Эрнст неизвестный. Эрнст Неизвестный: Биография и самые известные работы скульптора

Всем известную статуэтку, которую вручают на церемонии ТЭФИ, Неизвестный впервые создал ещё в 1962 году. Тогда "Орфей" был размером в два метра. Его работы на выставке "30 лет МОСХ" были безжалостно раскритикованы Никитой Хрущёвым.

Неизвестный, как и его Орфей, был ранен в грудь на Великой Отечественной. Сам Эрнст говорил о своём ранении:

Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру.

"Прометей и дети мира" (1966)

Монументальная скульптурная композиция размером в 150 метров создана во всесоюзном лагере "Артек". Этот памятник международной дружбе и единению детей всего мира заложен на камнях, привезённых гостями "Артека" из 83 стран. Надпись на нём гласит: "Сердцем - пламенем, солнцем - сиянием, костром - заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!"

Надгробие Никиты Хрущёва (1975)

Хрущёв когда-то назвал работы Неизвестного "дегенеративным искусством", как Йозеф Геббельс, и это сильно навредило жизни скульптора: он не мог обеспечивать себя и ему даже приходилось подрабатывать грузчиком. Но он всё же сделал по просьбе родственников надгробный памятник на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище из белого и чёрного мрамора.

"Маска скорби" (1996)

30-метровый мемориал жертвам политических репрессий открыт на сопке Крутая в Магадане. Во время сталинских репрессий на этом же месте существовал перевалочный пункт, с которого заключённых перевозили по лагерям на Колыме. В правом глазу самого большого лица ― зарешёченное окно, а внутри воспроизведённая типичная тюремная камера сталинских времён.

"Память шахтёрам Кузбасса" (2003)

Пятитонный 15-метровый монумент открыли в день шахтёра в Кемерове, городе инженеров и машиностроителей. Памятник шахтёрскому труду получился вовсе не скорбным: он, скорее, символизирует святость подвига тех, кто работает под землёй на благо всего человечества. Несмотря на то что Неизвестный работал над памятником в Нью-Йорке, в оформлении используется старая советская экипировка: из Кемерова скульптору доставляли каски и шахтёрские лампы.

"Древо жизни" (2004)

Скульптуру может осмотреть любой желающий москвич во время прогулки по мосту "Багратион". По форме она напоминает человеческое сердце, а под ветками "древа" - изображения разных великих личностей, от Будды до Юрия Гагарина. В целом произведение задумывалось как памятник человеческому духу, который люди несут сквозь века.

Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в Свердловске в семье детского врача, бывшего офицера Белой армии Иосифа Матвеевича Неизвестного и химика-технолога, в будущем детской поэтессы Беллы Абрамовны, урожденной Дижур. Его назвали Эриком и только в 1941-м записали в паспорте Эрнстом. Мальчик рано проявил художественные способности, посещал изостудию во Дворце пионеров. Одновременно он славился своими хулиганскими наклонностями.

В начале войны Эрнст год отучился в Ленинградской школе для особо одаренных детей, которую эвакуировали в Самарканд. В 1942 г., приписав себе один год, он добровольцем ушел в Красную армию. Окончив Туркестанское военное училище, служил в 45-м гвардейском десантном полку в звании лейтенанта, командовал взводом.

22 апреля 1945 г. Неизвестный был ранен в Австрии, причем настолько тяжело, что его сочли убитым и представили к званию Героя Советского Союза посмертно. Родители получили похоронку, но в смерть сына не поверили… и дождались его. Последствия ранения мучили Неизвестного еще несколько лет — он ходил на костылях, преодолевая страшные боли в перебитом позвоночнике.

После демобилизации Неизвестный начал преподавать рисование в Свердловском суворовском военном училище, затем переехал в Ригу, где учился в Академии художеств Латвийской ССР, а в 1947-1954 гг. — в Московском училище имени Сурикова. Одновременно он слушал лекции на философском факультете МГУ. Уже дипломная работа Неизвестного — «Строитель Кремля Федор Конь» — была выдвинута на Сталинскую премию и приобретена Русским музеем.

В 1954-м он получил диплом, а уже через год стал членом Союза художников СССР. На конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов работы Неизвестного заняли все три первых места. На рубеже 1950-1960-х Неизвестный создал множество своих классических работ — «Мертвый солдат» (1957), «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963). Все они абсолютно не вписывались в мейнстрим советской станковой скульптуры той эпохи, многих это раздражало, нервировало. Не раз результаты конкурсов, на которых побеждал Неизвестный, отменялись, а его идеи потом реализовывали другие. По собственному признанию скульптора, спасался он только постоянной работой.

В 1962-м в московском Манеже произошло знаменитое столкновение Неизвестного с лидером СССР Н. С. Хрущёвым. Партийный вождь грубо заговорил со скульптором, но Неизвестный хамства не потерпел и ответил достойно. После этого его имя было вычеркнуто из «официального» советского искусства, хотя для «неофициального» он по-прежнему был звездой. Кстати, именно благодаря скандалу в Манеже Неизвестного нашла его награда из 1945-го: в наградном отделе отыскалось представление на звание Героя. Правда, «Золотую Звезду» после столкновения с первым лицом страны Неизвестному никто не дал, но орден Красной Звезды он все-таки получил.

Чтобы прокормить семью, Эрнсту пришлось работать грузчиком, истопником, месить глину в мастерской других скульпторов, а в творческих конкурсах участвовать под псевдонимами. И тем не менее в 1960-1970-х Неизвестный выполнил ряд очень значительных работ — 150-метровый рельеф «Монумент всем детям мира» для пионерского лагеря «Артек» (1966), памятник «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте (1968), монументальную восьмиметровую скульптуру «Сердце Христа» (1973-1975), самый большой (950 метров!) декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии (1974), рельеф для фасада здания ЦК КПСС в Ашхабаде (1975). Последней крупной работой Неизвестного в СССР стал надгробный памятник на могиле Н. С. Хрущёва. Обрамлявшие бюст бывшего лидера страны мраморные блоки — черный и белый — подчеркивали контрастность жизни и деятельности Хрущёва. Когда у Неизвестного спросили, почему он согласился работать над памятником своему гонителю, Эрнст ответил: «Я его простил. Художник не может быть злее политика».

Но талант и работоспособность Неизвестного принесли ему не только славу и признание, но и черную зависть. Из 850 созданных им скульптур у него приобрели всего четыре, художника постоянно обвиняли в махинациях с валютой. Более того, Неизвестного периодически подкарауливали на улице неизвестные и жестоко избивали его. 10 марта 1976 г. Эрнст Неизвестный принял решение покинуть СССР — его буквально «выпихнули» с Родины. Жену Дину и дочь Ольгу с ним не выпустили.

После недолгой жизни в Австрии Неизвестный перебрался в Швейцарию, «под крыло» миллионера Пауля Захара. Его жена, обожавшая творчество Неизвестного, предоставила скульптору огромную мастерскую. Но жизни в доме мецената художник не вынес и уехал из Цюриха в США, где встретил теплый прием в лице Алекса Либермана и Энди Уорхола (ему принадлежит крылатая фраза: «Хрущёв — мелкий политик эпохи Эрнста Неизвестного»). «Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне, — вспоминал Неизвестный. — Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял: это не для меня. Ты приходишь на „пати“, тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».

Годы эмиграции принесли скульптору долгожданную свободу творчества и материальное благополучие. Он открыл для себя новые сферы деятельности, в частности, начал заниматься дизайном ювелирных украшений, много выставлялся, читал лекции в различных университетах мира.

С конца 1980-х Эрнст Неизвестный по-прежнему считается классиком у себя на Родине. Ему вернули российское гражданство, в 1995-м он удостоен Государственной премии России, является зарубежным почетным членом Российской академии художеств. В 1995-м скульптура «Золотое дитя» украсила пассажирский порт Одессы, а в 1996 г. 17-метровый памятник жертвам репрессий «Маска скорби» был установлен в Магадане, причем основную часть денежных затрат — 800 тысяч долларов — взял на себя сам художник. Появлялись новые работы скульптора в России и позднее — «Возрождение» (Москва, 2000), «Память шахтерам Кузбасса» (Кемерово, 2003), «Древо жизни» (Москва, 2004), памятник Сергею Дягилеву (Пермь, 2007). Одной из самых известных работ Неизвестного является статуэтка премии Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ.

За свои заслуги Эрнст Неизвестный удостоен множества наград — он является профессором философии Колумбийского университета, Шведской Королевской академии наук, искусств и гуманистики; Европейской академии искусств (Париж) и Нью-Йоркской академии наук, награжден российскими орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (родился в 1925 г., Свердловск, ныне Екатеринбург), скульптор, график. Отец Неизвестного, Иосиф Неизвестный (1898–1979), - врач; мать, Белла Дижур (1903–2006), - биохимик и литератор. В 1942 г. поступил в школу при Академии художеств СССР, вместе со школой был эвакуирован в Самарканд. В том же году ушел добровольцем на фронт, изменив дату рождения на 1925 г. После ранения в 1945 г. был демобилизован. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. В 1945–46 гг. преподавал рисование в суворовском училище в Свердловске.

В 1946–47 гг. учился в Академии художеств в Риге, в 1947–54 гг. - в Московском государственном художественном институте имени В. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета. В 1955 г. был принят в Союз художников СССР. С середины 1950-х гг. участвовал во многих групповых выставках.

Неизвестный принадлежит к первому поколению нонконформистов и диссидентов в культуре постсталинского периода. Образы и стиль работ Неизвестного не раз вызывали недовольство властей, поскольку его творчество противоречило духу соцреализма, канонам и официальному пониманию «искусства для народа». Проявлением этого конфликта стал спор Неизвестного с Н. Хрущевым на получившей скандальную известность выставке «30 лет МОСХа» в Манеже (Москва, 1962). В то же время Неизвестный оставался официально признаваемым скульптором. Его персональные выставки проходили не только в Советском Союзе, но и за рубежом: Лондон (1964, 1965), Вена (1965, 1975), Париж (1966, 1970, 1976), Чикаго (1967), Нью-Йорк (1967, 1968, 1975), Рим (1968, 1971, 1972), Флоренция (1969), Стокгольм (1970), Тель-Авив (1972), Западный Берлин (1975) и др.

Неизвестный получал в Советском Союзе официальные заказы. В 1959 г. он выиграл всесоюзный конкурс на памятник Победы над фашистской Германией, который должен был быть установлен под Москвой, но проект не был осуществлен. В 1966 г. установил декоративный рельеф «Прометей» в пионерском лагере «Артек» в Крыму. В 1968 г. выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»). В 1974 г. создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В том же году сделал надгробие на могиле Н. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, в 1975 г. оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.

В 1976 г. Неизвестный уехал из Советского Союза, жил в Швеции, с 1977 г. живет в Нью-Йорке. Продолжает участвовать в групповых и персональных выставках в Америке, Европе, Японии, с конца 1980-х гг. - и в России. Читал лекции в различных университетах США и в Московском государственном университете (1989).

В творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции, художник для усиления выразительности прибегает к деформации, что эстетически сближает его с П. Пикассо, Г. Муром, О. Цадкином. Основной объект творчества Неизвестного - человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции. В некоторых произведениях Неизвестного искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью.

Многие скульптуры Неизвестного высечены из камня, однако больше других материалов Неизвестный любит бронзу. Использование объемов и полостей позволяет в одном произведении совмещать монументальность и динамичность.

Неизвестный часто обращается к темам войны, жизни и смерти («Мертвый солдат», 1953–54; «Солдат, пронзаемый штыком», 1956; «Самоубийство», 1958), к религиозным, мифологическим и эротическим сюжетам: «Адам» (1962–63); «Орфей» (1962–64); «Кентавр без рук» (1989) и др. Среди произведений Неизвестного - скульптурные портреты («Дмитрий Шостакович», 1976, «Кеннеди-центр», Вашингтон).

Неизвестный создал монумент памяти жертв сталинских репрессий в Магадане (проект «Траурная маска», 1990). В 1995 г. в Одессе в честь 700-летия города установлен его монумент «Золотой ребенок». Основной монументальный проект Неизвестного - грандиозное «Древо жизни» (1956–76) - воплощает главные творческие идеи автора. Бронзовая модель монумента была подарена правительством России Организации Объединенных Наций в честь ее пятидесятилетия в 1995 г. Написанные Неизвестным картины выставлены во многих музеях мира. Неизвестный создал иллюстрации к произведениям Данте, Ф. Достоевского, С. Беккета и др. В 1996 г. в Москве была издана на русском и английском языках книга «Екклесиаст. Я. Кумок. Черное солнце Когелет» с его иллюстрациями. Неизвестный - автор книги «О синтезе в искусстве» (1982), «Говорит Неизвестный» (1984), «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии» (1992).

В 1987 г. в городе Уттерсберг (Швеция) был открыт музей «Древо жизни», посвященный работам Неизвестного; в 1990 г. был основан музей скульптора в Свердловске. Неизвестный - профессор философии Колумбийского университета, Шведской королевской академии наук, искусств и гуманистики; Европейской Академии искусств (Париж) и Нью-Йоркской Академии наук.

История жизни
Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал свое полное имя - Эрнст. Дед его был купцом, отец - белым офицером, адъютантом Антонова. Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург. Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.
Его мать - баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, христианка, в середине девяностых еще была жива и публиковала свои стихи в одной из нью-йоркских газет.
Эрнст еще мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст окончил военное училище - ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный приговор трибунала, замененный штрафбатом. И там же, на Великой Отечественной, он получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс… Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени которого он так и не узнал, - это было в полевом госпитале. После войны бывший офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться.
Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями он слушал лекции на философском факультете МГУ.
Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников СССР, а чуть позже - лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!». Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» - подчеркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры.
В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую известной - «Мертвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.
Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).
В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды.
Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала закончилась Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.
«Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать еще о двух из них, - пишет Н.В. Воронов. - Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая - «Пророк» (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал «Cамым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения».
В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте - с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).

1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве скульптор создал памятник на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, - отмечает Н. В. Воронов, - быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом «вождизма», к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая - черной…»
Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие.
На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.
«К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу «Спасибо, Пауль» - про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…..
…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза «Хрущев - средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».
Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял это не для меня. Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».
Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.
До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня - русская, давно эмигрировала. По профессии - испанистка.
Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском - искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но мешала рутинная бумажная работа. А еще отчеты, заседания... Все это отнимало слишком много драгоценного времени.
Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы перенес две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его снова спас русский доктор - Саша Шахнович.
«…Я много трачу, - говорит Неизвестный, - материал, отливка, помощники - идет омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов - если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею деньги не расходуются, а дают дивиденды.
По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи - ну два, ну три экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создает мне перспективу жизни, есть для чего жить - для работы. А если происходит затоваривание, психологически очень трудно работать.
На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества; нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры».
Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».
Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного произведения в мире - Библии. В его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.
Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.
В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год.
Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия.
И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества «Абсолютным безумием и работоспособностью», - отвечает маэстро.
И еще….. «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов.
Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает».

Эрнст Неизвестный: Биография и самые известные работы скульптора

Из открытых источников

Всемирно известный мастер скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни

Всемирно известный скульптор Эрнст Неизвестный родился на Урале, в Свердловске в 1925 году в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и детской писательницы Беллы Абрамовны Дижур.

Неизвестный рано начал рисовать, школьником ходил в изостудию при Дворце пионеров. С 1939 по 1942 годы участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. Учился в Ленинградской средней художественной школе (сейчас Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской Академии художеств). И сразу же после ее окончания в 1943 году ушел на фронт.

Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта. В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен и за проявленный героизм "посмертно" награждён орденом Красной Звезды. Но Неизвестный вернулся в Свердловск живым. Долго ходил на костылях. Преподавал черчение в Суворовском училище.

В 1946-1947 гг учился в Академии художеств в Риге, а затем, в 1947-1954 гг. - в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета.

В 1956-57 годах вновь вернулся в Свердловск и работал литейщиком на заводе "Металлист".

Наиболее значительным произведением Неизвестного, которое было создано в СССР был "Прометей" (1966). Он стоит во Всесоюзном пионерском лагере "Артек" на камнях, привезенных детьми из 83 стран мира. Теперь это территория оккупированного Крыма.


Из открытых источников

За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны Никиты Хрущёва, который в 1962 году на выставке назвал его скульптуры "дегенеративным искусством. Позже Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище, по просьбе его родственников.


Из открытых источников

В 1975 году Эрнст Неизвестный создаёт барельеф на здании архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде. Это было его последнее произведение в Советском Союзе перед эмиграцией.


Аргументы и факты

В 1976 году Неизвестный эмигрировал в Швейцарию, в 1977 году переехал в США. В 1980-х годах скульптор много раз выставлялся в Magna Gallery в Сан-Франциско. По заказу галереи господин Неизвестный создал цикл "Man through the Wall", посвященный крушению коммунизма.

В 1994 году создал статуэтку ТЭФИ.

Аргументы и факты

В 1996 году Неизвестный закончил своё монументальное (высотой в 15 метров) произведение "Маска скорби", посвящённое жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.


Аргументы и факты

В 2000 году в Москве был открыт памятник Эрнста Неизвестного "Возрождение" с фигурой Архангела Михаила, предводителя небесных сил в борьбе со злом.