Создание представлений и мысленных ситуаций. Воображение. Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в. Оценка уровня воображения участников эксперимента

Воображение - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Одним из видов воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего. Если мечта конкретизирована, определена во времени и средствах достижения, то она становится целью.

Процесс творческого воображения состоит из нескольких этапов:

1 - возникновение творческой идеи;

2 - «вынашивание» замысла;

3 - реализация замысла.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образом он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.


С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого при саморегуляции. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение.

В творческих видах труда - науке, литературе, искусстве, инженерии и других - развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим, по крайней мере, всем нам знакомые геометрические фигуры.

Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают мозгом с доминированием правого полушария. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга). Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца.

Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодинамических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.

ГУ «Тенизовская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»

8 класс

Тема: " "

9 класс

Тема: Смена экосистем. Агроценоз.

Учитель биологии: Карахметова А.К.

2013-2014 учебный год

План-конспект открытого урока в классе-комплекте (8-9) с русским языком обучения

8 класс

9 класс

Тема урока: Познавательные процессы человека "

Тема урока: Смена экосистем. Агроценозы

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека.

Цель урока: Сформировать знания об особенностях агроценоза как искусственной экосистемы , дать его характеристику в сравнении с биогеоценозом . ...

Образовательные:

сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Развивающие:

развитие умения сравнивать, делать выводы, анализировать и систематизировать информацию, обобщать, устанавливать соответствие.

Воспитательная: формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Задачи: Сформировать понятие об агроценозе, познакомить учащихся с его структурой и организацией, с методами поддержания его устойчивости.

Дать сравнительную характеристику биогеоценоза и агроценоза.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты.

Продолжить формирование чувства ответственности, бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Оборудование: таблицы, иллюстрации с изображением агроценозов, ноутбук презентация

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока:изучение нового материала

Ход урока

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,но, ради бога, - размышляйте, и хотя криво, - да сами. Г. Лессинг

I .Организационный момент. 2 мин

Сегодня мы работаем по маршрутному листу.
Прочитайте, по какому маршруту мы пойдём. В течение урока вы будете себя оценивать и ставить отметки в лист самооценки.

II . Этап актуализации знаний проводился в виде работы в парах, учащимся предлагалось выполнить задание на нахождение соответствия, для этого надо было проанализировать содержание определений познавательных процессов, изученных на предыдущем уроке и подобрать подходящий пример (приложение ).

Проверка правильности выполнения осуществлялась с помощью проектора. Работа в парах способствует восполнению пробелов в знаниях, если таковые имеются. 5 мин

Постановка цели урока

II.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. (5 мин) Тест.

ТЕСТЫ

1.Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология; б) экология; в)орнитология.

2.Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;б) биотическим факторам; в) антропогенным факторам.

3.Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

4.Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;б) биогеоценоз;в) сообщество.

а) солнечная энергия; б) геотермальная энергия; в) естественная радиация.

III. Работа с учителем. 8 мин

Постановка учебной задачи.

Откройте содержание учебника. Презентация Работа с учебным материалом, запись в тетради

III. Работа с учителем 8 мин

Презентация

Человек в процессе эволюции научился не только пользоваться дарами природы, но и создавать их.

Почему мы сегодня поднимаем вопрос об агроценозах? В чем состоит проблема?

Агроценоз – это сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, существующие совместно в результате воздействия человека для получения с/х продукции.

Мы живем в сельской местности. Целинных земель почти не осталось. В основном вокруг мы наблюдаем обрабатываемые земельные площади.

Назовите, какие основные агроценозы характерны для нашей местности?

(поле, сад, огород, цветник, ягодник, парк, газон, лесополоса, пруд)

/ показ слайдов агроценозов/

IV. Работа с учителем. 10 мин

Учитель диктует 12 понятий, после чего учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка.

Примерный список слов:

плакат
урок
песня
мысль
краска
тишина
совесть
сосед
указка
дружба
речь
пример

Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.

IV. Самостоятельная работа.10 мин

С помощью учебника на стр. 255 – 256 сравнить агроценоз от природной экосистемы (биогеоценоз). По результатам работы заполнить табличку:(Отличия экосистемы луга и поля

Составить кластер

V. Самостоятельная работа по группам 5 мин мин

Ученикам предлагается на основе полученных данных составить рекомендации по оптимизации процесса запоминания с учетом ведущего типа памяти (самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

V. Индивидуальная работа. 5 мин

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

КАРТОЧКА №2

Зайцы, Липы,Подосиновики,Дрозды,Почвенные микроорганизмы, Берёзы,Кукушки.Шмели,

Дубовый шелкопряд, Медуницы, Осоки,

Сфагнум,Синезеленые,Плесневые грибы.

Физминутка для глаз 2 мин

VI . Работа с учителем. 5 мин

Тест. Взаимопроверка. Выставление оценок

VI . Самостоятельная работа. 5 мин

Тест по слайдам

VII. Рефлексия. 5 мин

1. Что лежит в основе навыков, например, при ходьбе, беге, письме, пользовании при еде ложкой, вилкой, ножом?

2. Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?

3. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?

4. Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека из повседневной жизни. Поясните, какое значение имеет внутреннее торможение?

5. Слову свойственна обобщающая функция. Объясните, в чём заключается смысл слов «гроза», «мебель».

VII. Закрепление 5 мин

Для закрепления знаний о взаимоотношениях в сообществе, предлагаю решить простейшие экологические задачи.

Для того, чтобы выжить, серой жабе необходимо в день съедать 5 г слизней- вредителей с/х культур. Рассчитайте: на площади 1 га обитает 10 жаб. Сколько вредителей они уничтожат за летний месяц? (30 дней)

Для одного из агроценозов характерна следующая пищевая цепь: злаки

кузнечики лягушка уж орёл. Масса каких организмов должна быть наибольшей? Почему? Какой должна быть масса ужей, чтобы орёл достиг массы 5 кг? (Помните « Правило 10 процентов »).

VI II . Инструктаж по выполнению домашнего задания. Д/з: § 60 стр 266-169, доп. лит. 3 мин

VI II . Рефлексия 3 мин

Д/З § 56, кроссворд (по выбору), с использованием терминологии сегодняшнего урока. Подготовить сообщение «Биологические методы борьбы с вредителями»

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов

Итог урока: выставление оценок

Литература, материал интернет ресурсы

Анатомия и физиология человека. 1997 год. Россия.

“Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.учебник 8 класса Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А.

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д. Зверев, Просвещение, 1983 г

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995

9 класс

Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ М.Гильманов, Л.Абшенова, А.Соловьева.-Алматы:Атамура

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова «Основы экологии» сборник задач, упражнений и практических работ. Дрофа 2001 год.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 1

А1. Что определяет поведение человека?

1) условные рефлексы

2) безусловные рефлексы

3) осознанные, обдуманные действия

4) инстинкт

А2. Как называют память, действующую лишь тот срок, который необходим для совершения того или иного действия?

1) долговременной

2)тренированной

3) нетренированной

4) оперативной

A3. Если при запоминании между фактами устанавливается система связей, позволяющая последовательно извлекать последующую информацию из уже известной, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) кратковременная память

А4. Как называется способность на основе известных знаний добывать новую информацию?

1) мышление 3) запоминание

2) сознание 4) воображение

В1. Что составляет подсознание человека?

В2. Каким термином называют память, воображение, мышление, ощущения, восприятие, представления?

_________________________________________________________________________

С1. В чем состоит главное отличие человека от животных?

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 2

А1. От чего зависит, на каком языке начнет говорить ребенок?

1) от головного мозга

2) от речевых центров

3) от окружающей его языковой среды

4) от этнической принадлежности

А2. Как называется сохранение в сознании прошлого опыта, который возможно воспроизвести и использовать повторно?

1) мышление 3) сознание

2) память 4) ощущение

A3. Если при запоминании каждый факт заучивается отдельно, без связи с остальными, и попытки выявить закономерность между фактами отсутствуют, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) тренированная память

А4. Как называется создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся в действительности?

1) сознание 3) воспоминание

2) мышление 4) воображение

В1. Как называется наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека?

В2. С чего начинается познавательная деятельность человека?

__________________________________________________________________________

С1. В чем разница между механической и логической памятью?

Приложение 1.

Подберите каждому познавательному процессу соответствующий пример.

(соедините стрелками познавательный процесс с соответствующим примером.)

Мышление

Шерсть мягкая

Представление

Кошка – представитель отряда Хищные звери

Воображение

Кошка легко вспрыгнет на шкаф

Ощущение

Кошка – животное с пушистой шерстью

Объясните, почему вы выбрали именно эти примеры.

Отличия агроценоза и природной экосистемы:

Характеристика

Природная экосистема

Агроценозы

1.Видовое разнообразие

2.Устойчивость

3. Действие отбора

4. Источник энергии

5.Круговорот элементов

6.Саморегуляция

7. Продуктивность

Сравнительная характеристика экосистемы луг и полей

Параметры для сравнения

Экосистема

Поле

Вид экосистемы

Компоненты

Действующий отбор

Видовое разнообразие

Пищевые цепи

Источник энергии

Баланс питательных элементов

Саморегуляция

Устойчивость

Круговорот веществ

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

Продукцией экосистем называется прирост биомассы, созданной за единицу времени. Какие из указанных на схеме экосистем имеют наибольшую и наименьшую продуктивность? Почему?

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

СТЕПНЫЕ ТУНДРОВЫЕ ВЫСОКОГОРНЫЕ

ТЕСТ 9 класс

    Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология;

б) экология;

в) орнитология.

    Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;

б) биотическим факторам;

в) антропогенным факторам.

    Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

б) хищничество;

в) симбиоз.

    Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;

б) биогеоценоз;

в) сообщество.

5. Основным источником энергии в экосистеме является

а) солнечная энергия;

б) геотермальная энергия;

в) естественная радиация.

КАРТОЧКА №3

Какие группы организмов обязательно должны существовать в любой экосистеме? В перечне обитателей смешанного леса подчеркните продуценты, галочкой отметьте редуценты:

Подосиновики,

Почвенные микроорганизмы,

Дубовый шелкопряд,

Медуницы,

Синезеленые,

Плесневые грибы.

Проверка результатов работы на карточках, выставление отметок.

Самоанализ урока.

Урок проходил в _8 и 9 классе, предмет – биология, в классе _4/1__ человек, на уроке присутствовали все.

Тема урока: «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», « Смена экосистем. Агроценоз»

Тип урока: усвоение нового материала.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока : диагностика и коррекция знаний учащихся по данной теме.

Задачи, которые я ставила :

Образовательные: изучить материал по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», Агроценоз» проверить объём и глубину знаний;

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. Урок содержит большой объем информации.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности : работа по маршрутным листам, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, работа по карточкам, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 7 этапов:

    Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение, эмоциональный и психологический настрой.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы,где будут использоваться знания в дальнейшем.

    Использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, задания в маршрутных листах, использование приемов мышления, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, заполнение диаграммы Вена, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха (самооценка).

    Проверка знаний учащихся (тест), задача которого- проверить знания учащихся, взаимопроверка.

    Информирование о домашнем задании. Задача- разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника творческое задание по интересам и степени сложности)

    Рефлексия. Задача этапа- осмысление деятельности ученика и учителя на уроке.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера, проектора позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.

По результатам само- и взаимооценки учащихся, качество знаний по итогам урока.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился, об этом говорит «Корзина успеха»

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

§4. Функции воображения и его развитие.

Разум человека не может, находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Рис.2 Специфические функции воображения

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Заключение

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Мышление и воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства.

Таким образом, мышление и воображение является сложным психолого-логическими феноменами, имеющими свои основания, как в физиологии, так и в социальности человека.

Воображение

Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

В. является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В. становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В. является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии: "Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). "Сотрудничество" логики и В. возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, "объективации" жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного "материала" В. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов ("агглютинация" - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

В. развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития В. является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником В. является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в...

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);

соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Сущность и физиологические основы вображения

Физиологическую основу воображения составляют остаточные следовые процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Виды воображения

Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде- всего активностью человека.

Виды воображения

Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

  1. Познавательные процессы воображение и мышление (1)

    Реферат >> Психология

    Тему: «Познавательные процессы : воображение и мышление» . Выполнила: ... Познавательные процессы : воображение и мышление» . Выполнила: Галеева Д. Р. группа ГМУ – 212 Проверила: Зайнина О. В. Уфа – 2003г. СОДЕРЖАНИЕ 1.Познавательные процессы . 3 1.1.Воображение ...

  2. Познавательные процессы (3)

    Контрольная работа >> Психология

    ... Познавательные процессы . 4 Ощущение. 4 Восприятие. 6 Мышление . 8 Сознание. 10 Речь. 11 Внимание. 13 Память. 17 Воображение ... функции: Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление ), а также организует память. ...

  3. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте (1)

    Реферат >> Психология

    К развитию восприятия, внимания, памяти, воображению , мышлению и речи. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую... более продуктивной. 4. Развитие мышления Мышление как бы объединяет все познавательные процессы , обеспечивает их развитие...

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: "Представь себе такую ситуацию...", "Вообрази себе, что ты..." или "Ну, придумай же что-нибудь!" Так вот, для того чтобы все это делать -- "представлять", "воображать", "придумывать", -- нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия "воображение" следует добавить лишь несколько штрихов.

Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, с чем никогда не сталкивался в жизни, или то, что еще будет создано в более или менее отдаленном будущем. Такого рода представления называют представлениями воображения или просто воображением.

Воображение - познавательный высший процесс, психологическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся человеком в действительности.

В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль , в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление . Удивление в свою очередь вызывают:

Новизна воспринятого "что-то";

Осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

Импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

Воображение выражается:

1. В построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.

2. В создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна.

3. В продуцировании образов, которые не программируются, а заменяют деятельность.

4. Создание образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результата труда до его начала (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда (те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол) способствует его предметному воплощению.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах - преобразование представлений, создание новых образов, на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Представления воображения бывают 4 видов:

Представления того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал;

Представления исторического прошлого;

Представления того, что будет в будущем и того, что никогда не было в действительности.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

Физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся временных нервных связей в коре головного мозга.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворении потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, то есть живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Деятельность воображения самым тесным образом связано с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуаций настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представления о том, что мы создаем.

Воображения из-за особенностей ответственных за него систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ и др. Например: представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а, внушая человеку представление об ожоге можно вызвать реальные признаки "ожога" на коже.

Можно сделать вывод о том, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Основная тенденция воображения - преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

- агглютинация - соединение ("склеивание") различных, не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов, результатом может стать весьма причудливый образ, порой далекий от реальности, путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, аккордеон- сочетание фортепьяно и баяна);

- гиперболизация или акцентирование - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета (мальчик-с-пальчик, Гулливер), изменение количества его частей, выделяется какая-либо деталь или часть целого и делается доминирующей, несущей основную нагрузку (драконы с семью головами и т.д.);

- заострение - подчеркивание каких-либо признаков предметов, при помощи этого приема создаются шаржи и злые карикатуры;

- схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира;

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе, граничащий с творческим процессом, широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи.


Воображе ние, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

В. является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В. становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В. является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). «Сотрудничество» логики и В. возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, «объективации» жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного «материала» В. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

В. развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития В. является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником В. является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, «Философские записки», 1950, т. 5, с. 58-98; Беркинблит М., Петровский А., Фантазия и реальность, М., 1968; Вундт В., Фантазия, как основа искусства, [пер. с нем.], СПБ - М., 1914: Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1968; Рибо [Т.], Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Розов А. И., Фантазия и творчество, «Вопросы философии», 1966, № 9; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М. - Л., 1934; Воirel R., L’ invention, P., 1955; Chowdhury К., Vernon P., An experimental study of imagery and its relation to abilities and interests, «The British Journal of Psychology», 1964, v. 55, № 3; McKellar P., Imagination and thinking. A psychological analysis, L., 1.1957]; Osborn A. F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., ; Ryle G., Imagination, в кн.: Essays in phylosophical psychology, ed. D. F. Gustafson, L. - Melb., 1967; Sartre J. P., L’ imaginaire, P., 1960.