Рождество Христово – что поется в этот день на службе. Рождественские молитвы Трисвятое. Поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш

5 сильных молитв на Рождество Христово

4.2 (83.24%) 74 голос.

Молитва в Рождество Христово на здоровье

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.»

Молитва на Рождество о замужестве

«С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья.
Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего.
Я, раба Божья (свое имя) молю тебя сейчас о помощи.
Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней.
Пошли мне мужа любящего и заботливого,
чтобы я могла растить детей в счастье и радости.
Да святится имя твое. Аминь».

Молитва в Рождество на деньги и богатство

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва в Рождество на счастье и благополучие

«Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий — Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония — чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, — Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, — яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает — Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.»

«Рождество Твое, Христе Боже наш

возсия мирови свет разума.

В нем бо звездам служащии

звездою учахуся.

Тебе кланятися Солнцу правды,

И тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава тебе.»

Тропарь Рожества, гл. 4

Вот и наступил наконец этот долгожданный, любимый взрослыми и детьми, великий праздник Рождества Христова! Православные готовились к достойной встрече этого праздника, очищая свои души и тела длительным сорокадневным постом, покаянием, Причащением Святых Христовых Тайн и таинством Соборования.

Убранство храма тоже было обновлено. К Празднику были отреставрированы старинные Царские Врата - корпус был обновлен, с резных деталей была полностью снята старая краска и нанесена новая, золотого оттенка. Голубые облачения в алтаре были заменены на белые.

Вокруг иконы праздника сооружен красочный вертеп из веток ели и украшений. Особо почитаемые иконы храма - Божией Матери «Табынская» и святителя Николая тоже были украшены сосновыми ветвями и елочными шарами. Солею и амвон украсили напольные вазы с букетами живых лилий.

Служба Сочельника Рождества Христова началась 5-го января в 17 часов. Состояла она из вечерни, утрени и 1-го часа. Содержание песнопений этого дня - предпразднества - ожидание чуда рождения Богомладенца, которое предсказывали многие ветхозаветные пророки. Служба эта не торжественная, не очень длинная, но прихожан присутствовало много. После богослужения была общая, а затем и индивидуальная исповедь, которая длилась до 10 ч. вечера, хотя исповедовали два священника. Почти все православные спешили очистить свои души покаянием, чтобы достойно причаститься Святых Христовых Таин в последний день Рождественского Поста.

Утренняя служба Сочельника 6 января состояла из Великих (Царских) часов, изобразительных, вечерни и Литургии Василия Великого. Великие часы(1-й, 3-й, 6-й, и 9-й) отличаются от обычных тем, что на них священник читает паремии, Апостол и Евангелие, находясь в храме, а не в алтаре. Они по времени длятся в несколько раз дольше, чем обычные. А Царскими часы называют по старинной традиции, потому что в дореволюционной России на этой службе обязательно присутствовали члены императорской семьи. Литургия Василия великого - тоже особенная. Она служится всего 10 раз в году - на сочельник Рождества, Крещения, и остальные 8 раз - Великим Постом. Отличие Литургии Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста (которая служится во все остальные дни года) - в усиленных, сугубых молитвах священников. Причастников на службе Сочельника было очень много. Создалось впечатление, что все прихожане в этот день подошли к чаше со Святыми Дарами!


Название Сочельник произошло от старинного русского слова «сочиво» (или в другой транскрипции «коливо») - пшеничные зерна сваренные на воде без масла, которыми по традиции подкрепляют свои силы верующие в этот день, не вкушая ничего другого до первой звезды. Стоит отметить, что такая служба - Сочельник - служится всего 2 раза в году - на рождество Христово и на Крещение Господне.

И вот долгожданный праздник настал!

По сложившейся уже традиции ради удобства прихожан, служба Рождества Христова была разделена на две части - в 17.00 часов было отслужено Всенощное бдение, а в 24.00 - Божественная Литургия.

Значение этого события - рождения Богомладенца для спасения всего человечества трудно переоценить. Все в этом рождении было необычно: и непорочное зачатие Девой Марией, возвещенное ей от Ангела, и необычное место рождения - скромная пещера на окраине города Вифлеема, в которой прятался скот от дождя, и Ангельский хор, который на небе воспел рождение Иисуса, а простые пастухи его услышали и пришли поклониться воплощенному Богу. И Рождественская звезда, которую увидели персидские звездочеты, и несколько месяцев шли за этой звездой, и она привела их к Младенцу Христу.

Обо всех этих событиях повествуется в песнопениях праздника. Вообще служба Рождества Христова отличается особой торжественностью, радостным, мажорным настроением.


Еще до начала службы храм был до отказа наполнен людьми. Было много молодежи, многие были с детьми. Некоторые пришли в первый раз, и очень хочетсянадеяться, что он не будет последним! Настоятель храма протоиерей Симеон (Антипов) зачитал Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла а так же обращение митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина.

В своей проповеди отец Симеон подчеркнул, что Рождество - детский праздник. И не только потому, что его особенно любят дети, но и потому, что Христос сам говорил: «Если не будете как дети, не сможете достичь Царствия Небесного». Так же он рассказал о значении Святок - дней от Рождества Христова до Крещения Господня. «Святки» - от слова «святость» - очень хорошо в этот период совершать добрые дела- навещать одиноких и больных людей, своих родных и друзей, те дома, где нам рады, самим принимать гостей, совершать дела милосердия, которые нам под силу, дарить подарки.


Служба закончилась братской трапезой, на которой впервые после поста было разрешено вкушение скоромной (т.е. мясной и молочной) пищи. Многие обменивались подарками и сладостями.

Но праздничные мероприятия на этом не закончились. 7-го января прошел утренник. (О нем подробно см. статью в разделе « » .)

Главные молитвы Рождества: перевод и текст

В православном богослужении во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения - стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры - из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

«Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод:

«Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; (в данном случае Агница - это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения уже самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира :

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго б оголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех б лаговолен ие.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак , гимн - «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Главный гимн Рождества в Православной Церкви - это тропарь Праздника , который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя - вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными - в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Ирмосы Рождества Христова. Музыка Веделя

https:

//youtu.be/fqgwAaCBIzY

О важности сохранения празднования Рождества писали ранним христианам Апостолы: «Храните, братия, дни праздничные, и, во‑первых, день Рождества Христова».

Тропарь и кондак Рождества Христова

Светлое Рождество Христово Тропарь, кондак, величание

Тропарь Рождества Христова, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

О главных песнопениях праздника Рождества Христова рассказывают выпускницы регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии.

Праздник Рождества Христова в пределах предпразднества и попразднества продолжается 14 дней .

Сам день Рождества Иисуса Христа во плоти, как важнейший и торжественнейший, называется в православных Богослужебных книгах праздником тридневным, пасхою. По гласу Церкви в этот день, «всяческая радости наполняются.

Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».

Православные христиане с древних времен проводили праздник Рождества благоговейно.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ

Следующие после Праздника дни называют Святками - святыми днями, так как они освящены великими событиями Рождества Иисуса Христа.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВЕНСКИХ СВЯТОК

Сохранились данные, что греческие христиане уже в 4 веке праздновали после Рождества две недели. Тогда уделялось особое внимание праздничному радостному настроению, которое должно было быть у всех, в том числе и у бедных людей, рабов, а также заключенных.

В церковном уставе прп. Саввы Освященного говорится, что во дни Рождественских святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий».

В 567 году Вторым Туронским Собором дни от Рождества до Богоявления названы праздничными.

Известно, что в Византии был обычай на Святки оказывать помощь бедным людям, приносить в больницы и тюрьмы подарки и еду.

У Григория Нисского и Ефрема Сирина есть упоминания о Святках как о послерождественском торжестве.

Со временем послерождественские дни – Святки- окончательно стали тем временем, когда люди славят Христово Рождество. В этот период человек старался помочь немощным и бедным, дарил подарки. Хозяйки готовили вкусные угощения. Дети и молодые люди занимались колядованием, или славлением, - приходили к односельчанам с рождественской звездой и церковными песнопениям. Они пели тропарь и кондак праздника Рождества, а также духовные песенки Рождественской тематики - колядки (не путайте с языческим колядованием!).

Как проводить Рождественские Святки

Славьте!

В каноне на Рождество Христово Козьма Маиумский говорит: «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче».

Подобно Ангелам, возвестившим вифлеемским пастухам великую радость и певшим хвалу Богу, славление священнослужители начинают в храме, после Литургии, в навечерие праздника: «Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» и прочее».

После Богослужения в храмах Торжественное прославление Рождества Иисуса Христа переносится и в жилища верующих.

Радуйтесь!

Великая радость в праздник Рождества проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о котором благовествуется на утрени в евангельском чтении (Мф. 1,8-25).

Творите дела милосердия

Православные всегда старались на Святках уделять время делам милосердия, делились радостью Рождества Христова с людьми, делая им что–то доброе. Многие в это время посещают больницы, детские дома, помогают нуждающимся и др.

Дарите рождественские подарки

Обычай на Святках дарить подарки своими корнями восходит к событиям Вифлеемской ночи, когда в дар новорожденному Иисусу волхвы принесли золото, ладан и смирну.

Занимайтесь детским воспитанием

Рождество – это и детский праздник. Чем больше у ребенка будет светлых воспоминаний о Рождестве, тем легче ему будет сохранять и умножать веру во взрослой жизни.

Не гадайте

Широкое распространение получило гадание в это время, но это всегда осуждалось православной Церковью. Шестым Вселенским Собором установлено: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий».

Не калядуйте. Не устраивайте языческих игрищ и плясок

Календы - языческие празднования первого дня каждого месяца - ничего общего с православными традициями не имеют, точно так же, как и всенародные пляски в честь богов по чуждому для христианского жития обряду и игрища, проводимые по старинным идолопоклонническим преданиям с наряжением в кумирские одеяния с плясками и песнями.

Духовные Рождественские песни


Дева-Богородица

Детско-юношеский хор церковно-певческой школы им. преп. Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери г.Санкт-Петербург. Руководитель Ирина Болдышева

Дева Богородица, Чистая Мария,
Мати Предъизбранная, мира Красота,
Кроткая Владычице, сохрани Россию,
Умоли о грешных нас Господа Христа.

Тихо колыбельную над яслями пела
И качала ласково Своего Творца.
Первая в глаза Его кротко посмотрела,
Первая увидела свет Его лица.

Первые слова Его в сердце Ты слагала
И улыбку первую видела Его.
С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала.
Умоли о грешных нас Сына Своего!

Ты Дитя Небесное к сердцу прижимала -
Перед Ним единая Ты, как снег, чиста.
В Вифлееме Господа в яслях пеленала -
На Голгофе встала Ты у Его креста.

О, Пренепорочная, рождшая Мессию,
Истину державшая на Своих руках, -
Умоли же Господа, да спасёт Россию,
И помянет грешных нас в горних Небесах!

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.

Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.
Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Ночь тиха над Палестиной (рождественская песня)
В исполнении знаменитого хора храма святителя Николая в Заяицком (в Москве).

Ночь тиха над Палестиной.
Спит усталая земля.
Горы, рощи и долины
Скрыла всё ночная мгла.
Скрыла всё ночная мгла.

В Вифлееме утомлённом
Все погасли огоньки,
Только в поле отдалённом
Не дремали пастухи.
Не дремали пастухи.

Стадо верно сосчитали,
Обвели ночной дозор,
И, усевшись, завязали
Меж собою разговор.
Меж собою разговор.

Вдруг раздался шелест нежный,
Трепет пастухов объял,
И в одежде белоснежной
Ангел Божий им предстал.
Ангел Божий им предстал.

Не пугайтесь, не смущайтесь!
От Небесного Отца
Я пришёл великой вестью
Вам возрадовать сердца.
Вам возрадовать сердца.

Милость людям посылает
Сам Христос, Владыка-Царь.
Грешный мир спасти желая,
Сам Себя Он в жертву дал.
Сам Себя Он в жертву дал.

Ночь тиха над Палестиной.
Спит усталая земля.
Горы, рощи и долины
Скрыла всё ночная мгла.
Скрыла всё ночная мгла.

Ночь тиха, ночь свята. Хор МДА

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.

"Рождество Христово"

Исполняет Клиросный хор Софийского собора г.Пушкин

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество! ”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!

Ныне совершилось. Текст ниже в разделе "Рождественские стихи". Протоиерей Николай Гурьянов "Рождественская ночь".

Ангелы в небе (Angels in Heaven)

Иван Козловский. Рождественские колядки / Ivan Kozlovskiy. Christmas carols. 1947

Рождественские песнопения - Хор Троице-Сергиевой Лавры п/у архим. Матфея Мормыля. 1990

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СТИХИ

Протоиерей Николай (Гурьянов)

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ

Ныне совершилось
Чудо из чудес:
Ныне персть сроднилась
С благостью небес.
Ныне человеком
Стал Предвечный Бог,
И в вертепе, в яслях,
Кроток сердцем лег.
И, звездой ведомы
К свету на поклон,
Мудрецы явились
Из чужих сторон.
Смирну, ладан, злато,
Лучший дар земли,
Три волхва с востока
Богу принесли.
Ангелы нисходят
Пастырям принесть
О Младенце-Боге
Дорогую весть.
И поет на небе
Лучезарный клир:
"Слава в вышних Богу,
И на земли мир!"

Митрополит Владимир (Сабодан)

Рождество

В яслях лежит Ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.

А где-то в белых Афинах
Философы среди колонн
Спорят о первопричинах,
Обсуждают новый закон.

И толпы в театрах Рима,
Стеснившись по ступеням,
Рукоплещут неутомимо
Гладиаторам и слонам.

Придет Он не в блеске грома,
Не в славе побед земных,
Он трости не переломит
И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,
Не князей призовет в совет -
С галилейскими рыбарями
Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,
В оковы не закует,
Но Сам, распростерши руки,
В смертельной муке умрет.

И могучим победным звоном
Легионов не дрогнет строй.
К мироносицам, тихим женам,
Победитель придет зарей.

Со властию непостижимой
Протянет руку, один,
И рухнет гордыня Рима,
Растает мудрость Афин.

В яслях лежит Ребенок.
Матери кроток лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.

Священник Виктор Грозовский. Младенец

Младенец

Мы славим Рождество Святое,
Мы славим Бога и Отца,
Он в мир послал Дитя такое...,
Что славить будем без конца!

Безпечных, гордых, неутешных,
Кого в грехе родила мать,
Так возлюбил Отец нас грешных,
Что Сына - мир послал спасать.

Он - Царь царей, Спаситель мира,
Зрак на Себя раба приим,
В яслях лежал Младенец сирый,
И Матерь Божия - над Ним.

Дары волхвов лежали рядом,
А над пещерою - звезда.
Был Вефлием беззвестным градом,
Теперь прославлен навсегда.

И звёзды на небе сияли,
И был хор Ангелов с небес,
И сладкозвучно прославляли
Того, Кто был всему - Творец.

Ликует нынче вся природа,
Ликует христианский мир,
Но иродовы страх и злоба
Устроили кровавый пир.

Царь испугался, что Младенец
Его от трона отстранит,
И приказал он-двоеженец,
Новорождённых всех убить.

И погубил он тьму младенцев,
Всего от роду до двух лет.
За горе, слёзы вефлиемцев
Правитель Богу даст ответ.

Сегодня в мире также льётся
Детей невинных, чистых кровь,
И ирод-царь за власть трясётся
И ненавидит он Любовь.

Любовь всегда была гонима,
Младенец в мир её принёс,
Любовь - она непобедима,
Любовь - родившийся Христос!

Константин Льдов

Рождество Христово

Пустыня спит. Горят светила
На ризе ночи голубой.
Чья мысль их властно превратила
В завет, начертанный судьбой?

Кто поспешает в мраке зыбком
ВолхвыЗа звездным факелом во след?
К каким восторгам и улыбкам?
К каким виденьям юных лет?

То мудрецы, цари Востока,
Провидцы в жизни и во снах,
Рожденье нового Пророка
Прочли в небесных письменах.

Они чеканные сосуды
Везут с дарами… Путь далек.
Идут, колеблются верблюды,
Вздымая облаком песок…

Святое всех роднит со всеми, –
Как смерть, как совесть, как грехи.
Под утро, в горном Вифлееме,
Проснулись в страхе пастухи.

Как озарилась их обитель!
Само вещает Божество:
“Рожден для смертных Искупитель,
Идите, – узрите Его!”

Смиренных духом сочетало
Преданье с мудрыми земли:
Одно их чувство волновало,
Одни надежды их влекли.

Для них Избранник неизвестный
Уже идет и в этот час
На подвиг Свой – на подвиг Крестный
Во искупление за нас!

Вячеслав Иванов.

В Рождественскую ночь

О, как бы я желал, огнём пылая веры,
И душу скорбную очистив от грехов,
Увидеть полумрак убогой той пещеры,
Где воссияла Вечная Любовь.

О, как бы я хотел облить слезами ясли,
Где возлежал Христос-Младенец, и с мольбой
Припасть, – молить Его о том, чтобы погасли
И злоба, и вражда над грешною землёй;

Чтоб человек, озлобленный, усталый,
Истерзанный жестокою борьбой,
Забыл больного века идеалы
И вновь проникся верою святой;

О том, чтоб и ему, как пастырям смиренным,
В Рождественскую ночь с небесной высоты
Звезда чудесная огнём своим священным
Блеснула, полная нездешней красоты;

О том, чтоб и его, усталого, больного,
Как пастырей библейских и волхвов,
Она вела в ночь Рождества Христова
Туда, где родилась и Правда, и Любовь.

Афанасий Фет

Ночь тиха…

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, –
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, –

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Михаил Лермонтов

Стихи про Рождество

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от Рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог!

ОТ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ С ПРАЗДНИКОМ, ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ, ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО ЗДРАВИЯ!

Рождественские паремии

Тропарь Рождества

Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры

В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

Русский перевод:

Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

Рождественские паремии

Каждый год накануне праздника Рождества Христова, в Сочельник, во всех православных храмах прочитываются восемь особых рождественских паремий. Что такое паремия? Откуда появилась традиция таких чтений? В чем заключается смысл тех паремий, которые мы слышим в Сочельник?

Что такое паремия? Откуда она появилась?

«Паремия» по-гречески - притча. Фактически это отрывки из Священного Писания, чаще всего из Ветхого Завета, которые в древности читались на литургии, а с VII-VIII века стали читаться на вечерне. Сегодня паремии читаются на богослужении для того, чтобы передать суть праздника глубже. Из Ветхого Завета могли читать разные отрывки, хотя зачастую это была Книга Притчей, поэтому чтения и назвали притчами. Если заглянуть в современный богослужебный устав Великого поста, то можно проследить, как сохранилась древняя христианская традиция читать книгу Бытие, пророка Исаию и Книгу Притчей, для подготовки оглашаемых. За пост эти три ветхозаветные книги прочитываются полностью.

Важно понимать, что некоторые богослужебные тексты, которые читаются, например, на всенощном бдении, предназначены не для молитвы, а для слушания. По уставу после них полагаются проповеди, в которых священник должен разъяснить смысл прочитанного. Паремии - это как раз такие тексты, слушая которые, верующий глубже проникается смыслом того, что празднует Церковь.

Обычно паремий немного. Так, на праздниках в честь Пресвятой Богородицы читают три паремии. Так же и во дни памяти, например, святителей. Когда Церковь вспоминает какого-либо апостола, читают не ветхозаветные, а новозаветные паремии. А вот на такие праздники, как Рождество Христово, Крещение Господне или Пасха, количество паремий значительно больше. И это связано не только с тем, что эти службы особенно торжественные. Дело в том, что в Древней Церкви во время чтения этих паремий крестили. И вот, пока священник подводил будущих христиан к купели, верные слушали отрывки из Священного Писания.

В чем особенность рождественских паремий?

Рождественские паремии сосредоточены на событии рождения Спасителя. Это ветхозаветное прикосновение к тайне явления Бога в мире. Тексты раскрывают перед слушающими чудо рождения Мессии от Девы - Пресвятой Богородицы, место его рождения - Вифлеем, чудесные события, связанные с этим праздником.

Кроме того рождественские паремии показывают общность и преемственность Ветхого и Нового Завета. Сегодня среди верующих очень часто можно заметить некоторое пренебрежение к Ветхому Завету. Дескать, зачем он нам, если есть Христос, который как будто бы отменил все, что было до него, и дал людям все новое. Но такая позиция ошибочна. Господь исполняет все, чего так ждали люди до Его рождения. И сам Спаситель в Евангелии постоянно ссылается на Ветхий Завет. И как раз пророчества, которые читаются в Сочельник перед Рождеством, показывают эту общность двух Заветов - как сбываются ожидания древности.

1-я паремия. Бытия чтение. [Глава 1]

Бытие - первая книга Ветхого Завета. В ней содержится предания о происхождение мира, о древнейшей истории человечества и о появлении еврейского народа. В самой книге Бытие нет указания на автора, однако традиционно считается, что ее написал Моисей. Он считается автором первых пяти книг Библии - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, которые носят название Пятикнижия Моисеева. Согласно современным научным данным, Бытие было написано между 1440 и 1400 гг. до н. э., в период между выходом израильтян из Египта и смертью Моисея.

Текст: В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет, и бысть свет. И виде Бог свет, яко добро: и разлучи Бог между светом, и между тьмою. И нарече Бог свет день, и тьму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако. И сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь, небо: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша: и бысть тако. И собрася вода, яже под небесем в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю: и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий.

Перевод: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Смысл: Первая рождественская паремия - это отрывок из книги Бытие о сотворении мира. И сразу же может появиться вопрос: а при чем тут этот текст? Для чего перед Рождеством вспоминается сотворение мира?

Во-первых, так Церковь указывает на то, Кто именно рождается и какому Богу мы поклоняемся. Христиане празднуют рождение Того, Кто сотворил всю Вселенную. Бог исполняет свое обещание древним людям, посылая в мир Своего Сына, для того чтобы исправить деформированное и искаженное грехом и смертью состояние человека. К нам приходит Сам Бог.

Интересно, что у пророка Исаии тоже есть рассказ о сотворении мира, и начинается он так: Утешайте, утешайте народ мой (Ис 40:1 ), - говорит Бог. И утешение заключается в том, что пророк рассказывает о сотворении мира. В чем здесь утешение? Дело в том, что для языческого сознания все просто: если ты проиграл, значит, твой бог слабый, а если победил - значит, сильный. И плененные иудеи поддаются этой установке. Находясь в вавилонском плену, они чувствуют себя раздавленными, поверженными и униженными. Будто Бог оставил их или оказался слабее языческих. Но Бог через пророка как бы напоминает им, что Он - Творец мира, создавший небо и землю. А значит, все в Его руках. И это бесконечное для них утешенье.

Кроме того, Рождество Христово -это возрождение или даже «пересотворение» мира. Как Спаситель и скажет позднее: «Теперь творю все новое» (И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (Откр 21:5 ). Через Него «рождается» новая действительность мира, в которой человек может стать бессмертным и подобным Богу.

2-я паремия. Чисел чтение. [Глава 24]

Числа - четвертая книга Пятикнижия Моисеева. Название книги объясняется тем, что в ней приводятся различные рекомендации для исчисления еврейского народа, отельных колен (родов), священнослужителей и так далее. Книга охватывает события между пребыванием «богоизбранного народа» у горы Синай до прибытия «на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона». Авторство теста традиционно приписывается пророку Моисею.

Текст: Бысть Дух Божий на Валааме, и восприем притчи своя, рече: коль добри доми твои Иакове, и скиния твоя Израилю! Яко страны осеняющия, яко садие при реках, и яко скиния, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. Изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится царство его, и возрастет. Бог наставит его из Египта, яко славу единорога его. Пояст языки враг своих, и толщу их измождит: и стрелами своими устрелит врага. Возлег почи яко лев, и яко скимен, кто возставит его? Благословящии тя благословени, и проклинающии тя, прокляти. Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и ссечет князи Моавитския: и пленит вся сыны Сифовы, и будет Едом достояние, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость.

Перевод: Был на Валааме Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Смысл: К этой паремии необходимо подходить с двух позиций. Первая включает в себя исторический контекст этого чтения. Был некий Валаам, которого один языческий царь призвал к себе для того, чтобы он проклял израильский народ, которого очень опасался. И вот Валаам, глядя на лагерь израильтян, вместо того, чтобы навести на него проклятие, его благословляет. Он предсказывает победу Израилю в войне с этим языческим царем. И это пророчество сбывается в конкретной исторической ситуации. Но за этими словами скрывается и другой, более глубокий смысл.

Оказывается самое важное заключено не в словах благословения: Прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Но особенно прекрасен потому, что именно из него произойдет Мессия - Спаситель мира. Потому Валаам затем говорит: вижу Его, но еще нет. Он знает, что Спаситель придет, но только в будущем. Валаам пророчествует: Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля. И здесь речь идет не просто о звезде Вифлеема, которую увидели волхвы. Эта звезда - образ самого Христа. Он - путеводитель, который в ночи освещает нашу жизнь.

3-я паремия. Пророчества Михеина чтение. [Главы 4 и 5]

Книга пророка Михея - 33-я по счету в Библии. Примерное время написания - эпоха царствования Иоафама (750–735 гг. до н. э.). Пророк Михей обычно теряется в тени своего великого современника и, возможно, даже учителя, пророка Исаии. Их пророчества созвучны между собой вплоть до буквальных совпадений. Но если Исаия был священником иерусалимского храма, то Михей, судя по всему, был человеком простым и незнатным. От того особую остроту обретали в его устах обличения богачей, грабящих народ по собственному произволу.

Текст: Во днех онех, глаголет Господь: соберу сокрушенную, и отриновенную прииму, яже отринух: и положу сотренную во останок, и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей, от ныне и во веки. И ты, Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили: и исходи Его из начала, от дней века. Сего ради даст я до времене раждающия, породит, и прочии от братий Его обратятся к сыном Израилевым. И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли.

Перевод: В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

Смысл: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное, говорит Господь, обещая исцелить страдающий от бед и несчастий народ Израиля. И это обещание исполняется после Рождения Иисуса Христа. А затем Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. В этих пророческих словах открывается будущее уже нового Израиля, то есть Новозаветной Церкви, которая всегда будет Ему верна, и Господь будет царствовать над ней даже тогда, когда этот мир закончится.

Кроме того в этом чтении мы слышим, что Мессия должен родиться в Вифлееме. Именно поэтому, когда царь Ирод Великий призвал книжников и спросил их, откуда произойдет Спаситель, они ответили ему - из Вифлеема, ссылаясь на это пророчество: И ты, Вифлеем-Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле.

Мы снова чувствуем этот акцент, что рождается именно Сам Бог, «Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Мал ли ты между тысячами Иудиными? - пророк указывает на то, что Господь придет не во славе и силе, не как победитель, а в образе раба. И родится он даже не в теплом доме, а где-то на окраине города - в хлеву. В богословии это называется кенозисом, умалением Бога, Который принимает на себя все человеческие немощи и несчастья. Он побеждает смерть, своим умалением - от Бога к человеку. Так Господь, спасая людей, не нарушает в них самое главное - свободу.

Наконец, тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их - отсюда Церковь знает, что многие из тех иудеев, которые до сих пор упорствуют, не признавая Мессией Иисуса Христа, в конце концов покаются и обратятся.

4-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Глава 11]

Книга пророка Исаии состоит из отдельных речей, сказанных пророком примерно между 733 и 701 гг. до н. э. Основной пафос первой половины книги - обличение отступившего от Бога народа израильского, а второй - утешение иудеев, которые попали в вавилонской плен и пророчества о грядущем Боговоплощении.

Текст: Тако глаголет Господь: изыдет жезл от корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет. И почиет на нем Дух Божий: дух мудрости и разума: дух совета и крепости: дух ведения и благочестия: дух страха Божия исполнит его. Не по славе судит, ниже по глаголанию обличит: но судит правдою смиренных суд, и обличит правостию славныя земли. И поразит землю словом уст Своих, и духом устен убиет нечестиваго. И будет правдою препоясан по чреслех Своих, и истиною обвит по ребром Своим. Тогда пожирует волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем: и телец, и лев, и юнец вкупе пожируют, и отроча мало поведет их, телец и лев вкупе пасутся, и вкупе чада их будут: и лев яко вол снесть плевы. И отроча младо на пещеру аспидску, и на ложе племене аспидска руку возложит. И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей: занеже исполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря. И будет в день он корень Иессеев, и востаяй владети языки: на него языцы уповают, и будет покой его честь.

Перевод: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.

Смысл: Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине. Здесь пророк приоткрывает нам то, что случится после Второго Пришествия Спасителя - Страшный Суд, но самое главное в этом чтении заключено в другом. Господь выступает как Тот, Кто принесет мир на эту землю. Этот мир будет подобен райскому состоянию общего примирения и гармонии. Так, что даже волк, которому «положено» поедать ягненка, не тронет его. Это будет такой мир, в котором даже вполне естественные и понятные инстинктивные жестокости между животными упразднятся. И маленький ребенок сможет, ничего не боясь, играть со змеей. Пример, надо сказать, очень понятный для Палестины, где действительно много опасных и ядовитых змей. Пророк как бы говорит: Христос преодолеет вражду не только между людьми, но даже между животными.

И покой его будет слава. Покой - это мир Божий, который почиет между людьми. При этом важно понимать, что этот мир придет не как в сказке, просто потому что пришел Господь. Нет, Бог всегда уважает человеческую свободу. Это будет внутреннее решение каждого, принимать этот Божий покой или нет. Потому Церковь поет на рождественском Всенощном бдении: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Мир, который принес Христос, будет возможен между людьми только если они сами этого захотят - по их «благоволению».

5-я паремия. Пророчества Иеремиина чтение. [Варуха, главы 3 и 4]

Книга пророка Варуха – является неканонической книгой (тексты Священного Писания, которые не дошли до нашего времени на иврите) Ветхого Завета и присоединяется к Книге пророка Иеремии. Основной смысл послания – показать иудеям, что все бедствия, которые их настигли, в том числе разрушение Иерусалима и вавилонское пленение, произошли из-за богоотступничества. Пророк побуждает свой народ раскаяться и ждать утешение от Бога.

Текст: Сей Бог наш, не приложится ин к Нему. Изобрете всяк путь художества, и даде Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки, вси держащиися ея в живот, оставившии ея умрут. Обратися Иакове, и имися ея, поиди к сиянию прямо света ея. Не даждь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.

Перевод: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя - чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.

Смысл: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Когда ветхозаветные пророки возвеличивают Бога, то делают это не только для того, чтобы напомнить заблуждающимся израильтянам, от Кого они отступили. Такая хвала Создателю - утешение во всех скорбях, которые преследовали народ Божий. Пророк напоминает, что их Бог нашел все пути премудрости, а значит, только от Него и можно почерпнуть истинное знание. А дальше в тексте мы слышим и даровал ее (премудрость. - Т. С.) рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. Как даровал? Через Божественное Откровение, то есть Библию.

Затем звучит уже прямая отсылка к Рождеству Христову: После того Он явился на земле и обращался между людьми. И вновь Церковь напоминает: явился именно Бог, воплотился Творец мира, Который даст евангельские заповеди. При этом делается достаточно жесткое уточнение: Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Бог не будет заставлять человека следовать этим заповедям, но при этом дает предупреждение, что ожидает того, кто будет пренебрегать ими. И здесь слушающий может возмутиться кажущейся жестокостью Бога. Почему именно тот, кто следует этим заповедям, будет жить? А что, иначе нельзя? Зачем Богу такая жестокость? Но дело не в Боге, а в нас самих. Человек так устроен, что должен дышать кислородом, чтобы существовать. Точно также же и с исполнением заповедей: только в богообщении, в следовании Его воле наша жизнь оказывается полноценной и счастливой.

6-я паремия. Пророчества Даниилова чтение. [Глава 2]

Книга пророка Даниила описывает события, произошедшие с израильским народом в вавилонском плену (598–-539 гг. до н. э.). Традиционно автором книги считается Даниил - знатный иудей, который воспитывался при царском дворе. Он обладал особым даром от Бога понимать и толковать сновидения, чем и прославился при вавилонском царе Навуходоносоре, который приблизил его к себе.

Текст: Рече Даниил Навуходоносору: ты царю видел еси, и се образ един, образ оный велик, и обличие его округло, стояше пред лицем твоим: и видение его страшно, образ, егоже глава от злата чиста: руце и перси и мышцы его сребряны: чрево и стегны медяны: голени железны: нозе часть убо железна, и часть некая скудельна. Видел еси, дондеже отторжеся камень от горы без рук, и порази образ, на ноги железныя, и скудельныя, и истни я до конца. Тогда истнишася во едино, скудель, железо, медь, сребро, злато и быша яко прах от гумна жатвеннаго, и взят я множество дохновения, и место не обретеся им: камень же поразивый образ, бысть в гору велию, и исполни всю землю. Сие есть соние: а сказание его речем пред царем: возставит Бог Небесный Царство, еже во веки не истлеет, и Царство Его людем иным не оставится, и истнит и измождит вся царствия, и то востанет во веки. Имже образом видел еси,яко от горы отсечеся камень без рук, и сотры скудель, железо, медь, сребро, злато. Бог Великий сказа царю, имже подобает быти по сих и истинно соние, и верно сказание его.

Перевод: Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Смысл: Это чтение связано с одним библейским сюжетом, когда Навуходоносору приснился странный сон. Никто из придворных толкователей снов (в древности многие суеверные языческие цари держали у себя при дворе таких особенно одаренных людей) не смог его разгадать. И тогда царь призвал к себе пророка Даниила, который с помощью Божьей сумел дать правильное толкование сновидению.

Образ камня, который оторвется от горы без содействия рук, - указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. Этот камень раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Части истукана, который описан в сновидении, состоит из разных металлов - это языческие царства, которые погибнут, потому что Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства…. Что это за царство? Новозаветная Церковь, в которой люди будут поклонятся не бездушным идолам, а Христу. Конец языческих царств - это конец идолопоклонства. Поэтому Христово Царство побеждает не силой и оружием, а духовно, смертью и воскресением Спасителя.

7-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Глава 9.]

Текст: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия.

Перевод: Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Смысл: Если открыть церковнославянский текст, то после слов ибо Младенец родился нам - Сын дан нам встречаем и нарицается имя Его: великаго совета Ангел. Великаго совета - так называемый Предвечный Совет между Лицами Пресвятой Троицы, который изображен на иконе преподобного Андрея Рублева. Боковые Ангелы на ней своими внутренними контурами создают чашу, и перед ней Христос - Ангел в красно-синих одеждах. Этот Ангел Сам благословляет чашу напротив себя с жертвенным животным. Так Андрей Рублев символически приоткрывает, как на Предвечном Совете Слово Божие, Сын принимает жертву, которую Ему предстоит принести потом на Кресте.

И затем мы слышим Его удивительные имена: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Имя Его: великого совета Ангел. «» переводится как «вестник» и Господь, воплощаясь, приносит нам весть о спасении. И Чудный потому что его красота отлична от нашей. Крепкий - потому что это тот Бог, на которого можно надеяться, Который никогда не оставит.

Князь мира - потому что Христос в Евангелии говорит: Ныне князь мира сего изгнан будет вон», и этот «князь мира сего» - глава греховного общества, или сатана, который воскресением Господа будет изгнан. Тогда на земле воцарится истинный Князь мира. Отец вечности - потому что сама вечность существует только благодаря тому, что есть Бог. Он - ее Отец.

И что это за ревность Господа Саваофа? Ведь и во второй заповеди Господь называет себя «Богом ревнителем». Сейчас мы привыкли воспринимать ревность в бытовом ракурсе - между женой и мужем. Но библейская «ревность» - это очень сильное религиозное чувство, которое «поедает» человека или Бога при виде недолжного отношения к заповедям, к людям, при виде несправедливости. Мы говорим «ревность об Отечестве», когда видим, как оно страдает, в каком уничиженном положении оно находится. И наша ревность - это желание сделать все ради того, чтобы наше Отечество процветало. С таким же чувством и Бог хочет спасения человека. Он не посторонний наблюдатель, а заботливый и потому ревностный Отец.

8-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Главы 7 и 8]

Текст: Приложи Господь глаголати ко Ахазу, глаголя: проси себе знамения у Господа Бога твоего, во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искусити Господа. И рече Исаиа: услышите убо доме Давидов, еда мало вам труд подаяти человеком, и како Господу труд даете? Сего ради дастГосподь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил. Масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему, или изволити лукавое, изберет благое: зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавая, и изберет благое. И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человеческим, еже скоро пленение сотворити корыстем: настоят бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве прият, и роди сына. И рече мне Господь: нарцы имя ему, Скоро плени, и напрасно испроверзи. Зане прежде неже разумети отрочати прозвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския, прямо царю Ассирийскому. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Перевод: И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз (Спешит грабеж, ускоряет добыча). И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, – и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. И пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!

Смысл: С нами Бог - главный пафос последней рождественской паремии. «С нами», потому что Бог никогда не отступает от своей Церкви. «С нами» потому что Он родился, став человеком. И мы слышим удивительно точное пророчество связанное с праздником Рождества: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил. Еммануил переводится как «с нами Бог». В этом чтении мы вновь встречаем наслоение двух пророчеств. Здесь важно понимать, что почти любое ветхозаветное пророчество - это особый по структуре текст. В нем очень часто отсутствует привычная для нас линейность и последовательность. В один контекст неожиданно может включаться совершенно другой. Именно это происходит в данной паремии. С одной стороны, это пророчество связано исторически со временем жизни пророка Исаия (VII век до н. э.), когда во главе Израиля стоял царь Ахаз. Он, испугавшись надвигающегося на него огромного войска ассирийского царя, решил подкупить его, вместо того, чтобы во всем довериться Богу. И тогда пророк, упрекая Ахаза в маловерии, предсказывает ему будущее. Но внутри этого пророчества мы видим другой смысл, напрямую отсылающий нас к событию Рождения Спасителя. Начинают проявляться совершенно другие символы и образы. Надвигающийся противник - главный враг всех людей, смерть. И Бог приходит в этот мир для того, чтобы этого врага победить.

Заканчивается это заключительное чтение словами: Замышляйте замыслы, но они рушатся, говорите слово, но оно не состоится, ибо с нами Бог. О каких людях идет речь? О тех, которые избрали правду этого падшего мира, а значит, борются с христианством, потому что оно им кажется ненужным, невыгодным, даже враждебным. Но они ничего не смогут сделать с Церковью, потому что с нами Бог. И это многократно повторяется в Писании. Создам Церковь Мою и врата Ада не одолеют ее, - говорит Христос. «Если Бог за нас, кто против нас? (Рим 8:31 )» - вторит Ему апостол Павел.

Бог победит и побеждает, потому что Он - Царь вселенной, и есть те, кто согласился с этим и ответил на Его призыв. И праздник Рождества Христова - это радость этих людей, ликование нового «народа Божьего» - Церкви, которая теперь не может молчать и вопреки всему говорит: «С нами Бог».