Развитие программных систем электронного обучения в вузе. Отечественные системы дистанционного образования

Эффективность дистанционного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.

Успешное внедрение дистанционного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения.

Во всем многообразии средств организации дистанционного обучения можно выделить следующие группы:

авторские программы (Authoring Packages ) - представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель здесь разрабатывает и создает учебные материалы. Как правило, подобные продукты разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такие разработки, с одной стороны, являются незаменимым средством для активизации учебного материала во время аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов; с другой стороны, отсутствие обратной связи студентов и преподавателя сильно снижает эффективность их использования;

системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS ) - предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях, другие - на корпоративное обучение. Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса. Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылаются различного рода информация о текущих событиях и необходимой отчетности. Обучаемые могут быть организованы в группы. Кроме того здесь присутствует возможность проверки знаний и онлайн общения;

системы управления содержимым (контентом) (Content Management Systems - CMS ) - предоставляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных с возможностью поиска по ключевым словам. Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах;

системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS ) - сочетают в себе возможности двух предыдущих систем управления и становятся в настоящее время перспективными в плане организации дистанционного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах .

Системы управления обучением характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в интернет. С их помощью процесс обучения можно осуществлять в режиме реального времени.

Существует ряд систем LMS, осуществляющие обучение посредством сети Интернет. Рассмотрим основные программные платформы для организации дистанционного обучения :

1) ILIAS - свободная платформа обучения, позволяющая создавать методические и учебные материалы для дистанционного обучения, а также организовывать связи и выстраивать взаимодействие между учителями и учащимися, осуществлять тестирование и оценку знаний последних. ILIAS поддерживает русский язык. К сожалению, данная система не отличается быстротой вхождения, то есть система еще не столь интуитивно понятна. Она обладает красивым интерфейсом, поддерживает большое количество возможностей, но разобраться в ней сходу не так-то просто как учащемуся, так и преподавателю. Пользователю для работы необходимо учиться работать с ней, либо дорабатывать ее (адаптировать и упрощать) под собственные нужды .

Рис. 1. Демонстрационный режим ILIAS

2) ATutor - свободная платформа обучения, аналогичная системеILIAS от канадских разработчиков. Интерфейс системы несложный и вполне понятный. Система поддерживает русский язык, что является плюсом. Однако это не относится к документации . Стартовая страница LMS ATutor представлена на Рис. 2;


Рис. 2. Стартовая страница LMS ATutor

3) OpenELMS - это совместный проект, деятельность которого направлена на организацию и внедрение системы дистанционного обучения для использования в коммерческих и образовательных организациях. Данная платформа представляет собой свободно распространяемый программный продукт. Программное обеспечение LMS OpenELMS является как комплексным, так и принципиально легким в использовании . Стартовая страница LMS OpenELMS представлена на Рис.3;

Рис. 3. Стартовая страница LMS OpenELMS

4) Dokeos - это свободно распространяемый программный продукт, который используют международные компании, федеральные управления и университеты. Данная платформа создана для построения сайтов дистанционного обучения. Подойдет она скорее организациям, чем университетам, так как ориентирована на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия . Пример реализации лекции в LMS Dokeos представлен на Рис. 4;


Рис.4. Реализация лекции в LMS Dokeos

5) Sakai - это свободно распространяемая программная оболочка, которую разрабатывает и использует международное сообщество крупнейших ВУЗов. Это постоянно развивающийся проект. Программное обеспечение Sakai включает в себя множество возможностей по разработке курсов и организации системы управления курсами, а также управление прохождением документов, форумы, чаты, онлайн-тестирование . Стартовая страница LMS Sakai представлена на Рис. 5;


Рис.5. Стартовая страница LMS Sakai

6) Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - представляет собой свободную систему управления обучением. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения . Система Moodle переведена на десятки языков, в том числе на русский, и используется почти в 50 тысячах организаций из 200 стран мира. Пример стартовой страницы образовательного портала Алтайского Государственного Технического Университета (АлтГТУ) на базе LMS Moodle представлен на Рис. 6;


Рис. 6. Стартовая страница образовательного портала АлтГТУ на базе LMS Moodle

Система управления обучением Moodle - это система управления, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного обучения. В то же время эта система выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули .

Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Она позволяет контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети.

Модульная структура системы обеспечивает простоту использования системы для обучающихся и преподавателей.

Наличие открытого сообщества, состоящего из более 50000 пользователей системы и более 3000 внедренных систем дистанционного обучения во всем мире, позволяет эффективно обмениваться опытом.

Согласно многочисленным исследованиям возможностей различных программных платформ единоличным лидером оказалась система Moodle. Следует отметить, что, с учетом непрерывного совершенствования всех систем, Moodle сохраняет лидирующее положение и в настоящее время .

Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

Возможности Moodle

Все ресурсы – собраны в единое целое

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  1. Ученики
    • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
    • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
    • знания лучше усваиваются.
  2. Преподаватели
    • поддерживают курс в актуальном состоянии,
    • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
    • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
    • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
  3. Администрация
    • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
    • анализирует результаты обучения,
    • снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

Мы уже рассказывали об образовательных ресурсах для тех, кто учится создавать сайты с нуля. Не будем повторяться, всё нужное для программистов и веб-дизайнеров находится .

Сегодня речь пойдёт о ресурсах широкого профиля. Таких, где можно встретить курсы по различным дисциплинам: от информатики до психологии. При этом одни площадки работают для определённой целевой аудитории, например бизнесменов, другие же рады всем жаждущим знаний. Некоторые платформы бесплатны, а некоторые работают по подписке. Одни проводят обучение только онлайн, другие работают и в офлайне. Общее одно: все они выкладывают курсы и видеолекции на русском языке.

LendWings

Платформа LendWings - детище компании «Современные технологии обучения», мечтающей «дать бой низкосортному обучающему материалу и сделать что-то полезное для Рунета». Ресурс предлагает учебные материалы по бизнесу, дизайну, фотографии, программированию и другим дисциплинам.

Отрадно, что есть бесплатный контент, а платные курсы можно приобретать пакетами (сразу несколько штук в рамках одного предмета). А заглянув на страничку курса, можно не только узнать, о чём он, но и почитать, что думают о его полезности другие пользователи. После прохождения курса студентам вручаются сертификаты.

Теории и практики

Формат : видеолекции
Уровень : от вводного до продвинутого
Стоимость : бесплатно

Платформа для тех, кто ищет знания и хочет ими делиться. Вот как всё устроено. Организаторы мероприятий добавляют на сайт информацию о курируемых ими лекциях, мастер-классах, конференциях. А жители Москвы и Санкт-Петербурга находят для себя интересные события и посещают их. Но T&P - это ещё и онлайн-сообщество. В разделе «Видео » можно найти записи лекций по дизайну, искусству, бизнесу, гуманитарным и техническим наукам. Все ролики сопровождаются вводным описанием и бесплатны.

Uniweb

Платформа онлайн-обучения, сотрудничающая с ведущими вузами России: МГИМО, МШЭ МГУ, ИБДА, РАНХиГС - всего 10 высших учебных заведений. Миссия проекта - «повысить конкурентоспособность российского образования в динамично развивающемся и меняющемся мире, а также объективно ответить на рыночные запросы работодателей».

Акцент делается не на отдельные видеолекции, а на программы. По их завершении можно получить либо диплом вуза-организатора (удостоверение о переквалификации, если программа была направлена на повышение профессиональных знаний), либо электронный документ «Рейтинг Uniweb », либо и то и другое. В настоящее время на ресурсе заявлено 73 программы обучения. Цены на них варьируются в зависимости от престижности вуза, продолжительности обучения и других факторов.

Деловая среда

Это дочерняя компания Сбербанка России. В онлайн-школе «Деловой среды» предлагаются курсы для предпринимателей. «Мы отобрали самые актуальные знания для старта и развития вашего бизнеса», - заявляют создатели. Лекторы платформы - российские и зарубежные эксперты в различных областях бизнеса. Обучающие материалы сгруппированы по четырём категориям: оптовый бизнес, розничный бизнес, сфера услуг и производство. Прохождение того или иного курса подтверждается дипломом. На данный момент их выдано более 10 тысяч. По базовому бесплатному тарифу доступно 106 курсов, тариф «Премиум» даёт возможность ознакомиться с 60 лучшими курсами.

Zillion

Образовательный ресурс, позиционирующий себя как «источник знаний о ведении бизнеса, реализации идей и личностном росте». В проекте задействовано более 320 лекторов, многие из которых - звёзды в своих отраслях. На текущий момент ресурс содержит более 150 курсов по менеджменту, маркетингу, HR, продажам, дизайну и другим дисциплинам. Коллекция ежемесячно пополняется. Во время вебинаров можно не только слушать спикеров, но и задавать им вопросы, общаться с «сокурсниками». Большинство курсов доступно по абонементам, но есть и бесплатные. После прохождения любого курса можно получить сертификат.

TeachPro

Формат : видеоуроки
Уровень : от вводного до продвинутого
Стоимость : тариф VIP на один год - 500 рублей

Портал создан компанией «Мультимедиа Технологии» при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Создатели говорят о своём ресурсе как об облачном сервисе с мультимедийными электронными образовательными ресурсами. По интерфейсу сразу и не скажешь. :)

На сайте более 250 видеоуроков длительностью свыше 3 500 часов. Некоторые из них доступны прямо из браузера, другие требуют установки специального программного обеспечения. Радует многообразие тем: английский, немецкий, китайский, Java, Photoshop, физика, ПДД, шахматы, маркетинг и так далее - интересное для себя найдут и школьники, и студенты, и давно работающие люди.

Нетология

Концепцию проекта «Нетология» придумала . Её супруг является главой холдинга « », куда, помимо онлайн-университета, входит также проект «Фоксфорд » - курсы для школьников. «Нетология» обучает востребованным интернет-специальностям: контент-маркетингу, SEO, SMM, управлению веб-проектами и так далее. Несомненными преимуществами площадки являются её лекторский состав и то, что по окончании курса студенты получают диплом. Кроме того, благодаря наличию мобильного приложения можно учиться практически в любое время в любом месте.

Большинство курсов платные и весьма недешёвые. Впрочем, на сайте есть ряд бесплатных занятий и пробные периоды подписки.

Web.University

Эта образовательная платформа предоставляет студентам доступ к русскоязычным курсам, а частным преподавателям - возможность заработать или просто презентовать свои услуги. Предполагается также, что через данную платформу университеты могут реализовывать свои дистанционные программы обучения. Курсов пока не очень много, зато радует разнообразие тем - от фитнеса до бизнеса. Ценники также разнятся: есть бесплатные курсы, есть те, что стоят смешные 10 рублей, а стоимость некоторых составляет 10 000 рублей и более. После прохождения того или иного курса и сдачи соответствующего теста можно получить диплом. Этот процесс не автоматизирован - нужно запрашивать по email. Также через электронную почту можно оформить подписку на новые курсы. По словам создателей, они появляются каждый месяц.

Eduson

Площадка для повышения квалификации сотрудников, предлагающая онлайн-курсы по маркетингу, менеджменту, лидерству, HR, управлению проектами, финансам и другим дисциплинам. В настоящее время в каталоге 1 046 видеолекций. Занятия интерактивные: во время тренинга можно задавать вопросы преподавателю. Помимо курсов, предлагаются и другие форматы обучения. Например, для менеджеров по продажам - анимированные презентации и диалоговые тренажёры.

Руководитель может выбрать для своих сотрудников уже готовую программу обучения или создать индивидуальную, исходя из текущих бизнес-задач. Ещё одна приятная особенность: перед началом обучения можно пройти тестирование и получить карту своих знаний и компетенций.

Лекториум

Академический образовательный проект, собравший видеолекции лучших лекторов России и публикующий массовые открытые онлайн-курсы. Отличие первых от вторых, в первую очередь, в хронометраже. У «Лекториума» более 20 партнёров, они создают онлайн-курсы для ведущих российских вузов.

На сайте доступно более 4 000 часов видеоматериалов. Есть курсы для школьников и абитуриентов, для студентов, а также для специалистов, желающих повысить квалификацию. Доступ к онлайн-курсам, в отличие от очных программ, бесплатный. В конце каждой недели обучения, а также по завершении всего курса обычно предполагается сдача тестов. Обсуждать пройденный материал можно на форуме.

Arzamas

Некоммерческий просветительский проект для гуманитариев. История, искусство, литература, антропология - таковы основные тематические направления ресурса. Раз в две недели, по четвергам, на сайте появляется новый курс на ту или иную тему. Каждый курс состоит из нескольких 15-минутных видеолекций и различных дополнительных материалов (фотографий, статей, словарей, тестов и так далее). Все курсы бесплатны. Площадка может быть полезна не только людям, далёким от точных наук, но и технарям, желающим расшить свой кругозор и в доступной форме получить знания о невиданных доселе вещах.

Открытое образование

Образовательный проект, созданный ассоциацией «Национальная платформа открытого образования» и предлагающий онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах (МГУ, СПбГУ, МИСиС, ВШЭ, МФТИ и других).

Важная особенность: можно не только получить сертификат от вуза о прохождении онлайн-курса, но и зачесть его при обучении в соответствующем учебном заведении. Такой подход - одновременно сильная и слабая стороны проекта. С одной стороны, все курсы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. С другой, курсы порой слишком специализированные, заточены под обучение в конкретном вузе. Для успешного освоения большинства из них нужна междисциплинарная база. В настоящее время на сайте доступно 46 бесплатных курсов по разным направлениям подготовки: от математики до медицинских наук.

Мегапрорыв

Это центр развития малого и среднего бизнеса. По словам его сооснователя Татьяны Смоляновой, цель проекта - «увеличить вклад малого и среднего бизнеса России до 35% от ВВП». Учебные материалы, а это офлайн-тренинги и онлайн-вебинары, направлены на то, чтобы помочь новичкам стартовать и «не умереть», а опытным бизнесменам - расти и развиваться. Если оформить годовой абонемент, то получишь доступ к тренингам и мастер-классам, проходящим в Москве, а также ко всем дополнительных материалам (видео, кейсам, лекциям и так далее). Кроме того, клубная карта даёт возможность дистанционного участия в некоторых курсах (при наличии технической возможности) и право на консультации экспертов ресурса.

Универсариум

«Универсариум» - открытая система электронного образования, предоставляющая бесплатные обучающие программы от лучших вузов и преподавателей страны.

Обучение строится на последовательном прохождении модулей курсов длительностью 7–10 недель в зависимости от сложности программы. Каждый модуль состоит из видеолекции, самостоятельной работы, домашнего задания, дополнительной литературы и тестирования. Примечательно, что домашнюю работу проверяют не только преподаватели, но и другие студенты, оттачивая тем самым свои знания. За провал тестирования никого не отчисляют - это всего лишь самопроверка. Тематика курсов обширна: химия, история, электроника, философия, маркетинг и так далее. Можно записаться сразу на несколько. Благо это бесплатно. Ещё больше упрощает обучение наличие мобильных приложений.

Внимание ТВ

Формат : видео
Уровень : от вводного до продвинутого
Стоимость : бесплатно

«Внимание» не совсем образовательная площадка. Это премия, присуждаемая лучшим образовательным видеопроектам. Задача максимум - «задать моду на самообразование», задача минимум - сделать удобный навигатор по видеолекциям. В каталоге более 20 категорий и сотни видео: бизнес, иностранные языки, спорт, фотография, здоровье и многое другое. Можно часами щёлкать по категориям и просматривать заинтересовавшие ролики, а особо полюбившимися делиться с друзьями через социальные сети.

Представленный выше список ресурсов не ранжирован.

Высказывайте своё мнение: какая образовательная площадка вам нравится больше и почему?

Существует немало платформ, предназначенных для организации электронного обучения. Мы выбрали лучшие из коммерческих платформ, ориентируясь на соотношение Цена/Качество, а также включили в свой обзор программы с открытым кодом (т.е. бесплатные), руководствуясь распространенностью программы, отзывами пользователей и наличием качественной русскоязычной системы поддержки.

Инструмент разработки электронных курсов «1С:Электронное обучение. Конструктор курсов»

Программный продукт «1С:Электронное обучение. Конструктор курсов» предназначен для:

  • Создания электронный курсов и тестов, баз знаний
  • Проведения обучения на отдельном компьютере, в локальной сети и через Интернет.
  • Контроля и анализа результатов обучения.

Презентация программы приведена

Система управления обучением «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет»

Программное обеспечение с открытым кодом

Moodle – это система управления содержимым сайта (Content Management System – CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов. Moodle – это система, которая:

  • Полностью бесплатна;
  • С открытым исходным кодом и лицензией GPL, позволяющей любое его изменение.
  • Обладает высокой производительностью.
  • Более 40 тысяч зарегистрированных Moodle web-сайтов, более 18 млн. пользователей, преподавателей – 2,4 млн., 1,9 млн. дистанционных курсов.

Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными web-браузерами интерфейс

Поработать на демонстрационной версии системы .

EFront

Система eFront доступна в нескольких вариантах. Основу системы представляет eFront Core – система, распространяемая со свободной лицензией, реализующая основные функции LMS/LCMS (Learning management system/ Learning Content Management System). Ее можно скачать и начать использовать систему прямо сейчас. Остальные версии (см. ниже) требуют небольшой денежной оплаты.

eFront Educational дополнительно располагает функциями оплаты обучения и анализа наличия необходимых навыков. eFront Enterprise расширяет возможности системы, предлагая функции по работе с навыками, сопоставляемыми с уроками, тестами и должностями, историей сотрудников, управлению структурой организации, анализу наличия навыков и подбору сотрудников на должность, расширенную систему отчетов и др.

Поработать на демонстрационной версии системы .

Появившись в конце XX в., дистанционное обучение к началу XXI в. стало одним из наиболее перспективных и эффективных систем подготовки специалистов в различных областях знаний. В последнее десятилетие компьютерные и интернет-технологии стали массовыми и доступными для любого пользователя. Они вторгаются в каждую сферу деятельности, в том числе и педагогическую. Сегодня получение знаний дистанционно с помощью компьютера и Всемирной паутины - это неизбежный этап развития образовательной системы. О дистанционном обучении можно подробнее прочитать в наших статьях и .

На современном этапе появился такой термин как «андрагогика», которая представляет собой теорию непрерывного образования взрослых. Университеты так называемого «третьего возраста», бизнес-школы, корпоративные системы обучения заставляют переосмыслить сущность и значение образования в целом. Количество платформ, массовых открытых онлайн-курсов (МООК) , дающих людям со всего мира возможность учиться в удобное время в удобном месте, повышать свою квалификацию, исчисляется десятками. Формат МООК считается одним из наиболее популярных и перспективных тенденций в мировом образовании, так как открывает всем желающим доступ к качественному обучению. Об историии возникновения и развития такого удивительного уникального явления как массовые открытые онлайн-курсы рассказывается в статье «Массовые дистанционные курсы: революция в образовании? »

Рассмотрим некоторые системы, которые будут интересны педагогам для обучения и повышения квалификации.

Проект Arzamas Arzamas - это некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию (история, литература, искусство, антропология, философия). Существует с 2015 г. Курсы Arzamas - это сочетание коротких видеолекций, прочитанных учеными, и материалов, подготовленных редакцией: справочных заметок и статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами - всего, что поможет полнее раскрыть тему.

Все курсы бесплатны. Раз в две недели по четвергам публикуется новый курс, посвященный определенной теме, но все опубликованные ранее можно найти в разделе «Курсы». Кроме курсов есть еще «Журнал» - большой раздел, в котором ежедневно появляются интересные материалы, не связанныенапрямую с темами курсов. Интервью с учеными, редкие архивные документы, обзоры книг, цитаты и многое другое (имеется и детская рубрика).

У проекта существует строгий набор правил пользования (с ними можно и необходимо ознакомиться в разделе сайта Лицензия).


Проект ПостНаука ПостНаука - это популярный интернет-журнал о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. Проект начал свою работу в январе 2012 года, был открыт для посетителей 24 мая 2012 года. В проекте приняло участие более 800 ученых из разных исследовательских областей, в том числе нобелевские лауреаты и представители зарубежной науки. Авторами выступают сами ученые, которые говорят об исследованиях от первого лица.

Разделы: Темы (публикации по астрономии, психологии, языку, экономике, биологии, праву, культуре, философии, истории, социологии, математике, химии, мозгу, физике, медицине); Смотреть (видео, лекции и др.); Читать (FAQ - факты о научных проблемах, теориях и понятиях. Текстовые версии видеолекций. Тесты - помогут проверить ваши знания. Журнал - статьи в большом формате. Вопрос ученому - эксперты отвечают на вопросы читателей. Talks - беседы с учеными об актуальных вопросах. Книги - рекомендации книг и др.); События ; Библиотека (научно-популярные книги по разным дисциплинам); Спецпроекты (например, Математические прогулки, где журналист гуляет с математиками и в режиме интервью ведет беседу); Тесты ; Курсы (авторские циклы лекций, сопровождающиеся текстами, списками литературы и тестами).

Сайт TeachVideo
Компания TeachVideo - ведущий российский производитель обучающего видео по информационным технологиям.

На этом сайте собрана уникальная коллекция видеоуроков по разным сферам IT-тематики, то есть обучающие видео по работе с компьютером, программным обеспечением и сетью Интернет. Уроки созданы профессионалами, качественно сняты и озвучены. Посмотреть их можно прямо на сайте, онлайн и бесплатно. На главной странице сайта находятся постоянно обновляемые разделы, отображающие новинки и самые популярные уроки.

Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»
ИНТУИТ (от интернет-университет информационных технологий ) - это образовательный проект, главными целями которого являются свободное распространение знаний во Всемирной сети и предоставление услуг дистанционного обучения. На сайте проекта представлены в открытом и бесплатном доступе большое количество учебных курсов по тематикам компьютерных наук, информационных технологий, математике, физике, экономике, менеджменту и другим областям современных знаний. После прохождения обучения можно бесплатно получить электронный сертитфикат. Проект был основан Анатолием Шкредом, сайт открылся 10 апреля 2003 года.

Курсы для ИНТУИТ пишут профессора и преподаватели российских и зарубежных вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов, служащие государственных организаций и представители бизнеса.

Педагогам необходимо не только самим постоянно учиться, но и обучать. В настоящее время существует большое количество систем для реализации электронного обучения. Возникает закономерный вопрос: какой платформе отдать предпочтение для более эффективной организации учебного процесса?

Наиболее важными критериями отбора системы дистанционного обучения являются:

  • Установка на любую аппаратно-программную платформу.
  • Безопасность системы.
  • Простой, интуитивно-понятный web-интерфейс.
  • Наличие в системе функций, применяемых для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий - разработка и редактирование курсов, набор элементов курса.
  • Поддержка русского языка.
  • Модульность курса (В современных системах ЭО курс может представлять собой набор микромодулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах. Их часто сравнивают с пластмассовыми элементами игры Lego. Объекты знаний могут просто переноситься из одного курса или урока в другой, совершенно отличный от него курс. Цель создания этих объектов - сокращение времени разработки курсов, поскольку, создав один объект, его можно повторно использовать снова и снова.).
  • Интегрирование внешних модулей для расширения функционала.
  • Поддержка международных стандартов (IMS, SCORM), используемых в электронном обучении.
  • Наличие форм коммуникаций.
  • Возможность организации балльно-рейтинговой системы.
  • Использование системы в смешанном обучении.

В зависимости от своего основного назначения, все платформы для организации дистанционного обучения можно условно разделить на.