Преимущества и недостатки компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование. Преимущества и недостатки


Общие представления о компьютерном тестировании. С начала XXI в. в образовании при проведении тестирования стали широко применяться компьютеры. В педагогических инновациях появилось отдельное направление - компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание результатов учащихся и выдача им результатов осуществляется с помощью ПК.
Этап генерации тестов технологически может протекать по-разному, в том числе путем ввода в компьютер бланковых тестов. На сегодняшний день по компьютерному тестированию имеются многочисленные публикации, разработаны программно-инструментальные средства для генерации и предъявления тестов .
Когда необходимо обращаться к компьютерному тестированию.
Хотя компьютерное тестирование значительно облегчает работу учителя при предъявлении и оценивании результатов выполнения тестов, его распространение во многом не более чем дань моде, все негативные последствия которого до сих пор не выявлены в полной мере. Выбор компьютерного формата экзамена должен основываться на более важных и обоснованных предпосылках, чем просто увлечение инновациями, поскольку он порождает множество проблем и ставит учащихся в неравные условия. Обращаться к компьютерному тестированию следует в тех случаях, когда есть настоятельная потребность в отказе от традиционных бланковых тестов.
Например, компьютерное тестирование необходимо при проведении ЕГЭ в труднодоступных районах России. Сбор выпускников школ отдаленных районов в обозначенное время проведения ЕГЭ становится настолько сложным и дорогостоящим мероприятием, что обойтись без компьютерного тестирования и современных средств коммуникации просто невозможно. Компьютерное тестирование целесообразно также применять при проведении экзаменов для детей с ограниченными возможностями, имеющих серьезные нарушения зрения или слуха. С помощью ПК можно использовать большие по размерам шрифты, аудиозаписи, до-

полнительные устройства для ввода данных тестирования и другие приспособления, компенсирующие на экзаменах потенциальное отставание детей с ограниченными возможностями.
Формы осуществления компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование может проводиться в различных формах, различающихся по технологии объединения заданий в тест (рис. 17). Часть из них пока не получили специального названия в литературе по тестовой проблематике.
Первая форма - самая простая. Готовый тест, стандартизованный или предназначенный для текущего контроля, вводится в специальную оболочку, функции которой могут различаться по степени полноты. Обычно при итоговом тестировании оболочка позволяет предъявлять задания на экране, оценивать результаты их выполнения, формировать матрицу результатов тестирования, обрабатывать ее и шкалировать первичные баллы испытуемых путем перевода в одну из стандартных шкал для выдачи каждому испытуемому тестового балла и протокола его оценок по заданиям теста.
Вторая форма компьютерного тестирования предполагает автоматизированную генерацию вариантов теста, осуществляемую с помощью инструментальных средств. Варианты создаются перед экзаменом или непосредственно во время его проведения из банка калиброванных тестовых заданий с устойчивыми статистическими характеристиками. Калибровка достигается благодаря длительной предварительной работе по формированию банка, параметры заданий которого получают на репрезентативной выборке учащихся, как правило, на протяжении 3 - 4 лет с помощью бланковых тестов. Содержательная валидность и параллельность вариантов обеспечиваются за счет строго регламентированного отбора заданий каждого варианта в соответствии со спецификацией теста.
Третья форма - компьютерное адаптивное тестирование - базируется на специальных адаптивных тестах. В основе идей

Рис. 17. Формы компьютерного тестирования

адаптивности лежат соображения о том, что учащемуся бесполезно давать задания теста, которые он выполнит наверняка правильно без малейших затруднений или гарантированно не справится с ними в силу высокой трудности. Поэтому предлагается оптимизировать трудность заданий, адаптируя ее к уровню подготовленности каждого испытуемого, и сократить за счет исключения части заданий длину геста.
Достоинства и недостатки компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием, которые проявляются особенно заметно при массовых проверках, например при проведении национальных экзаменов тина ЕГЭ. Предъявление вариантов теста на компьютере позволяет сэкономить средства, расходуемые обычно на печать и транспортировку бланковых тестов.
Благодаря компьютерному тестированию можно повысить информационную безопасность и предотвратить рассекречивание теста за счет высокой скорости передачи информации и специальной защиты электронных файлов. Упрощается также процедура подсчета результирующих баллов в тех случаях, когда тест содержит только задания с выбором ответов.
Другие преимущества компьютерного тестирования проявляются в текущем контроле, при самоконтроле и самоподготовке учащихся; благодаря компьютеру можно незамедлительно выдать тестовый балл и принять неотложные меры по коррекции усвоения нового материала на основе анализа протоколов по результатам выполнения корректирующих и диагностических тестов. Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличиваются за счет расширения спектра измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и др.
Благодаря компьютерному тестированию повышаются информационные возможности процесса контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными учащимися и для осуществления дифференциации пропущенных и не достигнутых заданий теста.
Помимо неоспоримых достоинств компьютерное тестирование имеет ряд недостатков, которые представлены на рис. 18.
Типичные психологические и эмоциональные реакции учащихся на компьютерное тестирование. Обычно психологические и эмоциональные реакции учащихся на компьютерное тестирование носят позитивный характер. Учащимся нравится незамедлительная выдача тестовых баллов, протокола тестирования с результатами

Рис. 18. Проблемы, возникающие при компьютерном тестировании

по каждому заданию, а также сам инновационный характер контроля в том случае, когда привлекаются современные гипермедийные технологии для выдачи теста. Динамическое мультимедийное сопровождение заданий на компьютере, объединенное программными средствами для представления в интерактивном режиме, по мнению учащихся, обеспечивает более точную оценку знаний и умений, сильнее мотивирует к выполнению заданий по сравнению с бланковыми тестами. Удобно также то, что вместо заполнения специальных форм для ответов можно просто выбрать ответ мышью. Если тестирование проходит в адаптивном режиме, то сокращаются время проведения экзамена и длина теста.
Негативные реакции обычно вызывают различные ограничения, которые иногда накладываются при выдаче заданий в компьютерном тестировании. Например, фиксируется либо порядок предъявления заданий, либо максимально возможное время выполнения каждого задания, после истечения которого независимо от желания испытуемого появляется следующее задание теста. В адаптивном тестировании учащиеся бывают недовольны тем, что они не имеют возможности пропустить очередное задание, просмотреть весь тест до начала работы над ним и изменить ответы на предыдущие задания. Иногда школьники возражают против компьютерного тестирования из-за трудностей, которые возникают при выполнении и записи математических вычислений и т.д.
Воздействие на выполнение теста предшествующего уровня компьютерного опыта. Результаты зарубежных исследований показали, что опыт работы на компьютерах, имеющийся у школьников, во многих случаях значительно влияет на валидность результатов выполнения теста. Если в тест включены задания без инноваций с выбором ответов, то влияние опыта работы с компьютером на результаты тестирования незначительно, поскольку от учащихся в таких заданиях не требуется никаких сложных действий при выполнении теста. При предъявлении на экране инновационных типов заданий, широко использующих средства компьютерной графики и другие новшества, влияние предшествующего компьютерного опыта на тестовый балл становится очень значительным. Таким образом, при компьютерном тестировании необходимо учитывать уровень компьютерного опыта учащихся, для которых предназначается тест.
Для снижения влияния опыта работы с компьютером на тестовые баллы рекомендуется включать в оболочки для компьютерного тестирования специальные инструкции и тренировочные упражнения для каждой инновационной формы заданий. Необходимо также предварительно ознакомить учащихся с интерфейсом, провести репетиционное тестирование и выделить в самостоятельные группы учащихся, не имеющих достаточного опыта работы с ПК, для того чтобы дополнительно обучить их или дать им бланковый тест.
Влияние интерфейса пользователя на результаты компьютерного тестирования. Интерфейс пользователя включает доступные учащемуся функции и возможности движения по заданиям теста, элементы размещения информации на экране, а также общий визуальный стиль представления информации. Хороший интерфейс пользователя должен обладать ясностью и корректностью логической последовательности взаимодействия с экзаменуемым, отражая общие принципы дизайна графической информации. Чем более продуман интерфейс, тем меньше внимания учащийся на него обращает, сосредоточивая все свои усилия на выполнении заданий теста.

Презентация на тему: Компьютерное тестирование. Основные понятия и виды компьютерного тестирования


























1 из 25

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Разработками технологий компьютерного обучения и контроля занимаются практически все наиболее оснащенные техникой вузы и центры информационных технологий. Среди основных проблем разработки и внедрения технологий компьютерного обучения и контроля можно выделить несколько: – неоднозначность терминологии; – непроработанность методики создания контролирующих материалов для компьютерного тестирования; – отсутствие единого методического центра компьютерного тестирования, который мог бы взять на себя общее методологическое руководство проблемой исследования.

№ слайда 3

Описание слайда:

Проведение компьютерного контроля знаний обучаемых является основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков), а также предоставления органам управления достоверных и своевременных результатов оценки уровня подготовленности учащихся по образовательным программам, составленным в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС). Анализ результатов компьютерного контроля остаточных знаний позволяет выработать рекомендации прогностического характера по совершенствованию преподавания проверяемых учебных дисциплин.

№ слайда 4

Описание слайда:

Разведем понятия: контроль и тестирование Под контролем будем понимать процедуру, позволяющую оценить уровень усвоения и понимания изучаемого материала с целью управления текущим процессом обучения и обеспечения индивидуализации обучения. Тестирование – это процедура аттестации, установления соответствия личностной модели знаний требуемой стандартизованной модели знаний. Как видим из определений: контроль – процедура управления обучением; тестирование - процедура констатации факта знает - не знает. Безусловно, обе процедуры имеют значение для подготовки ученика, но они же имеют разные целевые функции.

№ слайда 5

Описание слайда:

Требования к разработке контролирующих материалов Выработка единых требований должно способствовать унификации разработки компьютерных дидактических материалов для процедуры тестирования. Требования к программно-дидактическим контролирующим материалам для компьютерного тестирования разработаны в целях осуществления единого подхода в университете в области конструирования и формирования фонда контрольных заданий для проведения контроля остаточных знаний студентов и получения объективных оценок уровня знаний, умений и навыков (учебных достижений). В то же время основные требования к контролирующим материалам тестирования приемлемы и для постановки контролирующих заданий для компьютерного обучения.

№ слайда 6

Описание слайда:

В основу предлагаемых требований для создания контролирующих материалов для компьютерного тестирования положены работы многих исследователей и авторских групп, в том числе: –центра тестирования при МГУ «Гуманитарные технологии» (научный руководитель центра доктор психологических наук, профессор МГУ А.Г. Шмелев), который в этом году выиграл конкурс на проведение ЕГЭ в компьютерной форме (К_ЕГЭ); –центра тестирования профессионального образования при Московском государственном университете печати (директор центра доктор технических наук В.И. Васильев); –управления современных информационных технологий ОГУ. В лекции использованы выработанные на практике принципы и требования к постановке контролирующих заданий, полученные при разработке и внедрении в учебный процесс контролирующих и обучающих программ.

№ слайда 7

Описание слайда:

Виды компьютерного тестирования – централизованное вузовское тестирование по контрольным материалам, разработанным в соответствующих УМО, ассигнованных министерством центрах; – аттестационное тестирование (при самообследовании кафедр, подтверждение государственной лицензии); – итоговое тестирование по оценке соответствия полученных в процессе обучения знаний по конкретной дисциплине требованиям государственного образовательного стандарта; – рубежное и текущее тестирование по оценке подготовленности в процессе изучения дисциплины; – оценка остаточных знаний обучаемых.

№ слайда 8

Описание слайда:

Методом компьютерного тестирования можно получить объективную, оперативную, достоверную информацию о знаниях, полученных в процессе обучения и о готовности обучаемых к восприятию нового материала. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: обеспечение стандартизации; обеспечение индивидуальности прохождения процедуры контроля; повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость преподавателя и его эмоциональность или плохое настроение, отсутствие или недостаточность времени для личного общения с преподавателем, другое); оперативность статистической обработки результатов контроля; доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля;

№ слайда 9

Описание слайда:

обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам, выполнению заданий, дисциплине в комплексе; освобождение преподавателя от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации массового контроля, высвобождение времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности; обеспечение всесторонней и полной проверки; обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения материала в том режиме работы как это ему удобно (сетевой режим доступа к контролирующим системам и измерительным материалам); доступности и равноправия всех участников процедуры тестирования.

№ слайда 10

Описание слайда:

Современные системы компьютерного тестирования отличает: выбор конкретного режима работы обучающимся: - попытаться ответить на большее количество вопросов за большее время; - или, наоборот, ограничить количество вопросов, но получить меньшее время; - выбрать меньшее количество трудных вопросов и большее простых и т.п. определенная гибкость, когда обучаемым можно выбрать индивидуальный график прохождения контрольных точек.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Разработка контролирующего материала Самой сложной задачей эксперта по компьютерному тестированию является задача разработки тестов, которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия личностной модели знаний ученика и экспертной модели знаний. Разработка тестовых материалов для любой формы тестирования (бланкового или компьютерного), а также компьютерного контроля должна удовлетворять определенным принципам, выработанным требованиям, правилам оформления и удовлетворять требованиям экспертов по оценке тестовых заданий.

№ слайда 13

Описание слайда:

Тип контролирующего (обучающего) алгоритма определяется: целями обучения; структурой материала; методикой преподавания; подготовленностью аудитории; фактором времени; дидактическими возможностями техники. При разработке компьютерного тестового задания необходимо руководствоваться принципами и основными требованиями ранее рассмотренных общих вопросов построения тестовых заданий.

№ слайда 14

Описание слайда:

В работе Готлиба М. предлагается рассматривать 7 типов обучающих заданий по принципу реализованного в них алгоритма обучения: последовательно-подготовительный; параллельно-подготовительный; последовательно-корректирующий; параллельно-корректирующий; алгоритм переноса; аналитический алгоритм; алгоритм упорядочения. Рекомендуемые типы обучающих заданий предлагаем расширить комбинациями указанных алгоритмов, что позволяет разработать обучающие задания, имеющие большую практическую направленность, а последнее является одним из определяющих моментов индивидуально-деятельностной модели обучения.

№ слайда 15

Описание слайда:

Вопросы как форма обучающего задания. Контроль и самоконтроль обучающегося – очень важные звенья в любой форме обучения, поэтому существует многообразие форм контроля. Форма постановки контролирующих/обучающих заданий в виде вопросов – одна из самых сложных. Вопрос, поставленный в КОП, должен отвечать ряду требований и, в первую очередь, – однозначности восприятия, а это, в свою очередь, влечет за собой другие характеристики вопроса для работы КСО: четкость вопроса, полнота постановки, непротиворечивость и другие характеристики этой наиболее важной в обучении дидактической единицы.

№ слайда 16

Описание слайда:

Аналитический алгоритм. Суть алгоритма: поставить в соответствие вопросу (упражнению) номер правильного ответа. Количество вопросов в этом алгоритме может быть как равно количеству ответов, так и меньше. Алгоритм соответствия. Суть алгоритма: поставить в соответствие каждому вопросу один ответ. Алгоритм упорядочения. Суть алгоритма: определить правильный порядок выполнения действий. Обучение с помощью предметного алгоритма один из способов достижения необходимого уровня подготовленности обучающегося, и это далеко не всегда приводит к механическому выполнению действий, а скорее прививает правильный и рациональный подход к выполнению определенной работы.

№ слайда 17

Описание слайда:

Алгоритм отбора/исключения. Суть алгоритма: указать необходимые действия и порядок их следования, или наоборот исключить нежелательные и лишние операции. Способ постановки обучающих заданий на исключение ненужных или вредных действий очень эффективен, поскольку позволяет в подсказке (или других типов пояснений) раскрыть суть неправильных действий (раскрыть и локализовать ошибки) и их последствия. Для повышения эффективности обучения в заключение такого типа обучающих заданий необходимо указать упорядоченную, наиболее эффективную или просто рациональную последовательность действий для достижения цели.

№ слайда 18

Описание слайда:

Алгоритм дополнения. Суть алгоритма: дополнение недостающих действий или пропущенных слов. Алгоритм вычислительного характера. Алгоритм ситуативный. Суть алгоритма: ставится проблема, возможно комбинированная с другими областями, необходимо предложить конкретное решение. Это очень интересный тип контролирующих и обучающих заданий, где требуется широкая эрудиция преподавателя и не только той предметной области, для которой строится система контроля.

№ слайда 19

Описание слайда:

Аналитический алгоритм. Суть алгоритма: поставить в соответствие вопросу номер правильного ответа. По классификации А.Н. Майорова – это закрытая форма ответа. Алгоритм соответствия. Суть алгоритма: поставить в соответствие каждому объекту одной группы объект другой группы (1:1). Алгоритм классификации. Суть алгоритма: отнести объекты группы В к определенному классу из перечня классов А. Преподаватель должен описать характеристику классов и основания, по которому сформированы классы. Алгоритм упорядочения. Суть алгоритма: определить правильный порядок выполнения действий.

№ слайда 20

Описание слайда:

Правила составления задания для компьютерного тестирования Содержание контрольного задания (КЗ) должно быть ориентировано на проверку значимых понятий и элементов содержания предмета контроля и получение от тестируемого однозначного заключения. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов. Тестовые задания могут быть сформулированы в виде кратких суждений, четко поставленных вопросов и конкретных задач. Следует избегать контрольных заданий, которые требуют от испытуемых развернутых заключений при выполнении контрольных заданий.

№ слайда 21

Описание слайда:

При конструировании контрольных заданий можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты не только с целью рационального предъявления содержания учебного материала, но и при постановке контрольного задания, требующего графическую форму ответа. Количество слов в контрольном задании должно быть минимальным, если при этом не искажается понятийная структура постановки задания. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области. Но лучше воспользоваться ТЕЗИСОМ: Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

№ слайда 22

Описание слайда:

Содержание задания должно быть выражено предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и двойных отрицаний. Не следует при подготовке тестовых заданий использовать задания составного характера, при ответе на которое правильность выполнения одного задания зависела бы от правильности выполнения другого задания этого же субтеста. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга. Недопустимы заключения типа: все выше перечисленное верно, все указанные ответы неверны и т.д. В задании не использовать слова, которые понимаются у различных людей по-разному: иногда, часто, всегда, иногда, все, никогда и т.п. В заданиях не должна использоваться терминология, выходящая за рамки учебной дисциплины.

№ слайда 23

Описание слайда:

В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора. Ни в тексте, ни в ответах не должно быть подсказок. В заданиях не должно быть заключений, вариантов ответов: заведомо ложных; содержащих подсказку; явно выделяющихся, обособленных. 17. Задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время формирования заключения тестируемого со средним уровнем подготовленности не должна превышать 2-х минут (определяется эмпирически при прогонке задания). Среднее время ответа студента на контрольное задание определяется установкой преподавателя – автора контрольного задания. Среднее время выполнения задания определяется эмпирически при прогонке задания.

Описание слайда:

На сайте подготовки единого государственного экзамена в компьютерной форме («Центр гуманитарных технологий» под руководством Шмелева представлен очень интересный и разнообразный материал для подготовки компьютерных контролирующих заданий, разнообразные задания для тестирования школьников и абитуриентов. Адрес сайта http://www.ege.ru/.

Компьютерное тестирование – разновидность тестирования с использованием современных технических средств, имеющее ряд преимуществ по сравнению с традиционным бланочным тестированием (получение мгновенного результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность тестирующих программ работать в режиме обучения).

Функции компьютерного теста

– обучение (в качестве дидактического обучающего средства);

– контроль ЗУНов учащихся;

– самообучение (тренажёр) и самоконтроль;

– дистанционное обучение;

– корректировка учебного процесса.

Инструментальные тестовые оболочки

Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.

Классы программ-оболочек

1. Универсальные (содержат тестовую оболочку как составную часть. Примеры: «Адонис» (Москва), «Linkway» (Microsoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т. п.

2. Специализированные (предназначены лишь для формирования тестов. Примеры: «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.

Для того чтобы разработать компьютерный вариант теста с помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие формы тестовых заданий они допускают.

Показатели качественного компьютерного теста

– Восприимчивость к угадыванию тестируемым;

– восприимчивость к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

– положительное влияние на тестируемого и педагога, который использует тест.

Компьютерные формы представления

тестовых заданий

1. Альтернативные вопросы (требуют ответа да – нет).

Закрытая форма вопроса: номер правильного ответа.

2. Задание на соответствие: требует соотнести элементы двух множеств.

3. Задание на восстановление правильной последовательности: требует расположить элементы множества в определённом порядке.

4. Вопросы с шаблоном ответа (предполагают числовой или текстовой ввод правильного ответа).

5. Вопросы с выбором нескольких вариантов (ключевых слов, изображений, обозначений).

6. Конструирование ответа (шаблонный и бесшаблонный варианты): ответ формируется путем последовательного выбора его элементов из инструментария по типу меню.

7. Задание на конструирование изображений: с помощью графредактора, меню изображений (аналогично предыдущему примеру).

8. Задание на демонстрацию с движущимися объектами. Ответ в виде действия тестируемого (определенный набор клавиш). (Пример: клавиатурный тренажер на время.)

Выбор формы представления задания определяется

Особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);

Особенностями предметной области;

Опытом и мастерством экспертов.

12 ЕГЭ

С 2001 года в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения.

Причины введения ЕГЭ

В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. «В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ» . ЕГЭ может стать эффективным надежным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся, в случае успешного завершения эксперимента. Таким образом, в данный момент ЕГЭ рассматривается как одно из средств модернизации современного образования в России.

Задачи единого экзамена:

· расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;

· совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;

· снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;

· объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;

· стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля

1. Объективность.

Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных результатов достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.

Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.

Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.

Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.

Компьютерное тестирование все шире используется в педагогической практике. Возможно, вскоре оно почти вытеснит традиционные методы (типа "карандаш - бумага"), поскольку имеет перед ними явные преимущества. В чем же они заключаются?

1) Компьютерная версия тестирования экономит много времени (это, вероятно, самое главное). Задача тестируемого - просто нажимать клавишу, соответствующую выбранному ответу. Полученные данные автоматически подсчитываются, обрабатываются, оцениваются и интерпретируются. В результате компьютер выдает готовый отчет, нередко в сопровождении диаграмм, графиков и других наглядных изображений. На всю процедуру, включая обработку и интерпретацию результатов, уходит значительно меньше времени, чем при обычном тестировании. Такая экономия времени особенно ценна при работе с группой тестируемых - можно одновременно усадить за компьютер большое число людей и оперативно получить нужные данные.

2) Экономятся силы тестирующего - ему не приходится заниматься весьма утомительной рутинной работой (инструктаж тестируемого, выдача заданий, ведение протокола, подсчет и обработка результатов).

3) При наличии хорошо отлаженной программы компьютерное тестирование практически исключает ошибки при обработке результатов - машина всегда использует один и тот же алгоритм, она не отвлекается и не утомляется.

4) Появляется возможность накопления и сохранения электронной базы данных. Унифицированная база данных удобна для анализа и заменяет собой огромные кипы экспериментальных бланков, отчетов и заключений.

5) При использовании стандартизованной компьютерной программы условия проведения тестирования не зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния экспериментатора, что, несомненно, повышает "чистоту" диагностической процедуры.

6) При компьютерном тестировании обследуемый, оставаясь один на один с компьютером, может позволить себе быть более откровенным и естественным. Ему некого стесняться - "железка" не может ни оценочно, ни эмоционально реагировать на не самые удачные, с позиции социальной желательности, ответы.

7) Благодаря компьютерному тестированию можно повысить информационную и предотвратить рассекречивание теста за счет высокой скорости передачи информации и специальной защиты электронных файлов. Упрощается также процедура подсчета результирующих баллов в тех случаях, когда тест содержит только задания с выбором ответов.

8) Преимущества компьютерного тестирования проявляются также в текущем контроле, при самоконтроле самоподготовке учащихся; благодаря компьютеру можно незамедлительно выдать тестовый балл и принять неотложные меры по коррекции усвоения нового материала на основе анализа протоколов по результатам выполнения корректирующих и диагностических тестов. Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличиваются за счет расширения спектра измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и др.

9) Благодаря компьютерному тестированию повышаются информационные возможности процесса контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными учащимися и для осуществления дифференциации пропущенных и не достигнутых заданий теста.

10) Наконец, отпадает, самая рутинная часть работы - заготовка бланков, обеспечение методическим материалом и т.п., так как вся методика представлена в виде компьютерной программы. Это удобно во всех отношениях.

Помимо достоинств компьютерное тестирование имеет ряд недостатков:

1) Типичные психологические и эмоциональные реакции учащихся на компьютерное тестирование.

Общение человека с компьютером имеет свою специфику, и не все одинаково спокойно относятся к компьютерному тестированию. Например, если процедура тестирования затянется или содержание теста не заинтересует человека, положительный настрой может смениться противоположным: будут утомлять и раздражать однообразие и монотонность работы, "глупость" вопросов и заданий. Иногда негативное отношение к компьютерному тестированию бывает вызвано и отсутствием обратной связи. А когда тестируемый человек не получает обратной связи, возрастает вероятность ошибочных ответов (можно неверно понять инструкцию, перепутать клавиши для ответов и др.).

Были проведены специальные исследования, чтобы определить, как люди относятся к компьютерному тестированию. Оказалось, что у некоторых людей возникает так называемый эффект психологического барьера, а у некоторых - эффект сверхдоверия. Бывает, человек вообще не способен справиться с заданием потому, что "боится" компьютера. Возможно и включение психологических защитных механизмов, связанных с нежеланием тестируемого раскрываться, стремлением избежать излишней откровенности или намеренным искажением результатов.

Негативные реакции обычно вызывают различные ограничения, которые иногда накладываются при выдаче заданий в компьютерном тестировании. Например, фиксируется либо порядок предъявления заданий, либо максимально возможное время выполнения каждого задания, после истечения которого независимо от желания испытуемого появляется следующее задание теста. В адаптивном тестировании учащиеся бывают недовольны тем, что они не имеют возможности пропустить очередное задание, просмотреть весь тест до начала работы над ним и изменить ответы на предыдущие задания. Иногда учащиеся возражают против компьютерного тестирования из-за трудностей, которые возникают при выполнении и записи математических вычислений и т.д.

2) Воздействие на выполнение теста предшествующего уровня компьютерного опыта.

Результаты зарубежных исследований показали, что опыт работы на компьютерах, имеющийся у школьников, во многих случаях значительно влияет на валидность результатов выполнения теста. Если в тест включены задания без инноваций с выбором ответов, то влияние опыта работы с компьютером на результаты тестирования незначительно, поскольку от учащихся в таких заданиях не требуется никаких сложных действий при выполнении теста. При предъявлении на экране инновационных типов заданий, широко использующих средства компьютерной графики и другие новшества, влияние предшествующего компьютерного опыта на тестовый балл становится очень значительным. Таким образом, при компьютерном тестировании необходимо учитывать уровень компьютерного опыта учащихся, для которых предназначается тест.

Для снижения влияния опыта работы с компьютером на тестовые баллы рекомендуется включать в оболочки для компьютерного тестирования специальные инструкции и тренировочные упражнения для каждой инновационной формы заданий. Необходимо также предварительно ознакомить учащихся с интерфейсом, провести репетиционное и выделить в самостоятельные группы учащихся, не имеющих достаточного опыта работы с ПК, для того чтобы дополнительно обучить их или дать им бланковый тест.

3) Влияние интерфейса пользователя на результаты компьютерного тестированияИнтерфейс пользователя включает доступные учащемуся функции и возможности движения по заданиям теста, элементы размещения информации на экране, а также общий визуальный стиль представления информации. Хороший интерфейс пользователя должен обладать ясностью и корректностью логической последовательности взаимодействия с экзаменуемым, отражая общие принципы дизайна графической информации. Чем более продуман интерфейс, тем меньше внимания учащийся на него обращает, сосредоточивая все свои усилия на выполнении заданий теста.

4) При компьютерном тестировании специалисты имеют дело только с полученными результатами. Они не видят тестируемого, не общаются с ним, а значит, не владеют о нем дополнительной информацией, не могут выяснить его действительный объем знаний. Так что результатам, полученным с помощью компьютерного тестирования, следует доверять с некоторыми оговорками.