Смотреть что такое "Легочный автомат" в других словарях. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом

Прибор для автоматического регулирования подачи дыхательной смеси или кислорода человеку, находящемуся в изолирующем снаряжении. Состоит из маски, автоматического клапана подачи дыхательной смеси или кислорода в момент вдоха и баллонов с запасом… … Морской словарь

легочный автомат - Клапан, управляемый легкими и подающий воздух или дыхательную смесь по потребности дыхания. [ГОСТ Р 12.4.233 2007] Тематики средства индивидуальной защиты EN demand valve … Справочник технического переводчика

легочный автомат - 77 легочный автомат: Клапан, управляемый легкими и подающий воздух или дыхательную смесь по потребности дыхания. Источник: ГОСТ Р 12.4.233 2007: Система стандартов безопасности …

легочный автомат

дыхательный прибор типа легочный автомат - rus самовсасывающий дыхательный прибор (м), дыхательный прибор (м) типа легочный автомат eng demand actuated breathing apparatus fra appareil (m) de protection respiratoire à la demande deu Atemgerät (n) mit Lungenautomat spa aparato (m) de… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

легочный клапан подачи кислорода - rus легочный клапан (м) подачи кислорода, легочный автомат (м) eng demand valve (respirators), air regulating valve, demand regulator, lung governed demand valve, regulator fra soupape (f) à la demande, pulmocommande (f), valve (f) pulmocommande… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Легочник - (легочный автомат) наименование второй ступени регулятора … Смешной cловарь дайвера

ГОСТ Р 12.4.233-2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 12.4.233 2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Термины и определения оригинал документа: 81 «мертвое» пространство: Плохо вентилируемое пространство лицевой части СИЗОД,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

автономный дыхательный аппарат - аппарат, предназначенный для защиты человека от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Имеет независимый от окружающей среды источник снабжения дыхательной смесью. Используют как одно из наиболее надежных средств индивидуальной защиты органов… … Российская энциклопедия по охране труда

ГОСТ Р 12.4.186-97: Система стандартов безопасности труда. Аппараты дыхательные воздушные изолирующие. Общие технические требования и методы испытаний - Терминология ГОСТ Р 12.4.186 97: Система стандартов безопасности труда. Аппараты дыхательные воздушные изолирующие. Общие технические требования и методы испытаний оригинал документа: аппарат с открытой схемой дыхания: Аппарат, в котором… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, без редукторной и двухступенчатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легочный автомат или раздельно.

Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных вариантах исполнения.

Основные узлы ДАСВ, их назначение

Подвесная система предназначена для крепления на ней систем и узлов аппарата.

Состоит: пластиковая спинка, плечевые и концевые ремни, закрепленные на спинке пряжками, поясной ремень с быстроразъемной регулируемой пряжкой. Ложемента который служит опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем со специальной пряжкой.

Маркировка: товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение аппарата, номер ТУ, порядковый номер, месяц и год изготовления.

Баллон с вентилем предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха.

Вентиль состоит: корпус, клапан, прокладка, 2 кольца, крышка, шпиндель, маховичок, крышка, предохранительная мембрана, отсечной клапан, амортизатор.

Маркировка: обозначение баллона, клеймо термообработки, клеймо ОТК, шифр предприятия-изготовителя, номер партии, номер баллона в партии, месяц и год изготовления, год следующего освидетельствования, масса пустого баллона, рабочее давление, испытательное давление, номинальный объем.

Редуктор предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления. В редукторе имеется предохранительный клапан (а также в редукторе конструктивно может быть встроен механизм сигнального устройства).

Состоит: корпус, редуцированный клапан, поршень, пружина, маховичок, резьбовой штуцер, уплотнительное кольцо, манжета, предохранительный клапан, пломба.

Капилляр предназначен для присоединения к редуктору манометра и звукового сигнала.

Состоит: 2 штуцера соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления внутри спирали которой трос также соединенный со штуцерами, находятся внутри 2-х штуцеров соединенных и зафиксированных шлангом при помощи колпачков, уплотнительные кольца.

Манометр предназначен для контроля давления сжатого воздуха в баллоне, звуковой сигнал для оповещения что воздух в баллоне заканчивается.

Легочный автомат предназначен для автоматической подачи воздуха на дыхание пользователя, поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве, дополнительной подачи воздуха, отключения подачи воздуха и соединения лицевой части с аппаратом. Легочный автомат включается при первом вдохе, выключается нажатием кнопки дополнительной подачи воздуха.

Состоит: клапан, пружина, кольцо, мембрана, седло клапана,опора,шток, кнопка, крышка.

Панорамная маска предназначена для защиты органов дыхания и зрения человека от токсичной и задымленной окружающей среды и соединяет дыхательные пути человека с легочным автоматом.

Состоит: корпус с ремнями оголовья, панорамное стекло, две полуобоймы, подмасочник с двумя клапанами вдоха, переговорное устройство, штекерное соединение для крепления легочного автомата подпружиненного клапана выдоха.

Адаптер предназначен для подсоединения легочного автомата основной лицевой части и спасательного устройства к редуктору.

Состоит: тройник, разъем, соединенных между собой шлангом который зафиксирована штуцерах тройника колпачками. В корпусе разъема ввинчена втулка, на которой смонтирован узел фиксации штуцера шланга спас устройства и состоит: обоймы, шариков, втулки, пружины, корпуса, уплотнительного кольца, клапана.

Спасательное устройство предназначено для защиты органов дыхания и зрения пострадавшего от непригодной для дыхания среды.

Состоит : шлем-маски, легочного автомата и шланга низкого давления.

Основная задача и принцип работы легочного автомата

Вспомним основы физиологии дыхательной системы человека:

вдох и выдох возможны лишь при условии, что давление вдыхаемого и выдыхаемого воздуха равно или почти равно внешнему давлению, действующему на легкие. Назначение легочного автомата именно в том, чтобы обеспечить это условие в течение всего дыхательного ци­кла и в течение всего погружения. Все легочные автоматы имеют мембрану в качестве управляющего элемента. Использование порш­ня принципиально возможно, но не оправдано ни конструктивно, ни технологически.

Корпус легочника поделен дисковидной мембраной на две каме­ры: водную и воздушную (рис. 2.12). Водная сообщается отверстиями с окружающей средой. На суше она содержит воздух, а при погруже­нии заполняется водой. В воздушную камеру посредством клапана вдоха открывается шланг с воздухом среднего давления, воздушная камера имеет выход с загубником и один или два клапана выдоха. Так же как и в редукторах, клапан вдоха в легочнике может быть по­точного или противоточного типа.

Итак, вентиль баллона открыт, загубник находится во рту. Кла­пан вдоха закрыт: если он поточный - его закрывает пружина, ес­ли противоточный (рис. 2.12) - среднее давление воздуха. Клапан выдоха также закрыт за счет собственной силы упругости. Давле­ния в водной и воздушной камерах равны друг другу и давлению окружающей среды. Когда мышцы грудной клетки совместно с диафрагмой развивают усилие вдоха, давление в воздушной камере начинает уменьшаться. Под действием неизменного внешнего дав­ления мембрана прогибается и нажимает на рычаг, соединенный с клапаном. Конструкции клапанов бывают достаточно разными, но во всех случаях движение рычага вызывает открывание клапана вдоха. Воздух из системы среднего давления начинает поступать в воздушную камеру легочника и далее - через загубник и дыхатель­ные пути - в легкие. При этом воздух на выходе из клапана расши­ряется, и его давление несколько падает по сравнению с давлением окружающей среды. Эта разница в современных легочных автома­тах не превышает 5 см водного столба и необходима для поддержа­ния клапана в открытом состоянии. Чем энергичнее вдох - тем сильнее прогибается мембрана и сильнее открывается клапан. Чем слабее усилие вдоха - тем меньше прогибается мембрана и мень­ше воздуха поступает в легочник. При завершении вдоха - точнее, когда наша мускулатура перестает развивать усилие необходимое для поддержания клапана в открытом состоянии и давление в камере легочника выравнивается с давлением окружающей среды - мембрана возвращается в исходное положение и клапан закрыва­ется.

Таким образом, для вдоха из легочного автомата дыхательная му­скулатура должна развить усилие в пределах 5 см водного столба, чтобы открыть клапан вдоха и поддерживать его в открытом состоя­нии. Для каждой модели легочника эта величина известна, обяза­тельно внесена в сопутствующую документацию и называется со­противлением вдоху. Слишком большое сопротивление вдоху раз­вивает усталость дыхательных мышц и вредно по ряду медицинских показателей.

Когда мы начинаем делать выдох, давление в воздушной камере возрастает до величины, необходимой для открытия клапана (кла­панов) выдоха. Эта величина называется сопротивлением выдоху и также не превышает в современных моделях 5 см водного столба. Когда усилие выдоха становится меньше этой величины, клапаны выдоха закрываются.

Величины, сопротивления вдоха и выдоха являются "сухопутны­ми", т.е. характеризуют работу легочного автомата на воздухе. При погружении в воду появляются дополнительные факторы, изменя­ющие усилия дыхания из акваланга. Если легочник находится на одном уровне с вашими легкими (рис. 2.13 А), величины сопротив­ления вдоха и выдоха примерно равны таковым на суше. Если лего­чник выше легких (рис. 2.13 Б), давление воды, действующее на мембрану и клапаны выдоха, несколько меньше, чем на ваши лег­кие, что слегка затрудняет вдох и облегчает выдох. Если же легоч­ный автомат ниже ваших легких (рис. 2.13 В) - вдох становится легче, выдох - тяжелее. Очевидно, что при погружении положе­ние вашего тела постоянно меняется, а вместе с ним меняются ди­намические характеристики работы легочного автомата. Сопроти­вление вдоху и выдоху может изменяться в зависимости от темпе­ратуры окружающей среды и глубины. Сильное течение или волны способны вызывать несанкционированную подачу воздуха увелич
ив внешнее давление на мембрану. Несмотря на все эти обстоя­тельства, "сухопутные" величины сопротивления вдоха и выдоха остаются важной характеристикой его рабочих качеств и непре­менно должны указываться в технической документации легочного автомата.

Легочник обязательно должен обладать системой принудитель­ной подачи воздуха. В подавляющем большинстве случаев, в середи­не передней поверхности легочника (рис. 2.12) имеется кнопка, на­жатие на которую прогибает мембрану и открывает клапан вдоха. После нажатия кнопка возвращается на место пружиной. Принуди­тельная подача воздуха позволяет очищать воздушную камеру лего­чника от попавшей внутрь воды без выдоха, напрямую используя воздух из аппарата.

Так устроены наиболее простые модели легочных автоматов, удобные и надежные в эксплуатации и проверенные более чем 40-летним сроком применения. Однако конструкторская мысль не стояла на месте все это время, и с тех пор, появилось множество тех­нических решений, делающих легочные автоматы более комфорт­ными и безопасными. Основные усилия конструкторов были напра­влены на уменьшение сопротивления вдоху и выдоху, облегчение ре­гулировки этих параметров подводником, создание специальных не­замерзающих моделей. Помимо этого, разработано огромное коли­чество мелких приспособлений и хитростей, облегчающих эксплуа­тацию легочников. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ва­рианты современных легочных автоматов.

Материалы

Корпус большинства легочников выполнен из пластика, хотя есть и металлические модели. Передняя поверхность некоторых новей­ших образцов резиновая, что позволяет обходится без кнопки при­нудительной подачи воздуха - достаточно нажать в любом месте на мягкую переднюю поверхность легочного автомата.

Мягкие детали - мембрана, загубник, клапаны выдоха, - в сов­ременных моделях, как правило, изготовлены из силикона. Этот ма­териал имеет ряд преимуществ перед резиной: он мягче, эластичнее и - вместе с тем - долговечнее. Но и легочники с резиновыми дета­лями достаточно удобны. Средняя часть мембраны, соприкасающая­ся с рычажком, обязательно укреплена металлической или пластико­вой пластинкой.

Вход для воздуха среднего давления и составные элементы клапа­на вдоха выполняются из нержавеющих металлических сплавов. В некоторых моделях, специально приспособленных к погружению в холодной воде, элементы подвижных узлов изготавливаются из твер­дых и прочных водоотталкивающих пластмасс - во избежание об­разования наледи на трущихся поверхностях.

Остальные составные части легочника (кнопка принудительной подачи воздуха, регулировочные приспособления и т.д.) могут вы­полняться как из металла, так и из пластика. Поточные и противоточные (прямого и обратного действия) клапаны вдоха

Подавляющее большинство современных производителей под­водного снаряжения выпускает легочные автоматы с клапанами вдо­ха поточного типа. Это позволяет использовать редукторы без специальных предохранительных клапанов - повышение среднего давле­ния в системе вызывает открывание клапана вдоха легочного авто­мата, который и выпускает избыточный воздух (см. ниже). Отечест­венная промышленность производит легочные автоматы с клапана­ми вдоха противоточного типа. Их преимущество в уменьшении уси­лия вдоха при падении среднего давления, препятствующем открыванию клапана.


Сбалансированные и несбалансированные легочные автоматы

Если редуктор регулятора несбалансированный, среднее давле­ние постепенно уменьшается по мере падения высокого, если сба­лансированный - среднее давление будет постоянно при высоком, превышающем 20 - 30 атм., ниже этой величины - начнет посте­пенно уменьшаться. Когда давление в баллонах опускается ниже установочного давления редуктора, среднее давление, естественно, также начинает падать независимо от конструкции редуктора. Как в поточном, так и в противоточном клапанах величина среднего да­вления воздуха влияет на открывание клапана вдоха: в первом слу­чае - помогая ему, во втором - препятствуя. Понижение среднего давления помешает клапану открыться - а значит увеличит сопро­тивление на вдохе - в первом случае и, наоборот, облегчит откры­вание клапана во втором. Сбалансированные конструкции клапа­нов делают сопротивление вдоха практически независимым от из­менения среднего давления. По очевидным причинам это особенно актуально для поточных легочников. Наиболее распространенное техническое решение балансировки легочного автомата - введе­ние дополнительной поверхности, на которую оказывает действие среднее давление. Как Вы помните, подобное же решение исполь­зуется для балансировки редукторов и подробно обсуждается в гла­ве 2.5.

Уменьшение сопротивления вдоху

Сбалансированный легочник при уменьшении запаса воздуха в баллонах исключает рост сопротивления вдоху, но не влияет на эту величину саму по себе. Сопротивление вдоха состоит из начального усилия, необходимого для открывания клапана, и поддерживающе­го усилия, необходимого для сохранения клапана в открытом поло­жении. Для простых легочников, подобных изображенному на рис. 2.12, эти величины практически равны, а график изменения ды­хательного усилия от времени показан на рис. 2.14 А.

Множество технических решений, снижающих сопротивление вдоху, можно разделить на две группы: уменьшающие поддержива­ющее усилие и уменьшающие усилие вдоха в целом. Поддерживаю­щее усилие по времени в несколько раз продолжительнее начально­го, поэтому поиск технических решений, уменьшающих первое, бо­лее перспективен и актуален.

Наиболее распространенный вариант уменьшения поддержива­ющего усилия - использование эффекта инжектирования воздуха. Из закона Эйлера - Бернулли следует, что чем выше скорость потока газа, тем ниже его давление. В часы пик в метро самая большая дав­ка ожидает нас при входе на эскалатор, в самом начале сужения, а на самом эскалаторе, где развивается максимальная скорость потока - давление со стороны окружающих становится минимальным. Самое начало сужения в строгом понимании - это и есть самое широкое место, где давление максимально. Последнее утверждение спорно в применении к метрополитену, но ведь человеческий поток и не дол­жен строго подчиняться законом газовой динамики. Итак, если воз­дух выходит из клапана вдоха через узкое сопло с большой скоро­стью, давление в нем тем ниже, чем выше скорость потока. Обратим­ся к рис. 2.15 (общая схема эффекта). В результате усилия вдоха в воздушной камере легочника развивается пониженное давление, нео
бходимое для открывания клапана. Получивший свободу воздух следует по трубке и через небольшое отверстие - сопло - вырыва­ется в воздушную камеру. Сопло направлено прямо на выход из ле­гочника и воздух "вдувается" в рот. Давление воздуха на выходе из сопла падает ниже давления в камере легочника за счет скорости по­тока. Образовавшееся разрежение в потоке вызывает уменьшение давления во всей камере легочника и поддерживает мембрану в во­гнутом состоянии, даже если усилие вдоха значительно уменьшится. Таким образом, клапан будет поддерживаться в открытом состоянии за счет самого воздушного потока.

В некоторых современных конструкциях легочников эффект инжектирования настолько силен, что усилие необходимо лишь для на­чальной фазы вдоха, а дальше воздух как будто сам "закачивается" в ваши легкие. Как только вы заканчиваете движение вдоха, скорость потока уменьшается, давление в воздушной камере возрастает и мембрана возвращается на свое место - клапан закрывается. Возмо­жные варианты зависимости усилия вдоха от времени для легочни­ков с инжекцией воздуха приведены на графике (рис. 2.14 Б). Как ви­дите, общая нагрузка по сравнению с диаграммой на рис. 2.14 А сни­жается в несколько раз, а значит - в несколько раз уменьшается ус­талость мышц, участвующих в дыхании подводника.

Применение байпасных (обводных) трубок

С

трого говоря, это еще одно конструкторское решение использо­вания эффекта направленного воздушного потока. Подвижная пла­стинка (рис 2.16) меняет свое положение при каждом вдохе и выдо­хе. Во время вдоха за ней - в воздушной камере редуктора - созда­ется разрежение, поддерживающее мембрану в вогнутом состоянии.

Использование пилотажного клапана

Для уменьшения общего сопротивления вдоху используется кон­струкция с дополнительным клапаном, который называется регули­рующим (пилотажным). Рассмотрим ее принципиальную схему (рис. 2.17). Устройство обычного клапана вдоха усложняется введе­нием дополнительного изолированного объема (вокруг основного клапана) который соединен с камерой вдоха дополнительным клапа­ном меньшего размера - он и есть регулирующий. Основной клапан имеет не совсем обычную конструкцию: он "дырявый", т.е. в нем просверлено узенькое отверстие -дюза, через нее дополнительный объем сообщается с системой среднего давления. Регулирующий клапан открывается посредством рычага от мембраны, как обычный клапан в обычном легочнике. Основной клапан подчиняется исклю­чительно разнице давлений.

И

так, оба клапана закрыты, в дополнительном объеме - воздух под средним давлением. Когда за счет усилия вдоха понижается дав­ление в воздушной камере легочника, прогиб мембраны открывает пилотируемый клапан. Воздух из дополнительного объема выходит быстрее, чем поступает туда через дюзу основного клапана, и давле­ние в дополнительном объеме падает. Это приводит к открыванию основного клапана, сечение которого в несколько раз превосходит сечение регулирующего. Когда мембрана возвращается на место, ре­гулирующий клапан закрывается, через дюзу давление в дополнительном объеме выравнивается со средним давлением и основной клапан возвращается в исходное положение.

Каков смысл этого механизма? Чем меньше размер клапана, тем меньшее усилие, чтобы его открыть, и тем меньшее количество воз­духа может через него пройти. Пилотируемый клапан весьма мал и открывается минимальным усилием, количество же проходящего че­рез него воздуха недостаточно для дыхания, но достаточно, чтобы от­крыть основной клапан, который и обеспечивает нас необходимым количеством воздуха. Подобный механизм весьма сложен и имеет некоторую инерцию, но значительно уменьшает как начальное, так и поддерживающее усилие вдоха.

Внешние регулировки подачи воздуха

Дают возможность изменять сопротивление вдоха, не разбирая легочный автомат. Современные конструкции легочников могут быть снабжены двумя различными системами внешней регулировки подачи воздуха.

Регулировка начального усилия

Позволяет плавно изменять его как на суше, так и под водой. Ес­ли легочник, оказавшийся у Вас в руках, имеет вращающуюся голов­ку со стороны, противоположной входу шланга среднего давления - это означает, что Вы можете отрегулировать величину начально­го усилия вдоха так, как пожелаете (естественно, в пределах некое­го диапазона). Механизм регулировочного устройства весьма прост:

закручивая вращающуюся головку (как правило, по часовой стрел­ке) сжимаете закрывающую пружину клапана вдоха, тем самым увеличивая сопротивление вдоха; откручивая головку, ослабляете пружину, облегчая открывание клапана и уменьшая сопротивление вдоха.

Регулировка поддерживающего усилия

Как правило, имеется в легочных автоматах, использующих эф­фект инжектирования. В воздушной камере, на пути воздушного по­тока, размещается заслонка, приводимая в движение переключате­лем на внешней поверхности легочника. Переключатель и заслонка имеют два положения: в одном заслонка параллельна потоку возду­ха, в другом - перпендикулярна (фото 2.9 В). Первое положение - для пребывания под водой (dive),эффект инжектирования при этом действует в полной мере, облегчая вдох подводника. Второе положе­ние - для нахождения на поверхности (pre - dive);эффект инжекти­рования в этом случае "выключен", так как заслонка тормозит поток воздуха.

Зачем нужен такой переключатель? Находясь на поверхности, ча­сто бывает необходимым вынуть легочник изо рта - для переключе­ния на дыхательную трубку, снятия аппарата, разговора с партнерами или страхующими. Любой легочник, упав в воду в положении загубником вверх, за счет увеличения давления в водной камере нач­нет самопроизвольно стравливать воздух. При наличии инжекторного механизма к такому стравливанию больше подойдет слово "фонтанирование". Чтобы избежать этой неприятности, Вы переводите переключатель в поверхностное положение (pre-dive).Перед по­гружением, окончательно взяв загубник в рот, Вы ставите рычажок в подводное (dive)положение и начинаете спуск, наслаждаясь свобод­ной работой легочного автомата.

Для комфортности погружений в холодной воде немаловажную роль играет форма внешних регулировочных приспособлений: дале­ко не всегда они удобны для переключения рукой одетой в толстую перчатку. Если Вы не уверены, что будете пользоваться легочным ав­томатом исключительно в теплой воде, то выбирая для себя регуля­тор, наденьте перчатки толщиной около 5 мм и попробуйте в них пе­реключить режим и регулировать сопротивление вдоху.

Клапаны выдоха

Основная его задача - стравливание воздуха из легочного авто­мата при увеличении давления в воздушной камере. Чем меньше сопротивления выдоха - усилие необходимое для открывание кла­пана - тем легче выдыхать. В подавляющем большинстве легочных автоматов клапан выдоха выполнен в виде резиновой тарелочки, прикрепленной своей серединой к наружной поверхности корпуса легочника. Корпус под тарелкой пронизан расположенными по кругу отверстиями, ведущими в воздушную камеру легочного авто­мата, края тарелки прилегают к поверхности корпуса, играющей роль седла клапана. При равенстве давлений внутри и снаружи воз­душной камеры собственная упругость тарелки прижимает ее к седлообразующей поверхности корпуса. Создаваемое силой выдоха избыточное давление внутри воздушной камеры приподнимает клапан, выпуская воздух. С одной стороны, чем больше площадь по­верхности тарелки клапана и чем мягче ее материал, тем меньше будет сопротивление выдоху. С другой стороны, материал должен обладать упругостью, достаточной для закрывания клапана, а раз­мер последнего ограничен размером и конструкцией легочника. Системы выдоха легочных автоматов различаются по следующим признакам.

1. Количество и размер клапанов. Большинство легочных автома­тов имеет один клапан выдоха диаметром около 30 мм, некото­рые - два, но меньшего размера.

2. Материалом тарелки клапана может быть резина или силикон. Последний преобладает у современных моделей.

3. Традиционное расположение системы выдоха - в нижней час­ти задней поверхности легочного автомата. Легочник D-400 фирмы Scubaproимеет клапан выдоха, расположенный в цент­ре мембраны. Седлом клапана в этом случае служит силиконовая поверхность мембраны. При наиболее распространенных положениях тела подводника клапан выдоха подобной конст­рукции располагается в самой нижней части легочника, что способствует полному удалению воды из воздушной камеры при выдохе.

Приспособления, уменьшающие вероятность замерзания легочного автомата

Замерзание легочников происходит по тем же причинам, что и за­мерзание редуктора. Какой из узлов в большей степени ему подвер­жен? С одной стороны, воздушная камера легочника все время увла­жняется за счет выдоха, что, очевидно, повышает вероятность замер­зания. Вода также попадает в легочный автомат при подключениях и отключения от аппарата, выполняемых в воде. С другой стороны, легочник все время подогревается теплом выдыхаемого воздуха и имеет управляющий элемент в виде мембраны, а мембранный меха­низм, как Вы помните, менее подвержен замерзанию, чем поршне­вой. Таким образом, борьба с обледенением легочных автоматов - актуальная техническая задача, для решения которой используются различные способы. Рассмотрим некоторые из них на примере лего­чного автомата "ARCTIC" -одной из новейших моделей француз­ской фирмы "La Spirotechnique" -специально приспособленного для работы в холодной воде (фото 2.9 Г). Его конструкция отличается следующими особенностями:

1. Рычаг расположен с противоположной от воздушного входа стороны. Наибольшему охлаждению потоком расширяющего­ся воздуха (вспомним замерзание редукторов) подвергаются седло и подушка клапана вдоха. В большинстве легочников именно в этом месте находится подвижное соединение рычага. Перенесение его на противоположную сторону корпуса значи­тельно уменьшает вероятность заклинивания рычага в резуль­тате образования наледи.

2. Пластиковая муфта ограничивает теплообмен между поршнем клапана и рычагом, уменьшая охлаждение последнего.

3. Все подвижные металлические детали имеют водоотталкиваю­щее покрытие, препятствующее образованию наледи.

4. Специальная система обеспечивает теплообмен между охла­ждаемыми расширяющимся воздухом деталями легочного ав­томата и окружающей водой, температура которой, разуме­ется, выше точки замерзания. Эта система представлена на­ружными радиаторами, соединенными с клапаном вдоха вставками из материала, обладающего высокой теплопровод­ностью.

Существует и ряд других приспособлений для увеличения надеж­ности работы легочных автоматов в холодной воде:

    наличие двух мембран с заполнением пространства между ни­ми жидкой силиконовой смазкой;

    наличие двойного кожуха с заполнением промежуточного про­странства жидкой смазкой;

    увеличение эффективности обогрева внутреннего механизма легочного автомата теплом выдыхаемого воздуха путем созда­ния подвижных перегородок внутри воздушной камеры.

Перечисленные технические решения в значительной степени уменьшают вероятность замерзания легочника в холодной воде. Только помните, что кроме холодной воды бывает еще и значительно более холодный воздух. Если окунуть регулятор в прорубь, а потом, не слив воду, на некоторое время оставить на морозе, даже самая "арктическая" модель может превратиться в монолитный кусок льда. Поэтому, при работе в холодной воде и, тем более, зимой соблюдай­те следующие требования (особенно если Ваш регулятор не относит­ся к специализированным холодноводным моделям):

1. После каждого погружения регулятор необходимо высуши­вать и хранить до следующего погружения в сухом теплом по­мещении.

2. Старайтесь проводить сборку аппарата (присоединение регуля­тора к баллонному блоку) и его рабочую проверку в сухом теп­лом помещении.

3. Не допускайте попадания воды на регулятор до вхождения в воду.

4. Во время погружения не допускайте попадания воды в легоч­ник, по возможности не вынимайте загубник изо рта -как у поверхности, так и на глубине.

5. Старайтесь не пользоваться без крайней необходимости кноп­кой принудительной подачи воздуха.

6. Избегайте активных движений и большой физической нагруз­ки во время погружения.

7. Если температура воздуха ниже или чуть выше нуля старайтесь как можно меньше дышать из регулятора на воздухе.

Общая цель всех приведенных советов - исключить попадание воды в воздушные полости регулятора и уменьшить расход воздуха (а значит - охлаждение) через него, особенно - на морозе.

Идеально организованное погружение в холодную воду выглядит следующим образом: Вы полностью готовитесь к нему в сухом теп­лом помещении (в каюте судна, в отапливаемой палатке на льду водо­ема), там же подключаетесь к аппарату и после этого без промедле­ния погружаетесь в воду.

Для работы в холодной воде можно использовать аппарат с двумя выходами и двумя регуляторами: в случае замерзания одного из них Вы переключаетесь на другой. Регулятор, переставший охлаждаться за счет расширяющегося воздуха, как правило, оттаивает достаточно быстро.

Альтернативный источник воздуха

Альтернативный источник воздуха рассчитан на случай отказа подачи воздуха из аппарата вашего партнера или из вашего основно­го источника. Чаще всего используются следующие варианты аль­тернативных источников воздуха:

1. Запасной легочный автомат, или октопус - наиболее популяр­ный среди аквалангистов-любителей альтернативный источник воздуха. Использование октопусов при любых погружениях ре­комендовано всеми международными подводными организация­ми. Шланг среднего давления, идущий к легочнику, как правило, имеет длину 73 - 80 см, а к резервному легочнику - 100 см, что­бы вашему партнеру было удобнее им воспользоваться. Очень часто октопус окрашен в желтый цвет, что делает его легко за­метным. Октопус должен быть расположен так, чтобы его можно было легко достать в любой момент. Лучше всего пристегнуть ок­топус посредством специального карабина к одному из D- об­разных колец на передней части компенсатора плавучести. Подводная ассоциация PADIтребует обязательного крепления октопуса на груди подводника в треугольной области, ограни­ченной подбородком и нижней границей грудной клетки. Такое расположение позволит вашему партнеру максимально быстро воспользоваться вашим октопусом при необходимости.

2. Запасной регулятор, прикрепленный к независимому выходу из баллона, обычно используется при погружениях в холодной во­де, когда есть вероятность замерзания редуктора. Легочный ав­томат запасного регулятора крепится подобно октопусу.

3. Дополнительный баллон емкостью 1-2 литра со своим регуля­тором - так называемый "пони-баллон" - представляет со­бой полностью независимый от основного альтернативный ис­точник воздуха. "Пони" обычно крепится с помощью ремня на основной баллон акваланга.

4. Инфлятор компенсатора плавучести, снабженный механиз­мом, подобным механизму легочного автомата (подробнее см. главу 2.8). Такой инфлятор позволяет дышать через систему по­дачи воздуха в компенсатор. Не забывайте, что перед каждым погружением необходимо про­водить рабочую проверку как основного, так и альтернативного ис­точников воздуха.

Предохранительный клапан регулятора

Никакой механизм не застрахован от повреждений. Неисправ­ность клапана редуктора может помешать ему закрыться полностью, что вызовет нерегулируемый рост промежуточного давления. Лю­бой регулятор обязательно должен иметь предохранительный кла­пан для стравливания избыточного воздуха из системы промежуточ­ного давления. В современных регуляторах используются два прин­ципиально разных технических решения:

    Поточный клапан вдоха легочного автомата одновременно слу­жит предохранительным клапаном системы промежуточного давления регулятора. Избыточный воздух в этом случае страв­ливается в воздушную камеру легочного автомата и далее - че­рез клапаны выдоха в окружающую среду. Именно так устрое­но большинство регуляторов иностранного производства.

    Специальный предохранительный клапан расположен на кор­пусе редуктора. Так устроены отечественные регуляторы, лего­чники которых имеют противоточные клапаны вдоха, закрыва­ющиеся тем сильнее, чем выше промежуточное давление. Если Вы располагаете необходимыми переходниками для сборки "гибридных" регуляторов из компонентов разных производителей, не забывайте, что наличие предохранительного механизма обяза­тельно для регулятора и ни в коем случае нельзя присоединять отече­ственный противоточный легочный автомат к иностранному редук­тору, лишенному предохранительного клапана.

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 27.!!.1967 (¹ 1135885/31-16) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Кл. 61а, 29/01

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

Заявитель

ЛЕГОЧНЫЙ АВТОМАТ

Легочные автоматы, содержащие соединен.ный с загубником корпус с камерой подводимого давления, внутри которого расположены мембраны с клапаном выдоха и система рычагов, известны.

Предлагаемый автомат отличается тем, что в нем имеется клапан-мембрана, делящая камеру подводимого давления на две части, сообщающиеся с подмембранной полостью легочного автомата, в которой установлен вспомогательный клапан, приводимый при вдохе и выдохе в движение с помощью рычагов, связанных с мембраной малого диаметра. Такое выполнение автомата позволяет повысить надежность герметизации клапана выдоха, уменьшить сопротивление вдоху и обеспечивает стабильность сопротивления выдоху.

В автомате имеется расположенная внутри штуцера загубника спиральная трубка с отверстиями, создающими направленное истечение газа. При этом в полости автомата создается подпор.и предотвращается проникновение воды при его применении в.подводных дыхательных аппаратах.

На фиг. 1 изображен описываемый легочный автомат, разрез; на фиг. 2 — то же, вид со стороны входного штуцера.

Легочный автомат содержит соединенный с загубником 1 корпус 2, имеющий камеру 8 подводимого давления. Внутри корпуса 2 расположена мембрана 4. Камера 8 делится клапаном-мембраной 5 на две части (камеры)

А и Б, сообщающиеся с подмембранной полостью легочного автомата через отверстия сед5 ла основного и вспомогательного клапанов.

К корпусу присоединены две трубки 6, отводящие выдыхаемый газ в стороны и в окружающую среду.

В подмембранной полости автомата установ10 лен подпружиненный вспомогательный клапан 7, приводимый при вдохе и выдохе в движение с помощью рычагов 8.

В корпусе 2 имеются два симметрично установленных выдыхательных клапана 9.

15 Клапан-мембрана снабжена пружиной 10, а в стенках камеры 8 имеются дюзы 11. Внутри штуцера загубника расположена спиральная трубка 12 с отверстиями, создающими направленное истечение газа непосредственно

20 в полость загубнпка из камеры А по каналу18 и спиральной трубке 12.

Такое направленное истечение газа гасит динамическое усилие струп газа, защищает мембраны от ее воздействия и предотвращает

25 вибрацшо меморан и системы клапанов.

Направленное истечение потока газа создает разрежение под мембранами легочного автомата, отчего происходит запаздывание закрытия клапанов в конце фазы вдоха, и в полости

30 автомата создается подпор газа, дающий по251373 ложительный эффект: облегчает вдох и предотвращает возможность попадания воды в полость легочного автомата.

Давление подводится под мембрану с выходом газа в полость легочного автомата через отверстия седла. Клапан-мембрана отходит от седла (при уменьшении или сбросе давления из камеры Б). Мембрана прижимается к седлу слабой пружиной 10 для создания малого усилия закрытия клапана в начальный момент заполнения камер давлением.

Эффективная площадь мембраны со стороны камеры Б больше эффективной площади мембраны со стороны камеры А на величину площади седла, Поэтому закрытие и герметизация клапана происходит за счет газового давления, распространяемого в полость Б через дюзу 11.

Давление в камерах А и Б имеет одинаковую величину (3 — 5 кг/см-) и запирается в камерах клапанами б и 7.

Отверстие седла вспомогательного (управляющего) клапана 7 имеет малую величину, поэтому для герметизации седла камеры Б применена слабая пружина, требующая для ее сжатия при открытии клапана незначительного усилия, т. е. малого сопротивления вдоху.

Ввиду незначительного усилия, необходимого для открытия вспомогательного клапана, применены короткие рычаги 8, приводимые в движение двумя мембранами малого диаметра, а весь легочный автомат вмещен в небольшую цилиндрическую коробку (с отводами по торцам для выдыхаемого газа), на которой смонтирован загубник, соединяющий непосредственно легочный автомат с ротовой полостью и органами дыхания подводника.

С целью надежной герметизации полости

:низкого давления легочного автом ата клапаны выхода выполнены в виде двух последовательно соединенных эластичных дисков.

Предлагаемый легочный автомат работаеТ следующим образом. Низкое давление газа

3 — 5 кг/см подводится через входной штуцер 14 в камеры А и Б. Благодаря разности площадей клапана-мембраны седло закрывается, и по обе стороны клапана-мембраны будет одинаковое давление.

При вдохе в полости легочного автомата создается разряжение, мембраны 4 прогиба10 ются, нажимают на рычаг 8, открывают клапан 7, давление из камеры Б сбрасывается, клапан-мембрана 5 отходит от седла, и поток газа идет в полость легочного автомата на вдох.

Предмет изобретения

1. Легочный автомат, содержащий соеди20 ненный с загубником корпус с камерой подводимого давления, внутри которого расположены мембрана с клапаном выдоха и система рычагов, отличающийся тем, что, с целью повышения,надежности герметизации клапана

25 выдоха, уменьшения сопротивления вдоху и стабильности сопротивления выдоху, в нем имеется клапан-мембрана, делящая камеру.подводимого давления на две части, сообщающиеся с.подмембранной полостью легочного

30 автомата, в которой установлен вспомогательный клапан, приводимый в движение при вдохе и выдохе с помощью рычагов, связанных с мембранами малого диаметра.

2. Легочный автомат по п. 1, отличающий35 ся тем, что, с целью создания подпора в его полости и предотвращения проникновения воды при,применении в подводных дыхательных аппаратах, в нем имеется раоположенная внутри штуцера загубника спиральная трубка

40 с отверстиями, создающими направленное истечение газа.

251373 Р г. Г

Составитель Е. Ланцбург

Техред А. А. Камышникова Корректор С. М. Сигал

Редактор В. Сорокин

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 8924(18 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Аппарат дыхательный АП-98-7К предназначен для защиты органов дыхания и зрения от воздействия непригодной для дыхания токсичной и задымлённой газовой среды при тушении пожаров и проведении аварийно спасательных работ. Кроме того, Аппарат дыхательный АП-98-7К может использоваться для эвакуации пострадавшего из зоны с непригодной для дыхания средой при использовании спасательного устройства.

Представляет собой изолирующий резервуарный аппарат, в котором весь запас воздуха хранится в баллонах в сжатом состоянии. Вдох осуществляется , а выдох – в атмосферу.

аппарат работоспособен при давлении воздуха в баллоне (баллонах) от 1,0МПа до 29,4Мпа (от10кгс/см 2 300 кгс/см 2);
время защитного действия аппарата при легочной вентиляции 30л/мин (работа средней тяжести) составляет:

  • не менее 60 минут – при температуре окружающей среды +25 о С;
  • не менее 45 минут – при температуре окружающей среды минус 40 о С;

объемная долядвуокиси углерода во вдыхаемой смеси – не более 1,5%; в аппарате в подмасочномпространстве лицевой части в процессе дыхания поддерживается избыточное давление при легочной вентиляции от 0л/мин до 85л/мин и диапазоне температур окружающей среды от минус 40 о С до +60 о С;

избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части (250±100)Па [(25±10)]мм вод.ст при нулевом расходе воздуха;
сопротивление дыханию на выдохе в течение всего времени защитного действия аппарата и легочной вентиляции 30л/мин (работа средней тяжести) не превышает:

  • 350Па (35мм вод. ст.) при температуре окружающей среды +25 о С,
  • 500Па (50 мм вод. ст.) при температуре окружающей среды минус 40 о С;

расход воздуха при работе устройства дополнительной подачи (байпаса) – не менее 70л/мин в диапазоне давлений от максимального рабочего до 2,0МПа (20кгс/см 2);
сопротивление дыханию спасательного устройства на вдохе и выдохе при легочной вентиляции 30л/мин не превышает 350Па (35мм вод. ст.);
клапан легочного автомата спасательного устройства открывается при разряжении от 50Па до 350Па (от 5мм вод. ст. до 35мм вод.ст.) при расходе 10л/мин;
системы высокого и редуцированного давления аппарата герметичны, при этом после закрытия вентиля баллона падение давления не превышает 2,0МПа (20кгс/см 2) в минуту;
системы высокого и редуцированного давления аппарата с подключенным спасательным устройством герметичны, при этом после закрытия вентиля баллона падение давления не превышает 1,0МПа (10кгс/см 2) в минуту;

воздуховодная система аппарата с подключенным спасательным устройством герметична, при этом при создании вакууметрического и избыточного давления 800Па (80мм вод.ст.) изменение давления в ней не превышает 50Па (5мм вод.ст.) в минуту;
сигнальное устройство срабатывает при падении давления в баллоне до 5,5±0,5 МПа (55±5 кг/см 2), и звучит не менее 60с в диапазоне рабочих температур;
уровень звукового давления сигнального устройства (при замере непосредственно у источника звука) – не менее 90дБА, при этом частотная характеристика звука, создаваемого сигнальным устройством, находится в пределах 800Гц…4000Гц;
расход воздуха при работе сигнального устройства – не более 5л/мин;
вентиль баллона герметичен в положениях “Открыто” и “Закрыто” при всех значениях давления в баллоне;
вентиль работоспособен в течение не менее 3000 циклов открываний и закрываний;
давление на выходе редуктора (без расхода) составляет: 0,55МПа-1,10МПа (5,5кгс/см 2 -11,0кгс/см 2)
предохранительный клапан редуктора открывается при давлении на выходе редуктора не более 2,2МПа (22кгс/см 2);
баллоны аппарата выдерживают не менее 5000 циклов нагружений (заправок) между нулевым и рабочим давлением;
срок переосвидетельствования баллонов составляет:

  • 3 года для композитных баллонов,
  • 5 лет стальных баллонов ГНПП “СПЛАВ”,
  • 6 лет (первичное) 5 лет – последующие для стальных баллонов фирмы “FABER”;

срок службы баллона аппарата:

  • 15 лет – композитного “LUXFER LCX”,
  • 10 лет – композитного ЗАО НПП “Маштест”,
  • 16 лет – стального “FABER”;

средний срок службы аппарата – не менее 10 лет;
масса заряженного аппарата без спасательного устройства не превышает:

  • 11 кг – с композитным баллоном “LUXFER LCX”,
  • 12 кг – с композитным баллоном ЗАО НПП “Маштест”,
  • 16 кг – со стальным баллоном.

масса лицевой части не превышает 0,7кг;
аппарат по виду климатического исполнения относится к исполнению У категории размещения 1 по ГОСТ 15150, но рассчитан на применение при температуре окружающей среды от минус 40 о С до +60 о С, относительной влажности до 100%, атмосферном давлении от 84кПа до 133кПа (от 630мм рт.ст. до 997,5мм рт.ст.);
аппарат устойчив к воздействию водных растворов поверхностно-активных веществ (ПАВ);
лицевая часть аппарата, легочный автомат и спасательное устройство устойчивы к:
спирту этиловому ректификованному,
водным растворам перекиси водорода (6%), борной кислоты (8%), марганцовокислого калия (0,5%).

Состав аппарата приведен в таблице

Наименование, обозначение или номер ТУ Обозначение Количество
1. Аппарат дыхательный АП-98-7К 9В2.930.387 1
в том числе:
баллон CP-L066-45T60-T4A “LUXFER LCX” (композитный)
с вентилем SEB 068/C 9В5.887.120 1*
с вентилем 9В6.451.257 9В5.887.120-01
или
9В5.887.120-05 1*
или
баллон БГ-7,3-30.001-02 ГНПП “СПЛАВ” (стальной) с вентилем 9В6.451.258 1*
или
баллон БК-7-300С (W19,2) ЗАО НПП “Маштест” (композитный) с вентилем 9В6.451.255 9В5.887.185 1*
лицевая часть из неопрена с сетчатым оголовьем 071.794.01 1*
или
лицевая часть из неопрена с резиновым оголовьем 071.304.00 1*
или
лицевая часть из силикона с сетчатым оголовьем 071.794.02 1*
или
лицевая часть из силикона с резиновым оголовьем 071.350.00 1*
подвесная система с плечевыми ремнями с амортизационными подушками 130.089.41 1*
или
подвесная система с плечевыми ремнями без амортизационных подушек 130.089.42 1*
2. Спасательное устройство,
в том числе:
лицевая часть ШМП-1, рост 2, ГОСТ 12.4.165-85
9В5.893.816 1*
3. Чехол для композитного баллона “LUXFER LCX” 038.250.00 1*
Запасные части
4. Комплект ЗИП, в том числе 9В4.068.272 1
кольцо 054.111.22 2
кольцо 054.039.44 2
кольцо 9В8.684.919 2*
Укладочные средства
5. Сумка для лицевой части 9В6.830.318 1
6. Сумка для спасательного устройства 9В6.830.317 1***
Документация
7.Руководство по эксплуатации 9В2.930.387РЭ 1
8. Паспорт 9В2.930.387ПС 1
9. Паспорт:
на баллон CP-L066-45T60-T4A “LUXFER LCX” (композитный) 1
или
баллон D-140-450-990 фирмы “FABER” (стальной) с вентилем 9В6.451.254 9В5.887.120-05ПС 1
или
баллон БГ-7,3-30.001-02 ГНПП “СПЛАВ” (стальной) БГ-7,3-30.001-02ПС 1
или
паспорт и инструкция по эксплуатации на баллон БК-7-300С (W19,2) ЗАО НПП “Маштест” (композитный) 11.МТ.00.000ПС
11.МТ.00.000РЭ
1
10. Инструкция “Правила, порядок технического освидетельствования, критерии отбраковки и порядок ремонта композитных баллонов “Luxfer Gas Cylinders” 1 на партию аппаратов при заказе баллонов “LUXFER LCX”

Аппарат дыхательный АП-98-7К


1 – вентиль; 2 – стойка; 3 – шланг высокого давления; 4 – редуктор с предохранительным клапаном; 5 – замок спасательного устройства; 6 – манометр; 7 – сигнальное устройство; 8 – плечевой ремень; 9 – спасательное устройство; 10 – лицевая часть (маска) аппарата; 11 – легочный автомат; 12 – баллон с вентилем; 13 – маховичок устройства дополнительной подачи воздуха (байпас); 14 – замок; 15 – концевой ремень; 16 – замок; 17 – поясной ремень; 18 – основание; 19 – шланг; 20 – шланг.

Панель и подвесная система АП-98-7К

Подвесная система включает в себя основание, два плечевых ремня, поясной ремень и два концевых ремня и служит для монтажа на ней всех частей аппарата и его крепления на теле человека.
Легкая и удобная панель с амортизационными подушками, выполненная из высопрочных композитных материалов, обеспечивает комфорт и оптимальный баланс, что исключает профессиональные заболевания позвоночника. Подвесная система с подмягченными легко регулируемыми ремнями создает дополнительные удобства пользователю.
На подвесной системе смонтированы следующие основные части аппарата:
баллон с вентилем;
шланг высокого давления, крепящийся к вентилю баллона резьбовым штуцером с маховичком и соединяющий вентиль с редуктором
редуктор с предохранительным клапаном, закрепленный на основании;
сигнальное устройство.

Баллон с вентилем
Баллон (баллоны) являются емкостью для хранения запаса сжатого воздуха, пригодного для дыхания. Вместимость баллонов:
композитного “LUXFER LCX” – 6,8л;
композитного ЗАО НПП “Маштест” – 7л;
стального ГНПП “СПЛАВ” – 6,8л;
стального “FABER” – 7л.
Для защиты от повреждения поверхности и продления срока его службы в процессе эксплуатации аппарата может применяться чехол. Чехол выполнен из плотной ткани красного цвета. На поверхности чехла нашита белая светоотражающая ткань, что позволяет контролировать местонахождение пользователя аппарата в условиях плохой видимости.

Сигнальное устройство

Сигнальное устройство предназначено для подачи звукового сигнала, предупреждающего пользователя о снижении давления воздуха в баллоне до 5МПа – 6МПа (50кгс/см 2 – 60кгс/см 2), и состоит из корпуса и ввернутых в него свистка и манометра.
Манометр аппарата предназначен для контроля давления сжатого воздуха в баллоне при открытом вентиле.

Сигнальное устройство с манометром расположено на плечевом ремне и имеет удобное вращающееся соединение. Отличается высокой прочностью и стабильностью работы.

Редуктор

Редуктор необходим для понижения давления сжатого воздуха и подачи его к легочному автомату.

Простой и надежный, редуктор со встроенным предохранительным клапаном, обеспечивает стабильное редуцированное давление на протяжении всего срока службы аппарата и не требует регулировок в процессе эксплуатации.

Лицевая часть (маска) аппарата с легочным автоматом


Маска предназначена для изоляции органов дыхания и зрения человека от окружающей атмосферы, подачи воздуха от легочного автомата в органы дыхания человека и удаления выдыхаемого воздуха через клапан выдоха в окружающую среду.

В маске имеется встроенное переговорное устройство, обеспечивающее подачу речевых сообщений.

Для использования с аппаратом применяются маски из силикона и неопрена со сменным ударопрочным поликарбонатовым стеклом. Маски имеют сетчатое или ременное оголовье с легко регулируемыми ремнями и снабжены металлической переговорной мембраной.

В соответствии с действующими нормативными документами маски обладают повышенной теплостойкостью, в частности, выдерживают воздействие открытого пламени.

Лицевая часть (маска)

1 – панорамное стекло;
2 – замок;
3 – ремни оголовья;
4 – шейный ремень.

Легочный автомат

1 – фиксатор легочного автомата;
2 – шланг;
3 – маховичок устройства дополнительной подачи воздуха (байпас);
4 – кнопка выключения механизма легочного автомата.

Спасательное устройство предназначено для защиты органов дыхания и зрения пострадавшего человека при его спасении пользователем аппарата и выводе из зоны с непригодной для дыхания средой.

1. – Лицевая часть ШПМ-1 (маска спасательного устройства);
2. – Легочный автомат;
2.1 – кнопка байпаса;
2.2 – шланг;
2.3 – гайка.

Легочный автомат

Легочный автомат предназначен для подачи воздуха во внутреннюю полость маски с избыточным давлением.
Конструкция легочного автомата обеспечивает низкое сопротивление дыханию на всех режимах работы и не требует регулировок в процессе эксплуатации. Легочный автомат имеет кнопку выключения избыточного давления и байпас для включения, при необходимости, постоянной подачи воздуха. Шарнирное крепление легочного автомата создает дополнительные удобства и позволяет легко отсоединить его от маски.

Шланги
Шланги, применяемые в составе аппарата, отличаются высокой прочностью,

масло-, бензо-, и морозостойкостью, а также стойкостью к растворам поверхностно-активных веществ (ПАВ). Для максимальной безопасности пользователя шланги проложены по специальным пазам панели и приторочены к плечевым и поясным ремням.

Дополнительные возможности (уточняются при заказе):
подключение спасательного
устройства (дополнительной маски с легочным автоматом) с помощью специального шланга с быстроразъемным замком;
установка встроенной в маску гарнитуры связи;
установка сварочного щитка на маску.

Гарантийное и сервисное обслуживание
Средний срок службы аппарата – 10 лет, гарантийный срок эксплуатации – 1 год. Обеспечивается послегарантийное обслуживание и ремонт.
На предприятии действует центр по обучению персонала обслуживанию и ремонту дыхательных аппаратов, производится ремонт и освидетельствование баллонов.

Принципиальная схема аппарата в высоком разрешении доступна по кнопке скачать