Ребенок 5 лет долго. Нормы роста и веса

Возраст 5 лет — это значимый рубеж в жизни каждого подрастающего крохи и его родителей. Вчерашний несмышленый карапуз становится самостоятельной, серьезной личностью, которая уже готовится к поступлению в школу. Психологи относят пятилетних детей к старшему дошкольному возрасту. Пора подвести первые итоги, посмотреть что же должен уметь ребенок в 5 лет.

Навыки и умения, приобретенные детьми к пяти годам, позволяют определять соответствует ли психологическое и физическое развитие малыша его возрасту. Небольшое отставание можно исправить, скорректировав развивающуюся программу. Подходит время, когда все развитие маленького непоседы направляется к подготовке к школе.

Развитие ребенка в 5 лет происходит очень стремительно. Вчерашний непоседа, не умеющий спокойно посидеть и несколько минут на одном месте, сменяется достаточно усидчивым карапузом, способным на длительные занятия. Детки в этом возрасте испытывают очередной скачок в физическом росте и в интеллектуальном развитии.

Здоровый пятилетний непоседа по-прежнему интересуется разнообразными подвижными, физически активными играми, которые стоят у него на первом месте в списке приоритетов. Вместе с тем, возникает интерес к интеллектуальным занятиям: чтению сказок вслух, рисованию, лепке из пластилина или глины, обучению.

Возросла ловкость и выносливость непоседы. Он хорошо контролирует деятельность всех мышц своего тела. Прыгает на одной ножке, катается на двухколесном велосипеде, с легкостью поднимается на канате, не боится играть на шведской стенке. Достаточно легко пробегает большие расстояния около 200 метров, соревнуясь в скорости.

Развивается координация движения тела. Закрыв глаза, легко достают до уха или кончика носа. Не падают на ровной местности, оббегают или перепрыгивают препятствия на пути. Может прыгнуть с места или с разбега, пробежать по тонкой дощечке.

Большой словарный запас — малыш знает около 3 тысяч слов. Развита связная речь. Может сам составить небольшой рассказ. Хорошая память. От непроизвольного запоминания переходит к сознательному запоминанию новых слов, больших стихотворений. В памяти легко откладываются считалочки, скороговорки, детские сказки. С удовольствием их может пересказать.Охотно запоминает и учит иностранные языки.

Не теряется в окружающем пространстве. Знает фамилию, имя, свой домашний адрес, где и кем работают родители. Знает правила дорожного движения, что означают цвета у светофора, умеет правильно переходить дорогу.

Логически рассуждает, способен найти связь, и определить порядок событий. Самостоятельно складывает пазлы. Составляет рассказ из разрозненных картинок, рассказать с чего началось и чем закончилось событие. Из нескольких представленных изображений может найти лишнее.

Ориентируется во времени и пространстве. Знает дни недели, времена года. Не путает понятия «сегодня», «завтра» и «вчера». Знает последовательность времени суток.

Учится планировать свои действия. Стараясь добиться результата в каком-либо деле, строят планы, делят процесс работы на отдельные этапы.

Специалисты считают, что в период начиная с 5-летнего возраста окончательно формируется характер, личность человека, его жизненные принципы, отношения к окружающим людям. Большое влияние оказывает пример родителей, семьи. Родителям стоит внимательно следить за своим поведением, словами, поступками.

Если в семье постоянные скандалы, разговоры на повышенных тонах, то у крохи, воспринявшего такую манеру общения как норму, в дальнейшем будут возникать проблемы в школе, на работе и в жизни. Литвак « 5 методов воспитания детей» советует начинать воспитание детей с « воспитания воспитателей», подчеркивая важность авторитета родного человека для малыша.

Навыки в быту

Дошкольник пяти лет уже понимает и ценит важность внешнего вида, чистоты, порядка. Малыш способен сам снимать и одевать одежду, аккуратно вешать ее на стульчик или в шкаф, чтобы не помялась. Ребёнку стоит очертить круг его обязанностей по дому, не только убирание игрушек, но поливать домашние растения, протирать пыль. Малыши с радостью помогают маме проводить генеральную уборку. Маленький непоседа должен чувствовать, что он тоже носит вклад в поддержание чистоты в доме. Не стоит ругать кроху, если что-то сразу не получается.

Кроха уже самостоятельно умывается, чистит зубки. Уже можно в этом возрасте приучать принимать по утрам душ, что будет способствовать закаливанию организма. Приходя с улицы после прогулки, малыш самостоятельно снимает обувь, верхнюю одежду. Во время приема пищи использует столовые приборы. Перед едой обязательно моет руки.

Дети этого года развития начинают осознавать важность семьи, совместных действий. Предлагают родителям свою помощь, вместе с мамой готовят разные вкусности, а потом пылесосят квартиру. Не стоит этот энтузиазм гасить отказом. В подростковом возрасте, не приученный к помощи по хозяйству, выросший малыш не будет ничего делать. Вся возрастающая нагрузка будет лежать на плечах мамы.

Социально, эмоциональное развитие

На пятом году жизни у детей почти не бывает проблем в общении с незнакомыми детьми, малознакомыми взрослыми. Развивается желание играть в коллективе. Дети охотно идут на контакт, знакомятся, вместе играют. Легко находят общий язык с окружающими, с благодарностью отвечают на проявленное внимание.

Дошкольники этого возраста практически бесконфликтные, легко соглашаются со взрослыми. Не спорят, почти не капризничают. С большим удовольствием впитывают любую новую информацию. В 5 лет уже можно отдавать детей для занятий в различные виды секций, где малыши будут заниматься.

Если малыш застенчив, стесняется или боится сам пойти на контакт с другими детьми, ни в коем случае не стоит ругать его, особенно при других детях. Лучший выход устроить совместную игру: построить замок в песочнице, для чего пригласить всех детишек участвовать, или запускать воздушного змея. В процессе совместной игры исчезнет страх перед малознакомыми детьми, дошкольник заведет себе новых друзей.

Решить проблемы общения помогут небольшие сценки или спектакли дома, разыгрывайте сказки, придумывайте ситуации — допустим, дошкольник пошел в магазин или устраивайте чаепитие для кукол с гостями.

Воспитание девочек и мальчиков

Примерно в 5 лет малыши четко начинают понимать свое отличие, как мальчика или девочки. Достаточно болезненно реагируют на попытки «покуситься» на их половую принадлежность. Начинают делить обязанности только для девочек или только для мальчиков.

Воспитание мальчика 5 лет происходит более строго чем девочек. Родители обращаются с мальчиками более требовательно, строго. Не потакают капризам, не одобряют открытого проявления эмоций. «Ты же будущий мужчина, мальчики не должны плакать. Требуют от мальчиков отвечать за свои слова, поступки. Мальчиков обычно не просят помочь маме приготовить обед, а вот помочь отцу отремонтировать машину, подавать инструменты — это мужское дело.

Воспитание девочки 5 лет в обществе и родителями допускается более мягкими методами. Девочка может позволить себе капризы, слезы. Девочек воспитывают в основном мягкостью, чаще хвалят, наряжают, прощают больше совершённых проступков. Родители считают, чтобы девочка развивалась как будущая мама, ее необходимо учить готовить, помогать по хозяйству.

Такое раздельное воспитание ребенка 5 лет связано с принятыми в обществе понятиями о нежной, хрупкой, требующей внимания и заботе девочки, и будущем защитнике, главе семьи мальчике.

Родителям стоит помнить, как воспитываешь детей, так они и будут вести себя взрослыми. Необходимо учить малыша правилам вежливости. Здороваться, обращаться на «Вы» к взрослым людям. Не вмешиваться в чужой разговор. Уметь благодарить, говорить спасибо. Не забывать прощаться. Родители могут научить детей сдерживать агрессию, ни ябедничать, ни жадничать, не обижать более слабых малышей. При воспитании не стоит использовать только методы поощрения, за некоторые провинности обязательно следует наказывать, чтобы дети могли осознавать свою ответственность за совершенные поступки.

Дети способны проявлять созидательное сострадание, не просто пожалеть брошенного котенка, а принести домой, напоить молоком. Кроха начинает жалеть стариков, больных детишек. У детей возникают первые взрослые вопросы, что такое смерть. Малыш стремится помочь всем, кому может оказать помощь он или родители.

Кирилл является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о беременности, питании и здоровье мамы и ребенка.

Написано статей

Пятилетний малыш – это маленький, но уже очень похожий на взрослого человек, обладающий многими навыками и умениями, самостоятельный и рассудительный. В детском садике он относится к старшей группе и может обучаться на постоянной основе. Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители могут помочь ему серьезно подготовиться к школьным занятиям в недалеком будущем. В этом возрасте умения очень различаются в зависимости от предпочтений ребенка, не стоит сравнивать его с другими детишками.

Физиология и черты личности

К пяти годам малыш может существенно пойти в рост, и развитие всех его жизненных систем будет стремительно продолжаться. В целом, мальчики и девочки вырастают на 7-10 см, ежемесячно прибавляя в весе на 200 г, а в росте на 0,5 см.
За год у детей значительно увеличивается длина ног и рук, размер тазовых костей, плеч, у девочек, по сравнению с мальчиками, возрастает окружность груди.
Кости ребенка продолжают расти быстрее, чем соединительная ткань суставов и сухожилий, поэтому родителям нужно следить за осанкой малыша и не позволять ему поднимать тяжести. Это же касается и слишком активных физических упражнений. В некоторых случаях чрезмерные нагрузки приводят к плоскостопию, искривлению позвоночника и грыже, особенно, у мальчиков. Также активно продолжают развиваться органы дыхания, сердце, поверхность мозга составляет около 90% размера взрослого человека.
Характер малыша также развивается:

  1. Формирование новых психических аспектов характеризуется произвольностью памяти, восприятия и внимания, отсюда и новые черты характера, поведение, которое меняется с ростом осознанности себя и своих поступков.
  2. В возрасте 5 лет сверстники начинают играть в жизни малыша все более серьезную роль, так начинается адаптация маленького человека к социальному обществу.
  3. Основные черты характера малыша уже сформированы, и даже если он не отличается покладистостью, в пять лет он мало капризничает, не противопоставляет свое мнение мнению родителей, в большинстве случаев идет на компромисс. Агрессию он может проявлять лишь в отношении людей – своих ровесников и взрослых, которые ему категорически не нравятся.

Пять лет – это благодатный возраст, но родителям расслабляться не стоит, и поведение детей, по-прежнему, зависит от их личного примера и воспитания.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Благодаря интенсивному формированию опорно-двигательного аппарата, росту мышечной мускулатуры и развитию координации, малыш в 5 лет может уметь многое, и продолжает совершенствовать усвоенные навыки:

  • у детей этого возраста уверенная проходка, они могут свободно передвигаться по бордюру, узкой дощечке, наклонным плоскостям, хорошо сохраняя равновесие;
  • малыш обожает прыгать и делать кувырки, качаться на качелях, кружиться, в том числе и на каруселях, закрыв глаза, стоит на одной ножке, поддерживая баланс, так как его вестибулярный аппарат отлично справляется со своей работой;
  • ребенок взбирается и спускается по шведской стенке, держась не только двумя руками, но и одной, может висеть, взявшись за перекладину или горизонтальные стойки турника;
  • используя в играх мяч, дитя кидает его и ловит более точно, редко промахивается и все его движения уверенны;
  • малыши этого возраста много бегают, иногда даже на довольно большие расстояния, при этом, огибая препятствия, меняя направление, одновременно перепрыгивая через преграды, теперь прогулки с сыном и дочерью могут быть более длительными, так как ребенок становится более сильным и выносливым.
  • в 5 лет некоторые детки могут удерживаться на канате и даже взбираться по нему, поскольку ручки их тоже развиваются и обладают силой.

И этот только минимум физических умений, на которые способен пятилетний ребенок. Если родители регулярно занимаются с малышом, развивая у него мелкую моторику, то он обладает более совершенными навыками:

  • ребенок без труда закрашивает раскраски, делает все точно и аккуратно, не заходя за границы другого цвета;
  • из специального теста и пластилина может вылепить мелкие детали для более крупных поделок;
  • умеет развязывать, завязывать шнурки и косички из тесемок;
  • рисует буквы, копирует простые изображения, фигуры;
  • может правильно держать ручку, кисточку или карандаш, регулирует силу нажатия на эти принадлежности при письме и рисовании.

Многих интересует, что должен уметь делать маленький человек в 5 лет в социально-бытовом плане. Ребенок этого возраста вполне самодостаточен и подолгу может играть один, но у него уже появляется стремление к совместным играм и времяпровождению.

Все бытовые действия, привитые ему взрослыми раньше, он делает уверенно и самостоятельно:

  • сам умывается и чистит зубки по утрам и вечерам;
  • приходя с прогулки, разувается, снимает уличную одежду и раскладывает свои вещи по местам;
  • может сам помыться, намыливая свои ручки, ножки и другие части тела, потереться мочалкой, но это лучше делать под контролем мамы или папы;
  • перед принятием пищи малыш сам идет и моет руки;
  • с уверенностью держит столовые приборы.

Кроме того, малыш уже может помогать маме в таких делах, как:

  • полив цветов;
  • уборка постелей;
  • самостоятельное приготовление завтрака из молока и хлопьев;
  • вынос сора в мусоропровод;
  • наведение порядка на столе после еды и своих занятий – письма, рисования, лепки.

Особое место занимает умственное развитие ребенка в 5 лет, что неразрывно связано с речью и памятью.

Особенности мышления пятилетнего ребенка

Поскольку в 5 лет у детей бурно развиваются лобные доли мозга, у них появляется ассоциативная память, которая помогает им делать логичные выводы, обобщать события, сравнивать, определять причины и следствия.
В этом возрасте значительно вырастает и активность в плане познания окружающего мира, теперь малыш быстрее и лучше запоминает информацию, причем в большом количестве. В этот благодатный момент, когда у ребенка возникает желание обучаться, родителям надо понимать, что любые умственные перегрузки не желательны, но если подавать знания последовательно и не торопясь, то можно добиться хороших результатов.

Что может уметь ребенок в 5 лет, если родители уделяли время обучению? Оказывается, немало:

  • отличает основные цвета и оттенки, знает их названия, может показать, как пример;
  • считает до 10, различает цифры и то, как называется каждая, производит простейшие расчеты на сложение и вычитание;
  • делает различие между геометрическими фигурами, как простыми, так и сложными;
  • отгадывает загадки и ребусы простого содержания;
  • распознает времена года, дни, месяцы и недели;
  • большинство букв малышу уже знакомо, пишет он их с помощью клеточек и без;
  • собственноручно, без помощи взрослых складывает пазлы из 10 элементов, а детали конструктора по заданному образцу;
  • легко отыскивает предмет, не вписывающиеся отдельные понятия;
  • особо одаренные детки умеют читать, складывая слоги.

Чтобы логическое мышление развивалось у ребенка и дальше, в этот период ему нужно много читать, рассказывать, уже можно использовать более серьезные детские книги и даже энциклопедии, в которых объяснения даются простым, доступным языком. Темы могут быть разными – природа, погода, животные и многое другое.

Относительно словарного запаса, то он у детей уже достигает 2000 слов. Мысли свои малыш уже излагает понятно и вразумительно, в его речи заметно прослеживается логика, хотя, конечно же, она еще детская и наивная.

  • ребенок умеет использовать все словесные формы, применяет времена и наклонения глаголов, наречия, разные формы прилагательных;
  • в этом возрасте дитя знает многих людей и может назвать их не только по имени, но и по фамилии, отчеству, также может рассказать не только, в каком городе он проживает, но и какая это область;
  • родители бывают в восторге от того с каким старанием малыш повествует о происшедших с ним событиях, используя восклицательные и вопросительные интонации;
  • самое интересное, что пятилетние дети уже могут поправлять сами себя, если сказали что-то неправильно.

Хотя малыши продолжают копировать взрослых, но в их речи явно прослеживаются свои собственные мысли и выводы, поэтому общение с ребенком в этот момент особенно важно.
Память у пятилетних детей продолжает развиваться и становится все более сознательной. Чтобы она максимально формировалась и дальше, нужно объяснять дочери или сыну смысл незнакомых слов, ситуаций, названий. Многих интересует, что должен уметь в пять лет малыш в отношении этого важного свойства человеческого мозга?
Вот перечень этих действий, при условии нормального развития:

  • малыш способен, одновременно, запомнить до 7-8 предметов;
  • хорошо запоминает отрывки прозы и стихи, легко подбирает рифму к окончанию слов;
  • разные события может пересказывать в непосредственной последовательности;
  • концентрация внимания достигает у пятилетних детей 15 минут, в течение которых они обучаются, не отвлекаясь на посторонние вещи;
  • теперь им гораздо легче дается находить отличия на картинках, они могут описать некоторые свойства предметов, дать короткую характеристику и назначение бытовых принадлежностей;
  • дети отлично запоминают незнакомые, даже иностранные слова и их значение.

Все эти новые умения говорят о том, что ребенок взрослеет, формируется не только его физиология, мозг, но и постепенно появляются новые черты характера, особенно это заметно на примере девочек и мальчиков этого возраста.

Пятилетние мальчики и девочки: отличия в развитии

В пять лет малыши разного пола уже прекрасно осознают свои различия и половую принадлежность. Если это мальчик, уметь в 5 лет он может все то же, что и девочка, но воспитание его существенно отличается. В малыше следует поощрять чисто мужские качества, чтобы он не вырос слабовольным, маменькиным сынком, и всегда смог постоять за себя и свои убеждения. Поэтому мальчиков рекомендуется хвалить за смелые и честные поступки, а отчитывать очень осторожно и в исключительных ситуациях, так как унижение маленького человека любого пола недопустимо.
В процессе воспитания важно все – соответствующие игрушки, мелкие поручения, знакомство с бытовыми инструментами. Мальчик должен ежедневно видеть перед собой рыцарское отношение отца к матери и другим женщинам. Для физического развития малыша можно оборудовать комнату под тренажерный зал – это даст ребенку возможность выплескивать свою энергию и привьет любовь к спорту.
А что же нужно уметь в 5 лет девочке, и как правильно воспитывать малышку? В этом случае, как отцу, так и матери надо быть крайне деликатными, ведь в это время закладывается нравственность и моральная основа поведения будущей женщины. Девочка этого возраста изо всех сил старается быть похожей на свою маму и во всем ей подражает. С малышкой надо постоянно разговаривать, важные убеждения надо подавать в игровой форме. В характер девочки важно заложить чуткость, сострадание и нежность. Попутно мама может учить ее простому рукоделью, несложной готовке, уборке комнаты. И, конечно, воспитание, так же как и обучение должно быть более мягким. Обязательно подчеркивайте, что девочка очень красивая и милая, чтобы у нее была нормальная самооценка.
Для полноценного развития детей обоих полов родителями должны быть предусмотрены развивающие игры и занятия:

  • обучение родному и иностранному языку по методу Зайцева, игровая методика game method с использованием аудио-лингвального и визульного способа;
  • настольные игры, пазлы и мозаики на время;
  • ролевые игры (в больницу, школу, маму и папу);
  • изучение компьютера (не более 30 минут в день);
  • некоторые компьютерные игры для улучшения сообразительности и реакции (не более полчаса в день);
  • для физического развития, координации – догонялки, жмурки и прятки, любые подвижные игры, гимнастика;
  • для развития творческого потенциала и воображения – рисование самостоятельных эскизов, сюжетов, лепка усложненных фигурок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители должны способствовать его физическому формированию, а также уделять внимание всестороннему развитию личности малыша. Для этого существует огромное количество развивающих игр, пособий, интересных книг и просто полезных домашних заданий. Обязательно прислушивайтесь к пожеланиям и стремлению малыша — если он интересуется рисование, уделяйте этому занятию больше времени, пусть даже в ущерб другим занятиям. В этом возрасте просыпается талант и наклонности ребенка, не загубите их на корню.

Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.

Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:

  • Различает «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», «правда» и «ложь».
  • Совершает попытки применять логику взрослых, но это пока у него не получается.
  • Обожает игры и выдумки: в ходе игры может превращаться в принцессу, принца, дракона, пони, солдата и других невероятных персонажей.
  • Любит компанию детей того же пола, что и сам.
  • Очень нуждается в похвале и одобрении взрослых и одногодок.
  • Стремится быть лучшим среди сверстников.
  • Определяет свои собственные стандарты и пытается им соответствовать.
  • Способен дразнить и обижать детей, которые не соответствуют придуманным стандартам.

Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Признаки кризиса у ребенка 5 лет

Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:

  • Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.
  • Ваш отпрыск отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.
  • Малыш стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.
  • Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.
  • Малыш истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.
  • Чадо кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.
  • Малыш очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.
  • Ребенок очень много двигается и быстро устает, легко возбудим и очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.
  • Ваш отпрыск заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных прогулок, объясняя это своей «взрослостью».
  • Малыш стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.
  • Ваш отпрыск стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.
  • Постоянное недовольство всем и всеми.
  • Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».

Важно

Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.

Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?

На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.

Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.

Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.

Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.

Как бороться с кризисом 5-го года у ребенка: советы психологов

Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:

  • Постарайтесь выяснить причину дурного настроения ребенка или его скрытности.
  • После выяснения причины – предложите ребенку решение проблемы и осуществите задуманное вместе.
  • Создайте максимально удобную и располагающую к спокойствию обстановку в доме.
  • Не давайте воли своим эмоциям – ваше раздражение может привести к катастрофическим последствиям.
  • Будьте всегда спокойны, даже во время истерик вашего ребенка. Контролировать ситуацию вы можете только своей уравновешенностью.
  • Старайтесь поощрять все инициативы и начинания вашего малыша. Спрашивайте его, о чем он думает и чего хочет. Вы удивитесь творческому мышлению и креативным ответам вашего ребенка.
  • Бросьте вызов сами себе: учитесь вместе с ребенком, читайте больше книг, запишитесь на курсы по бухгалтерии или каллиграфии. Чем больше вы будете развиваться, тем больше от этого выиграет ваш малыш. А в совместном развитии и детский кризис пройдет незаметно и для вас, и для вашего отпрыска.
  • Станьте поклонником талантов вашего малыша. Отмечайте то, что он уже умеет и помогайте ему стремиться к новым знаниям и умениям. Акцентируйте внимание не на возможных кризисных капризах и истериках, а на успехах и начинаниях ребенка.

Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.

Что нужно делать родителям?

  • Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами, рассказывайте о своих, беседуйте на важные и пустяковые темы.
  • Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.
  • Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.
  • Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».
  • Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.
  • Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.
  • Поручите вашему отпрыску выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.
  • Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно.
  • Предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.
  • Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.
  • Чаще хвалите своего отпрыска, даже по пустякам.
  • Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.
  • Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.
  • Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.
  • Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.
  • Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.

Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.

Чего родителям делать не стоит?

В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:

  • Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.
  • Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то родителям рекомендуется посетить психолога.
  • Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди/отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.
  • Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.
  • Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.
  • Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.
  • Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.
  • Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.

Важно

Станьте опорой и центром вселенной для вашего пятилетнего ребенка, хотя бы на время кризиса. Будьте мягче, больше играйте с ним, веселитесь, попробуйте жить мыслями вашего малыша. Покажите вашему чаду, что ничего и никого важнее у вас нет, и никакие «взрослые» дела не заменят часы общения с ним.

Многие родители по достижении их ребенком 5-летнего возраста начинают готовить его к школе. В связи с этим у мам и пап возникают сомнения по поводу навыков и знаний своего чада. Одним кажется, что малыш очень мало знает, а другие уверены в его исключительных способностях. Для того чтобы не переусердствовать в стараниях или не пропустить важные пункты развития, необходимо знать, что должен уметь ребенок в 5 полных лет.

Основные умения и навыки ребенка 5 лет

В этом возрасте дети становятся очень любознательными. Они готовы впитывать различные знания, изобретать новые приспособления для своих игрушек и сочинять собственные истории. При этом малыши проявляют самостоятельность и выражают желание помогать взрослым. В пять лет ребенок должен хорошо освоить основные умения и навыки:

  • Использование столовых приборов. Дошкольник не только должен уверенно держать ложку и вилку, но и понимать, для каких блюд они применяются. Он должен уметь разделить большой кусок пищи на маленькие, переложить еду из одной тарелки в другую.
  • Уход за своим телом. К данному пункту относятся чистка зубов, мытье рук, намыливание и смывание гигиенических средств с туловища, обтирание полотенцем.
  • Одевание и снимание одежды. Для нормально развивающегося ребенка не составляет трудности самостоятельно одеться и раздеться. Он знает, в каком порядке одеваться (сначала нижнее белье, потом штаны и футболка и т. д.).
  • Внятная речь. Дети умеют говорить предложениями по 6-8 слов. Их речь осмысленная, они могут объяснить, что их беспокоит.
  • Ролевые игры. Дети могут играть группами, распределяя роли для каждого участника.
  • Использование карандашей, ручек, ножниц. Ребенок не только должен правильно держать канцелярские принадлежности, но и уметь нарисовать и вырезать фигуру.
  • Уверенная координация движений. В этом возрасте ребенок бегает и прыгает, ходит по лестнице с предметами в руках.


Физическое развитие детей

У многих детей в данный период происходит резкий скачок в росте. В связи с этим очень важно соблюдать режим дня питания. К этому возрасту будущие мужчины, как правило, выше девочек, грудная клетка также немного шире. Основные физиологические параметры детей отражены в таблице.

Дети в этом возрасте очень подвижны. Главные показатели их развития – двигательные навыки и мелкая моторика. Малыш должен уметь:

  • бегать в быстром режиме без остановки и особых усилий не менее 1-1,5 минут;
  • пробегать расстояние 200 м;
  • стоять и подпрыгивать на одной ноге;
  • прыгать с возвышения 20-40 см;
  • сохранять равновесие при передвижении по скамье шириной 25 см;
  • перепрыгивать и перешагивать через линии и невысокие преграды;
  • лазать по спортивной лесенке;
  • ловить мяч или более мелкие предметы, подброшенные вверх;
  • бросать предметы поочередно разными руками на расстояние 3-6 м;
  • кидать мяч в цель, отдаленную на 2 м;
  • дошкольников можно научить кататься на двухколесном велосипеде (подробнее в статье: ).

Важное значение при подготовке к школе приобретает мелкая моторика рук. Дети должны уметь правильно держать ручку и карандаши, заштриховывать и разрисовывать фигуры, проводить прямые линии, обводить нарисованные контуры.

В 5 лет развитый ребенок умеет складывать пазлы, собирать из конструктора различные фигуры, выкладывать аппликацию по предложенному образцу, срисовывать несложные рисунки и рисовать геометрические фигуры. В домашних условиях моторике помогают развивающие игры.

Умственное развитие

Дети учатся анализировать происходящее вокруг и высказывать свое мнение. Они готовы воспринимать новую информацию, поэтому в этот период важно развивать умственные способности будущего школьника в детском саду или дома. Ребенок должен уметь:

  • считать от 1 до 10;
  • знать, чем отличаются простые геометрические фигуры, называть их;
  • сравнивать количество предметов;
  • описывать расположение предметов по отношению друг к другу и к себе;
  • пользоваться знаками «+», «-», «=»;
  • правильно произносить все звуки (исключение «р»);
  • описывать произошедшие с ним события, составлять короткие рассказы;
  • создавать описание картинки при помощи связанных предложений;
  • запоминать короткие стихи, считалочки, поговорки;
  • распознавать основные цвета и оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • назвать свои личные данные (фамилию, имя, адрес проживания, имена родителей);
  • находить отличия на развивающих картинках;
  • называть овощи и фрукты;
  • отличия между днем и ночью;
  • правильно переходить дорогу.

Многие дети в этом возрасте начинают читать по слогам и выполнять простые задания. Также для ребенка в 5-6 лет не составляет труда запоминать иностранные слова, которые он неоднократно слышал. Если родители начинают готовить малыша к школе, необходимо учитывать, что пятилетние дети основную часть информации усваивают в игровой форме, поэтому все задания предпочтительнее проводить в форме игры, а не школьного урока. Нельзя насильно заставлять учиться и ругать за допущенные ошибки.

Бытовые навыки

В современном мире высоких технологий дети быстро овладевают навыкам пользования компьютером, планшетом, мобильным телефоном, телевизором. Однако в этом возрасте особое внимание необходимо уделить простым бытовым умениям.

Если ребенок к пяти годам не научился убирать за собой игрушки или застилать постель, самое время научить его этому. Нужно, чтобы малыш знал, откуда он взял предмет и куда его нужно положить. Для обучения ребенка следует несколько раз показать, как это делает мама. За старания ребенка всегда нужно хвалить, несмотря на то, что результаты будут далеки от идеала.

Необходимо приобщать дошкольника к уборке в доме. Следует ему дать простое задание – вытереть пыль или полить цветы. Для развития интереса к уходу за домашними растениями можно завести комнатный цветок, за которым будет присматривать только ребенок. Ему будет интересно наблюдать, как благодаря его стараниям вырастают новые листочки.


К 5 годам малыш должен научиться аккуратно вешать свои вещи на стульчик. Для его рубашек и футболок нужно приобрести небольшой стул, до спинки которого он сможет легко дотянуться. Ребенка необходимо приучить самостоятельно расчесывать волосы утром и перед сном. Дошкольники должны обладать умением завязывать себе шнурки.

Если ребенок проявляет интерес к кулинарии, следует его поощрять. Ребенок в 5 лет сможет самостоятельно сделать себе и родителям бутерброды из предварительно нарезанных продуктов. Во время готовки малыш сумеет просеять муку, подать маме ложку или миску.

Социально-эмоциональное развитие

Пятилетки должны уметь взаимодействовать в коллективе. Они легко входят в контакт, как со своими сверстниками, так и со старшими детьми и взрослыми. 5 лет – это возраст, когда ребенку будет комфортно в различных кружках и секциях. В этот период дети понимают, что есть малыши младше, требующие особой защиты и заботы.

Дети в 5 лет способны запомнить, в каких магазинах родители приобретают различные товары. Они осознают, что продукты покупают за деньги, знают, что такое сдача, цена. В этом возрасте можно приобрести ребенку первую копилку.

В эмоциональном развитии ребенка 5 лет также происходят большие изменения. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Умеют сдерживать эмоции, мало спорят и не капризничают. В этот период начинает формироваться характер. Становится понятным, будет ли ребенок застенчивым.


Однако в 5 лет у родителей есть возможность бороться со стеснительностью дошкольника, чтобы облегчить ему адаптацию к школе. Для этого следует предлагать ему игры, к которым взрослый легко способен привлечь других детей.

У ребенка проявляются чувства справедливости и сострадания, симпатия и антипатия. Он может пожалеть бездомного щенка или заступиться за слабого товарища. При этом малыш болезненно реагирует на несправедливую критику или замечания от родителей при посторонних людях. В связи с этим, необходимо осуществлять воспитательный процесс без свидетелей.

Развитие девочек и мальчиков

К пяти годам дети хорошо осознают свою половую принадлежность. Как мальчики, так и девочки негативно реагируют, если кто-либо выскажет сомнение в их принадлежности к определенному полу.

В этом возрасте дети начинают четко очерчивать круг мужских и женских обязанностей, девчоночьи и мальчишеские игрушки. Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам. Им больше нравятся ролевые игры, в которых они ассоциируют себя со взрослыми персонажами.

Девочки предпочитают играть с различными игрушками. В играх они используют привычную модель жизни и семьи. Играя, девочка нередко представляет себя в роли мамы, ребенком при этом становится любимая кукла.

Примером для мальчика является отец или дедушка, а для девочки – мать или бабушка. Девочка наблюдает за поведением мамы, старается подражать ее манерам, что отражается на играх. Мальчики повторяют многие действия отца. Однако немалое влияние также оказывают окружающие. Пятилетние дети запоминают поведение взрослых и переносят усвоенную модель в круг своих сверстников.

Вашему ребенку пять лет. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. У вас еще есть время скорректировать и закрепить навыки, приобретенные ребенком.

Порой родители недоумевают, отчего их ребенок не похож на них: в нем нет их сосредоточенности, аккуратности, стремления к познанию нового. От кого же унаследовал малыш капризность и лень?

А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Ведь воспитывать — это не только назидать, но и помогать ребенку в познании окружающего мира, содействовать ему, попросту научиться разговаривать с ребенком на его языке — на языке игры.

В процессе игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания в самых разных областях: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника.

Игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно когда они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать). В игре формируются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Позвольте своему ребенку развивать игровую фантазию. Разрешите ему пользоваться разнообразными (ненужными на ваш взгляд) вещами: тряпочками, палками, железяками и прочим хламом. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Помогите ребенку, поощряя его достижения. Существует золотое правило: поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению.