженности, причины перехода от разрядки к конфронтации. Начало распада "социалистического лагеря". СССР и международные конфликты. Отношения СССР со странами Запада.

    презентация , добавлен 27.05.2013

    Изучение направлений внешней политики СССР в первой половине 1930-х гг. Причины и последствия укрепления международного положения СССР. Создание системы коллективной безопасности. Советско-германские отношения. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2010

    Юношеские годы Леонида Ильича Брежнева. Вступление в Коммунистическую партию и продвижение по партийной линии. Заговор, приведший к смещению Хрущева. Новая коллегиальная политика СССР. Проведение экономических реформ. Политика периода правления Брежнева.

    презентация , добавлен 12.06.2011

    Биография Н.С. Хрущева. Реакция Грузии на доклад Хрущева о культе личности Сталина и преступлениях сталинского режима. Социальная политика Хрущева, направления его внешней политики. Состояние промышленности и аграрного сектора СССР в годы "оттепели".

    реферат , добавлен 12.08.2009

    Причины и предпосылки изменения внешнеполитического курса СССР. Результаты деятельности Коминтерна. Отношение России со странами Дальнего Востока в начале 30 годов. Советско-англо-французские переговоры. Мюнхенское соглашение, сближение СССР и Германии.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Исследование хода Карибского кризиса. Сравнительный анализ воспоминаний Н.С. Хрущева и Д.Ф. Кеннеди. Последствия кризиса для внешней политики СССР и США в 60-80 гг. Размещение и последующая эвакуация советских баллистических ракет на острове Куба.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2010

    Причины Берлинского кризиса июня 1953 года. Начало кризиса 16 июня, события 17 июня, подавление волнений, жертвы и последствия. Берлинский кризис 1958-1961 гг. Международные отношения между СССР и США из-за ситуации в Карибском бассейне, военные действия.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.
Отношения с социалистическими странами
В 1964-1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский.
В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада
Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Шарль. де Голль.
В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советско- го и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978). В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.).
СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.).
В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира»
Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964-1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.