Праздник рождества богородицы 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и интересные факты об этом божественном празднике православного календаря. Церковные традиции на Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы, еще также называют Богородичным праздником, украинцы празднуют 21 сентября 2017 года. Этот день считают радостным событием, семьи вместе отправляются на церковные богослужения и не берутся за тяжелую работу. Предлагаем вам узнать о том, что можно делать в этот день и от чего все же стоит воздержаться.

Пришла Первая Пречистая - одела природа ожерелье, пришла Вторая Пречистая - взяла комара нечистая, пришла Третья Пречистая - стала дубрава безлистной. - Пришла Пречистая - на дереве чисто, а придет Покрова - на дереве голо. - Пречистая - картофель чистая. - Пришла Пречистая - принесла сватов нечистая. - Успение рожь засевает, а вторая - дождем поливает. - Если на Рождество Богородицы погода будет солнечной, то и осень ждет теплая и ясная, без обильных дождей. Если небо будет хмурым в этот день, то и осенние холода придут с дождями. - Если девушка умоется к востоку солнца, то ее обязательно посватают в этом году. - Чтобы избежать "злых глаз", клеветы и болезней, в Рождество Пресвятой Богородицы сжечь старую одежду и обувь.Христиане восточного обряда отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы, или "Второй Пречистой" или "осенины", поскольку в этот день по народному календарю наступает осень. Христиане издавна обращались к Богородице, которая стала объединяющим началом между Богом и человеческим родом, и просили у нее защиты и благословения.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуют 21 сентября Богородичные праздники пышно отмечаются в местах, где освящались церкви в ее честь. Храмовые (престольные) праздники обычно проходят с богослужением и следующей за ним трапезой. Обязательно устраиваются обеды, где все родственники собираются за круглым столом. Обычаи праздника Рождества Пресвятой Богородицы, - что можно и стоит делать в этот день 1. Этот праздник также традиционно считается и женским праздником, когда женщину принадлежит почитать как продолжательницу рода. Он, очевидно, наследует древний арийский праздник Рожениц, когда наши предки выражали благодарность опекунам полей и урожаю, дедам-ладам. 2. Женщины, у которых нет детей, устраивают обед i приглашают бедных - "чтобы молилась Богородица за их детей". Женщины также заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают людей к себе на обед. Говорят, что молитвы к Пресвятой Богородице будущих матерей о здоровье и счастье детей, на которых они ждут, в этот день имеют особую силу. 3. Рождество Пресвятой Богородицы отмечается как праздник настоящей радости. Поэтому в эти дни не работали, не постились, а после молитв в храме собирали веселые застолья. 4. Также на праздник издавна приходится последний срок заготовки "волшебного" зелья. Считалось, что собранные между Первым (Успения Пресвятой Богоролици - 28 августа) и Вторым Пречистыми праздниками приворотные травы имели особое свойство привлекать парня к девушке (мужчину к женщине) и наоборот.


Женщины собирают "волшебное зелье" к Богородичному празднику 5. Со дня праздника Рождества Пресвятой Богородицы можно было засылать сватов к девушкам. Также в этот день хорошо делать свадьбу и ходить семьями в гости на застолье. 6. С древних времен также в Рождество Пресвятой Богородицы женщины рано утром пытались пойти на водоем. Считалось, что если женщина в этот день умоется водой до восхода солнца, то красота ее сохранится до самой старости. А для крепкого здоровья детей обливали на пороге водой. 7. Также в этот день начиналась луковая неделя - хозяйки с грядок убирали этот овощ. А к Рождеству Пресвятой Богородицы хозяева пытались собрать весь урожай, пчеловоды в это время начинали готовить пчел к зимовке - убирать ульи. 8. Во это время обычно холодает, поэтому до Второй Пречистой следовало полностью выкопать картошку и засеять землю рожью. Приметы и пословицы праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

С тех пор праздник Рождества Богородицы 21 сентября всегда отмечается верующими с большим трепетом.

Праздник 21 сентября Рождество Пресвятой богородицы: приметы

21 сентября — православный праздник, который всегда служил для верующих и днем, когда можно обратиться с просьбами и даже увидеть свое будущее по определенным приметам. Поэтому читайте далее 21 сентября православный праздник приметы. Ранее считалось, что к 21 сентября празднику должен быть собран весь урожай с полей. По этому праздничному поводу люди устраивали великие застолья. Чем богаче был накрыт стол, тем богаче уродится урожай на следующий год. Это своего рода дар природе за ее щедрость. Зависимо от того, какой урожай собрали, столько и длилось празднование: великий урожай отмечали две недели, а маленький - всего три дня.

В церковный праздник 21 сентября 2019 старики передавали свой опыт молодым парам. Ходили молодоженам и передавали мудрость от бабушек и дедушек. Если молодые внимательно слушали и следовали всем советам, считалось, что жизнь у них будет счастливая и безбедная.

Пресвятая Богородица праздник 21 сентября считался днем, когда осень полностью вступала в свои законные права. С этого дня начиналось похолодание. Если в этот день погода порадует своим хорошим теплом и солнцем, то и осень будет теплой и ясной. Если наоборот, хмуро и пасмурно на рождество Пресвятой Богородицы, не обойтись без зонтов и теплой одежды осенью.

Рождество Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам и отмечается верующими 21 сентября.

История праздника Рождества Богородицы

По преданиям, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете. Ее родителями были праведники Иоаким и Анна. Иоаким и Анна долгое время были бездетными. Они достигли уже преклонных лет, но в их доме не раздавался детский смех. Праведники Иоаким и Анна не роптали на Бога, но они верили в Его божественное милосердие.

Иоаким и Анна всегда выполняли все заветы Бога, они превозносили Его в молитвах, приносили в храмах Ему жертвоприношения и надеялись на то, что Он не отринет их. Они не роптали, напротив, с благодарностью вспоминали каждый день, который был дарован им Богом. И был радостью озарен каждый их день, в который они трудились во славу Божию. Печаль не иссушала их черты, но молились они ежедневно о том, чтобы Бог даровал им дитя. Ведь у евреев считалось, что если в семье нет детей, то эта семья отвержена от Бога, не дает Он ей своей милости.

Считалось среди евреев, что наказывает Бог бесплодием тех, кто грешен и не раскаялся в своем грехе. Пусть этот грех тайный и о нем никто из людей не ведает, но Богу известно все, и Он за этот грех наказывает неправедников отсутствием продолжателей рода.

Праведных Иоакима и Анну соседи также причисляли к таким грешникам. Женщины не разговаривали с Анной у колодца, куда приходили за водой, а мужчины не звали Иоакима, если шли решать общие дела. Но не роптали праведники, они не переставали молиться Богу.

Однажды Иоаким пошел в храм, чтобы принести жертву Богу. Но первосвященник не принял у него этой жертвы. Он стал кричать на Иоакима, говорить, что тот нечестивец и его молитвы и жертвы неугодны Богу. Не стал спорить с первосвященником праведный Иоаким и покинул храм. Отправился он в пустыню и долго с исступлением молился там.

Икона Святой Девы Марии

Был услышан Иоаким, и явился пред ним ангел Господен Гавриил. Он сказал праведному Иоакиму о том, что молитва его была услышана Господом и что исполнится его просьба, дарует Бог семье праведной дитя. Также известил архангел Гавриил Иоакима, что нужно назвать дочь, которая у него родится, Марией и через нее будет даровано спасение всему миру.

Обрадованный вернулся праведный Иоаким домой. Сказал он жене своей Анне, что радостную весть принес ему ангел Божий. Обещала Анна Господу, что если родится у нее дитя, отдать ее на служение в Иерусалимский храм.

Дева Мария без страха вошла в Иерусалимский храм, так как Она была готова к этой доле. Ведь в доме отца своего Она видела, с какой благодарностью и преданностью относятся родители к Богу. Как молятся они и прославляют Всевышнего. А в Иерусалимском храме почувствовала Пречистая Дева Мария, что стала Она еще ближе к Тому, Кого любила всем сердцем Своим в доме родителей своих.

Так Господь приуготовил женщину, что могла родить Спасителя. Ее чистая душа, Ее безгрешные помыслы выделили Ее из числа верующих. Дева Мария стала связующим звеном между миром земным и миром небесным. Божественная благодать, снизошедшая на Нее, сделала Марию праведной и охраняла Ее от всякого искушения всю жизнь. Дух Святой снизошел на Нее, и смогла она родить Спасителя.

Как любая земная женщина, вынашивала она дитя, рожала Его в муках. Но явился в мир Спаситель, и озарил Божественный Младенец весь мир своим появлением. И свет Его коснулся Пречистой Девы. Почувствовала Она, что мир Небесный стал ближе. Чувствовала она благословение Божие всем своим сердцем.

Через Деву Марию и все люди чувствуют благодать Божию. Ведь Она не только родила Спасителя, Она своей чистой душой молится за всех людей и свидетельствует за них перед взором Всевышнего.

Церковные традиции на Рождество Богородицы

Рождество Богородицы стали отмечать, как великий праздник, в шестом веке. В этот день в храмах проходят торжественные службы. Все верующие славят прекрасный день, когда Господь даровал людям надежду на приход в мир Спасителя. Рождение Девы Марии — как обещание Господа, что не забыл Он о них, что сильна Его благодать, что чудесно Его благословение.

Раньше в этот день верующие обязательно шли в церковь. Они надевали праздничные одежды и произносили слова благодарности Богу, который даровал людям надежду. Они молились Пречистой Деве, которая в этот день пришла в мир, и просили Ее о благодати.

Икона “Рождества Пресвятой Богородицы”

В этот день пекли специальные хлебцы, на которых выдавливались буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Такие хлебцы обязательно раздавали всем домашним, чтобы они приобщились к великому празднику. Эти хлебцы клали под иконы и хранили до Рождества Иисуса Христа. Если кто-то в доме заболевал, брали кусочек такого хлебца, толкли его и добавляли в воду, которую давали выпить больному. Иногда хлебец просто давали съесть, а запить его больной должен был святой водой. Воду также святили и на Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы приходится на постные дни, но в этот день разрешалось есть рыбу. Хозяйки обязательно готовили грибной или рыбный суп, а также пекли пироги с рыбой и грибами. Такими пирогами угощали всех пришедших в дом, не забывали оделить нищих. Это считалось очень важным, ведь если женщина в этот день не оделяла просящих, то она могла стать бесплодной. Если же женщина не жалела еды и мелких денег, Бог даровал ей благополучие в доме и много детей.

Приметы на Рождество Пресвятой Богородицы

С этим днем было связано много народных примет. По дню Рождества Богородицы определяли, какая будет осень и какая будет зима. 21 сентября «солнце с месяцем в прятки играют» — день равен ночи. Но с этой поры ночи становятся длиннее, а дни короче.
В народе говорили, если на Богородицу птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко, а если жмутся к земле и ищут корм, то зима будет холодная и голодная.

Если 21 сентября было ясно, погожие деньки будут стоять до конца октября. Если утром на Рождество Богородицы небо ясное, чистое и видны звезды, жди скорых холодов, но погода будет сухая. Если утром в этот день туман — начнутся дожди. Если же утром туман, который быстро развеялся, погода ожидается переменчивая: дожди и теплые дни будут чередоваться.

Если звезды крупные и яркие, значит стоит ожидать холодных утренников

Если с утра в этот день идет дождь, он может длиться еще 40 дней, а зима будет ранняя и очень холодная. Если утром 21 сентября на траве роса — ровно через месяц на земле будет иней. Если солнце быстро высушит росу, зима будет малоснежная, а если роса будет сохнуть до обеда, зимой можно ожидать обилия снега.

В это утро смотрели и на звезды. Если звезды крупные и яркие, то скоро нужно ожидать холодных утренников, если звезды, напротив, тусклые — тепло продержится еще долго.
Наблюдали также за погодой весь день, чтобы по приметам определить, какая ожидается осень. Если в этот день ветрено, зима будет малоснежная, с суровыми ветрами. Если с утра тепло, а после обеда стало холоднее, морозы ударят очень рано, а зимой будут очень сильные заморозки. Самые лютые морозы зимой выпадали на Крещение. Но по дню Рождества Богородицы определяли, когда будет самый сильный мороз. Если 21 сентября днем ярко светит солнце и хорошо пригревает, то зимой нужно ждать оттепелей.

Народные традиции и обряды на Рождество Богородицы 21 сентября

В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

В этот же день считалось обязательным навестить молодых. Ходили в гости к тем, кто недавно отпраздновал свадьбу. Считалось, что родители в этот день должны были поучать молодых, наставлять их на правильный путь, учить их избегать ошибок. А молодые, в свою очередь, должны были рассказать о своем житье-бытье. Молодая жена собственноручно готовила пирог, которым потчевала гостей. Муж же должен показывать гостям хозяйство.

Если хозяйство было крепким, в доме чисто, быт налажен, молодой семье преподносили подарки. Но также не забывали попробовать и пирога, приготовленного молодой женой. Если пирог был удачен, жене дарили красивый платок. Если же пирог был сырым или пригорелым, мужу вручали кнут, которым он должен был поучить свою жену, а вот пирог приходилось есть ему одному.

Если женщина умоется водой в день на Рождество Богородицы - быть ей просватанной

Существовало поверье, что крошки от этого пирога нельзя выбрасывать, их нужно собрать и отнести к овину, тогда домашнее хозяйство будет и впредь крепким, а птицы не попортят урожай, звери не уничтожат скот.

В этот день молодые вечером должны были навестить своих родных. Молодожены одевались в праздничные одежды и медленно шли по селу. С собой они несли праздничный пирог. Чтобы молодую семью никто не сглазил, невеста на поясок укрепляла ленточку с буквами «Р» и «Б» (Рождество Богородицы). Эта ленточка защищала от злых людей, а также давала особое покровительство Богородицы. Если такая ленточка по дороге развязывалась, значит, молодым завидовали и желали им зла.

А чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, которые были обмотаны бумажными цветами. На низ свечечки надевалась бумажечка, на которой были написаны просьбы Пречистой Деве. Смотрели, с какой стороны обгорит бумажечка, ведь именно эта просьба и будет исполнена. Если же бумажка сгорала полностью, значит, все просьбы были услышаны.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

В православной церкви 21 сентября празднуется рождение Пресвятой Богородицы.

Но это знаменательный день не только для посещения храма. Издавна 21 сентября связывали с народными приметами и обрядами, которые совершались ежегодно в эту дату. Некоторые из них уже давно позабыты, но, тем не менее, определенные наблюдения могут быть очень полезными.

История праздника

Иоаким и Анна, будущие родители Пресвятой Богородицы, жили в Назарете. Будучи праведными христианами, они долго молились Богу о детях. Спустя время, когда Иоаким был в пустыне, а жена его одна в доме, к ним одновременно явился Ангел. Он поведал супругам, что Анне удастся зачать ребенка, Деву Марию, через которую придет к людям спасение, и о ней узнают во всем мире. Сразу после этого встретились они у Золотых ворот в Иерусалиме. Обнявшись, супруги уже знали, что родится у них дочь.

Как раз через 9 месяцев после зачатия, 21 сентября, появилась на свет Дева Мария. Всего три года прожила она в доме родителей, после чего, согласно обету, данному Богу, была отправлена в храм. В этот день православные христиане во всем мире и празднуют рождение Пресвятой Богородицы.

О чем молиться Пресвятой Богородице?

С давних времен рождение Пресвятой Богородицы считается праздником всех женщин и матерей. В этот день следовало надевать свою лучшую одежду и отправляться в храм на службу. Здесь Деву Марию благодарят за рождение Сына Божьего. В Рождество Пресвятой Богородицы приметы обязательно сбудутся, а молитвы будут услышаны. Просьбы, тревоги, беды - вот с чем люди обращаются к Деве Марии. Женщины всегда молились о благополучии своего дома, о здоровье детей. Обращались к Богородице не только за себя и семью, но и за других людей.

В храме обязательно зажигали праздничную свечу, отмечая 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы. Приметы с этим были связаны следующие. К концу свечи приматывали бумажку с просьбой. Когда она полностью сгорала, это означало, что Богородица услышала все молитвы. В этот день женщины должны обязательно давать милостыню, еду и деньги, чтобы не стать бесплодными.

Народные обряды и обычаи

В эту сентябрьскую дату, 21 числа, по народному календарю отмечается праздник Урожая или Вторые осенины. Приходились они как раз на Рождество Пресвятой Богородицы. Приметы и обряды, которые проводились в эту дату еще нашими предками, сохранились в некоторых регионах и по сегодняшний день.

До 21 сентября почти весь урожай с полей успевали собрать. Пчеловоды прятали улья, чтобы не дать пчелам замерзнуть. Начиналась луковая неделя. Убирали с полей не только лук, но и оставшиеся овощи.

В народе существовала поговорка: «Придет Пречиста, станет чисто-чисто». С этого дня в домах начинались вечерние посиделки. На православное Рождество Пресвятой Богородицы приметы в основном относились к женщинам. Они вставали 21 сентября еще до восхода солнца. Если женщины успевали умыться еще до рассвета, то это означало, что им удастся сохранить красоту до самых седин. Молодые девушки делали это для скорого сватовства жениха.

После этого ранним утром женщины отправлялись к водоемам с овсяным хлебом и киселем. Там они пели песни и благодарили Пресвятую Богородицу Деву Марию за собранный урожай, встречая одновременно осенины. Хлеб разламывали по кусочку и раздавали его скоту. После обрядов на берегу водоемов все отправлялись в гости к новобрачным.

Праздник 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы семейные

В этот день родители, старейшины села и другие родственники навещали молодых. Поскольку на эту дату приходился праздник Рождество Пресвятой Богородицы, приметы на смотринах обязательно учитывались. Хозяйка встречала гостей пирогом. Если он был вкусным - ее хвалили. Если же пирог не удался, молодую хозяйку начинали поучать уму-разуму. На праздничном столе были и другие блюда, которые оценивали гости.

Хозяин же показывал навещавшим родственникам свои постройки и скот. Его же за это хвалили или поучали, как и жену. Также 21 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы) приметы касались будущей жизни супругов. Вечером они отправлялись к родителям. От сглаза жена себе на рукава завязывала тесьму с вышитыми буквами «Р», «Б». Если она терялась или развязывалась, это значило, что рядом присутствуют завистники.

С Рождества Пресвятой Богородицы начиналась новая жизнь. Старую свечу в доме принято было гасить, а новую зажигать.

Рождество Пресвятой Богородицы: приметы народных синоптиков. Какой будет зима?

Известно, что люди всегда следили за изменениями погоды за окном и уже летом знали, какую им ждать зиму. В осенний праздник 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, приметы указывали на следующее: если день выдался ясным, то такая погода сохранится и до конца октября; если утром туман - следует ожидать дождливой погоды; если туман развеется неожиданно быстро - погода будет переменчивой; если утром пошел дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима выдастся холодной; если яркое солнце утром быстро высушивает росу на траве - не стоит ждать много снега зимой.

В эту дату не разрешалось работать, а следовало посвятить день духовным размышлениям и молитвам.

21 сентября, православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый праздник церковного года, который начинается 1 сентября (по старому стилю).

Церковь отмечает этот день, как день всемирной радости и начала исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели.

В этот светлый день, рассказывает на рубеже Ветхого и Нового заветов, в небольшом Галилейском городе Назарете родилась Преблагословенная Дева Мария, подарившая миру Спасителя.

Родителями её были праведные Иоаким, из рода пророка и царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона. Как говорит Библия, они были бездетны, и в один из праздников Иоаким принёс в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия.

Святой Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. И Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа.

В народе раньше этот праздник назывался Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашей Церковью Пресвятой Деве Марии.

Нередко ещё 8 сентября (по старому стилю) слывёт под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сентября.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости.

В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Анна была дочерью священника Матфана (другая его дочь, София, была матерью Елисаветы, ставшей матерью Иоанна Предтечи).

Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Жили они безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами. На себя тратили только одну треть своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным.

Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Достигнув преклонных лет, святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню, где в течение 40 дней пребывал в посте и молитве.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. В таком тревожном состоянии духа, однажды Анна вышла в сад и в молитвенных думах, возводя глаза к небу, увидела среди ветвей лавроваго дерева гнездо едва оперившихся птичек. Вид этих юных птенцов еще более поразил ея скорбящее о безчадии сердце.

"Горе мне - говорила она - одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего и пред всеми униженной дщери Израилевой! На кого я похожа? Все в природе раждает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я одна не знаю этого наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни с зверями земными: те и другие приносят плод свой Тебе, Господи; лишь я одна остаюсь безплодною! Ни с водами: оне, в быстрых струях своих, родят во славу Твою живыя творения; лишь я одна мертва и безжизненна! Ни с землею: и та, прозябая, прославляет плодами своими Тебя, Отец Небесный; лишь я одна безчадна, как степь безводная, без жизни и растения! О, горе мне! горе мне!".

"Господи - продолжала она - Ты, который даровал Сарре сына в старости и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услыши молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!".

Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею Ангел Божий. "Молитва твоя услышана - сказал ей небесный вестник - воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миpy и наречется она Mapиею "!

Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: "жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь".

Ангел Божий, после благовестия Анне, явился и св. Иоакиму в пустыне и сказал ему: "Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иepycaлим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое ".

Благоговейная радость объяла сердце святаго старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иepyсалим и там, действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою. Увидя мужа, Анна поспешила к нему с восклицанием: "знаю, знаю, Господь Бог щедро благословил меня: потому что я была как-бы вдовою - и теперь не вдова, была безчадною - и теперь буду иметь чадо".

Здесь они разсказали друг другу все подробности явлений Ангела, принесли в храм жертву Господу и, судя по ходу дальнейших событий, несколько времени оставались в Иерусалиме ожидать исполнения полученнаго ими обетования.

Вскоре святые Богоотцы увидели над собою совершение этого чуднаго обетования: в девятый день декабря православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анною и воспевает: "Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный цвет - Христа, всех Зиждителя". "Неплодная, плодородящая сверх ожидания Деву, имеющую родить Бога плотию, светится радостию и ликует, громко взывая: радуйтеся со мною все колена Израилевы: я ношу во чреве и избавляюсь укоризны в безчадии; так угодно Создателю, услышавшему мою молитву и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемаго мною".

"Увидят люди и подивятся, - что я стала материю: вот и я раждаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего ".
Нельзя не благоговеть пред этим чудным зачатием и не видеть в нем необычайных и великих целей Божественнаго Промысла. Бог видимо хотел приготовить к вере в будущия, еще более чудныя - зачатие и рождение единороднаго Сына Своего: "таинству - как поет св. Церковь - предтечет таинство".

"Дева Матерь родилась от неплодной - говорит св. Иоанн Дамаскин - потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходит от меньшего к большему".

"Если - как замечает св. Анд рей Критский - великое дело то, что раждает неплодная: то не более ли удивительно, что раждает Дева?.. Нужно было, чтобы Тот, Который все и в Котором все, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделав ее из безплодной материю, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Материю и сохранив печать девства".

И если Иоаким и Анна, еще прежде получения радостной вести, превосходили всех чистотою и святостию: то не более ли возгорели они святою ревностию и преданностию Богу, когда удостоились получить благодатное откровение о снятии с них поношения?

А вместе с тем, святыя качества их не привлекали ли к ним в большей мере благоволения Божия и не низводили ли на них благодатныя дарования, предуготовлявшия их к чудному событию?

Если пророк Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святаго еще во чреве матери: то еще большее освящение, без сомнения, было усвоено чревоношению праведной Анны.

Здесь приготовлялось не одно простое рождение, но вместе с тем и открытие тайны премудраго совета Божия, от века сокрытой и непроницаемой даже для самих Ангелов.

Здесь устроялся нерукотворенный ковчег Божий, уготовлялось живое селение Всевышняго. Отсюда должна была изойти единственная и святейшая Дева, которой, по предречению Пророка (Ис. 7, 1.4), предопредвлялось сделаться Материю Бога Слова.

"Славнейшее таинство - поет св. Церковь - неведомое Ангелам, великое для человеков и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Mapию, приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего".

По прошествии дней чревоношения, благовестие Ангела исполнилось - и св. Анна, в 8-й день сентября, родила дочь. Восторг родителей, освободившихся от " поношения безчадства", был невыразим.

Явное чудо милости Божией, прежде всего, обратило очи их, полныя слез благодарности, к небу - и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: "Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из безплодных чресл плод, на радость нам". Анна, в безмолвном восторге, возносясь к небу душею, смиренно помышляла: "Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи, дал мне произрастить пречистый плод от безплоднаго корня". - И св. Церковь, разделяя восторг праведных Богоотцев взывает вместе с ними всему миру: "сей день Господень! радуйтеся, людие!".

Преблагословенная Дева, несмотря на тогдашнюю маловажность некогда знаменитаго дома Давидова, в своем рождестве наследовала высокую славу: род ея, исходя от Авраама и Давида и продолааясь много веков, заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей Иудейских. Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатнаго младенца, уже украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимыя миром, скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорожденной Деве.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших.

Всего 3 лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. К торжеству посвящения в Назарете собралось много родных и близких Иоакима и Анны. Все они отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета.

После вступления в город и семидневного очищения постом и молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. На встречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где ее принял первосвященник Захария.

По слову предания, он не остановился там, где обычно стояли молящиеся, но ввел ее в Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию.Вокруг храма были построены особые помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу. Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью.


Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.

Когда Марии было около 9 лет, Она лишилась Своих престарелых родителей: сначала умер Иоаким, а вскоре и Анна.

Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество. Когда Марии исполнилось 14 лет, первосвященник объявил Ей, что, по обычаю, Ей нужно оставить храм и выйти замуж. Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена Богу и желает всю Свою жизнь соблюсти девство.

Мария дала обет вечного девства. По достижении Марией совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа Обручника, который уважает ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения произошло Благовещение.

О значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нём - последнего смысла, последнего содержания самого человечества.

Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство Которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и - повторяю еще раз - радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом.

Православный Восток прежде всего радуется тому, что в пришествии Сына Божьего на землю, в спасительном явлении Бога, ставшего человеком, чтобы воссоединить его, человека, с Его Божественным призванием, что в пришествии этом приняло участие и само человечество.

Если самое радостное и глубокое в христианской вере - это “со-природность” Христа нам, то, что Он подлинно Человек, а не призрак, не таинственное явление, что Он - один из нас, навеки с нами своим человечеством связанный, то тогда понятным становится и любовное почитание Той, Которая Ему это человечество, нашу плоть и кровь, дала.

Той, благодаря которой Он, Христос, мог называть Себя так, как Он всегда Себя называл: “Сын Человеческий”. Сын Божий, Сын Человеческий... Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным, или, как говорят учители Церкви, - обожить, сделать причастником Божества.

Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной природе, о подлинном призвании человека - источник благодарного, любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нём - с Богом.

И нигде это не раскрывается с большей ясностью, чем в празднике Рождества Богородицы. Об этом событии ничего не сказано в Священном Писании. Да и что особенного можно сказать о рождении ребенка, рождении, подобном всякому рожденью. И если Церковь стала в особом празднике вспоминать и праздновать это событие, то не потому, что оно было чем-то исключительным, чудесным, из ряда вон выходящим, нет, а как раз потому, что сама обыденность его раскрывает новый и лучезарный смысл во всём том, что мы называем “обыденным”, придает новую глубину тем подробностям человеческой жизни, о которых мы так часто говорим, что они “ничем не замечательны”.

Но посмотрим на икону этого праздника, вглядимся в нее духовным нашим взором. Вот на постели - только что родившая Дочь женщина. Церковное предание утверждает, что звали ее Анна. Рядом с нею - отец, имя которого, по тому же преданию, - Иоаким. Рядом с постелью женщины совершают первое омовение Новорожденной.

Самое обыденное, ничем не замечательное событие. Но так ли это? Не хочет ли иконой этой сказать нам Церковь, прежде всего, что рожденье в мир, в жизнь нового человеческого существа - это чудо всех чудес, чудо, именно разрывающее обыденность, ибо тут начало, у которого уже нет и не будет конца.

Начало единственной, неповторимой человеческой жизни, возникновение новой личности, в появлении которой как бы заново творится мир, и вот - дарится, дается этому новому человеку как его жизнь, как его путь, как его творчество.

Итак, первое, что мы празднуем в этом празднике, это пришествие в мир самого человека, пришествие, о котором в Евангелии сказано, что когда совершается оно, мы не “помним уже скорби из-за радости, что родился человек в мир”.

Второе: мы знаем теперь, Чье рожденье, Чье пришествие мы празднуем. Мы знаем единственность, красоту, благодатность именно Этого Ребенка, Его судьбы, Его значения для нас и для всего мира. И третье - мы празднуем и всё то и всех тех, которые как бы подготовили Марию, наполнили Ее этой благодатью и красотой.

Вот в наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий, детерминистский смысл. Церковь тоже верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок - Пречистая Дева и Всесвятая Мать! И потому это также и праздник самого человечества, веры в него, радости о нём.

Увы, нам виднее и понятнее наследственность зла. И действительно, столько зла вокруг нас, что эта вера в человека, в его свободу, в возможность доброй и светлой наследственности уже почти выветрилась в нас и заменилась скептицизмом и недоверием...

Однако именно этот злой скептицизм, это унылое недоверие призывают нас оттолкнуть от себя Церковь в день, когда празднует она - и с какой радостью и верой, - рожденье маленькой Девочки, в Которой как бы сосредоточились добро, нравственная красота, совершенство, которые составляют подлинную человеческую природу. Ею, Этой рождающейся Девочкой, и в Ней встречает мир идущего к нему Христа. Он наш дар - Ему, наша встреча с Богом. И вот мы уже на пути к Вифлеемской пещере, к радостной тайне Богоматеринства.

Рождество Пресвятой Богородицы — Это праздник начала начал! Свято верит народ, тихо молится, Чтоб Господь в этот день всем послал И терпенье, и блага, и радости, И великую тайну любви...

Средь гор, в глубокой котловине, храня преданья древних лет, еще красуется доныне священный город Назарет. В трудах, молитве непрестанной здесь доживал свой тихий век благочестивый человек — Иоаким с женою Анной. Уже давно в их волосах сребрятся старости седины, давно потух огонь в очах, чело прорезали морщины.

Слабеют силы; но опоры — увы, — для старцев честных нет, и, может быть, придется скоро бездетным им покинуть свет, и не увидит поколенье их дней пришествия Христа, когда свершится искупленье, — пророков светлая мечта. И сердце старцев постоянно болело тайною тоской, и слезы горькие порой лила тоскующая Анна. Но вот настали дни иные для бедных старцев — наконец над ними сжалился Творец, — у них родилась дочь — Мария.

Младенца чудного рожденье казалось старцам сладким сном, как будто райское виденье их осенило мирный дом. Казалось, ангелы витали средь этой мирной тишины и сердцу тайно навевали святые, радостные сны.

Их жизнь была, как путь без цели, пуста, уныла и темна: — у этой детской колыбели вдруг изменилася она. Забыты горе и печали, забыты скорби прежних дней; чредою быстрою бежали теперь их дни, зари ясней.

Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.

Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во все дни", - сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.

Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы.

Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Верующий молится - Богородица улыбается.

В этот день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу.

Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Но следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице - она всегда поможет, если человеку нужна её помощь. Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы.

Молитва пред иконою Рождества Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Рождества Пресвятой Богородицы молятся о спасении заблуждших душ и наставлении их на путь правый.

,О, Пресвятая Богородице! Призри с благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да низпослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечней и временней жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего, и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и покланяемся честному образу Твоему; и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа, со всеми святыми, во веки веков.Аминь."

Необычный текст молитвы под названием Богородица дево радуйся.

В буквальном смысле кощунствено не знать эту православную молитву.
Данный текст, обращенный к Пресвятой Богородице, приветствует и прославляет ее.

Ее первоначальный смысл при этом не меняется и благодарственная составляющая не изымается.
Богородица дево, радуйся помогает укрепить православную веру и вознести хвалу Деве Марии.

Богородица дево, радуйся...

,Богородица дево Мария, свято приветствую тебя. На тебя уповают женщины, тебе молится и мужчины. В скорби человечества родила ты Христа и благословила его на наше спасение. Благодарим тебя за великую святость и заступничество перед Господом Богом

Богородице дево, мы любим тебя. Богородице дево, мы верим в тебя. Аминь."

Как правило, в этот праздник - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) - женщины, ко-торые из-за какой-либо болезни не могут иметь детей, молятся Пресвятой Богородице о своем исцелении и о скором зачатии детей.

Но кроме этого, в этот день можно обращаться также с любым молитвенным прошением о помощи и покровительстве.

Молитва первая Пресвятой Богородице:

Продолжение следует в следующем посте.