Преобразования петра i. оформление абсолютизма. Абсолютная монархия петра i Государственные реформы петра 1 утверждение абсолютизма

Абсолютная монархия - это форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодализма. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновникам. Абсолютная монархия создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные по сравнению с прежними средствами принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы.

Юридическое оформление абсолютизма форсированными темпами началось при Петре I. Это выразилось в том, что Россия в 1721 г. была объявлена империей, а Петр - императором. Законодательная формула абсолютизма в толковании 20 Артикула Воинского Устава выглядела так: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Духовный регламент» 1721 г. давал следующее определение: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Началось строительство новых органов власти и управления: создан Сенат (1721), учреждена должность Генерал-прокурора (1722), приказы были заменены коллегиями, проведена реформа местного самоуправления, упразднено Патриаршество (1700), вместо него создан Синод (1718). Сюда же можно отнести появление государственной росписи расходов и доходов, переход к подушному обложению, а также создание «Табели о рангах», заложившей единые принципы выслуги по военной и гражданской службе. В 1722 г. появился Генеральный Регламент, Устав гражданской службы, Воинский и Морской уставы. Указ о престолонаследии 1722 г. давал право императору самому назначать наследника престола.

Экономической политикой периода абсолютизма стало поощрение торговли. Развитие горного дела, мануфактур и сельского хозяйства, связанного с нуждами государства, армии и флота. Это выращивание технических культур, овцеводство, коннозаводство, винокурение, лесное хозяйство. Новой стороной деятельности государства стало открытие и описание новых земель. Появилась в абсолютистском государстве и новая идеология. Распространились переводы трудов европейских политиков и юристов, появилось сочинение сподвижника Петра I. Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», где обосновывается идея сильной самодержавной власти.

Оформление абсолютизма происходило в жестких формах - выросли повинности крестьян и посадских людей, были введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, население сгоняли на строительство дорог, каналов, крепостей, что вызывало многочисленные случаи гибели людей.

Оформившись при Петре I, абсолютная монархия продолжала укрепляться при Анне Иоанновне, Елизавете, Екатерине II.

Стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношений. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начал формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролировался центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И. Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировались из представителей дворянства.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Азовскую, Казанскую, Смоленскую, Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции - на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел - сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре 1-м сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовал . Документ делил гражданские и придворные звания на 14 степеней: от фельдмаршала и генерала армии (в сухопутных войсках и на флоте) и канцлера (на гражданской службе) до самого нижнего, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. Табель о рангах поставил на первое место не родовитость, а способности, образованность и деловые качества дворянина. Закон ликвидировал деление господствующего класса на сословия. Он способствовал выделению из среды неродовитого дворянства крупных государственных деятелей: генерал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неплюев и др.

С 1721 г. Петр 1-й стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По предмету: Отечественная история

На тему: Особенности российского абсолютизма при Петре I

Вариант № 1

Выполнил:

Студент 1 курса

1 семестр

Миронов Артем Юрьевич

Ташкент, 2008

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. Возникновение абсолютной монархии……………………………………...3

ГЛАВА 2. Проводимые реформы…………………………………………………….…4

ГЛАВА 3. Развитие образования………………………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………………11

Введение

Изучив большое количество социологических опросов, касающихся истории России, можно выявить тенденцию к явным переменам в исторических симпатиях общества. Резко упал "рейтинг" Ленина, Сталина, Столыпина и неуклонно, год от года, растет "рейтинг" Петра Великого.

В опросе 1997 года людей спрашивали: "Какой период в истории России вызывает у вас наибольшее чувство гордости?" 54,3 % респондентов ответили: "Эпоха Петра Великого". Лишь 6,4% опрошенных считают лучшим временем в истории России эпоху Ленина и революции. То, что сейчас на первое место в опросах выдвинулся Петр Великий со своей эпохой реформ, кажется мне в высшей степени примечательным. Это означает, что народом признается сама необходимость именно мирных преобразований - реформ, тем самым утверждается ненужность революций, гражданской войны и репрессий.

Объектом исследования в рамках контрольной работы является период правления XVII-XVIII веков. Основной задачей, решаемой, в контрольной работе является понять особенности абсолютизма при правлении Петра I. Основными источниками литературы для раскрытия темы были выбраны:

    О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России

    Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский

Возникновение абсолютной монархии

Многие ученые традиционно относят возникновение абсолютной монархии в России ко второй половине XVII в., так как с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Ослабла экономическая и политическая роль бояр, снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству. Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: XVI в. - преддверие и ХVII - начало "нового периода русской истории". 1 Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс – волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые

затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного

состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под

предводительством С. Т. Разина. 2 Середина XVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. Но все же справедливо нужно признать, что окончательно абсолютизм в России оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Установлению абсолютной монархии в России способствовала и внешнеполитическая ситуация, связанная с необходимостью борьбы за выход на берега Балтийского моря и вступления в круг развитых европейских держав в качестве равноправного партнера.

Проводимые реформы

Военная реформа была одной из первых реформ Петра. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими общими рекрутскими наборами. Первый из них был произведен в 1705 г. Все податное населенное должно было поставлять по одному рекруту с определенного количества душ. Был создан флот, осуществлен переход к казенному содержанию вооруженных сил, что сильно подняло стоимость содержания армии и флота. По смете 1725 г. расход на эти нужды составлял 5 млн. тогдашних рублей, примерно 2/3 всех доходов. Фактически при Петре была создана мощная регулярная армия. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700 г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702 г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706 г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719 г. были опубликованы "Устав воинский" вместе с "Артикулом воинским" и другими военными законами. "Артикул воинский" содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись "не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей". 3

Важное значение в упорядочивании службы всякого рода Табель о рангах. По закону от 24 января 1722 г., вся государственная служба делилась на воинскую, статскую и придворную, каждая из которых состояла из 14 рангов. Ранг давал известную привилегию и почет. Все, дослужившиеся в штатской службе до 8-го ранга, получали достоинство потомственного дворянина. В военной службе подобное достоинство давали все офицерские чины. Петр не уничтожал преимуществ по рождению, но выше их ставил достоинство государственной службы. Этот документ буквально распахнул перед людьми недворянского происхождения двери в дворянство.

Дворянство при Петре уже было высшим общественным классом, обязанным государству личной, по преимуществу, военной службой, за что и пользовалось правом личного землевладения. Но как военный класс дворянство не удовлетворяло запросам времени, и Петр решил дать лучшую организацию службе дворян. Они должны были служить в армии и флоте бессрочно, пока хватало сил. Дворянин начинал службу солдатом гвардии или даже армии, служил вместе с людьми из низших классов. И уже от его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры. Прежние дворянские чины были уничтожены, вместо них сложилась лестница служебных чинов.

При Петре закон уже не делает различия между поместным и вотчинным владением. Петр смотрел на них как на поместья, существующие в интересах государства, и для пользы последнего не дозволялось их дробить при передаче в потомство, что было закреплено указом о единонаследии, позволявшим передавать землю только одному из наследников, не деля ее на части.

Представители старинных дворянских родов, доказавшие, что их род пользовался дворянством на менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольд-майстер должен был вести списки дворян по именам и чинам и вносить в эти списки их детей, что дало начало родословным книгам о геральдике. Однако, царь оставлял за собой право как жаловать не дворян за службу дворянством, так и лишать дворян этого звания за преступление.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. При этом дворянин обязан был дать сыновьям образование. За необучение детей на родителей налагались штрафы.

Служба для дворян при Петре I была обязательной и пожизненной.

Помимо расширения землевладельческих прав дворянство при Петре получило больше прав в отношении крестьянства. Крестьяне и холопы были сведены в один податный и зависимый от землевладельцев класс. Это смешение произошло не на основании закона, а как следствие податной реформы: до Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной или подворной подати ввел подушную, а всякая «ревизская душа» облагалась одинаковой податью и ответственность в ее исправном поступлении возлагалась на землевладельца.

«Высшее» городское сословие до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, «рассыпанную храмину» и имели одно лишь военно-административное значение. Лишь в 1649 году закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве и дал «регламент», определивший общий порядок городского устройства и управления.

«Низшему» же городскому сословию Петр оставил не только все старые льготы, но дал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но освобождались от обязанности рекрутской повинности и наконец получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами и заводчиками.

Таковы были сословные реформы. Внешне формы общественный отношений изменились, но общественный строй остался прежним. То же характеризует и административные реформы.

В сфере управления государством Петр изменил устойчивую традицию централизации, поскольку становилось все более очевидным, что местные финансы вместо окружного пути через московские приказы, где они сильно таяли, выгоднее направлять в областную администрацию с надлежащим расширением компетенции местных правителей, принимавших титул губернаторов, хотя округа их еще не назывались губерниями. Губернская реформа началась в 1708 г. по указу Петра от 18 декабря 1707 г. Было созданы 9 губерний. Оставалось лишь разложить по ним содержание военных сил, высчитать сумму военного расхода и рассчитать, какую долю его может принять на себя каждая губерния: это было основной целью реформы. Губернские учреждения создавались для выжимания налогов из плательщиков; меньше всего они думали о благосостоянии населения.

С губернской реформой связано становление с 1711 г. Сената, сначала как временной комиссии, а затем как нового ведомства. Исчезновение центрального правительства рождало необходимость высшего правительственного учреждения с постоянным составом. Важнейшей задачей Сената являлись высшее распоряжение и надзор за всем управлением, выбор оберфискала и создание фискальной системы. Впоследствии эта сеть стала сложнее. Донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших; надзирать за исполнением законов, преследовать взятничество и казнокрадство. Во главе фискалов стоял генерал-фискал, назначавшийся царем. Особое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником обер-прокурором. Эта должность была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся, как говорил Петр, «оком государства» и «заботником» о делах государственных, возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, докладывались в Сенате именно им. Он же созывал заседания Сената и председательствовал на них, обладал законодательной инициативой.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления – все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти. 4

Реформа органов центрального управления привела к упрощению государственного аппарата. Вместо большого числа приказов было создано несколько коллегий, их компетенция простиралась на всю территорию государства.

К 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов. Было установлено 12 коллегий. Коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел; 2) пространством действия учреждений; 3) порядком ведения дел. Впервые появились государственные органы, занимавшиеся развитием промышленности и торговли, что способствовало экономическому прогрессу страны.

Окончательно была подчинена государству и церковь: после смерти очередного патриарха Петр не назначает нового, а упраздняет патриаршество, создав для управления церковью специальную коллегию – Синод. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. "Система высших органов в целом получила более совершенную организацию, происходила постепенная бюрократизация состава высших органов." 5 Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Но в 70-80 гг. XVIII в. большинство коллегий было упразднено, продолжили свою работу лишь четыре: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская. В 1796 г. коллегии вновь были восстановлены с введением в них единоначалия.

Развитие образования

Для быстро растущей промышленности, регулярной армии и флота, реорганизации государственного управления требовалось большое количество специалистов различного профиля. Их подготовку должна была решать целая система профессиональных школ, созданная в самом начале XVIII в., в которых учащимся давали как общую грамоту, так и различную профессиональную подготовку. Были также организованы и общеобразовательные школы начального типа. Для детей дворян, чиновников и купечества создавались цифирные школы, кроме них – гарнизонные школы, в которых обучались солдатские дети, и епархиальные школы для обучения детей духовенства.

Для способных дворянских детей создавались заведения среднего и высшего образования. С этой целью при Академии наук, основанной в 1724 г., создавались гимназии. При Петре создаются высшие учебные заведения по специальным профессиям: Морская академия, Инженерные роты, университет при Академии наук. Всего в первой четверти XVIII в. в России было создано более 150 школ различного типа, тем самым были заложены основы государственной системы образования, широко практиковалась также посылка для учебы за границу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать два очевидных вывода: во-первых, накануне реформ Петра как бы "ветер истории" дул уже в направлении преобразований, во всех сферах жизни русского общества проявился кризис, который требовал своего разрешения. Во-вторых, из всех возможных вариантов реформ Петр избрал вариант самый жесткий, бескомпромиссный и самый болезненный для русского общества. Несомненно, многое из того, что возникло или усилилось при Петре Великом, в ходе его реформ, существовало и до него. Это и самодержавие, которое берегли все властители, и крепостное право, это и отсутствие частной собственности в России на протяжении столетий. Ведь в России всем владел государь, в любой момент он мог лишить имущества, свободы и жизни любого из своих подданных. Как тогда говорили «отписать на себя без поворота».

Эпоху Петра Великого можно назвать временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе. Следует отметить подражание, или лучше сказать равнение на европейский метод проведения различных реформ, которые Петр считал образцовыми. Но быстро найденные решения, сопровождались медленным исполнением.

Внутренний порядок и внешняя безопасность государства – вот первостепенный долг и обязанность царя, который Петр первым из царей глубоко усвоил и которым руководствовался в своей деятельности. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и жизни самой для общего блага не было понятно русскому человеку того времени. С таким представлением о призвании и назначении власти Петр I осуществлял реформирование внутренней жизни страны.

Список литературы

    Е.В. Анисимов - Петровские реформы и их исторические последствия для России

    История СССР с древнейших времен до наших дней, 1967

    Л.В.Черепнин "К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.

    Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."

    Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский, Петр I, М., 1993

    О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М.: ВЮЗИ, 1986

    Н.Я.Данилевский "Россия и Европа", Книга, М., 1991.

1 Л.В.Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.»

2 В.В. Московкин «Отечественная история»

3 Законодательство периода становления абсолютизма, т.4 стр.318

4 В.В. Московкин «Отечественная история»

5 Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."

Первый внутренняя политикаРеферат >> История

Гражданской службе. Оформление российского абсолютизма происходило при неуклонной политике меркантилизма, ... Особенности российского абсолютизма во многом формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра ...

  • Политика государственного меркантилизма при Петре I

    Курсовая работа >> Экономика

    Деятелям, выступал убежденным сторонником абсолютизма . Как и многие европейские... рыночных экономических отношений и особенности сменившей его классической политической... норма российской серебряной копейки в течение XVII века и при Петре неуклонно...

  • Становление абсолютизма в России

    Реферат >> Государство и право

    Отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма ... бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции...

  • Билет № 16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I.

    С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношений. Основная ее черта состоит по сути в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

    Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 ᴦ. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 ᴦ. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

    Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

    В 1711 ᴦ. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 ᴦ. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всœех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

    В 1718 ᴦ. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировалась из представителœей дворянства.

    Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на базе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинœении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

    В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 ᴦ. страну разделили на восœемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Азовскую, Казанскую, Смоленскую, Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, наделœенные всœей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 ᴦ. губернии были разделœены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

    Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 ᴦ. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Οʜᴎ избирались имущим населœением для ведения внутригородских дел - сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

    В 1722 ᴦ. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

    При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала ʼʼТабель о рангахʼʼ. Документ делил гражданские и придворные звания на 14 степеней. От фельдмаршала и генерала армии (в сухопутных войсках и на флоте) и канцлера (на гражданской службе) до самого нижнего, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. ʼʼТабель о рангахʼʼ поставила на первое место не родовитость, а способности, образованность и деловые качества дворянина. Закон ликвидировал делœение господствующего класса на сословия. Он способствовал выделœению из среды неродовитого дворянства крупных государственных деятелœей: генерал Ф.М.Апраксин, дипломаты П.Л.Толстой, И.И.Неплюев и др.

    С 1721 ᴦ. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.

    Билет № 16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Билет № 16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I." 2017, 2018.

  • - Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.

    Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. XVI в. составили первый период царствования Ивана IV Грозного, |проведенные под влиянием членов Избранной Рады. В 1550 г. создано постоянное стрелецкое войско из 3 тыс. человек, которые составляли личную охрану царя. К концу ХVI в. в постоянном... .


  • - ДОГОВОРЫ СТРОГОГО ПРАВА (STRICTI IURIS) И ОСНОВАННЫЕ НА ДОБРОЙ СОВЕСТИ (BONAE FIDEI)

    1. В древнереспубликанском праве формализм ха­рактеризовал не только процедуру заключения, но также и толкование содержания заключенного договора и при­менение его. Это выражалось конкретно в культе букваль­ного текста договора подобно тому, как при толковании закона в... .


  • - Трансформация хозяйства и общества Рима и Италии в период заморских завоеваний III II вв. до н.э.

    Лекция 7. Рим в период заморских завоеваний III II вв. до н.э. Классическое рабство Таким образом, римские подданные страдали не столько от самой системы провинциального управления, сколько от злоупотребления этой системой со стороны коррумпированной римской... .


  • - Лекция 8. Римская гражданская община в III II вв. до н.э.

    Хозяйство на вилле постепенно усложнялось и совершенствовалось, требования к качеству товарной продукции постоянно росли, а вместе с ними увеличивалась потребность в квалифицированных инициативных работниках. Но заставить их работать не за страх, а за совесть, не... .


  • - Non corpus solum aestimatur, sed potius quanti interfuit (D. 9.2.21.2). -Оценивается не столько врожденная вещь, сколько интерес.

    Учение о возмещении убытков Убытки договорные и деликтные. Ответственность должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства выражалась в Риме преимущественно в обязанности возместить убытки (damnum praestare). С обязанностью должника возместить убытки... - Народнiцкiя гурткi i арганiзацыi ў 70-90 гг.ХIХ cт.

    Змены ў эканомiцы, выклiканыя скасаваннем прыгону, прамысловым пе-раваротам i г. д., не закранулi асноў самаўладдзя. Акрамя таго, у шэрагу вы-падкаў значна ўзмацнiлася эксплуатацыя працоўных. У краiнах захаду, дзе развiццё капiталiзму адбывалася больш шпарка, узнiклi погляды i... .


  • - PEREGRINATIO AD LOCA SANCTA SAECULI IV EXEUNTIS

    |31| ...были показываемы, по писанию. Тем временем, идучи, дошли мы до некоего места, где шесть гор, между которыми шли, раскрывались и образовывали беспредельную долину, весьма ровную и прекрасную, а через долину виднелась священная, Божественная гора Синай. То место, где... .


  • Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

    Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

    В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699-1711 гг. - от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

    Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

    Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

    В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

    Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

    После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями - коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений - Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.

    В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их - асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

    В 1718-1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии - Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия - доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.

    Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената. В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.

    Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы - губернии. Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.).

    Вторая областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями. Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники Губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.