Что такое интеллигентный человек определение. Что такое интеллигентность. Каким должен быть культурный человек

НАТА КАРЛИН

В восемнадцатом веке писателем П. Бобрыкиным было введено в обиход слово «интеллигент». Корни самого слова происходят от латинского «интеллект», что значит ум. Тогда к интеллигенции причисляли людей, которые занимались умственным трудом: писатели, ученые, учителя, инженеры и художники. Если точнее, то это были все те, кто не работал на полях, в цехах и шахтах. Люди, занятые в умственном труде отличались образованностью, и считались «белой костью» в массе себе подобных. Уместно ли сегодня смешивать понятие «образованность» и «интеллигентность»? Означает ли, что каждая образованная личность обязательно интеллигентна, и наоборот?

Кто это — интеллигент?

Если спрашивать людей о том, кто такой интеллигентный человек, четко сформулированного ответа вы не получите. Одни утверждают, что для этого человека важнее уровень образованности, знания и наличие «корочки» о полученном образовании, другие говорят, что это хорошее воспитание и манеры.

Любопытно, что и те и другие окажутся как правы, так и не правы. Д. Лихачев в своем труде «Человек должен быть интеллигентен», по мнению большинства, дал достоверную характеристику интеллигентного человека. Он утверждал, что это качество, данное от природы, которое образование и воспитание только оттачивают.

Человек, родившийся и выросший в семье шахтеров, может быть интеллигентнее, чем тот, кто появился на свет в профессорской семье. Интеллигентность подразумевает не факт знания наук и человеческих ценностей, а желание человека познавать их. Сведя воедино все высказывания автора статьи, можно сделать вывод, что терпимость в отношении к миру и лежит в основе интеллигентности. Фанатик по своей природе не интеллигентный человек. Это кардинально противоположные личности.

Зачем человеку становиться интеллигентом?

Утверждение о том, что интеллигентный человек — образованный, и занимающийся умственным трудом, не соответствует истине. На свете есть много людей, не имеющих высшего образования, при этом отличающихся врожденной интеллигентностью. Интеллигентный человек должен:

Уважать мнение окружающих;
Быть ;
Не оскорблять и не унижать собеседника, как, впрочем, и никого другого;
Понимать оппонента и т.д.

Так, можно ли достичь интеллигентности самостоятельно? Если это врожденное качество, то, как добиться того, чтобы оно стало вашим вторым «я»? Это длительный процесс, который требует определенных усилий над собой. К сожалению, ни в школах, ни в ВУЗах нет уроков, которые дают основу интеллигентности. Потому что, это, скорее, нравственное понятие, свидетельствующее о постоянном стремлении человека к идеалам, .

И, все же, интеллигентный человек должен быть образованным. Для этого не обязательно иметь диплом о высшем образовании, которое, как известно сегодня не является критерием большого ума. Лучше заниматься самообразованием. Вся мудрость и правда жизни заключена в книгах. Не в тех любовных и детективных романчиках, которые мы тоннами «поглощаем» в метро и «для того чтобы разрядить мозг», а в произведениях классиков:

А. Пушкин;
М. Лермонтов;
А. Чехов;
А. Блок и другие.

Перечислять поэтов и прозаиков, которые были сами глубоко интеллигентными людьми, и учили этому человечество, можно бесконечно.

Научит вас думать самостоятельно, размышлять и учиться «отсеивать зерна от плевел». Вы научитесь с пониманием относиться к окружающему миру, и людям вокруг вас. Люди, которые умеют делиться широтой своей души, способны многое изменить в этом мире.

Иногда люди употребляют слово «интеллигент» в отношении того, кто слывет , или же слишком чувствителен, мягок, нежен и добр к людям. Или же, настолько подвержен собственным убеждениям, что даже в ущерб себе следует им. Но, можно ли в доброте и понимании быть «слишком» усердным? Разве можно «слишком» любить или «слишком» жалеть? Мы любим и жалеем себя любимых настолько, насколько это необходимо. Интеллигент отличается тем, что относится к проблемам окружающих так же, как к своим собственным. Он понимает, что та царапина, которая причиняет ему массу неудобств и боли, столь же сильно болит и других людей. Зная о , этот человек не согласится причинить боль другому.

Интеллигентные люди действуют по принципам:

Уступи, но не наступи;
Отдай, но не задерживай;
Поделись, но не прячь;
Не покажи, а протяни и дай попробовать;
Не кричи, а дай человеку высказаться;
Не разбивай, но помоги склеить.

Мы слишком часто проходим мимо чужой беды, полагая, что нас это не касается. Интеллигентный человек не сделает так. Он обязательно поможет несчастному, потому что так требует его нравственность. Если он этого не сделает, то его еще долгое время будет мучить совесть. Он не причинит другому горя, . Интеллигентность сродни искренности. Такие люди не ставят свои интересы выше интересов других людей, они не ищут выгоды в своих поступках, и не лгут. В наше трудное время, быть интеллигентом – великий труд и заслуга, однако они есть. С ними приятно общаться, легко и просто жить на свете.

Жизнь прожить – не поле перейти! Эта мудрая фраза говорит о том, что человека в жизни поджидают неожиданности и препятствия. Мы не можем оградить себя и близких от проблем, которые порой вызывают и обиды, и оскорбления, и боль. Однако не нужно забывать того, что сделал кого-то несчастным. Старайтесь не делать больно окружающим, не просите о невозможном, и не лгите. Самое отвратительное в этой жизни – сознавать, что тебя обманули. Поэтому не причиняйте этой боли другим. Не думайте, что человек, которого вы обманули глуп, он просто слишком доверял вам. Ложью вы не только разрушите отношения с человеком, она аукнется вам через некоторое время, когда правда станет известна всем. Главное – не врите себе. Опаснее этой лжи не может быть ничего. Обманывая себя, вы теряете границы реальности, и начинаете верить в собственную ложь. Искажая действительность, человек не только не станет интеллигентом, он никогда не поймет разницу между тем, что хорошо, а что плохо.

Прочитав эту статью, многие могут сказать, что не нужно им становиться интеллигентами, слишком много усилий и ответственности. Не нужно никуда лезть, доказывая правду, ничем рисковать, поступаться собственными интересами. Однако это решение принимают люди самостоятельно, их никто не заставляет и не принуждает становиться интеллигентами. Это желание диктуют сердце и душевные порывы.

И пока сердце человека работает, оно способно отзываться на происходящее вокруг.

Все же, слово «интеллигент», которое произошло от «интеллект» или ум, должно было произойти от слова «кардио» или сердце. Тогда оно носило бы более верный смысл и трактовалось бы обществом по-другому.

29 марта 2014, 17:11

Бытует мнение, что каждый человек должен быть интеллигентным. Но какая от этого польза окружающим и самому индивиду часто не поясняется.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если попросить респондентов ответить на данный вопрос, то есть большая вероятность, что единого мнения не будет — мнения разойдутся. Часть людей поставят во главу угла такие характеристики интеллигента как эрудиция и образованность в широком смысле слова. А, вот, по мнению остальных, интеллигентным можно признать такого человека, который будет непременно сдержан и аккуратен в словах в присутствии женщин, т. е. будет всегда вежлив.

Ответ и тех и других будет верным в то же время неверным. Все дело в том, что в понятие «интеллигентного человека» входят вышеназванные определения. Детально, что такое «интеллигентный человек» разобрал в своей статье под названием «Человек должен быть интеллигентен» ученый Д. С. Лихачев.

С точки зрения Лихачева, любой человек независимо от происхождения, уровня образования может быть интеллигентным. Это качество либо есть у человека, либо его нет, причем оно прививается с рождения родными и близкими,которые оказывают влияние на ребенка. Поэтому даже у простых рабочих может вырасти интеллигент. Это свойство личности не равняется количеству приобретенных знаний, а связывается с жаждой их познания.

Интеллигентному человеку свойственны чуткость по отношению к другим, бесконечный такт и терпение при общении с другими в любой ситуации. Конечно, такой человек никогда не будет употреблять бранных слов, совершать действий, которые могут нарушить гармонию с окружающими. Фанатизм в любой форме противоречит интеллигентности.

Безусловно, можно не ломать голову, а просто обратиться к энциклопедическому словарю, который называет интеллигентным человека, который занимает свое время умственным трудом. Вывод, кто такой интеллигентный человек, вам придется делать самостоятельно.

Почему человек должен быть интеллигентным?

В том случае, если отталкиваться от того определения интеллигента, которое закреплено в словаре, необязательно всем стремиться стать такими, ведь далеко не каждая профессия требует наличия высшего образования. Вполне можно обойтись и без этого. Но каждому хочется, чтобы с ним поступали хорошо. Для этого мы сами должны так себя вести с другими людьми, именно об этом сказано в статье академика Лихачева.

Интеллигентный человек, считающийся с позицией собеседника притягивает к себе куда больше людей, чем тот, который не желает понять оппонента, а только рьяно отстаивает свою точку зрения.

Как стать интеллигентным человеком?

Естественно это возможно и в любом возрасте. Некоторым повезло — интеллигентность в них воспитывали с рождения родители, а другим придется поработать над собой. Конечно, желательно знакомиться с образцами русской и зарубежной классической литературы, чтобы почерпнуть неповторимый стиль, который в дальнейшем можно применять в собственном лексиконе. Но не только это требуется, чтобы называться интеллигентным человеком.

На первом месте нравственные качества человека: его умение строить взаимоотношения с близкими и дальними к нему людьми, его способность с осторожностью и вниманием относиться ко всему, с чем он соприкасается по жизни.

Пускай кому-то все эти слова покажутся назидательной проповедью, но мир держится, в том числе, на бесценных образцах культуры и искусства, которые не могли бы быть созданы без высоконравственных душевных качествах их создателей. А их светлые произведения раскрашивают наши серые будни и поныне.

Некоторые могут возразить, что сейчас успешны наглые и эгоистичные люди, но каждый решает для себя сам.

В поисках ответа на вопрос о том, кто такой интеллигентный человек, не нужно уподобляться герою знаменитого романа, созданного дуэтом советских классиков. В романе говорится, что он нигде никогда не служил, потому что работа затруднила бы ему процесс размышления о том, каково же истинное назначение российской интеллигенции. К этой прослойке общества ночной «гурман» - любитель чужого борща и котлет - относил и себя.

Что значит быть интеллигентным человеком? Каждый период развития общества формулировал свое определение этого понятия. Выдающийся российский ученый и интеллигентный человек Сергеевич в своем письме, напечатанном в 1993 году в «Новом мире», написал, что интеллигент должен обладать интеллектуальной свободой как основной нравственной категорией, ограниченной только своей совестью и мыслью.

Если заглянуть в историю, то для второй половины XIX столетия интеллигентный человек - это простой разночинец, что получил образование и стремился выбиться в люди только за счет своих способностей да тяги к науке, к знаниям. Само его происхождение подразумевало борьбу, причем как с социальным неравенством, так и с сословным. Представителями такой интеллигенции были интеллектуальные кумиры молодежи 1860-х - Писарев, Чернышевский и Добролюбов.

Кроме «разночинского», в это же время появился интеллигентный человек «чеховского» типа, который стремился скорее к переустройству нравственному, а не к политическому. Представители этой группы создавали сеющие разумное и доброе, открывали школы и больницы для бедных, учили крестьянских детей. Поразительное соответствие этому типу находим в характере героя знаменитого произведения Флобера - проницательного доктора Ларивьера, презиравшего чины и проявляющего щедрость и радушие по отношению к бедным больным. Этот и другие такие же образы доказывают межнациональный характер подобного типа интеллигента, несколько разбавляя часто упоминаемую русскую монополию.

До революции писателем Леонидом Андреевым - другом Максима Горького - было дано определение интеллигентного человека как такового, который не мог терпеть унижения от «сильных мира сего», обладал изнуряющей обостренной совестью, и, сколь пьяным бы ни был, все равно оставался культурным и воспитанным.

Интеллигентному человеку с вышеперечисленным набором качеств жить всегда было нелегко. Но после провозглашения Советской властью ему вообще пришлось выживать. По определению выдающегося советского деятеля Луначарского, чтобы осознавать себя подлинным интеллигентом, необходимы три университетских диплома: первый - дедовский, второй - отцовский, третий - свой собственный. Однако наличие в семье трех документов об образовании ничего не гарантирует - ни развитого интеллекта, ни наличия внешней и внутренней культуры. Несостоятельно упомянутое определение и по той причине, что вряд ли после революционных расстрелов, эмиграционных волн, репрессий, ссылок и Гулага в Советской России остались даже такие формально Но это место пустовало недолго, советским интеллигентом был просто назначен тот, кто профессионально занимался не физическим, а умственным трудом.

Конечно, оставался кое-где еще в стране настоящий образованный и культурный люд, не смирившийся с властью и лелеющий в душе возвышенные чувства. Его прототипы часто встречаются на страницах произведений Федина, Толстого, Булгакова, Зощенко и других, но в среде победившего хама такие люди были обречены на вымирание.

Правда, двадцатый век (во второй своей половине) явил миру достойных и интеллигентных своих представителей, взращенных диссидентской и художественно-литературной богемной средой. Все они прошли путь духовного преобразования, опирающегося на внутреннюю свободу и лучшие отечественные образцы литературы, музыки и живописи дореволюционного и советского периода.

Приведенные в данной статье определения, конечно, не являются исчерпывающими. Ищите, пытливые читатели, пользуясь своей интеллектуальной свободой и руководствуясь мыслью и совестью.

Весьма интересное понятие - интеллигентность. Всегда у всех на слуху, но истинное значение этого слова понимает не каждый. Что же это всё-таки такое? Имеет ли что-то общее с образованностью? Возможно ли одно без другого?

Чтобы делать какие-либо выводы или выстраивать разнообразные причинно-следственные связи, стоит понять: что такое интеллигентность, а что — образованность. Интеллигентность — умение мыслить, выслушивать других людей и выносить суждения. Более того, сюда относятся уважение к истории, культуре и нравственной целостности человека. «Это способность к пониманию, к восприятию окружающего мира, это терпимое отношение к миру» , — писал советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук и профессор Дмитрий Сергеевич Лихачёв . То есть интеллигентным можно назвать человека, соблюдающего законы приличия, культурно ведущего себя в любой социальной среде. Он умеет владеть собой, сдерживать негативные порывы и чрезмерную эмоциональность. Также спокойно выражает свои мысли, объективно оценивает свои действия и признает ошибки. Интеллигентного человека можно смело назвать воспитанным. Образованность же — наличие знаний и умений, предусмотренных образованием. Чтобы называться образованным человеком, необходимо обладать определёнными навыками. Один из основных - чтение. Причем под чтением подразумевается не просто “складывание букв в слова”, а умение задумываться и размышлять над написанным, оценивать полезность прочитанного и делать выводы. Второй обязательный навык - письмо, заключается в ненавязчивом и предельно четком выражении своей точки зрения на бумаге или в печатном виде. Навык счета — знание арифметики и прикладной математики (умение складывать, вычитать, умножать, делить, производить расчеты с дробями и процентами) — следующее умение, свойственное образованному человеку. Также важное значение имеет способность к формулировке собственного мнения — подвержению сомнению фактов и явлений и попытка проследить их связь с реальностью. Конечно же, нельзя не упомянуть вежливость, хорошие манеры и постоянное стремление к саморазвитию.


Разница проста и очевидна: образованность напрямую связана с обучением, а интеллигентность — с состоянием души и воспитанием. Конечно, одно может вытекать из другого, но они отличаются. Образованному человеку может быть присуща интеллигентность, тогда он является действительно достойным образцом для подражания. Однако распространены случаи, когда человек имеет высшее образование, высокий статус и хорошее материальное положение, а правильно вести себя в обществе и общаться с людьми так и не научился. Такие вещи отталкивают других. Более того, они могут вызывать удивление от несоответствия ожиданиям. Ведь смешно же, когда человек с несколькими высшими образованиями начинает в гневе что-то доказывать, обращает внимание только на свою точку зрения и забывает, что существуют другие? Несомненно, смешно. А бывает, когда необразованному человеку присуща интеллигентность: у него нет достойного образования, но он всегда спокоен, толерантен, вежлив и приятен в общении. Ведь человек может быть воспитанным, но необразованным. Такое встречается довольно часто, что доказывают бесчисленные примеры из русской классической литературы.


Весьма трагичная, но в тоже время интересная для прочтения пьеса Максима Горького «На дне» наглядно иллюстрирует такую ситуацию. Актёр, будучи бывшим артистом сцены, оказался нищим и стал жить в ночлежке. Он отличается от других по манере разговора и любви к искусству, что является одним из самых главных признаков интеллигентности. Он упорно продолжает видеть прекрасное, даже оказавшись среди грязи и лжи. Еще один актуальный пример можно найти в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский — истинный интеллигент начала двадцатого столетия. Среди грубых, крикливых, фанатично настроенных революционеров в лице Швондера, он продолжает вести себя спокойно и отвечает культурно на все оскорбления. Преображенский понимает, что культура — это внутренняя воспитанность, умение вести спор с помощью конструктивного диалога, а не ругани. Приводя примеры из литературы, нельзя также не упомянуть роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», где Максим Максимович, человек простого происхождения, в отличие от Печорина, старается ладить с людьми, помогать по зову души. Он избегает конфликтов с офицерами, не склонен к чинопочитанию, открыт и правдив.


Стоит сказать, что интеллигентность — довольно туманная «субстанция», которая, с одной стороны, может быть частью образованности, а с другой, может существовать и отдельно. Зачастую это свойство прививается семьей. Тем не менее, существует и другое мнение - интеллигентности можно и нужно учиться. Способов много: смотреть на других людей и то, как они общаются, пытаться перенять данные навыки. Более того, запоминать, как они реагируют на гнев, агрессию, а как воспринимают радость, как часто они благодарят других людей или приветствуют их. Также как они проявляют вежливость и самое главное почему? Когда-то это - устоявшееся привычка, как, например, пожелать доброго утра или поздороваться с коллегами, а когда-то - необходимость. Например, при просьбе о помощи у незнакомца.


Подарена ли человеку интеллигентность от природы? Вопрос остается спорным. В любом случае, посягая вершины знаний, имея дипломы, занимая высокую должность и получая большую заработную плату, не стоит ставить воспитанность на второе место.

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и , благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и .