Дом Айседоры Дункан,ул.Пречистенка,20. “Гоняла ли лодыря” Айседора Дункан? Дом айседоры дункан на пречистенке

В самом конце 1999 года была официально завершена реставрация особняка на Пречистенке 20, которым в разное время владели и жили весьма примечательные для нашей истории личности.

В ходе проведения реставрационных работ был раскрыт считавшийся пропавшим интерьер Мавританской комнаты, авторство которой приписывается Федору Осиповичу Шехтелю. Под 12 слоями белой краски был обнаружено и раскрыто удивительное оформление камина. Как и вся комната, это оформление камина было стилизовано под самаркандский мавзолей из комплекса Шах-и-Зинда, в том числе и характерной арабской вязью

Но при внимательном рассмотрении этой “арабской вязи” на самом деле можно причитать наше родное (на начало 20 века — с символом “Ѣ”) начертание фамилии последнего законного владельца этого особняка – Ушков.

Федор Осипович Шехтель продемонстрировал свой удивительный талант и в таких, казалось бы, мелочах, сохранив для потомков фамилию владельца “вплетя” ее в арабскую вязь!

Сам Мавританский зал, который по некоторым сведениям изначально проектировался как курительная комната, нынче служит официальным залом приемов ГлавУПД МИД России, который нынче и считает себя владельцем этого особняка. К великому сожалению фотографии этого объекта культурного наследия федерально значения (точнее сказать — его интерьеров) практически отсутствуют, да и возможность его посещение, предусмотренная Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, также представляется весьма сомнительной. Так что с этим культурным наследием народов России могут ознакомиться либо “ответственные” “товарищи”, либо представители дипломатического корпуса.

Свой нынешний облик этот особняк получил в 1907 году (1909 ?) когда его последний законный владелец Алексей Константинович Ушков заказал переустройство владения, построенного ранее, еще в начале 19 века в классическом стиле.

Авторство приобретенного Ушковым особняка приписывается Матвею Казакову, но документальных подтверждений тому найти не удалось. А вот для того, чтобы установить архитектурное авторство дошедшего до наших дней особняка, перестроенного уже для Ушкова, потребуется небольшое путешествие в пространстве и во времени – в самое начало 20-го века, в …. Казань.

«Я хочу, чтобы в моем доме поместился весь мир. Украшайте каждую комнату в отдельном стиле». Так ответил Алексей Константинович Ушков на вопрос архитектора Карла Людвиговича Мюфке, в каком стиле тот хотел бы перестроить владения по Воскресенской улице (сейчас Кремлёвская, 33) в Казани.

Алексей Константинович Ушков (1879-1948 гг.) происходил из состоятельного рода промышленников Ушковых, основавших в середине 19 веке в тогдашней деревне Бондюга – сейчас это город Мендеелевск, недалеко от Елабуги крупное химическое производство. Ныне это химзавод имени Карпова. По материнской линии Алексей Ушков наследовал чайную “империю” Губкина-Кузнецова, включая чайные плантации на Цейлоне.

Нельзя не вспомнить слова Дмитрия Ивановича Менделеева, который несколько лет работал на заводе Ушковых в Бондюге: «Я, видевший немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное…»

Будучи еще студентом Казанского университета, Алексей Константинович Ушков к своей свадьбе получает в подарок от своего дяди несколько строений, расположенных на Воскресенской улице в Казани. Возможно не без участия отца невесты, Зинаиды Высоцкой – профессора хирургической патологии казанского университета Николая Федоровича Высоцкого и был приглашен архитектор Карл Мюфке, строивший в это время корпус Казанского университета.

Перестроенный по проекту Мюфке дом Алексей Ушков преподносит в дар своей невесте в 1907 (1908 ?) году. Сейчас в этом доме располагается республиканская библиотека, и желающие без труда могут совершить виртуальную экскурсию по его затейливым интерьерам, “поместившими весь мир”.

Но вернемся в Москву, на Пречистенку. Ниже представлены фотографии дома Ушкова в Казани и его дом на Пречистенке. Есть достаточно оснований полагать, что это практически “близнецы-братья”: общая композиция, богатейшая и ни с чем ни сравнимая декоративная отделка, оформление балкона.



Дом Ушкова в Казани располагаясь на углу двух улиц, имеет два “парадных” фасада, в отличии от нашего Московского. Но общая композиция фасадов – два этажа и их пропорции, первый с рустовкой, а второй с богатыми лепным декором и ажурной, характерной формы кованой балконной решеткой, оформление крыши вазами, все это в целом говорит о идентичности (возможно, переработке) проектов.

Внимательное рассмотрение элементов декора еще более укрепляет эту позицию: на фасадах обоих зданий присутствуют вполне характерные птицы, орнамент с кадуцеем, раковинами, львиными мордами, и женской головкой на фронтоне. Весьма характерны и практически совпадающие парные изображения грифонов:










Есть документальные свидетельства авторства и непосредственного участия Карла Мюфке в строительстве Казанского особняка Ушкова. Газета Казанский телеграф», в 1906 писала “Вчера на стройке дома Ушкова с лесов упал архитектор Мюфке…”. Далее сообщалось, что он сломал два ребра, но “но работу не оставил и, отряхнувшись, мужественно полез на леса”.

По поводу же строительства Московского дома Ушкова на Пречистенке (точнее сказать перестройки из строго классического Московского особняка 19 века), точных свидетельств найти пока не удалось. Однако очевидное стилистическое сходство позволяет с достаточной степенью уверенности приписать авторство самого проекта именно Карлу Мюфке.

А вот для отделки интерьера, в частности, курительной комнаты в восточном стиле был приглашен Федор Шехтель, уже хорошо знакомый старшему брату Ушкова – Григорию Константиновичу по его Московскому особняку (Рождественский бульвар дом 10). Кстати, уместно вспомнить, что винный погреб для Григория Константиновича Ушкова в Форосе (по образцу винных подвалов в Шампани) строил Шехтель. Этот подвал “Шесть лучей”, будучи заглублен до 8 метров, обеспечивал постоянную температуру 12-13°C и вмещал до 100 тысяч ведер вина. (Для справки: в издании “Архитекторы Московского модерна. Творческие портреты” М. Нащокина не указывает в списке работ Федора Шэхтеля оформление интерьера в доме Алексея Ушков на Пречистенке)

В связи со вторым браком Алексея Константиновича его дом на Пречистенке 20 спустя буквально несколько лет после своей постройки претерпел примечательное внутреннее переустройство. Скорее всего, именно это переустройство и сыграло в его последующей судьбе весьма примечательную роль. Алексей Константинович вторым браком был женат на известной приме-балерине Большого театра Александре Балашовой, и для нее в особняке был обустроен репетиционный зал с зеркальными стенами.

Об этом зале и великолепном убранстве внутренних жилых покоев вспоминал Илья Ильич Шнейдер, начавший свою карьера как журналист и театральный обозреватель еще 1912 году. Вскоре после Февральских событий 17 года после благотворительного бала в Большом театре ему довелось провожать приму Балашову домой. Александра Михайловна пригласила его зайти и провела “экскурсию” по своим покоям, о чем буквально несколькими годами позже Щнейдеру случится вспомнить, но уже в связи с другой хозяйкой особняка на Пречистенке.

В 1921 году Алексей Ушков и Александра Балашова покинут свой особняк и вскоре поселятся в Париже на Rue de La Pampe, 103 в доме, некогда принадлежавшем другой известной танцовщице Айседоре Дункан. И в том же 1921 году именно Илья Шнейдер по поручению Луначарского, ставший секретарем Айседоры Дункан, сопровождает Айседору в ее новый Московский дом с…. балетным репетиционным залом на Пречистенке 20.

В своей книге ‘Встречи с Есениным’ (Москва: ‘”Советская Россия” , 1974 г.) он вспоминает: “ Этот дом был предоставлен Московской школе Айседоры Дункан. Там же мы и жили. Вспоминаю, как потом я увидел однажды Айседору молча стоящей на белой мраморной лестнице особняка. Она исподлобья оглядывала балашовских потолочных красавиц, мраморную балюстраду, испещренные золотой лепкой колонны розового дерева… Потом сказала:

— Я давно говорю, что нужно содрать всю эту позолоту вместе с римлянками и гречанками и выбелить все!”

А вот как Шнейдер описывает первое посещение Дункан особняка Ушкова – Балашовой:

“Войдя впервые в особняк, Дункан скривила губы при виде потолочных красавиц, облепленных золотом колони и бронзовых барельефов.

В своей комнате Айседора опустилась в кресло и залилась неудержимым смехом:

— Кадриль! — кричала она, заразительно смеясь. — Changez vos places!”

Нужно пояснить, что неудачный перевод выражения Changez vos places как “кадриль”, стал затем тиражироваться в связи с этой историей, утеряв “скрытй смысл”. Changez vos places – дословно означает “Меняйтесь местами!” Именно так говорит распорядитель танцев в одной из фигур кадрили на балах. И именно так, в этом в смысле и отреагировала Айседора Дункан на своеобразную смену….не партнеров в танце на балу, а домов для проживания в невидимом “танце” жизни в партнерстве с Александрой Балашовой!

На Пречистенке 20 несколько лет с Айседорой Дункан проживал и Сергей Есенин, невольным свидетелем знакомства которых был все тот же Илья Шнейдер. Встреча эта произошла на литературно-художественном вечере у художника-авангардиста Григория Якулова (Жорж Прекрасный) в мастерской художника, расположенной в доме по №10 по Большой Садовой – знаменитый Дом Булгакова! Удивительные совпадения примечательных адресов, не так ли?

Шнейдер вспоминает: “…… Но в то первое утро (после литературного вечера у Якулова – примечание сайт) ни Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже не замечал этого.

— Эй, отец! — тронул я его за плечо. — Ты, что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь.

Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся.

— Повенчал! — раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору.

Она захотела узнать, что произошло, и, когда я объяснил, со счастливой улыбкой протянула:

— Manage… (Свадьба (франц.).)

Наконец, извозчик выехал Чистым переулком на Пречистенку и остановился у подъезда нашего особняка.

Айседора и Есенин стояли на тротуаре, но не прощались.

Айседора глянула на меня виноватыми глазами и просительно произнесла, кивнув на дверь:

— Иля Илич… ча-ай?

— Чай, конечно, можно организовать,- сказал я, и мы все вошли в дом.

Как большинство журналистов, Илья Шнейдер склонен и к преувеличению, да и просто к придумыванию “фактов” – мало кто будет утруждать себя элементарной проверкой фактов и дат J. Поэтому остается только поверить Илье Шнейдеру, ибо более никто из участников этого конного маршрута воспоминаний о нем не оставил, ни Есенин, ни Дункан, ни извозчик, ни его лошадь J. Сочиненная профессиональным литератором-журналистом легенда? Возможно, но, нельзя не признать, симпатичная…и уже ставшая, как подлинная Московская история, многожды тиражироваться…

Но история дома на Пречистенке 20 заслуживает внимания и не только в связи с его балетным и литературным прошлым. Этот дом хранит воспоминания не только об Александре Балашовой (имевшей большой успех в Париже) и Алексее Константиновиче Ушкове, Айседоре Дункан и Сергее Есенине.

С большой уверенностью можно полагать, что в доме 20 на Пречистенке бывали и братья Третьяковы. Предыдущий (до Ушкова) владелец этого особняка – Владимир Дмитриевич Коншин был женат на Елизавете Михайловне Третьяковой, сестре Павла и Сергея Третьяковых. Владимир Дмитриевич Коншин (1824-1915) начинал свою деятельность в качестве приказчика в доме отца братьев Третьяковых — Михаила Захарьевича. Обладая незаурядными деловыми качествами уже вместе с Павлом и Сергеем Третьяковыми принял участие в создании товарищества «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». И спустя несколько лет в 1866 году Владимир Коншин становится председателем правления товарищества льняной мануфактуры (Кострома), преемника торгового дома «П.и С. братья Третьяковы и В. Коншин».

Производимые на мануфактуре ткани пользовались заслуженным признанием, не раз получали золотые медали в Париже и Турине. Предприятие являлось поставщиком Двора Его Императорского Величества. Как указывают открытие источники в Сети, “это была единственная в мире фабрика, где под одной крышей работало 54 тысяч веретен; она создавалась без всякого участия иностранцев. Обороты товарищества достигли суммы в 12 миллионов рублей в год.”

Владимир Дмитриевич Коншин состоял гласным городской думы и выборным купеческого общества, был заметным благотворителем, был лично знаком со многими художниками и литераторами. А его дочь, вышла замуж за Анатолия Чайкойвского, родного брата знаменитого композитора.

Возвращаясь к самому дому 20 по Причистенке некоторые источники предполагают, что вступив во владение этим особняком, Владимир Дмитриевич Коншин приглашал к его обустройству известного архитектора Александра Степановича Каминского, женатого на другой сестре Третьяковых – Софии.

Любопытное совпадение: с Пречистенкой связана история еще одного рода Коншиных — известный многим Московский Дом Ученых (Пречистенка 16) был построен для Александры Ивановны Коншиной ( Но это однофамильцы, родом из Серпухова.

Предшествующая Коншину страница истории дома связана с военными победами и завоеваниями России. Генерал Ермолов — герой Бородина, отбивший у французов батарею Раевского, покоритель Кавказа, фактически основавший такие крепости как Нальчик, Внезапная и Грозная! Именно с этим незаурядным человеком неразрывно связна более ранняя (середины 19 века) история дома на Пречистенке 20

Выйдя в отставку в 1827 году, легендарный генерал после несколько лет проведет в своем имении под Орлом, где его навестил Пушкин. Получив отказ Императора выехать заграницу, Ермолов перебирается в Москву, где и приобретает именно этот особняк на Пречистенке 20. В этом доме Генерал Ермолов и оставался уже до конца своих дней. Во время Крымской компании с 1853 он возглавлял до 1855 года Московское ополчение, фактическим штабом которого и стал его дом на Пречистенке. В 1861 году Москва провожала генерала в его последний путь двое суток. Кстати, несмотря на отнюдь неоднозначное отношение к Генералу со стороны Императорской династии (не забылись его взгляды и отношения с Декабристами), в Санкт-Петербурге в память о Генерале Ермолове на Невском проспекте, во всех магазинах были выставлены его портреты. По завещанию Генерала Ермолова его похоронили на родной Орловщине. В Орле была устроена грандиозная панихида: и площадь перед Троицкой церковью, где проходило отпевание, и все прилегающие улицы были полностью заполонены пришедшими проститься с Генералом.

Грибоедов, служивший одно время под началом Генерала Ермолова в Тифлисе, назвал его “Сфинксом новейших времен”. Так что, проходя по Пречистенке мимо дома 20, стоит вспомнить эти славные станицы отечественной истории и хотя бы мысленно отдать дань уважения Генералу Ермолову, служившему скорее Отечеству, нежели его Императорам! Достойный пример, побуждающий о многом задуматься в нынешнее время!

Перемещаясь по шкале времен ближе к началу 19 и далее история дама 20 на Пречистенке все больше теряет документы, о своих владельцах, но взамен утерянному пополняется легендами, возможно и связанными с реальными событиями и самим этим владением.

Так Московское предание приписывает именно этому дому историю о домашней «шутихе» графини Орловой. Эта “шутиха”, имея обыкновения из сада через ограду особняка “общаться” с проходящими мимо, однажды даже была замечена Императором Александром I, и якобы, они даже обменялись какими-то репликами. К сожалению точных дат владения Орловой особняком не известно, поэтому проверить по датам возможность такой беседе не представляется возможным.

Но гораздо более “серьезная” и даже нашедшая свое “место” в наши дни легенда связана с доктором медицины Justus Christian Loder, в России именовавшимся как Христиан Иванович Лодер(1753-1832). Документальных свидетельств обнаружить не удается, но практически все источники указывают, что вероятно в самом начале 19 века именно Христиану Лодеру принадлежало данное владение на Пречистенке 20.

Получив образование в Риге Justus Christian Loder преподавал и практиковал в Йене, где стал лейб-медиком герцога Саксен-Веймарского. В 1803 г., доктор Лодер поступает на службу в прусском Галле, где становится профессором анатомии.

После завоевания Галле Наполеоновскими войсками он перебирается в Кенигсберг, где получил в 1809 году диплом на дворянство. Однако в силу развивавшихся политических событий уже 1810 Христиан Лодер оставляет Прусскую службу и перебирается в Санкт Петербург, где его представляют Императору Александру I. Он практикует в обеих Столицах – в Санкт Петербурге и в Москве. Христиан Иванович Лодер, будучи незаурядной личностью, имел тесные дружеские отношения с В. Гете, Ф. Шиллером, А. Гумбольдтом.

Предположительно в отстроенное Матвеем Казаковым (?) еще до Московского пожара 1812 владение на Пречитенке 20 и переселяется этот самый доктор Лодер.

Во время войны 1812 года Христиан Иванович Лодер занимается созданием госпиталей для раненных (на 6000 офицеров и 30000 нижних чинов), за что удостаивается ордена св. Анны 2-й степени с бриллиантами при рескрипте.

В 1818 г. Государь для Московского университееа купил у Христиана Лодера его собрание анатомических препаратов. А сам доктор Лодер занялся воссозданием по разработанному им же плану анатомического театра в Москве, на что потратил около 100000 (?) рублей. За эту постройку он был удостоен орден св. Владимира 2-й ст.

Доктор медицины и хирургии (1777). Доктор философии Христиан Иванович Лодер является почётный член Московского университета, о чем свидетельствует запись в Летописи Московского Университета.

Но история Московских легенд хранит другой эпизод, связанный с доктором Лодером. В ноябре 1825 года X. И. Лодер подготовил доклад «О приготовлении искусственных минеральных вод по методе доктора Струве в Дрездене и проект заведения подобных вод в Москве», который был напечатан в типографии Московского университета. В докладе излагался и «Проект плана предполагаемого в Москве с дозволения Министерства внутренних дел заведения для делания по методе доктора Струве искусственных минеральных вод, как для внутреннего употребления, так и делания разных ванн».

Компаньоном доктора Лодера был профессор химии Московского Университета Фёдор Фёдорович (Фердинанд-Фридрих) Рейсс. Ф.Ф. Рейсс несколькими годами ранее исследовал состав минеральных вод Кавказа, Тверской и Московской губерний, и открыл курорт минеральный искусственных вод в Нескучном саду. Но заведения не пользовалось успехом.

А открытое компаньонами “Заведении искусственных вод» в Хилковом переулке на склоне, спускавшемся к Москва-реке невдалеке от нынешнего Крымского Моста, приобрело неслыханную популярность. В отличии от неудачного опыта в Нескучном саду, в новом заведении кроме самих минеральных вод практиковали и “оздоровительные” процедуры – неспешные, под звуки оркестра 2-х или 3-х часовые прогулки, лучше сказать – гуляния по живописным (в то время) парковым аллеям усадьбы в Хилковом переулке.

Заведение было устроена на популярный европейский манер, да и известность самого доктора Лодера сыграла не малую роль. Вот как описывает Филипп Филиппович Вигель (1828 год), известный Русский мемуарист, заведение доктора Лодера: «Старый и знаменитый Лодер завел первые в России искусственные минеральные воды. Они только что были открыты над Москвой-рекой, близ Крымского брода, в переулке, в обширном доме с двумя пристроенными галереями и садом. Всякий день рано поутру ходил я пешком по Старой Конюшенной на Остоженку. Движение, благорастворенный утренний воздух, гремящая музыка и веселые толпы гуляющих больных (из коих на две трети было здоровых), разгоняя мрачные мысли, нравственно врачевали меня не менее, чем мариенбадская вода, коей я упивался. Новизна, мода обыкновенно влекут праздное московское общество, как сильное движение воздуха все гонит его к одному предмету. Потому-то сие новое заведение сделалось одним из его увеселительных мест «.

Молва приписывает, что именно тут кучера, ожидавшие по нескольку часов своих господ, на вопросы многочисленных простых прохожих отвечали, что тут “лодыря гоняют”.

Некоторые “горячие” головы приписывают даже само происхождение слова “лодырь” фамилии доктора — Лодер. Но это не так: слово происходит, как указывается в словаре Макса Фасмера вероятнее всего, от одного из диалектов немецкого языка. Слово Lodder (loder), пришедшее на Русскую землю предположительно с Петровскими реформами буквально означало “подлец, негодяй”. (Примечание: современные носители языка (Немецкого) пока не смогли подтвердили эту версию.) А вот выражение “Гонять лодыря”, это уж точно наше, родное, и обратно перевести это выражение на немецкий уже затруднительно! Вот, уж действительно “Великий и могучий….” !

Возвращаясь в наши дни нельзя не сказать еще несколько слов о самих реставрационных работах в доме 20 по Пречистенке. Со слов реставраторов “сюрпризы начались, когда приступили к работе с потолком: обнаружилось, что он подшивной, дощатый. Убрали доски и открылись остатки купола и следы сбитой обильной лепнины. Позже, при вскрытии пола были обнаружены две коробки из-под обуви, куда кто-то заботливо сложил остатки сбитой лепнины, как послание потомкам, которые будут не ломать, а строить. Открытия продолжались: под многими слоями краски, покрывавшими двери, обнаружилась сложная вязь резного орнамента, покрытая сусальной позолотой. Камин оказался мраморным, украшенным резьбой по камню, тоже позолоченной. Среди вычурных орнаментов виднелись несколько витиеватых арабских надписей”. Вот как вспоминает главный архитектор проекта воссоздания Мавританского зала Галина Медведева, сотрудник института «Спецпроектреставрация» о работе в Мавританском зале Шехтеля “…Это его ранняя работа — так сказать, «предмодерн», но уже с печатью модерна. Краски характерны для начала века — как бы приглушенные, этот эффект достигался сочетанием масляных красок с воском. А сама гамма цветов в «мавританском зале» удивительно нарядна — цвета вишневый, розовый, охра, бирюза, сине — зеленый плюс золото и бронза. Этот благородный набор цветов, характерный для модерна, был забыт в советское время, знавшее для украшения интерьеров лишь два цвета — белый и салатовый. Фрагменты старой краски, сохранившиеся на остатках лепнины, мы изучали под микроскопом. Удивительно, но среди двух тысяч колеров, предложенных современными фирмами, нужных оттенков не нашлось, мы составили их сами — 5 на основе 18, специально отобранных”.

Казалось бы, один Московский адрес, но как много он хранит с собой и воспоминаний и легенд, славных страниц Отечественной истории и ее героев.

PS. В конце августа 2017 года напротив Дома 20 по Пречистенке была раставрирована (раскрыта из-под слоев поздней покраски) надпись “Артель “ХЛЕБОПЕК” Булочная”. Эту вывеску наверняка видела и Айседдора Дункан и Сергей Есенин. Но восстановление этой вывески проводилось уже не силами ГлавУПДК, а исключительно силами энтузиастов-реставраторов — трудкоммуна «Вспомнить все». Эти работы по восстановлению Московских вывесок производятся исключительно при поддержке неравнодушных Москвичей, и общественного движения Архнадзор.

— улицы на букву «П» — Павелецкая набережная Павелецкая площадь Павелецкий 1-й, проезд Павелецкий 2-й, проезд Павелецкий 3-й, проезд Павла Андреева, улица Павла Корчагина, улица Павлика Морозова, улица Павловская улица Павловский 1-й, переулок Павловский 2-й, переулок Павловский 3-й, переулок Павлоградская 1-я, улица Павлоградская 2-я, улица Павлоградская 3-я, улица Павлоградская 4-я, улица Пакгаузное шоссе Палехская улица Палисадная улица Палиха, улица Палочный переулок Панкратьевский переулок Пантелеевская улица Пантелеевский переулок Панфилова, улица Панфилова, улица (г. Зеленоград) Панфиловский переулок Панфиловский проспект Панфёрова, улица Папанина, улица Паперника, улица Парковая 1-я, улица Парковая 10-я, улица Парковая 11-я, улица Парковая 12-я, улица Парковая 13-я, улица Парковая 14-я, улица Парковая 15-я, улица Парковая 16-я, улица Парковая 2-я, улица Парковая 3-я, улица Парковая 4-я, улица Парковая 5-я, улица Парковая 6-я, улица Парковая 7-я, улица Парковая 8-я, улица Парковая 9-я, улица Парковая улица Парковая улица (пос. Новобратцевский) Паромная улица Партизанская улица Партийный переулок Парусный проезд Паршина, улица Пасечная улица Патриарший мост Паустовского, улица Певческий переулок Педагогическая улица Пекуновский тупик Пенягинская улица Пенягинский 1-й, проезд Пенягинский 2-й, проезд Первой Маёвки, аллея Первомайская аллея Первомайская улица Первомайская улица (пос. Малино) Первомайская улица (пос.Толстопальцево) Первомайский проезд Переведеновский переулок Переведеновский тупик Перекопская улица Перерва, улица Перервинский бульвар Пересветов переулок Переяславский переулок Пермская улица Перова Поля 1-й, проезд Перова Поля 2-й, проезд Перова Поля 3-й, проезд Перова Поля 4-й, проезд Перовская улица Перовский проезд Перовское шоссе Перуновский переулок Песочная аллея Песочный переулок Пестеля, улица Пестовский переулок Песчаная 2-я, улица Песчаная 3-я, улица Песчаная площадь Песчаная улица Песчаный Карьер, улица Песчаный переулок Петра Алексеева 1-й, переулок Петра Алексеева 2-й, переулок Петра Алексеева, улица Петра Романова, улица Петроверигский переулок Петровка, улица Петровские Ворота, площадь Петровские Линии, улица Петровский бульвар Петровский переулок Петровско-Разумовская аллея Петровско-Разумовский проезд Петрозаводская улица Петропавловский переулок Пехорская улица Пехотная улица Пехотный 1-й, переулок Пехотный 2-й, переулок Печатников переулок Печорская улица Пивченкова, улица Пилота Нестерова, улица Пилотская улица Пименовский тупик Пинский проезд Пионерская улица (пос.Толстопальцево) Писцовая улица Плавский проезд Планерная улица Планетная улица Платовская улица Плетешковский переулок Плеханова, улица Плещеева, улица Плотинная улица Плотников переулок Плющева, улица Плющиха, улица Победы, площадь Поварская улица Погодинская улица Погонный проезд Погорельский переулок Подбельского 1-й, проезд Подбельского 3-й, проезд Подбельского 4-й, проезд Подбельского 5-й, проезд Подбельского 6-й, проезд Подбельского 7-й, проезд Подвойского, улица Подгорская набережная Подколокольный переулок Подкопаевский переулок Подмосковная улица Подольская улица Подольский 1-й, переулок Подольских Курсантов, улица Подольское шоссе Подрезковская 1-я, улица Подрезковская 2-я, улица Подрезковская 3-я, улица Подсосенский переулок Подушкино, посёлок Подъёмная улица Подъёмный переулок Пожарский переулок Поклонная улица Покровка, улица Покровская 2-я, улица Покровские Ворота, площадь Покровский бульвар Покрышкина, улица Полбина, улица Полевая улица (г. Зеленоград) Полевая улица (дер. Захарьино) Полевая улица (пос.Толстопальцево) Полевой 1-й, переулок Полевой 2-й, переулок Полевой 4-й, переулок Полевой переулок Поленова, улица Полесский проезд Поликарпова, улица Полимерная улица Полины Осипенко, улица Политехнический проезд Полковая улица Полосухина, улица Полоцкая улица Полтавская улица Полуярославская набережная Полянский 2-й, переулок Полянский переулок Поляны, улица Полярная улица Полярный проезд Померанцев переулок Поморская улица Поперечный 1-й, проезд Поперечный 2-й, проезд Поперечный, просека Попов проезд Попутная улица Поречная улица Порядковый переулок Поселковая улица Посланников переулок Последний переулок Пост Брянский, улица Потаповский переулок Потешная улица Потылиха, улица Походный проезд Правая Дворцовая аллея Правды, улица Правобережная улица Прасковьина улица Преображенская набережная Преображенская площадь Преображенская улица Преображенский Вал, улица Пресненская набережная Пресненский Вал, улица Пресненский переулок Пречистенка, улица Пречистенская набережная Пречистенские Ворота, площадь Пречистенский переулок Пржевальского, улица Прибрежный проезд Привокзальная площадь Привольная улица Привольный проезд Приозёрная улица Приорова, улица Приречная улица Причальный проезд Пришвина, улица Приютский переулок Прогонная 1-я, улица Прогонная 2-я, улица Продольная аллея Продольный проезд Проезд N 3, проезд Проезд N 474, проезд Проезд N 4801, проезд Проезд N 4807, проезд Проезд N 4914, проезд Проезд N 4919, проезд Проезд N 4921, проезд Проезд N 4922, проезд Проезд N 5253, проезд Проезд N 5526, проезд Проезд N 607, проезд Проезд N 657, проезд Проезд N 673, проезд Проектируемый проезд N 1087 Проектируемый проезд N 137 Проектируемый проезд N 1438 Проектируемый проезд N 153 Проектируемый проезд N 1980 Проектируемый проезд N 210 Проектируемый проезд N 2236 Проектируемый проезд N 3610 Проектируемый проезд N 3683 Проектируемый проезд N 369 Проектируемый проезд N 3712 Проектируемый проезд N 3888 Проектируемый проезд N 4025 Проектируемый проезд N 4062 Проектируемый проезд N 4251 Проектируемый проезд N 4294 Проектируемый проезд N 4386 Проектируемый проезд N 5092 Проектируемый проезд N 5112 Проектируемый проезд N 5113 Проектируемый проезд N 5167 Проектируемый проезд N 5207 Проектируемый проезд N 5231 Проектируемый проезд N 5265 Проектируемый проезд N 5267 Проектируемый проезд N 5280 Проектируемый проезд N 5302 Проектируемый проезд N 5396 Проектируемый проезд N 5467 Проектируемый проезд N 5509 Проектируемый проезд N 552 Проектируемый проезд N 687 Проектируемый проезд N 710 Проектируемый проезд N 727 Проектируемый проезд N 890 Проектируемый проезд N 951 Проектируемый проезд N 995 Производственная улица Прокатная улица Прокудинский переулок Пролетарская улица Пролетарский проспект Пролетарского Входа, аллея Проломная Застава, площадь Промышленная улица Промышленный проезд Пронская улица Просвещения, улица Просвирин переулок Просторная улица Протопоповский переулок Проточный переулок Профсоюзная улица Прохладная улица Проходчиков, улица Пруд-Ключики, улица Прудная улица Прудный переулок Прудовая улица Прудовой проезд Прядильная 1-я, улица Прядильная 2-я, улица Прядильная 3-я, улица Прямикова, улица Прямой переулок Прянишникова, улица Псковская улица Пугачёвская 1-я, улица Пугачёвская 2-я, улица Пуговишников переулок Пудовкина, улица Пулковская улица Путевой проезд Путейская улица Путейский тупик Путилковское шоссе Пушечная улица Пушкарёв переулок Пушкина, улица Пушкинская набережная Пушкинская площадь Пыжевский переулок Пырьева, улица Пыхов-Церковный проезд Пяловская улица Пятигорский 2-й, проезд Пятницкая улица Пятницкий переулок Пятницкое шоссе парк Фёдорова Святослава, парк

С этим роскошным особняком по адресу Пречистенка, 20 связаны судьбы очень многих ярких личностей. Сейчас особняк называют домом генерала А.П. Ермолова, а мне он вспомнился в связи с недавно прочитанными мемуарами "Моя жизнь. Моя любовь" Айседоры Дункан - одной из известнейших женщин XX века, основоположницы нового направления свободного танца "модерн". Она прожила одухотворённую, трагическую и короткую жизнь - страстные романы, трагическая гибель детей, приезд в Советскую Россию, жизнь ради творчества и одиночество.
Айседора танцевала по всему миру, отказавшись от классических танцевальных костюмов, босая, в греческом хитоне. Несколько концертов дала она и в России в 1904-1905 и 1913 годах. А в 1921 году получила официальное приглашение от наркома просвещения А.В. Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве, о чём всегда мечтала. В России многое из обещанного так и не было выполнено, но Айседоре выделили для создания школы и личного проживания особняк на Пречистенке. В мае 1922 года, после свадьбы с Айседорой Дункан, в пречистенском особняке поселился Сергей Есенин, к тому времени уже весьма популярный в России.
Именно здесь Есенин создал свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения. Невероятная пара прожила вместе недолго. Уже в 1924 году после скандалов, алкогольного опьянения и непонимания брак был расторгнут. В том же году Айседора покинула Россию, Уже находясь в Европе, она получила известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо закончилась и жизнь самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, она села в спортивный автомобиль Бугатти 35, воскликнув: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!". И через минуту оказалась задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомобиля. Шофёр не заметив этого, продолжал движение...

1. Однако история этого здания началась намного раньше. Оно было построено в конце XVIII века, возможно, по проекту Матвея Фёдоровича Казакова. Особняк был предназначен для врача Христиана Лодера. Его способ лечения заключался в том, что он выгуливал своих пациентов на свежем воздухе под звуки музыки и поил их минеральной водой. Сейчас точно так лечат на водных курортах, а в то время врача и его пациентов люди называли "лодырями". Однако пожар 1812 года погубил здание, и уже после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом.

2. В середине XIX века в этом доме жил на протяжении 10 лет до самой смерти в 1861 году, герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа генерал Алексей Петрович Ермолов - выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник многих войн Российской империи.

В отличие от многих друзей-современников, генерал Ермолов не был просто солдатом империи. В этой роли ему было тесно. Он был носителем имперского духа и стал для современников фигурой легендарной.


Ермолов в старости

3. Следующим владельцем дома на улице Пречистенке, 20 стал фабрикант В.Д. Коншин. При нём в 1873 году была произведена перестройка дома по проекту архитектора А.С. Каминского. Фасад здания получил оформление в эклектическом стиле - дом приобрел современные черты.

А в начале ХХ века в особняке поселился миллионер Алексей Константинович Ушков, владевший крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов" и имевшей представительства не только в России, но и на всех известных чайных рынках мира: в Лондоне, в Индии, в Китае, на островах Цейлон и Ява. Здание было в очередной раз перестроено, автором проекта стал архитектор К.Л. Мюфке. А.К. Ушков вместе со своими родственниками покровительствовал московской филармонии и Большому театру, где он познакомился с прима-балериной Большого театра Александрой Михайловной Балашовой, ставшей впоследствии его супругой. Через четыре года после революции, в 1922 году, под видом путешествия по Волге супруги навсегда покинули Россию. В Париже они обосновались на на Rue de la Pompe, и Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд Опера".
По иронии судьбы так случилось, что дом на Rue de la Pompe, в котором поселились Ушков и Балашова по приезду в Париж, принадлежал ранее как раз Айседоре Дункан. Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под танцевальную школу прибывшей в Россию знаменитой Айседоре Дункан. Так две великие танцовщицы невольно обменялись особняками. Дункан, впоследствии узнав о произошедшем обмене, рассмеялась и назвала его "кадрилью".

4. Фасад украшает изысканная кованная решётка и обильный лепной декор с обилием львиных голов, грифонов. орлов, дубовых и лавровых ветвей, жезлов, лент и другой затейливой лепниной.

5. Фигурный балкон в центре фасада увенчан изображением орла широко распахнувшего крылья - символом безграничной власти, величия и духовного подъёма

20. В XXI веке в доме находится главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД.

Мы продолжаем публикацию историй из жизни художественной Москвы. Первый цикл публикаций посвящен Москве, какой её знала скульптор Анна Голубкина. Сегодня расскажем об особняке на Пречистенке, в котором когда-то жила знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Анна Голубкина не только была знакома с балериной, но и вдохновлялась её творчеством.

В этом доме Айседора Дункан, знаменитая американская танцовщица, считающаяся основоположницей свободного танца, поселилась в 1921 году . Будучи профессиональной балериной, она создала кардинально новое направление: отказавшись от классических костюмов, Айседора выступала босой, одетая в греческий хитон, чем изрядно шокировала публику. В России Дункан дала несколько концертов в 1904–1905 и 1913 годах. В 1921 году она получает официальное приглашение от наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве на Пречистенке, 20.

Первый набор школы (около 60 девочек от 4 до 12 лет) состоялся в октябре 1921 года. Помимо танца воспитанницы получали общее образование, изучали иностранные языки (французский, английский), гимнастику, пение, живопись, лепку. Дункан исходила из того, что именно ребенок с его детской непосредственностью, c прирожденной внутренней выразительностью, должен быть наиболее восприимчивым к естественным движениям ее танца, к системе ее художественного воспитания. Уже в ноябре 1922 года на сцене Большого театра состоялось совместное выступление Айседоры с ее ученицами.


Айседора Дункан

Знаменитый дом с балконом на Пречистенке, где всего три года прожила Айседора Дункан, достоин отдельного рассказа. Дом был построен в конце XVIII века, возможно, по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. В начале ХХ века особняк принадлежал миллионеру Алексею Константиновичу Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов". Для своей красавицы-жены — примы-балерины Большого театра Александры Михайловны Балашовой Ушков заказал перестройку своего особняка на Пречистенке и оборудовал в нем специальный репетиционный танцевальный зал.

Октябрьская революция 1917 года стала неожиданностью для семьи коммерсанта и балерины. Через пять лет под видом путешествия по Волге супруги навсегда покинули Россию. В Париже они обосновались на рю-де-ля-Помп, и Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд-опера".

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под школу прибывшей в Россию знаменитой босоногой танцовщице Айседоре Дункан. По иронии судьбы так случилось, что дом на рю-де-ля-Помп, в котором поселились Ушков и Балашова по приезде в Париж, принадлежал ранее как раз Айседоре Дункан. Так две великие танцовщицы невольно обменялись особняками. В Москве Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. Они жили вместе в особняке на Пречистенке. Именно здесь Есенин создал свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения. Но союз эксцентричной танцовщицы и молодого поэта не был долгим. Уже в 1924 году их брак был расторгнут. В том же году Айседора покидает Россию и отправляется во Францию.

А.С.Голубкина. Рельеф
«Дама». 1912. Известняк.
Музей-мастерская
А.С.Голубкиной

Уже находясь в Европе, она получает известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо заканчивается жизнь и самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, в приподнятом настроении она садится в спортивный автомобиль "Бугатти 35", восклицая: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!", и уже через минуту оказывается задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомашины.

Скульптор Зинаида Дмитриевна Клобукова, ученица Голубкиной, оставила воспоминания о том, как Анна Семёновна звала ее в студию Дункан, так как громадное значение придавала пластике человеческого тела. В гармонии движений Айседоры Дункан и ее учениц Голубкина видела красоту и правду. В своей скульптурной пластике художница тоже всегда экспериментировала. Она могла, например, предложить натурщице-танцовщице станцевать «горе», а другой модели — представить, что она идет, сопротивляясь порыву ветра. В творчестве Анны Голубкиной есть ряд произведений, связанных с кругом Айседоры Дункан, русских танцовщиц Людмилы Алексеевой и Эллы Рабенек, — графические листы с изображением танцующих натурщиц, рельеф "Дама" (1912, в постоянной экспозиции Музея-мастерской А.С.Голубкиной), камеи "Балерина" и "Девушка со светильником" (местонахождение обеих неизвестно), пластический этюд "Волна" (1909, Музей-мастерская А.С.Голубкиной).

Услышать больше интересных историй о связанных с жизнью и творчеством скульптора уголках Москвы можно в бесплатном мобильном маршруте , подготовленном сотрудниками музея-мастерской А.С.Голубкиной. Подробнее о том, как воспользоваться мобильным приложением и о других экскурсионных маршрутах Третьяковской галереи можно узнать на нашем официальном сайте .

Дом № 20 по Пречистенке с затейливыми лепными украшениями - это настоящий московский старожил, сохранивший удивительные истории своих прежних владельцев. Имя первоначального зодчего до сих пор является спорным вопросом, однако, вероятнее всего, им был гений классицизма М.Ф. Казаков - главный московский архитектор конца XVIII - начала XIX века, создавший регулярный план застройки столицы.

Особняк был предназначен для врача Христиана Лодера.

Он имел особый способ лечения. Он выгуливал своих пациентов на открытом пространстве, давали им слушать музыку и поил их минеральной водой. За это его и его пациентов окружающие люди называли «лодыри»

В 1812 году дом сильно пострадал от пожара. На его месте сооружено двухэтажное здание.

В начале XIX века хозяйкой дома стала графиня Елизавета Орлова. Эта просвещенная женщина, увлекавшаяся нумизматикой, обладавшая роскошной многотомной библиотекой, не чуждалась, однако, древних развлечений.

Архитектор Казаков Матвей Федорович

Среди бесчисленного множества дворовых людей графини Елизаветы Орловой была дама, которую все звали Матрешкой. Она веселила своими непостижимыми уму эксцентричными выходками не только свою титулованную хозяйку, но и всю Москву. Одетая в самые немыслимые наряды, она частенько выходила к ажурной решетке придомового садика и бессвязными репликами привлекала внимание прохожих, которые спешили по своим делам по Пречистенке. Согласно городской легенде, однажды Матрешка вступила в шутливый разговор с самим императором Александром I, проезжавшим в этих местах, и так развеселила его, что он подарил ей очень крупную сумму денег - «на румяна».

В тёплое время года, нарумяненная и разодетая в перья и старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.


1851 году хозяином стал генерал А. П. Ермолов, герой Отечественной войны 1812 года. Он собрал в доме богатейшую библиотеку. Генерал отличался крутым характером: даже в пожилом возрасте он одним резким взглядом приводил в трепет оппонентов. Ермолов, проживавший в доме на пенсии, принимал гостей, демонстрируя им прекрасную библиотеку и составляя предсказания судьбы.Здесь Ермолов жил на протяжении 10 лет до самой смерти, 1861 года.

После него хозяин — В. Д. Коншин, дворянин.

Позднее здесь жил В.Д. Коншин - потомственный дворянин, коммерции-советник, учредитель и председатель правления Товарищества Костромской Большой льняной мануфактуры, преемник торгового дома "П.и С. братья Третьяковы и В.Коншин", член Попечительского совета Комиссаровского технического училища.

За пристрастие к примулам его называли московский "лорд Биконсфильд" (британский премьер-министр того времени). В отличие от Ермолова новый хозяин прославился полным отсутствием книг в своем доме, у него была всего одна книга - официальное описание коронации Александра II. Для реконструкции дома Коншин пригласил в 1873 году московскую знаменитость - архитектора А.С. Каминского.

При нём библиотека утратилась, имел всего одну книгу: описание коронации Александра II. При нём интерьер здания изменился: дом приобрёл современные черты рококо и барокко, фасад был украшен обильным декором с изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей. . После него владелицей здания стала семья промышленников Ушковых.


А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне.Ушаков провел новую реконструкцию пречистенского дома, вероятно, по проекту архитектора К.Л. Мюфке. Существует предположение, что скромный и сдержанный Ушков был бонапартистом, и символика лепнины, украсившей стены его дома, отразила политические взгляды нового владельца. После первого неудачного брака Ушков поселился на Пречистенке со второй, горячо любимой супругой - балериной Большого театра Александрой Балашовой, получившей впоследствии мировую известность. Многие в Москве считали, что это была довольно странная пара: сдержанный, тихий купец и блистательная, всегда окруженная поклонниками знаменитая балерина.

Однако их семейный союз оказался на редкость счастливым. Ушков распорядился создать специальный зеркальный зал для занятий супруги. Кроме того, в доме были оформлены залы в помпейском, севрском, римском и мавританском стилях. В 1920-е годы, после революции, Ушков с женой эмигрировал в Европу, где Балашова выступала на лучших сценах, а также занималась преподавательской деятельностью

Айседора Дункан

Особняк был полностью переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические черты.


В этом доме Айседора Дункан, знаменитая американская танцовщица, считающаяся основоположницей свободного танца, поселилась в 1921 году.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Будучи профессиональной балериной, она создала кардинально новое направление: отказавшись от классических костюмов, Айседора выступала босой, одетая в греческий хитон, чем изрядно шокировала публику.


В России Дункан дала несколько концертов в 1904-1905 и 1913 годах.


В 1921 году она получает официальное приглашение от наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве на Пречистенке, 20.


Пречистенка, 20. Усадьба А.К.Ушкова. Фото - Евгений Алексеев



Первый набор школы (около 60 девочек от 4 до 12 лет) состоялся в октябре 1921 года. Помимо танца воспитанницы получали общее образование, изучали иностранные языки (французский, английский), гимнастику, пение, живопись, лепку.


Дункан исходила из того, что именно ребенок с его детской непосредственностью, c прирожденной внутренней выразительностью, должен быть наиболее восприимчивым к естественным движениям ее танца, к системе ее художественного воспитания. Уже в ноябре 1922 года на сцене Большого театра состоялось совместное выступление Айседоры с ее ученицами.


Айседора Дункан



Айседора Дункан и Сергей Есенин

Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под школу прибывшей в Россию знаменитой босоногой танцовщице Айседоре Дункан. По иронии судьбы так случилось, что дом на рю-де-ля-Помп, в котором поселились Ушков и Балашова по приезде в Париж, принадлежал ранее как раз Айседоре Дункан.



Так две великие танцовщицы невольно обменялись особняками. В шутку, танцовщица и балерина называли эту перемену кадрилью танцем, в котором характерным движением является перемена мест партнеров.

В Москве Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным.

Айседоре было уже за сорок, Есенин был на восемнадцать лет младше нее. Они говорили на разных языках, но это не помешало стремительному развитию их романа и последующему браку. Они расстались в 1924 году, и Дункан покинула Россию.

А.С.Голубкина. Рельеф
«Дама». 1912. Известняк.
Музей-мастерская
А.С.Голубкиной

Уже находясь в Европе, она получает известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо заканчивается жизнь и самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, в приподнятом настроении она садится в спортивный автомобиль "Бугатти 35", восклицая: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!", и уже через минуту оказывается задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомашины.

Скульптор Зинаида Дмитриевна Клобукова, ученица Голубкиной, оставила воспоминания о том, как Анна Семёновна звала ее в студию Дункан, так как громадное значение придавала пластике человеческого тела. В гармонии движений Айседоры Дункан и ее учениц Голубкина видела красоту и правду. В своей скульптурной пластике художница тоже всегда экспериментировала.

Она могла, например, предложить натурщице-танцовщице станцевать «горе», а другой модели — представить, что она идет, сопротивляясь порыву ветра. В творчестве Анны Голубкиной есть ряд произведений, связанных с кругом Айседоры Дункан, русских танцовщиц Людмилы Алексеевой и Эллы Рабенек, — графические листы с изображением танцующих натурщиц, рельеф "Дама" (1912, в постоянной экспозиции Музея-мастерской А.С.Голубкиной), камеи "Балерина" и "Девушка со светильником" (местонахождение обеих неизвестно), пластический этюд "Волна" (1909, Музей-мастерская А.С.Голубкиной).