Пожарные насосы. Психолого-педагогические основы проведения практических занятий по дисциплине "пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение" Проверка центробежных насосов на герметичность

Казань – 2005

Сущность работы. В центробежном насосе (рис.1) передача энергии от электродвигателя потоку жидкости осуществляется при помощи колеса с профилированными лопатками. При вращении рабочего колеса насоса жидкость, заполняющая пространство между лопатками, также приводится во вращение. Под влиянием центробежных сил, развивающихся при этом, жидкость перемещается к периферии колеса и выбрасывается в канал, окружающий колесо. Одновременно на входе в рабочее колесо давление понижается (становится ниже атмосферного). Под действием образовавшегося перепада давлений (атмосферного, действующего на свободную поверхность питательного бака, и давления в центре рабочего колеса) жидкость непрерывно всасывается насосом. Так как окружная скорость на периферии колеса больше, чем у входа на лопатки, абсолютная скорость жидкости на выходе с лопатки становится больше, чем на входе. Таким образом, жидкость, пройдя через рабочее колесо, получает приращение энергии.

Рис. 1. Схема центробежного насоса

В дальнейшем кинетическая энергия, полученная жидкостью, преобразуется в потенциальную (энергию давления) в спиральной камере (улитке) насоса, поперечное сечение которой постепенно увеличивается к выходному патрубку. При этом скорость жидкости снижается, и кинетическая энергия потока частично преобразуется в энергию давления.

Центробежные насосы перед пуском необходимо заливать перекачиваемой жидкостью. Для того, чтобы жидкость могла удерживаться в насосе, на нижнем конце всасывающей трубы, спускаемой в питательный бак или водоём, устанавливают приёмный (обратный) клапан с сеткой-фильтром. Приёмный клапан пропускает жидкость только в одном направлении – к насосу.

При одном и том же числе оборотов центробежный насос может иметь

различные значения напора Н и производительности Q в зависимости от сопротивления сети. Напор и производительность – это основные параметры насоса. Напор - приращение полной удельной энергии жидкости внутри насоса

(измеряется высотой столба перекачиваемой жидкости). Объёмная производительность насоса - объём жидкости, перекачиваемый насосом в линию нагнетания в единицу времени.

Установление зависимости между

Рис. 9.2. Рабочие характеристики

напором и производительностью H = f 1 (Q) при постоянном числе оборотов имеет большое практическое значение, поскольку сеть, по которой насос перекачивает жидкость, может иметь различное сопротивление. Указанная зависимость обычно получается опытным путем и называется главной характеристикой насоса.

Характеристики мощности N = f 2 (Q) и полного КПД η = f 3 (Q), также

получаемые при испытании насоса, дают ясное представление о взаимной зависимости всех рабочих параметров насоса при данном числе оборотов. Характеристики насосов широко используются при изучении работы центробежных насосов и при проектировании гидравлических установок.

С увеличением подачи Q потребляемая насосом мощность N непрерывно возрастает. При закрытой задвижке (Q=0) насос потребляет минимальную мощность, которая расходуется лишь на преодоление трения в подшипниках и сальниках, а также на перемешивание жидкости рабочим колесом в корпусе насоса. Во избежание перегрузки электродвигателя необходимо пускать центробежный насос при закрытой задвижке на нагнетательной линии.

При изменении числа оборотов центробежного насоса от n 1 , до n 2 ; его подача, напор и потребляемая мощность также изменяются в соответствии с законом пропорциональности:

Изменение сопротивления сети и, следовательно, режима работы машины производится путем открытия (закрытия) задвижки. В опытах желательно охватить всю область от Q=0 (полное закрытие задвижки) до Q=Q max (полное открытие задвижки).

В условиях эксплуатации, когда центробежный насос подаёт жидкость в определенную сеть, рабочие параметры насоса могут быть установлены при совмещении его главной характеристики с характеристикой сети (рабочая точка). Режим работы насоса при наибольшем КПД называется оптимальным режимом работы. При проектировании гидравлических установок выбор насоса необходимо производить с учетом того, чтобы рабочая точка лежала в области, близкой к оптимальному режиму.


Цель работы: 1) ознакомление с конструкцией насосной установки; 2) проведение испытания центробежного насоса типа Кс 10-55/2; 3) построение рабочих характеристик насоса при n =const по опытным и расчетным данным; 4)определение оптимальных параметров насоса при данном числе оборотов.

Описание установки (рис. 3). Центробежный насос 1 соединен с помощью упругой муфты с асинхронным электродвигателем 2. Вода всасывается насосом из питательного бака 3, свободная поверхность воды в котором выше уровня насоса. В связи с этим насос не требует заливки. На всасывающем трубопроводе установлена задвижка 4, служащая для создания дополнительного сопротивления на всасывающей линии, а также для отключения насоса от сети во время ремонта. На нагнетательном трубопроводе установлены задвижка 5 для регулирования производительности насоса и счетчик 11 для измерения подачи. Гидравлическая система замкнута, т. е. насос всасывает воду из питательного бака 3 и подает её в тот же бак. На пульте управления насосной установкой смонтированы манометр 7, вакуумметр 10, амперметр 9, вольтметр 6, тахометр 8,секундомер.

Порядок проведения работы . Перед включением электродвигателя насоса необходимо открыть задвижку на всасывающей линии. После этого, проверив наличие воды в питательном баке, включают насос. Первое наблюдение проводится при полностью закрытой задвижке на нагнетательной линии. Во избежание нагрева воды работа насоса при

Рис. 3. Схема установки

закрытой задвижке не должна продолжаться более 5 минут. Последующие наблюдения проводят при постепенном открытии задвижки для каждого нового режима работы (не менее 7-8 опытов). Последнее наблюдение проводят при полностью открытой задвижке. Для каждого режима измеряют следующие величины: 1) объём воды V (показание водомера типа ВВ-50), прошедшей за время τ (примерно 60-120с); 2) давление в нагнетательной р м и всасывающей р в линиях насоса (показания манометра и вакуумметра); 3) напряжение U и силу тока I (показания вольтметра и амперметра); 4) число оборотов n (показание тахометра).

Обработка результатов опытов. Производительность насоса определяется по формуле

Напор Н, развиваемый насосом, находится следующим образом:

где р м - давление в нагнетательной линии; рв - разрежение во всасывающей

линии; ρ - плотность жидкости (воды); Z м - расстояние от оси насоса по вертикали до центра манометра; Z - расстояние по вертикали между точками присоединения вакуумметра и манометра.

Мощность, потребляемая насосом, определяется из зависимости:

где U - напряжение; I - сила тока; η дв - КПД электродвигателя; соsφ -

коэффициент мощности. При расчетах принять соsφ =0,85, η дв ==0,8.

Полный КПД наcоса вычисляется по формуле (в СИ)

При увеличении подачи насоса нагрузка на электродвигатель также возрастает, что приводит к некоторому уменьшению числа оборотов асинхронного электродвигателя. В случае заметного изменения числа оборотов насоса найденные значения параметров насоса (Q, Н, М) следует пересчитать на одно и то же число оборотов n p (по указанию преподавателя). Пересчет производится в соответствии с зависимостями (1).

Все величины, измеренные в процессе испытания и полученные расчетом, заносятся в таблицу:


№ п/п Измеренные величины Вычисленные величины
p M , кгс/см 2 P В, кгс/см 2 V, л τ, с U, в I, А n, об/мин Н, м N. кВт η
5.70 7.5 0.5 59.36 2.031 0.143
5.40 2.12 56.30 2.167 0.539
5.00 0.060 3.57 52.83 2.438 0.758
4.40 0.140 9.5 4.76 47.53 2.573 0.862
3.95 0.210 5.56 43.65 2.708 0.878
3.55 0.260 6.25 40.08 2.708 0.907
2.90 0.135 7.14 32.17 2.708 0.831
2.50 0.400 7.69 30.79 2.708 0.857

Рассчитаем производительность насоса:

Напор, развиваемый насосом, будет равен.

Ответить на вопросы о порядке проведения проверки на герметичность пожарных центробежных насосов.

Отработка четвертого учебного вопроса.

Дать задание подсоединить к напорному патрубку насоса напорный рукав, к рукаву подсоединить ручной ствол.

Выполнить упражнение самостоятельно, в медленном темпе, сопровождая свои действия подробными пояснениями по порядку выполнения упражнения, при

этом привлечь к пояснениям слушателей.

Порядок действий:

Присоединить рукавную линию к напорному патрубку (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукава было минимальным);

Проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краников;

Из кабины водителя запустить двигатель, выключить сцепление, включить коробку отбора мощности (КОМ), плавно переместив рычаг включения в положение «на себя», включить сцепление;

Подойдя к насосному отсеку – выключить сцепление, переведя рычаг дистанционного управления сцеплением в положение «на себя»;

Открыть вакуум - клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса. (наличие воздушной пробки в верхней части полости насоса не позволяет воде заполнить насос);

Открыть вентиль из цистерны, после появления воды в смотровом глазке вакуум - клапана или из диффузора ГВА, закрыть вакуум-клапан;

Включить сцепление и увеличить обороты до давления на манометре 2-3 кгс/см2;

Плавно открыть задвижку напорного патрубка;

Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

После появления воды из ручного ствола, выполнить операции по прекращению подачи воды, а именно:

Снизить обороты двигателя до холостых;

Выключить сцепление;

Закрыть вентиль подачи воды из цистерны;

Открыть сливной краник из насоса и вакуум-кран.

После выполнения упражнения всеми слушателями подгруппы ответить на вопросы о порядке подачи воды от автоцистерны без установки ее на водоисточник.

Отработка пятого учебного вопроса.

Дать задание о подсоединении к всасывающему патрубку насоса всасывающего рукава с подсоединенной всасывающей сеткой. Опустить рукава с сеткой в водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее, чем на 300 мм. ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно водоема.

Выполнить упражнение самостоятельно, в медленном темпе, сопровождая свои действия подробными пояснениями по порядку выполнения упражнения в следующей последовательности:

Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и кранов;

Включить коробку отбора мощности;

Выключить муфту сцепления из насосного отсека (вращение вала насоса при создании разрежения в полости насоса недопустимо);

Открыть вакуум - клапан «на себя» и включить подсветку смотрового окошка;

Включить газоструйный вакуумный аппарат;

Рычагом дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных (слышен характерный шум работающего ГВА);

При появлении воды в смотровом окошке (можно ориентироваться и по изменению звука работающего ГВА), сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум - клапан (положение «от себя»);

Убавить частоту вращения двигателя до «холостого хода»;

Выключить ГВА;

Включить сцепление;

Рычагом дроссельной заслонки установить давление воды на манометре 2-3 кгс/см2;

Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию;

Плавно довести давление до необходимой величины.

При появлении воды из ручного ствола, выполнить операции по прекращению подачи воды, а именно:

Снизить обороты двигателя до минимальных;

Выключить сцепление;

Закрыть задвижку подачи воды в напорную линию;

Выключить КОМ и двигатель автомобиля;

Открыть сливной краник из насоса и вакуум -кран.

После выполнения упражнения всеми слушателями подгруппы ответить на вопросы о порядке подачи воды от автоцистерны при установке ее на водоисточник.

По окончании первой части практического занятия, командир группы строит личный состав, проверяет наличие и докладывает преподавателю о готовности к смене места проведения занятия.

Подгруппы слушателей меняются рабочими участками и осуществляют их отработку на другом типе пожарных машин (преподаватели остаются на тех же рабочих участках).

Заключительная часть (10 минут)

Организовать уборку пожарно-технического вооружения на штатные места пожарных автомобилей и проконтролировать надежность его крепления.

Дать указание командиру группы на построение личного состава в двух шереножный строй.

Отметить качество работы группы. Подвести общий итог занятия, при этом отметить слушателей, которые наиболее хорошо и правильно усвоили и выполнили все отрабатываемые способы и приемы подачи огнетушащих веществ и слушателей, не проявивших должной активности и интереса к рассматриваемым вопросам.

Объявить выставленные оценки.

Ответить на вопросы.

Выдать задание на самоподготовку, объявить тему, вид и место проведения следующего занятия.

Поставить в известность начальника УПЧ о обнаруженных недостатках в техническом состоянии пожарных автомобилей и ПТВ с целью их устранения.

Задание на самоподготовку:

Повторение изученной темы.

Составить и представить к следующему занятию подробный конспект, в котором должен содержаться порядок выполнения каждого из упражнений, а также схемы боевого развертывания.


Методика проверки технического состояния пожарного насоса, газоструйного вакуумаппарата и пеносмесителя
Цель проверки: определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик.
1. Проверка работоспособности газоструйного вакуумаппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя
Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть вое задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 - 570 мм. рт. ст.). При нормально работающей вакуумной системе эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.

Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин. При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.

Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опресовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опресовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2... 0,3 МПа. Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.
2. Проверка технического состояния ПН и пеносмесителя забором и подачей воды из водоема
2.1 Проверки работы пожарного насоса


Методика проверки

Технические условия

Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме (Рис. 1, а, б, в). Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса. Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в мм вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются.

Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями.


Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%

Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения.

Нормативные значения основных параметров пожарных насосов

Рис. 1. Схема установки автомобилей:

а) - при проверке пожарного насоса типа ПН - 40; б) - при проверке насоса типа ПН - 60;

в) - при проверке насоса типа ПН-110;

2.2 Возможные неисправности пожарного насоса ПН-40УВ

Основные элементы конструкции пожарного насоса ПН-40УВ приведены на Рис. 2


Рис. 2. Насос пожарный ПН-40 УВ

1 - корпус; 2 - крышка; 3 - вал; 4 - рабочее колесо; 5, 6 - подшипники; 7 - уплотнительный стакан; 8 - червяк привода тахометра; 9 - шестерня привода тахометра; 10, 21 - манжеты; 11 - щуп; 12 - муфта-фланец; 13, 20 - прокладки; 14 - сливной краник; 15, 28 - шайбы; 16, 26 - гайки; 17 - шпонка; 18, 22 - резиновые кольца; 19 - уплотнительное кольцо; 23 - болт; 24 - проволока; 25 - сливная пробка; 27 - корпус привода тахометра; 29 - кольцо; 30 - шплинт; 31 - шланг
Возможные неисправности пожарного насоса и способы их устранения


Наименование отказа, внешнее его проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

1

2

3

Насос не подает воду при пуске.

Насос полностью или частично заполнен воздухом

Повторно произвести забор воды с помощью вакуумной системы.

Насос сначала подает воду, затем подача ее уменьшается и падает до нуля.

Во всасывающейся линии имеются неплотности.

Всасывающая сетка засорена

Недостаточно заглублена всасывающая сетка.


Проверить всасывающую линию, устранить неплотности.

Очистить всасывающую сетку.

Опустить всасывающую сетку в воду не менее чем на 600 мм


При исправном насосе мановакуумметр не показывает давление.

Мановакуумметр неисправен.

Заменить (разбирать и ремонтировать запрещается).

При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация.

Ослаблено крепление насоса.

Изношены шарикоподшипники насоса.

Износ шеек вала рабочего колеса, на которые посажены шарикоподшипники.

Разрушено рабочее колесо


Подтянуть болты крепления.

Снять насос с автомобиля.

Разобрать насос, проверить шарикоподшипники. Изношенные подшипники заменить новыми.

Заменить вал новым или отремонтированным

При обнаружении выкрашивания материала колеса, трещин, сильной коррозии и т.д., заменить колесо новым.


При исправной коробке отбора мощности и трансмиссии насос не работает.

Засорены каналы рабочего колеса.

Очистить каналы колеса.

Вал насоса не прокручивается.

В летний период засорение песком, илом или грязью.

В зимний период возможно примерзание рабочего колеса.


Разобрать насос, тщательно очистить от грязи каналы рабочего колеса и внутреннюю полость.

Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой.


Из дренажного отверстия течет струйкой вода

Износ манжет.

Заменить манжеты новыми.

В масляную ванну насоса попадает вода.

Засорено дренажное отверстие.

Износ манжет


Прочистить дренажное отверстие.

Заменить манжеты новыми.


Из дренажного отверстия течет масло

Износ манжеты.

Заменить манжету из комплекта ЗИП.

2.3. Проверка, работы пеносмесителя

Установить ПА на водоисточник, мерную емкость наполнить водой, включить насос, установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м. вод. ст., включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды, сравнить это значение с нормативным.
Нормативные значения параметров пеносмесителя

2.3.1 Проверка обратного клапана пеносмесителя.

Для проверки обратного клапана необходимо:

Выключить сцепление;

Открыть задвижку "из цистерны" и заполнить насос водой;

Закрыть задвижку "из цистерны";

Открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней емкости;

Открыть пробковый кран пеносмесителя;

Установить дозатор в положение "5";

Включить сцепление;

Увеличить обороты насоса и довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кг/см, кв.)

Проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней емкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);

Резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить оцепление;

Проверить работу обратного клапана - обратный клапан должен закрыться. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней емкости будет вытекать вода - обратный клапан неисправен.

2.3.2 Снятие (демонтаж) пеносмесителя без разборки насоса

Отвернуть гайки, крепящие фланец 5 (Рис. 3), и отвернуть гайки болтов) соединяющих корпус крана 4 и корпус пеносмесителя 13 (Рис. 5); опустить корпус пеносмесителя в отверстие крышки насоса; снять прокладку между корпусами крана и пеносмесителя; отвернуть гайки) крепящие корпус крана; снять корпус пеносмесителя.

2.3.3 Разборка и оборка пеносмесителя

Отвернуть гайку, снять маховичок 11 (Рис. 4) и стрелку 5, отвернуть винты, крепящие шкалу 12, снять шкалу; вытянуть дозатор 9, отвернуть гайки болтов, крепящие пробку крана 4; снять корпус; вытянуть сопло 8; отвернуть гайки, крепящие крышку клапана 10; снять крышку и клапан.

Сборка пеносмесителя и его присоединение к насосу производится в обратном порядке.

2.4 Демонтаж газоструйного вакуумаппарата, его разборка, очистка, сборка и установка на автомобиль.

Для снятия газоструйного вакуумаппарата с автомобиля необходимо выполнить следующие операции:

отсоединить от рычага 14 (Рис 5) тягу привода заслонок;

отсоединить фланец 7 вакуумного трубопровода от диффузора вакуумаппарата;

подставить под корпус вакуумаппарата упорное приспособление;

отсоединить подводящие и отводящую трубы выпускной системы двигателя, предварительно отсоединив стремянки и ослабив хомуты их соединений;

снять вакуум-аппарат в сборе.


Рис. 3. Насос ПН-40УВ с коллектором и пеносмесителем

1 - насос; 2 - коллектор; 3 - пеносмеситель; 4 - кольцо


Рис. 4. Пеносмеситель

1, 2 - кольца; 3 - ручка; 4 - корпус крана; 5 - стрелка; 6 - обратный клапан;

7 - пробка крана; 8 - сопло


Рис.5. Детали газоструйного вакуумаппарата
Для разборки газоструйного вакуумаппарата необходимо выполнить следующие операции:




Содержание операции

Инструмент

1

Снять пружину 12 (Рис.5)

Отвертка, плоскогубцы

2

Отвернуть гайки М10 крепления 5. Снять шайбы 6, шайбу 13, рычаг оси заслонок 14. Снять крышку 10, кронштейн 11, прокладку 18, диффузор 21, фланец 7, прокладки 8

Ключ S = 17 мм, молоток, отвертка

3

Вывернуть шпильки 4, 9, 20 из корпуса вакуумаппарата (только в случае их ремонта или замены)

Ручной шпильковерт

4

Выпрессовать оси заслонок 16 в сборе

Молоток, оправка

5

Отвернуть винт 3 и выпрессовать втулку 2 из корпуса (при необходимости)

Отвертка, молоток, оправка

6

Выпрессовать втулку 15 из крышки 10 вакуумаппарата (при необходимости)

Молоток, оправка

7

Выпрессовать сопло 19 из корпуса диффузора 21

Молоток, оправка

8

Вывернуть стержень заслонки из оси заслонки

Отвертка, тиски

9

Срезать заклепку, снять заслонки с рычага (в случае необходимости)

Тиски, зубило, молоток

10

Снятые детали промыть в очистительном растворе, детали покрытые нагаром очистить с помощью металлической щетки и скребка

Сборку газоструйного вакуумаппарата и его установку на автомобиль производить в обратной последовательности. Новые асбометаллические прокладки перед сборкой (монтажом) следует смазать графитной смазкой.

Приложение 2
Химмотологическая карта автоцистерны АЦ-40 (131) мод.137А

(данные для других моделей пожарных автомобилей приведены в инструкциях по их эксплуатации)


Смазываемое изделие

Смазочный материал

Количество точек смазки

Норма расхода (заправка) кг

Периодичность обслуживания

Основной

Дублирующий

1. Шарикоподшипник вала насоса.

Масло трансмиссионное ТАП-15В ГОСТ 23652-79

Масло трансмиссионное ТСп-15к ГОСТ 23652-79

2

0,5

Проверить уровень масла и долить до уровня верхней метки щупа через каждые 20 часов работы. Замена отработанного масла при каждом ТО-2.

2. Редуктор насоса высокого давления.

То же

То же

1

1,6

То же

3. Петли дверей кабин и отсеков кузова.

То же

То же

14

0,02

Смазывать при оборке и при появлении скрипов.

4. Ролики наката трехколенной лестницы.

То же

То же

6

0,01

Смазывать через каждые 50-60 часов работы автоцистерны.

5. Пальцы шарниров соединений тяг управления работой насосной установки.

То же

То же

32

0,02



6. Валики шарнирных соединений крышки цистерны, ось упора лафетного ствола, втулка и гайка крепления пенобака, ось петли и запора крышек люков.

Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15В ГОСТ 23652-79

Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15К ГОСТ 23652-79

24

0,025

Смазывать через каждые 100-120 часов работы автоцистерны.

7. Клапан предохранительный 139-21-35-00, клапан ограничитель падения давления.

Смазка ЦИАТИМ--201 ГОСТ 6267-74

-

2

0,05

Смазывать при сборке

8. Насос вакуумный струйный.

Смазка графитная БВН-1 ГОСТ 5656-60

2

0,1

Ось смазывать при оборке.

9. Сальники насоса.

Солидол Ж ГОСТ 1033-79

Солидол С ГОСТ-4366-76

4

0, 25

Смазывать через каждый час работы насоса поворотом колпачка масленки на 2-а оборота.

10. Манжеты распределительного клапана.

То же

То же

2

0,25

Смазывать при сборке и через каждые 20-30 часов работы автоцистерны.

11. Подшипники промежуточного вала привода насоса.

Смазка ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-75

Смазка 1-13 жировая ОСТ 38.01.145--80

2

0,2

Смазывать при оборке и через каждые Количество точек смазки 20-30 часов работы автоцистерны.

12. Шлицы карданных валов.

Солидол Ж ГОСТ 1033-79

Солидол С ГОСТ 4366-76

2

0,1

То же

13. Кольца пневмоцилиндра.

То же

То же

2

0,02

Смазать при сборке.

Приложение 3

Диагностирование технического состояния специальных агрегатов пожарных автомобилей в пожарных частях по упрощённым методикам:

Проверка пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) производится при проведении первого технического обслуживания пожарного автомобиля с целью определения по фактическим значениям параметров технических характеристик пожарного насоса и осуществляется посредством определения полного напора развиваемого пожарным насосом.

Для проверки необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис. 7.4.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью двух всасывающих рукавов диметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 м. Подача воды осуществляется по двум напорным рукавам диаметром 66 мм (по одному от каждой напорной задвижки насоса) через два ручных ствола с диаметром насадка 24 мм.

Забрать воду в насос и подать ее при полностью открытых напорных задвижках и номинальным значением частоты вращения вала насоса (2700 мин –1 ).

После забора и подачи воды необходимо определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных (установленных на насосе) приборов: манометра и мановакууметра (приборы должны быть исправны и поверены, иначе проверка теряет всякий смысл). Показания приборов, приведенные к метрам водного столба, складываются.

Фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала насоса сравнивается с нормативным значением – 100 м. вод. ст. Допускается уменьшение напора по сравнению с нормативным значением не более чем на 15%, т.е. минимальный напор развиваемый насосом должен составлять 85 м. вод. ст.

Пожарный насос при вышеуказанных технических условиях забора и подачи воды может не развивать требуемый напор из-за следующих причин:

    неплотности в соединениях узлов и деталей пожарного насоса и всасывающей линии;

    засорения всасывающей сетки;

    расслоения внутреннего резинового слоя всасывающих рукавов;

    поломки лопастей или разрушения рабочего колеса пожарного насоса;

    засорения каналов рабочего колеса и внутренней полости пожарного насоса;

    износа выше допустимых значений уплотнительных металлических колец пожарного насоса.

Проверка работоспособности пеносмесителя ПС-5 , установленного на пожарном насосе ПН-40УВ (НПЦ-40/100) осуществляется также при проведении ТО-1, посредством определения количества эжектируемой (подсасываемой) в пеносмеситель жидкости.

Для проверки работоспособности пеносмесителя ПС-5 необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис.7.5.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью всасывающего рукава диаметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 метра. Забор пенообразователя производится из заполненной водой мерной емкости через специальный шланг, присоединенный к трубопроводу подачи пенообразователя в пеносмеситель. Подача воды к стволу ГПС-600 осуществляется по напорному рукаву диаметром 66 мм.

Забрать в насос воду и подать ее при полностью открытой напорной задвижке к стволу ГПС-600, создав перепад напора по манометру и мановакууметру 50 м. вод. ст. Установить дозирующий кран в положение 1-го ствола ГПС-600, открыть пробковый кран пеносмесителя и включить секундомер.

С помощью мерной емкости определить расход подсасываемой в пеносмеситель воды и сравнить это значение с нормативным (смотри табл.3.2 главы 3.4).

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного значения по следующим наиболее характерным причинам:

    закоксовывание калиброванных отверстий во втулке дозирующего крана пеносмесителя;

    засорения сопла пеносмесителя.

В ходе проверки технического состояния пеносмесителя ПС-5 проверяется работоспособность его обратного клапана в следующей последовательности:

Заполнить пожарный насос водой (например из ёмкости цистерны пожарного автомобиля; после чего закрыть задвижку «из цистерны»);

Открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости;

Установить дозатор пеносмесителя в положение «5»;

Включить пожарный насос и, увеличив обороты насоса, довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кгс/см 2 );

С помощью листа бумаги проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);

Резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить пожарный насос.

При этом обратный клапан должен перекрыть линию подсоса пенообразователя. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости будет вытекать вода – обратный клапан неисправен.

комбинированного пожарного насоса НЦПК 40/100-4/400 заключается в поэтапной проверке ступеней нормального и высокого давления.

Проверка ступени нормального давления и её пеносмесителя осуществляется аналогично проверке пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100), рассмотренной ранее.

Проверка ступени высокого давления осуществляется при номинальной частоте вращения вала насоса (2700 об/мин), работе обеих ступеней и подаче воды от ступени высокого давления через два ствола СРВД 2/300 (расчётный расход воды ствола СРВД 2/300 составляет 2 л/с, при напоре на входе в катушку высокого давления 400 м. вод. ст.). При этом напор на выходе из ступени высокого давления должен быть не менее 400 м.

Не соответствие фактического значения напора при номинальной частоте вращения вала насоса с нормативным значением может быть следствием причин, указанных в табл.3.11 главы 3.7.

Проверка уровня дозирования пенообразователя пожарным насосом НЦПВ-4/400 производится путём измерения расхода подсасываемого пенообразователя при помощи мерного бака и секундомера.

Для проверки необходимо:

    демонтировать (отсоединить) шланг подвода пенообразователя от патрубка 1 (см. рис. 3.35. главы 3.6);

    присоединить к патрубку подвода пенообразователя 1 шланг, опущенный в мерную ёмкость заполненную водой;

    подать с помощью пожарного насоса воду (от цистерны или гидранта водопроводной сети) в ствол-распылитель СРВД 2/300 под напором 300…450 м. вод. ст.;

    перевести рукоятку крана эжектора в положение «ОТКР»;

    установив дозатор пеносмесителя в положение «3%», включить секундомер;

    проверить количество фактически эжектируемой из мерной ёмкости воды с расчётным количеством эжектируемого пенообразователя при положении дозатора пеносмесителя «3%» (см. главу 3.6);

    произвести аналогичную проверку при положении дозатора пеносмесителя «6%» и «12%».

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного по причине засорения (закоксования) пеномагистрали, узла подвода пенообразователя к насосу, дозатора и сопла струйного насоса.

Проверка технического состояния вакуумных систем осуществляется на исправных (герметичных) пожарных насосах, путём измерения (при помощи секундомера) времени создания в насосе требуемой величины вакуума и сравнения полученной (фактической) величины с нормативным значением.

При проверке вакуумных систем с газоструйным насосом необходимо определить фактическое время создания в пожарном насосе вакуума в пределах 73…76 кПа при максимальных оборотах холостого хода двигателя пожарного автомобиля по методике проверки пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5). Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ 40/100) должно достигаться за время не более 20 секунд. Увеличение времени или создание недостаточного разряжения может быть вызвано неисправностями вакуумной системы, изложенными в главе 3.5.

Проверка технического состояния вакуумной системы с шиберным насосом (типа АВС-01Э) осуществляется при проверке исправного (герметичного) пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5). Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ-40/100, НЦПК-40/100-4/400) 80 кПа должно достигаться за 10…15 секунд. Кроме того, в ходе визуальной проверки необходимо убедиться в работоспособности индикации блока управления и в подаче смазки в вакуумный насос (после запуска вакуумного насоса воздух в маслоподающей трубке должен исчезнуть и масло должно подняться до упора в жиклёр). Ненормальная работа вакуумного насоса может быть вызвана наиболее характерными неисправностями, изложенными в главе 3.5. В случае негерметичности пожарного насоса необходимо также проверить по следующей методике работоспособность блока управления:

    открыть любой сливной кран на пожарном насосе;

    на пульте управления вакуумным насосом установить тумблер «Питание» в положение «Вкл», а тумблер «Режим» в положение «Авт»;

    нажатием на кнопку «Пуск», запустить вакуумный агрегат и одновременно включить секундомер;

    через 45…55 секунд должно произойти автоматическое отключение привода вакуумного насоса и должен загореться индикатор «Не норма»;

    нажать кнопку «Стоп», после чего индикатор «Не норма» должен погаснуть;

    выключить тумблер «Питание».

Перечень общепринятых сокращений (пояснения):

  • ПА — пожарный автомобиль;
  • ГВА — газоструйный вакуумный аппарат, предназначен для создания разрежения в полости центробежного насоса при заборе воды из открытого водоисточника. Работает за счет энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, направляемых вместо глушителя ПА в газоструйный насос, вакуум камера которого соединена трубопроводами с полостью центробежного насоса;
  • ПН — пожарный насос;
  • КПП — коробка перемены передач;
  • КОМ — коробка отбора мощности, предназначена для передачи крутящего момента от первичного вала КПП на ПН, включается в кабине водителя отдельным рычагом. Крепится на КПП вместо верхней крышки.
  • Г-600 — гидроэлеватор, предназначен для забора воды из труднодоступных водоисточников и уборке излишне пролитой воды после тушения пожаров, представляет собой водоструйный насос;
  • ПС — пеносмеситель. На насосах серии ПН-40 установлен пеносмеситель марки ПС-5 (обеспечивает 1-5 пеногенераторов ГПС-600), предназначен для введения в поток воды пенообразователя в концентрации 4-6%, расположен между напорным коллектором и всасывающим патрубком ПН, имеет в своей конструкции водоструйный насос и дозатор, может производить забор пенообразователя как из пенобака ПА, так и из посторонней емкости;
  • вакуум-клапан, встречается в литературе под названием вакуум-кран, вакуумный затвор, предназначен для соединения и рассоединения полости центробежного насоса с вакуумной камерой ГВА, устанавливается на напорном коллекторе ПН;
  • манометр — прибор для измерения давления, установлен на напорном коллекторе ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
  • мановакууметр — прибор для измерения давления, как положительного так и отрицательного, установлен на всасывающем патрубке ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
  • сливной краник — краник пробкового типа, установлен в нижней части корпуса ПН для слива воды после работы, кроме того установлены на трубопроводах системы дополнительного охлаждения двигателя ПА;
  • тахометр — прибор для измерения числа оборотов вала ПН, отградуирован в оборотах в минуту (об/мин.), бывают механические и с электрическим приводом.

Пожарный насос

Подготовка пожарного автомобиля к работе

При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:

  1. Установить ПА на ручной тормоз;
  2. Установить под колеса противооткатные упоры.
  3. Присоединить необходимые рукавные линии;
  4. Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение;
  5. Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка;
  6. Включить стартер и запустить двигатель.
  7. Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления);

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.

Проверка пожарного насоса на герметичность

При испытании пожарного насоса на герметичность:

  1. Убедиться в отсутствии воды в насосе. (При наличии воды в полости насоса возможно интенсивное парообразование при глубоком вакууме, в результате чего создание разрежения невозможно). Слить воду через сливной краник насоса при открытом вакуумном клапане.
  2. Завести двигатель.
  3. Проверить плотность закрытия сливного краника, задвижек на напорных патрубках, патрубках пенобака и дополнительного охлаждения, вентилей из цистерны и в цистерну.
  4. Ручку вакуум — клапана повернуть в положение «на себя» до упора. (При этом кулачок вала вакуум — клапана нажмет на шток нижнего клапана, что приведет к соединению полости насоса через трубопровод с вакуум — камерой ГВА).
  5. Включить ГВА. (Клапан в механизме газораспределения изменит свое положение, откроет отверстие выхода газа в газоструйный вакуум — аппарат и закроет отверстие выхода газа в глушитель).
  6. Рычагом управления дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (При прохождении большого количества отработанных газов через сопло, вакуум — камеру и диффузор ГВА в вакуумной камере и в полости насоса создается разрежение).
  7. Когда стрелка мановакуумметра (см. рис. 1) сместится от «0» на 34 между 0 и -1 (что соответствует 550 -570 мм рт.ст.), не сбрасывая газ, выключить вакуум – клапан.
  8. Сбросить обороты двигателя. (При больших оборотах двигателя выхлопные газы настолько сильно прижимают клапан, закрывающий отверстие глушителя, что выключить ГВА невозможно).
  9. Выключить ГВА.
  10. Проконтролировать показания стрелки мановакуумметра. Если разрежение в течение 2,5 минут изменится более чем на 100 мм.рт.ст. насос считается негерметичным.

Рис. 1. Показания мановакууметра при испытании насоса на «сухой вакуум». Деления шкалы от 0 до -1 показаны условно.

Дополнительные пояснения:

  1. При проверке насоса следует обращать внимание на то, что время необходимое для создания требуемого разрежения не должно превышать 20 сек. Причиной медленного создания разряжения в полости насоса может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет ее засорения или неполного открывания клапана вакуумного затвора, вследствие износа кулачка и штока клапана.
  2. Применяемые на пожарных насосах вакуумметры не имеют таких делений, как 550 мм рт.ст. и 100 мм рт. ст. Деление «-1» соответствует -760 мм рт. ст., или -10 м. вод. ст. Учитывая это, разряжение доводится до 3/4 шкалы влево от нуля. Это будет соответствовать 550 мм рт.ст.

Определение причин неисправностей вакуумной системы можно использовать следующие приемы:

  • убедиться,что мановакуумметр исправен. Например, заменить его заведомо исправным (прошедшим поверку) или проверить на другом насосе.
  • опресовать насос водой от другого насоса давлением 8 — 10 кг/см 2 . Осмотреть насос под давлением и устранить течь. Если насос герметичен, то необходимо проверить герметичность вакуумной системы. Создать насосом давление 4 — 7 атмосфер, открыть вакуум клапан. Осмотреть вакуумную систему. В местах соединения и по длине трубопровода не должно быть течи.
  • Проверить исправность заслонки механизма гозораспределения, газы, при работающем ГВА в сирену и в глушитель проходить не должны.
  • Состояние проходного сечения трубопроводов определяется по количеству выходящей воды из диффузора ГВА при подаче ее под давлением через открытый вакуум — клапан.

Работа с насосом без установки ПА на водоем

(Подача воды из цистерны)

  1. Присоединить рукавные линии к напорным патрубкам (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукавов было минимальным).
  2. Проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краников.
  3. Открыть вакуум — клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса. (Наличие воздушной пробки в верхней части полости насоса не позволяет воде заполнить насос).
  4. Открыть вентиль из цистерны. После появления воды в смотровом глазке вакуум – клапана или из диффузора ГВА, закрыть вакуум-клапан.
  5. Включить сцепление и увеличить обороты до давления на манометре 2 — 3 кгс/см 2 .
  6. Плавно открыть задвижку в рукавную линию.
  7. Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

Операции по окончании работы:

  1. Снизить обороты двигателя до минимальных.
  2. Выключить сцепление.
  3. Закрыть задвижку подачи воды в напорную линию.
  4. Закрыть вентиль подачи воды из цистерны.
  5. Выключить КОМ и двигатель автомобиля.
  6. Открыть сливной краник из насоса и вакуум -кран.
  7. Отсоединить рукавные линии.
  8. Поставить заглушки на напорные и всасывающий патрубки.
  9. Очистить рукава и рукавное оборудование от грязи и уложить на места с обязательным закреплением.
  10. Надежно закрыть отсеки.

По прибытию в гараж следует:

  1. Мокрые рукава заменить вторым комплектом, а бывшие в употреблении промыть и просушить.
  2. Дозаправить бак топливом.
  3. Заправить масленку для смазки сальников насоса и проверить уровень масла в картере насоса.
  4. Тщательно вымыть автомобиль, очистить его от грязи, привести в порядок оборудование.

Характерные ошибки при выполнении упражнения.

  1. Попытка подачи воды в линию без предварительного заполнения насоса водой. (Наличие воздуха в полости насоса может привести к задержке подачи воды на тушение пожара, невозможность создания необходимого давления).
  2. Выпуск воздуха через вакуум — клапан при включении насоса.
  3. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Забор воды из водоема

  1. Опустить рукава с сеткой в водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно водоема.
  2. Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и кранов.
  3. (Вращение вала насоса при создании разрежения в полости насоса недопустимо).
  4. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового окошка.
  5. Включить газоструйный вакуумный аппарат.
  6. Рычагом дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышен характерный шум работающего ГВА).
  7. При появлении воды в смотровом окошке (можно ориентироваться и по изменению звука работающего ГВА), сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум – клапан (положение «от себя»).
  8. Включить сцепление.
  9. Выключить ГВА.
  10. Рычагом дроссельной заслонки установить давление воды на манометре 2-3 кгс/см.
  11. Плавно довести давление до необходимой величины.
  12. При необходимости включить дополнительное охлаждение двигателя, причем, сначала открыть сливной краник на трубопроводе присоединенном к всасывающей полости, затем открыть вентиль на трубопроводе из напорной полости насоса, при появлении воды из открытого сливного краника на трубопроводе, закрыть его, и открыть вентиль трубопровода, присоединенного к всасывающей полости. (Данная операция позволит исключить попадание воздуха из системы дополнительного охлаждения в полость насоса).

Характерные ошибки при работе.

  1. Недостаточные обороты двигателя при работе ГВА.
  2. Снижение частоты вращения до закрытия вакуум — клапана.
  3. Высокое давление при открывании напорных задвижек.
  4. Преждевременное закрытие вакуум — клапана.
  5. Попытки включения и выключения ГВА при больших оборотах двигателя.
  6. Включение и выключение сцепления при большой частоте вращения вала двигателя.

Дополнения и пояснения.

  1. После появления воды в смотровом окне, рекомендуется переводить рукоятку вакуум — клапана в положение «от себя» в любое время года, для осуществления продувки вакуумной системы от воды.
  2. При малом давлении воды в насосе легче открыть напорные задвижки и меньше вероятность обрыва водяного столба.
  3. При работе с одной рукавной линией, ее удобнее подключать к левому патрубку, т.к. рычаги управления расположены слева.
  4. Всасывающая линия по всей длине должна иметь уклон в сторону водоема. Если в каком-то месте она окажется приподнятой вследствие прокладки через препятствия (перила моста, люк водоема и.т.п), то в верхней точке перегиба рукава остается воздушная пробка. При подаче воды в линию она может привести к обрыву водяного столба или к нестабильной работе насоса некоторое время. Это надо предвидеть заранее при установке автомобиля.

Забор воды из водоема при неисправной вакуумной системе

  1. Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
  2. Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
  3. Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и пробкового крана пеносмесителя.
  4. Включить коробку отбора мощности.
  5. Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
  6. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового глазка.
  7. Открыть вентиль «из цистерны».
  8. При появлении воды в смотровом глазке, сделать выдержку до прекращения выделения пузырьков воздуха и закрыть вакуум-клапан.
  9. Включить сцепление.
  10. Ручкой дроссельных заслонок установить давление воды 1 — 1,5 кгс/см 2 по манометру.
  11. Плавно открыть напорную задвижку.
  12. Провести мероприятия по окончанию работы и прибытию в гараж.

Схема вакуумной системы пожарного автомобиля

Вакуумная система пожарного автомобиля: 1- корпус газоструйного вакуум-аппарата; 2- выхлопная труба двигателя; 3 — резонатор сирены (если сирена газоструйная); 4- заслонки; 5‑трубопровод; 6 — отверстие для продувки системы после работы; 7- корпус вакуумного клапана; 8‑валик кулачковый (эксцентрик); 9- смотровой глазок; 10- клапан; 11- диффузор; 12 – сопло; 13‑патрон и лампочка.

Примечание. Положение рычага в позиции 1а для продувки вакуумной системы в зимнее время; положение в позиции 2а для создания вакуума в полости пожарного насоса.

Характерные ошибки при работе:

  1. Попытка заполнить всасывающую линию при незакрытом клапане всасывающей сетки.
  2. Несвоевременное закрытие вентиля «из цистерны».
  3. Заполнение всасывающей линии при работающем насосе.
  1. Вероятность обрыва водяного столба уменьшается, если вентиль из цистерны закрыть после подачи воды в линию.
  2. При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть надежно закрыт.

Если это условие выполнить невозможно, воду можно забрать кольцеванием цистерны для чего:

  1. Закрыть все вентили и сливной краник;
  2. Включить сцепление;
  3. Открыть полностью вентиль «из цистерны» и на ¾ вентиль «в цистерну»;
  4. Установить средние обороты вала насоса (2000-1500 об/мин по тахометру). После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление на манометре резко повысится и изменится звук работы двигателя;
  5. Плавно открыть вентиль напорного патрубка;
  6. Закрыть вентили «из цистерны» и «в цистерну»;
  7. Установить необходимое давление.

Заполнение цистерны водой из открытого водоисточника

Данное упражнение отличается от обычной подачи лишь тем, что вместо задвижки на напорном патрубке открывается задвижка «в цистерну».

Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б составляет 10 м 2 . При такой площади даже небольшое избыточное давление (0.5 кгс/см 2) создает разрывающее усилие 5000 кг.

Чтобы не разорвать цистерну, заполнение ее должно производиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.

При появлении воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль «в цистерну».

Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление. Кроме того первоначальное открывание вентиля «в цистерну» необходимо производить при минимальном давлении.

Подача воды

Подача воды пожарными автоцистернами из водоема с помощью гидроэлеватора

Гидроэлеваторное кольцо для работы по подаче воды из водоема может быть составлена по следующим схемам:

  1. Насос — гидроэлеватор — насос.
  2. Насос — гидроэлеватор — разветвление — насос.
  3. Насос — гидроэлеватор — цистерна — насос.

Кроме этого, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из помещений с установкой автомобиля на водоисточник.

Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос-гидроэлеватор-насос».


Рис. 2. Работа по схеме «Насос — гидроэлеватор — насос».

  1. Закрыть все краники, вентили и задвижки.
  2. Открыть вентиль из цистерны.
  3. Включить сцепление.
  4. Когда рукав, подходящий к водосборнику всасывающего патрубка наполнится водой, выждать некоторое время до стабилизации работы насоса. (Неизбежное, при этой схеме, попадание воздуха в полость насоса, затрудняет создание замкнутого кольца воды в системе. Воздух через некоторое время выйдет через гидроэлеватор).
  5. Закрыть вентиль «из цистерны».

Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».

  1. Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, разветвление, гидроэлеватор и ствол.

Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах.


Рис. 3. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».

  1. Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
  2. Открыть вентиль из цистерны.
  3. Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
  4. Включить сцепление.
  5. Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
  6. Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
  7. Когда рукав, подходящий к разветвлению наполнится водой, приоткрыть один из боковых вентилей разветвления для выпуска воздуха, после чего закрыть его.
  8. Полностью открыть центральный вентиль разветвления, подающий воду в насос.
  9. Закрыть задвижку «из цистерны».
  10. При необходимости отрегулировать частоту вращения вала насоса, доведя ее до 2000-2500 об/мин. (При таких оборотах давление во всасывающей полости будет не менее 2 — 4 кгс/см 2).
  11. Плавно открыть напорную задвижку к стволу, следя, чтобы давление во всасывающей полости насоса не опускалось ниже 0,5 кгс/см 2 .

Запуск гидроэлеватора по схеме «насос — гидроэлеватор — цистерна — насос»

  1. Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, гидроэлеватор и ствол.

Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах. Рукава, опущенные в цистерну применить напорно-всасывающие, для исключения перегибов (см. Рис. 4.).


Рис. 4. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — цистерна — насос».

  1. Закрыть все краники и вентили.
  2. Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
  3. Открыть вентиль из цистерны.
  4. Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
  5. Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
  6. Включить сцепление.
  7. Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.

Когда вода вернется в цистерну

  1. Открыть полностью задвижку в напорную линию ствола.
  2. Установить давление воды на манометре 8 кгс/см 2 .
  3. Осуществлять контроль за уровнем воды в цистерне: при понижении его — прикрыть напорную задвижку к стволу, а при увеличении открыть ее больше и немного убавить частоту вращения вала насоса, если напора воды у ствола достаточно.

Дополнения и пояснения.

Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы и кратковременно вынимать гидроэлеватор из воды, что необходимо при уборке воды из помещений.

Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм. и он не может обеспечить работу двух гидроэлеватьров.

На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.

Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Контроль за уровнем воды при помощи датчиков уровня не оперативен, что не позволяет сбалансировать поступление воды и ее расход. В предыдущих способах работы с гидроэлеватором этот баланс получается автоматически.

Уборка воды гидроэлеватором с установкой автомобиля на водоисточник

При наличии водоисточника (гидранта или водоема) его можно использовать при уборке (откачке) воды из помещения. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.


Рис. 5. Схема уборки воды гидроэлеватором.

Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеваторное кольцо и не требует специальных навыков в работе. В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3 — 4 кгс/см 2 уборку воды можно производить без установки автомобиля на водоисточник, присоединив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке.

Максимальное использование мощности пожарного автомобиля при откачке воды

При проведении аварийно-спасательных работ, а также в других случаях, если уровень воды в затопленном помещении высок и есть возможность забрать воду с помощью всасывающих рукавов, то можно рекомендовать следующую схему использования гидроэлеваторов.

Рис. 6. Схема работы автомобиля на максимальную мощность при откачке.

В данном случае объем откачиваемой воды в секунду при использовании насоса ПН-40У составит порядка 70-75 л/сек..

Подача воздушно-механической пены без установки пожарного автомобиля на водоем

  1. Присоединить рукавную линию с пеногенератором.
  2. Проверить, плотно ли затянута заглушка на всасывающем патрубке насоса. Закрыть все вентили и краны.
  3. Открыть вакуум – клапан (на себя), для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса.
  4. Открыть задвижку из цистерны. После появления воды в смотровом окне вакуум — клапана, закрыть его.
  5. Включить сцепление.
  6. Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.

11. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .

12. Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.

Не выполнение операций по промывке пеносмесителя приводит к полимеризации и последующему затвердеванию пенообразователя в дозаторе!

  1. Провести действия, необходимые при завершении работы.

Подача воздушно-механической пены с установкой пожарного автомобиля на водоем

  1. Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
  2. Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
  3. Опустить рукава с сеткой водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно.
  4. Проверить закрытие сливного краника, задвижек и пробкового крана пеносмесителя.
  5. Включить коробку отбора мощности.
  6. Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
  7. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку.
  8. Включить газоструйный вакуум — аппарат.
  9. Рычагом дроссельных заслонок увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышан характерный шум работающего ГВА).
  10. При появлении воды в смотровом окне, сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум — клапан «от себя».
  11. Убавить частоту вращения двигателя до «холостого хода».
  12. Включить сцепление.
  13. Выключить ГВА.
  14. Рычагом дроссельных заслонок установить давление воды на манометре 1-1,5 кгс/см 2 .
  15. Открыть пробковый кран пеносмесителя.
  16. Установить стрелку дозатора на цифру, соответствующую количеству подаваемых пеногенераторов.
  17. Открыть кран на трубопроводе «пенобак — пеносмеситель».
  18. Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.
  19. Увеличить давление до 6 кгс/см 2 .

После подачи пены, не отключая насоса:

  1. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .

Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.

Операции по промывке пеносмесителя!

  1. Открыть кран на трубопроводе «цистерна с водой — пеносмеситель».
  2. Провернуть маховичок дозатора пеносмесителя в любую сторону, совершив не менее 4 — 5 полных оборота.
  3. Убедиться, что из пеногенератора выходит чистая вода без признаков наличия пенообразователя.
  4. Закрыть пробковый кран пеносмесителя.
  5. Провести действия, необходимые при завершении работы.

Дополнения и пояснения

Как вы заметили, операции по подаче воздушно — механической пены, на первоначальном этапе, ничем не отличаются от операций по подаче воды, с установкой или без установки пожарного автомобиля на водоисточник. Но вместе с тем, при подаче воздушно-механической пены, необходимо еще более тщательно контролировать удаление воздуха из полости насоса до включения сцепления.

При наличии даже небольшого количества воздуха в полости насоса, при наличии пенообразователя, рабочее колесо насоса при вращении взбивает воздушно-механическую пену, которая заполняет свободное пространство .

Это может произойти и если промывка водопенных коммуникаций проведена некачественно, вода из насоса не слита.

ВАЖНО:

Наличие пенной пробки в полости насоса делают невозможным подачу воды или пены на тушение пожара!

На ее удаление при помощи газоструйного вакуум-аппарата или выбросом через напорные патрубки, требуется значительное время.

Видео про пожарные насосы