Фильтр масляный

Масляный фильтр ЯМЗ — 236

Совершенствование элементов системы защиты трущихся пар от абразивного износа частиц занимает значительное место в исследованиях по повышению ресурса дизелей. Эти работы охватывают как совершенствование существующих конструкций, так и разработку новых фильтрующих элементов, а также средств контроля за их состоянием в эксплуатации.

Сетчатые фильтрующие элементы.

Как известно, на дизелях ЯАЗ-М204, ЯАЗ-М206, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 для предварительной очистки масла применяются полнопоточные сетчатые фильтры.

Исходная конструкция состояла из двух параллельных секций элементов. В условиях эксплуатации наблюдалось быстрое загрязнение элементов, причем после промывки работоспособность резко сокращалась.

Измененная конструкция фильтрующего элемента имеет перфорированный каркас, относительная площадь отверстий которого составляет более 60 % фильтрующей поверхности. Конструкция элемента позволяет почти полностью восстанавливать его пропускную способность после промывки и осуществлять визуальный контроль за качеством промывки.

Другой способ совершенствования фильтрующего элемента — подбор сеток. Было установлено, что при фильтрации масла на дизеле достаточную прочность при удовлетворительной восстанавливаемости пропускной способности путем промывки имеют только сетки с открытыми квадратными или прямоугольными ячейками.

Пропускная способность сеток из нержавеющей стали с вплотную прижатыми проволочками очень быстро и невосстановимо снижается в результате их загрязнения. Прочность сеток с квадратными ячейками находится в прямой зависимости от их величины. Исследования дизелей, на которых были установлены фильтры с фильтрующими элементами, изготовленными из сеток с различными размерами ячеек от 0,1 до 0,18 мм, позволили установить, что проникающие через фильтры абразивные частицы вызывают образование неглубоких рисок на вкладышах подшипников. Ширина рисок не превышает размера ячейки, а глубина — толщины приработочного слоя. Глубокие риски на вкладышах подшипников образуются в процессе эксплуатации абразивными частицами, миновавшими фильтр; такие частицы присутствуют в загрязнениях технологического происхождения, оставшихся в картерной полости и каналах системы смазки во время изготовления дизелей.

В результате проведенных исследований была принята сетка из нити повышенной прочности с ячейкой размером 0,14×0,16 мм. Защита трущихся пар от абразивного износа может быть улучшена совершенствованием организации потоков масла в масляном фильтре. При больших скоростях течения масла в фильтрах возможна турбулизация потока, захват им осевших ранее грязевых частиц и повторная подача их на сетку, что повышает интенсивность ее загрязнения. Еще более опасным следствием этого является возможность попадания захваченных потоком частиц в главную магистраль дизеля при открытии перепускного клапана.

По результатам исследования потоков масла в фильтрах дизелей ЯМЗ была выбрана схема циркуляции с применением полого стержня. При этом масло выходит в верхней части фильтра, не затрагивая отстойной зоны, что исключает возможность проникновения осажденных в фильтре частиц в главную магистраль при открытии перепускного клапана.

Улучшение фильтрации дизелей ЯМЗ

Стремление к повышению эффективности очистки масла, подаваемого к трущимся парам, стимулировало поиск новых видов фильтрующих элементов.

Основное внимание было уделено исследованию элементов объемного типа. Элементы с фильтрацией на поверхности (типа бумаги) в системах дизелей, для которых характерно высокое давление масла, не имели достаточных прочности и срока службы. Поэтому были продолжены работы по применению объемных элементов, изготовленных из древесной муки. Большая доля осадков при фильтрации накапливается в слоях с величиной зерен 0,6-1,25 мм, что обеспечивает тонкость фильтрации 30- 35 мкм при относительно небольшом исходном гидравлическом сопротивлении. Зоны вблизи торцов имеют повышенную плотность.

В отдельных случаях, например при попадании воды в масло, срок работы фильтрующего элемента может резко сократиться. Чтобы избежать длительной работы фильтра с открытым перепускным клапаном, был установлен сигнализатор для определения начала открытия клапана в фильтре. Датчик сигнализатора непосредственно связан с подвижными элементами клапана. Фильтры с объемными фильтрующими элементами и сигнализатором загрязненности элемента применяются на дизелях ЯМЗ-240 и его модификациях.

Важный элемент системы смазки двигателя – масляный фильтр. При эксплуатации двигателя в моторное масло попадают продукты износа трущихся пар, частицы нагара и пр. Поэтому во избежание постоянного попадания примесей на детали необходима очистка масла.

В двигателях ЯМЗ основным устройством очистки масла является двухсекционный фильтр грубой очистки. Через него проходит масло, попадающее в систему смазки от масляного насоса. Масляной фильтр состоит из литого чугунного корпуса, в котором имеются две полости. Полости соединяются каналами с отверстиями на привалочных фланцах. Фильтр закрепляется на блоке цилиндров четырьмя болтами (по два на каждый фланец). Уплотнение привалочных поверхностей осуществляется за счет паронитовых прокладок. В цилиндрической части корпуса масляного фильтра есть кольцевая проточка для фиксирования колпака фильтра, а также центральное отверстие для центрирования и уплотнения внутренней секции фильтрующего элемента. Фильтрующий элемент в масляном фильтре изготавливается либо из специальной фильтровальной бумаги, либо из нетканого материала, который натянут на металлический каркас.

В специальном обработанном отверстии корпуса фильтра установлен перепускной клапан плунжерного типа. Клапан состоит из плунжера, пробки и пружины. Между пружиной и пробкой имеются регулировочные шайбы, которые обеспечивают должную затяжку и определяют давление открытия клапана. Открытие перепускного клапана происходит при разности давлений до и после фильтра 200 кПа, при этом часть неочищенного масла поступает в масляную магистраль. При открытии клапана происходит замыкание контактов сигнализатора и в кабине загорается сигнальная лампа.

Такая сигнализация необходима, поскольку подобное повышение давления возможно при засорении фильтра или большой вязкости масла (в том числе и в холодное время года).

Масляный фильтр грубой очистки промывают. Для этого необходимо:

1. Открутить гаечным ключом сливную пробку и дать вытечь маслу, после чего пробку завернуть.

2. Снять колпак, отвернув гайку. Затем снять наружную и внутреннюю секции фильтрующего элемента.

3. Тряпкой или деревянной лопаткой удалить отложения с фильтрующего элемента и колпака, при этом важно не повредить сетки элементов.

4. Фильтрующий элемент поместить в емкость с растворителем, например, бензином, на три часа.

5. Промыть элемент мягкой щеткой в емкости с растворителем. Во избежание повреждения фильтрующего элемента не следует пользоваться металлическими щетками.

6. Собрать фильтр в обратном порядке.


Индекс Наименование
1 236-1012100 Прокладка корпуса
2 238Б-1012010-А Фильтр масляный в сборе
3 252136-П2 Шайба
4 201505-П29 Болт
5 238Б-1012020-Б Корпус фильтра
6 840.1012127-10 Штуцер корпуса
7 840.1012051-10 Крышка
8 206Д-1011055-А Плунжер клапана
9 240-1017291 Пружина
10 240-1017292 Шток
11 840.1012040-12 Элемент фильтрующий
12 238Б-1012077-Б Колпак с пружиной в сборе
13 840.1012083-10 Кольцо
14 220048-П29 Винт
15 240-1017293-Б Пробка клапана
16 206Д-1011066 Прокладка
17 312347-П29 Шайба
18 236-1012058 Пружина
19 240-1017286 Корпус сигнализатора
20 262519-П2 Пробка

Разборка масляного фильтра ЯМЗ-238

Рис.11 – Масляный фильтр ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ

1–корпус; 2–прокладка; 3–замковая крышка; 4–фильтрующий элемент; 5–колпак

Слить отстой из фильтра, для чего отвернуть на 3-4 оборота колпак фильтра (рисунок 11 поз. 5) и слить масло через канал в подставленную емкость. Отвернуть колпак полностью и снять его (S=24).

Нажать на замковую крышку (3) и, утопив ее в колпак на 2-3мм, повернуть на 45 град, после чего она выйдет из зацепления с фланцем колпака.

Извлечь из колпака замковую крышку, прокладку и фильтрующий элемент (поз. 2, 3, 4).

Вывернуть из корпуса фильтра ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК пробку масляного канала (поз. 18) и пробку перепускного клапана в сборе (поз.1-8) (S=30).

Вывернуть из корпуса фильтра штуцер (поз. 20) (S=41) и составные части перепускного клапана и опережающего сигнализатора (поз. 9-15).

Разобрать пробку перепускного клапана для чего произвести следующие операции:

Отвернуть гайку (S=13) и снять шайбу (поз. 3).

Отвернуть винт (поз. 1).

Снять с контакта сигнализатора (поз. 8) шайбы (поз. 4), шайбы-изоляторы (поз. 5) и втулку уплотнительную (поз. 6). При необходимости негодные детали заменить.

Промыть внутреннюю поверхность колпака дизельным топливом.

Рис.12 – Корпус масляного фильтра в сборе

Сборка масляного фильтра ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД

Подсобрать пробку перепускного клапана, для чего:

Надеть на контакт сигнализатора (рисунок 12 поз. 8) металлическую шайбу (поз. 4) и шайбу-изолятор (поз. 5). Вставить контакт сигнализатора (поз. 8) в отверстие корпуса пробки перепускного клапана (поз. 7).

Надеть на контакт сигнализатора (поз. 8) последовательно: втулку уплотнительную (поз. 6), шайбу-изолятор (поз. 5), шайбы (поз. 4 и 3) и затянуть гайкой (поз. 2) до упора с крутящим моментом Мкр=8-9 Нм (0,8-0,9 кг/см).

Перед установкой гайки (поз. 7) две нитки резьбы контакта сигнализатора (поз. 8) смазать со стороны шайбы (поз. 3) герметиком УГ-9 ТУ 6-01-1326-86.

Попадание герметика на винт (поз.1) и шайбы-изоляторы (поз. 5) не допускается.

Ввернуть винт (поз. 1) в торец контакта сигнализатора. Проверить изоляцию между контактом-сигнализатором (поз. 5) и корпусом пробки (поз. 7) на отсутствие контакта напряжением 12-14 В.

Начало открытия перепускного клапана (рисунок 12 поз. 15) при перепаде давления между полостями подвода и отвода масла в корпусе фильтра 200-250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2) обеспечить установкой необходимого количества регулировочных шайб (поз. 11).

Проверить в электрической цепи с напряжением 12-24 В работу датчика светового сигнализатора.

Контакт между контактом сигнализатора (поз. 8) в пробке и штоком сигнализатора (поз. 13) (свечение лампочки) должен происходить при перепаде давления между полостями подвода и отвода масла в корпусе фильтра равным или меньшим давления начала открытия клапана (поз.15), но не ниже 180 кПа (1,8 кгс/см2).

Испытать на герметичность воздухом под давлением 5±0,5 кгс/см2 в воде с температурой от 80° до 90° С.

Вставить в отверстие корпуса фильтра (поз. 19) последовательно: плунжер клапана (поз. 15), пружину (поз. 14), шток сигнализатора (поз. 13), корпус сигнализатора (поз. 12), шайбы (поз. 11), пружину (поз. 10), прокладку (поз. 9) и ввернуть пробку перепускного клапана в сборе.

Ввернуть пробку (поз. 18) в корпус масляного фильтра ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД (поз. 29). Пробку посадить на герметик УГ -9 ТУ 6-01-1326-86 (S=9).

Установить в колпак фильтра (рисунок 11 поз. 5) новый фильтрующий элемент (поз.4) с резиновой прокладкой наружу. В отверстие фильтрующего элемента с прокладкой установить замковую крышку (поз. 3), обеспечив правильное положение прокладки.

Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом (поз. 4) в колпак и повернуть на 45град. В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку (поз. 3) в рабочее положение.

Установить в канавку колпака фильтра (рисунок 11 поз. 5) уплотнительную прокладку (поз. 2).

Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса (поз. 1) и затянуть моментом Мкр=20-40 Нм (2-4 кгсм).

Испытать на герметичность воздухом под давлением 400-500 кПа (4-5 кгс/см2) в воде с температурой 40-50 С. Внутренние полости и масляные каналы должны быть чистыми.

Любой автомобиль, это, в первую очередь, механизм. Точнее, целый комплекс из множества узлов-агрегатов, но все они могут считаться лишь исполнительными инструментами, так как 95 % из них работают за счет неких процессов с используемыми жидкостями и газами. И чтобы результат отвечал расчетному плану, эти самые жидкости-газы должны соответствовать ряду параметров, за чем и «следят» фильтры ЯМЗ (может быть и другой производитель, просто ярославские изделия служат не только на «родных» системах, но и в агрегатах других изготовителей).

Зачем, и какими бывают

Конечно, в идеале мечтается, что производитель предоставляет, к примеру, рабочую жидкость (топливо, моторное масло и так далее) в точности отвечающую стандарту. На деле же, так происходит далеко не всегда - в целях наживы часто производитель-поставщик выдает низкокачественный продукт. А еще, нужно помнить о том, что в большинстве своем, как та же солярка, они не используются моментально, а некоторое время содержаться в специальных емкостях, то есть, всегда есть шанс загрязнения во время эксплуатации.

Что касается масла, то оно по определению подразумевает постоянное засорение микрочастицами (а не всегда и «микро»), образующимися при истирании взаимодействующих поверхностей. Так что здесь ухудшение качества исходного материала дело вообще решенное и предопределенное. Плюс, и в этом, и в предыдущем случае нужно учитывать вероятность повреждения уплотняющих прокладок, что добавляет к возможности «внутреннего» загрязнения еще и попадание мусора извне. В любой ситуации адекватность смазки буквально сразу после ее заливки уже будет находиться под сомнением.

Также стоит помнить о том, что современные двигатели используют турбонаддув, и воздух для него и топливной смеси вообще берется из атмосферы, и «засосать» с ним может что угодно! А между тем, качество топливовоздушной смеси один из главных факторов правильной работы мотора и физической отдачи авто.

В общем, как вы уже поняли, в машине устанавливают немалое количество фильтров, которые можно разделить на три большие группы:

  1. - топливные;
  2. - масляные;
  3. - воздушные.

А теперь немного подробнее о них всех…

Виды и особенности

Воздушный

Он необходим на дизеле, простите за тавтологию, как сам воздух. Дизтопливо и так не самый предрасположенный к горению вариант, а если еще и воздух будет с примесями, то ожидать от движка чего-то доброго точно не приходится. Существует множество способов «приведения в кондицию» воздуха, но если мы говорим о ЯМЗэшных агрегатах, то здесь, пожалуй, самый распространенный вариант, это комбинированные фильтр-системы. Это двухступенчатая очистка, осуществляемая пропусканием потока через фильтрующий элемент (чаще всего мелкая металлическая сетка, свернутая в несколько слоев в рулон, и смоченная в масле) и масляную ванну.

Казалось бы, чем больше таких слоев, тем эффективней очищение, вот только каждый из них, это дополнительное сопротивление воздухопотоку, соответственно снижение коэффициента наполнения и даже мощности двигателя. Поэтому, необходим тщательный расчет в конструировании такого простого на первый взгляд устройства. Еще один нюанс – необходимо своевременно промывать фильтры ЯМЗ уже в процессе эксплуатации. Если этого не делать, то потеря мощности и увеличенный «аппетит» грузовику гарантированы.

Топливные

Именно так, во множественном числе, ведь изначальная комплектация подразумевает наличие в топливоподающей магистрали сразу двух фильтров:

  • .Грубой очистки, который устанавливается в промежутке бак-насос (топливоподкачивающий) и используется для задерживания крупных механических примесей (свыше 0.07 мм) и воды
  • Тонкой очистки, предназначенный для доочистки ДТ от «мелкоты», и установленный прямо перед ТНВД

Подобное разделение вынужденно применяется сразу по нескольким причинам, основные из которых – заведомо низкое качество дизеля на общественных заправках и… забота о самих очистителях. Ведь использование только «грубого» фильтра не даст положенной чистоты жидкости, а если поставить только «тонкий», то он почти сразу окажется забит крупным мусором.



В большинстве своем ФГО снабжаются стаканом-отстойником, где собирается все отфильтрованное «богатство», и откуда его нужно периодически удалять (такая схема позволяет продлить срок службы). Собственно «чистка» выполняется центрифугой и сеткой. Есть вариации, где также предусмотрен подогрев топлива – так оно разжиживается, что облегчает подачу и увеличивает продуктивность фильтрации.

Основной фильтрующий орган в ФТО – бумажно-картонные гофрированные и перфорированные «шторы», собранные в цилиндрическую конструкцию. Нынешние производители, и Ярославль не исключение, обычно помещают в корпус две таких «шторы-фильтра», при этом непосредственно чисткой занимается только одна из них, а вторая там содержится на случай, если ее «напарница» по какой-то причине будет испорчена.



Не является фильтром-устройством в полном понимании, и предусмотрена далеко не каждым автопроизводителем «сеточка в бак». Это обыкновенное стальное «сито», устанавливаемое в горловину таким образом, чтобы не мешать заправке, но не давать попадать туда крупному сору.

Масляные

В любом механическом транспортном средстве есть несколько узлов, где используется жидкая смазка. Наиярчайший пример – сам двигатель, где маслом заполнен низ картера (поддон), и откуда оно прокачивается насосом по всем деталям, а потом снова стекает в емкость. Получается своеобразный замкнутый цикл, и даже если допустить вероятность 100-процентной герметичности (а ее нет априори), то и тогда производные коррозии, окалина и сажа обязательно будут загрязнять смазку. Тут, кстати, присутствует некий принцип «снежного кома» - чем хуже масло, тем больше истирание деталей, и тем сильнее будет засоряться смазка.



На Ярославских моторах, как и в системе топливоподачи, используется два фильтра, только из-за другого принципа применения жидкости, они включены в систему не последовательно, а параллельно, и очистка происходит не полностью всего потока, а его некоторой части. В стандартном (основном) очистителе применяются бумажные или нетканые фильтр-элементы, в роторном – под воздействием центробежных сил, причем ротор вращается не каким-то дополнительным мотором, а посредством самого накачиваемого масла.

Практически все автофильтры попадают в категорию расходных материалов, то есть, предполагается их регулярная замена. Главное не ждать до полного выхода из строя, так как эффективность очищения падает с каждым пройденным километром.


Кстати, периодичность замены обычно указывается в двух категориях – по сроку и по километражу, но следует учитывать, что интенсивность эксплуатации и использование некачественных жидкостей, а также езда с неисправными агрегатами могут эти сроки существенно сократить.

Купить же качественные фильтры (любые) для агрегатов и систем производства ЯМЗ, с гарантией, можно в интернет-магазине нашего торгового дома «СпецМаш». Вся продукция сертифицирована, цены приемлемые, возможна доставка в любые регионы России.

Разборка масляного фильтра ЯМЗ-7511

Рис.11 – Масляный фильтр

1–корпус; 2–прокладка; 3–замковая крышка; 4–фильтрующий элемент; 5–колпак

Слить отстой из фильтра, для чего отвернуть на 3-4 оборота колпак фильтра (рисунок 11 поз. 5) и слить масло через канал в подставленную емкость. Отвернуть колпак полностью и снять его (S=24).

Нажать на замковую крышку (3) и, утопив ее в колпак на 2-3мм, повернуть на 45 град, после чего она выйдет из зацепления с фланцем колпака.

Извлечь из колпака замковую крышку, прокладку и фильтрующий элемент (поз. 2, 3, 4).

Вывернуть из корпуса фильтра пробку масляного канала (поз. 18) и пробку перепускного клапана в сборе (поз.1-8) (S=30).

Вывернуть из корпуса фильтра штуцер (поз. 20) (S=41) и составные части перепускного клапана и опережающего сигнализатора (поз. 9-15).

Разобрать пробку перепускного клапана для чего произвести следующие операции:

Отвернуть гайку (S=13) и снять шайбу (поз. 3).

Отвернуть винт (поз. 1).

Снять с контакта сигнализатора (поз. 8) шайбы (поз. 4), шайбы-изоляторы (поз. 5) и втулку уплотнительную (поз. 6). При необходимости негодные детали заменить.

Промыть внутреннюю поверхность колпака дизельным топливом.

Рис.12 – Корпус масляного фильтра в сборе

Сборка масляного фильтра ЯМЗ-7511

Подсобрать пробку перепускного клапана, для чего:

Надеть на контакт сигнализатора (рисунок 12 поз. 8) металлическую шайбу (поз. 4) и шайбу-изолятор (поз. 5). Вставить контакт сигнализатора (поз. 8) в отверстие корпуса пробки перепускного клапана (поз. 7).

Надеть на контакт сигнализатора (поз. 8) последовательно: втулку уплотнительную (поз. 6), шайбу-изолятор (поз. 5), шайбы (поз. 4 и 3) и затянуть гайкой (поз. 2) до упора с крутящим моментом Мкр=8-9 Нм (0,8-0,9 кг/см).

Перед установкой гайки (поз. 7) две нитки резьбы контакта сигнализатора (поз. 8) смазать со стороны шайбы (поз. 3) герметиком УГ-9 ТУ 6-01-1326-86.

Попадание герметика на винт (поз.1) и шайбы-изоляторы (поз. 5) не допускается.

Ввернуть винт (поз. 1) в торец контакта сигнализатора. Проверить изоляцию между контактом-сигнализатором (поз. 5) и корпусом пробки (поз. 7) на отсутствие контакта напряжением 12-14 В.

Начало открытия перепускного клапана (рисунок 12 поз. 15) при перепаде давления между полостями подвода и отвода масла в корпусе фильтра 200-250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2) обеспечить установкой необходимого количества регулировочных шайб (поз. 11).

Проверить в электрической цепи с напряжением 12-24 В работу датчика светового сигнализатора.

Контакт между контактом сигнализатора (поз. 8) в пробке и штоком сигнализатора (поз. 13) (свечение лампочки) должен происходить при перепаде давления между полостями подвода и отвода масла в корпусе фильтра равным или меньшим давления начала открытия клапана (поз.15), но не ниже 180 кПа (1,8 кгс/см2).

Испытать на герметичность воздухом под давлением 5±0,5 кгс/см2 в воде с температурой от 80° до 90° С.

Вставить в отверстие корпуса фильтра (поз. 19) последовательно: плунжер клапана (поз. 15), пружину (поз. 14), шток сигнализатора (поз. 13), корпус сигнализатора (поз. 12), шайбы (поз. 11), пружину (поз. 10), прокладку (поз. 9) и ввернуть пробку перепускного клапана в сборе.

Ввернуть пробку (поз. 18) в корпус масляного фильтра ЯМЗ-7511 (поз. 29). Пробку посадить на герметик УГ -9 ТУ 6-01-1326-86 (S=9).

Установить в колпак фильтра (рисунок 11 поз. 5) новый фильтрующий элемент (поз.4) с резиновой прокладкой наружу. В отверстие фильтрующего элемента с прокладкой установить замковую крышку (поз. 3), обеспечив правильное положение прокладки.

Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом (поз. 4) в колпак и повернуть на 45град. В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку (поз. 3) в рабочее положение.

Установить в канавку колпака фильтра (рисунок 11 поз. 5) уплотнительную прокладку (поз. 2).

Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса (поз. 1) и затянуть моментом Мкр=20-40 Нм (2-4 кгсм).

Испытать на герметичность воздухом под давлением 400-500 кПа (4-5 кгс/см2) в воде с температурой 40-50 С. Внутренние полости и масляные каналы должны быть чистыми.