Занимательный материал при изучении имени существительного. Занимательные игровые задания по русскому языку Интересные задания теме имя существительное

Занимательный материал при изучении имени существительного 1. Стихотворение про существительное Всему название дано и зверю и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету, И всё, что может видеть глаз, Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Оно живет ведь в мире этом, Даёт название предметам. 2. Диалог про существительное - О какой части речи это стихотворение? - Что такое имя существительное? Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что? Кто?, обозначает предметы, события, явления природы. Имя существительное – важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о чем на свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Малыш произносит свое первое словоэто тоже имя существительное. 1. Конкурс “Что мы знаем об имени существительном” Имена существительные имеют мужской, женский и средний род. Бывают хитрые имена существительные – УМНИЦА, МОЛОДЕЦ, СИРОТА – они имеют общий род. Некоторые имена существительные можно отнести к имени существительному, как женского, так и мужского рода. Например: И ТИХАЯ ЛУНА.КАК ЛЕБЕДЬ ВЕЛИЧАВЫЙ. ПЛЫВЕТ В СЕРЕБРИСТЫХ ОБЛАКАХ.– здесь имя существительное ЛЕБЕДЬ – мужского рода, а у Александра Сергеевича Пушкина: ГЛЯДЬ. ПОВЕРХ ТЕКУЩИХ ВОД ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ ПЛЫВЕТ Имя существительное Лебедь – женского рода. - А сейчас внимание: перед вами слова, нужно определить их род. Команда “Друзья” Команда “Победа” Радио Шампунь Очередь Память Корень картофель пальто мозоль мысль рояль Имена существительные изменяются по числам. (нестандартная форма урока – деление на команды) - Посмотрите внимательно на доску. Команда ДРУЗЬЯ читает имена существительные в единственном числе, А команда ПОБЕДА эти же имена существительные читают во множественном числе, а потом наоборот -из множественного – в единственное число переводит команда ПОБЕДА. Команда “Друзья” Команда “Победа” Окно Конь Озеро Брат Дерево друзья облака дни колосья дворцы Учитель: Внимание! Какая команда назовет больше имен существительных, которые употребляются только во множественном числе. Команда, которая назовет больше слов, победит. Дети: Джинсы, очки, ножницы, вилы, весы, часы, деньги, обои, кудри, брюки, ворота, сливки, переговоры, дрова, грабли, каникулы выборы… Учитель: Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, а вы посчитайте сколько имен существительных в этом отрывке. Возок несется чрез ухабы, Мелькают мимо будки, бабы Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины, моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Дети: Здесь 28 имен существительных Учитель: А как еще изменяются имена существительные? Дети: Имена существительные изменяются по падежам. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова В полях, некошеных косой Все утро дождик лил косой. Дочь грома капля –егоза, Кончая свой высотный путь, Летела с круч, закрыв глаза, В лицо земли, боясь взглянуть, Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла. Дети: Косой – чем? Имя существительное Косой – какой? – имя прилагательное Стекла – с чего? Имя существительное Стекла – что сделала? глагол Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Из слов, записанных на доске, надо составить пословицы. Команда «Друзья» 1. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. 2. Другому, яму, упадешь, не, сам, в, нее, рой. 3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. Команда «Победа» 1. Не, все, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в. 2. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. 3. Коню, не, в, даренному, зубы, смотрят. 2. Загадки Отгадайте загадку и определите часть речи. 1.Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, сущ.) 2.Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает, дети считают и их стирают.(Мел, сущ.) Раскрыть скобки. 1.Язык (до) Киева (до) ведет. 2.Хорошее слово (до) сердца (до)йдет. За победу капитаны приносят своей команде 2очка. 5. «Слово-змейка» Например: салют-трава-арбуз-….. составить цепочку слов – предметов, существительных, как можно длиннее. 6. Сказка о одушевленных и неодушевленных существительных Такое удивительное Имя Существительное В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие. Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полнымполно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением. Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к комунибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало. Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии - уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий - переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

    Выпишите из текста имена собственные.

    Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

    Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

    Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

    Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

    Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

    Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

    Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает. Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ . У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ . Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________. Коробочка ________________ , - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить. Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Морфологические категории имен существительных

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Одушевленные

Неодушевленные

Мужской род

Женский род

Средний род

Тест по теме "Имя существительное"

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) растение, трое, возгорание, поле

Б) каре, тире, варьете, вместе

В) натрий, карий, алюминий, всякий

Г) манго, облако, древко, повидло

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

А) буйвол, воробей, зверь

Б) народ, труп, студенчество

В) робот, покойник, туз

Г) черт, эгоист, леший

3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?

А) зрение - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения

Б) росток - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения

В невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

Г) человек - существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье , тишину, и ночь , и звезды , и луну?

А) рощи - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

Б) уединенье - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

В) ночь - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

Г) звезды - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом ?

А) интерес - существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим

Б) портретистом - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

В) Репину - существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

Г) человека - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
Задачи:
- повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
- закрепления навыка работы с тестами,
- контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 80% до 90% правильных ответов;
«3» - от 60% до 80% правильных ответов;
«2» - ниже 60% правильных ответов.
Желаем успеха!
Вариант 1.

1) мышь
2) прыгать
3) мы
4) красный

1) конь
2) мяч
3) стол
4) дом

1) мороз
2) яйцо
3) кукла
4) море
Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
1) коню
2) конём
3) коне
4) коням

1) ножницы
2) птицы
3) киты
4) берега

а) роскош…
б) (много) дач…
в) малыш…
г) мяч…
на лесной тропинке
1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


1) Мама, ягода, юноша
2) Конь, рожь, брошь
3) Мама, море, ветка
4) Земля, кот, печка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
1) Солнце осветило все вокруг.
2) Сверху посыпался иней.
3) Мы весело играли в футбол.
4) Маша читает что-то очень интересное.

1) газета Московский комсомолец
2) рассказы Горького
3) Машины игрушки
4) взобрался на Эльбрус
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
1) 1 склонение, женский род
2) 1 склонение, мужской род
3) 2 склонение мужской род
4) 3 склонение, женский род

А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
Г. рыжая л…сичка
1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

Ребята любят летние каникулы.
а) дополнение
б) подлежащее
в) сказуемое
г) обстоятельство

1) какаду
2) молния
3) зима
4) стая
1) дитя
2) зима
3) крыша
4) молоко

1) молодые шофера
2) квалифицированные инженеры
3) опытные инструкторы
4) незаменимые токари

С (небо) падали пушистые снежинки.
1) Родительного падежа
2) Винительного падежа
3) Именительного падежа
4) Предложного падежа

1) Ключ…к
2) Замоч…к
3) Ботиноч…к
4) Венич…к

1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

Вариант 2.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) игра
2) игривый
3) играющий
4) играть

1) рожь
2) кот
3) девочка
4) мама
Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
1) конь
2) роскошь
3) листва
4) зима
Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
1) мяче
2) мяча
3) мячу
4) мячом
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
1) плоскогубцы
2) руки
3) носы
4) листва
Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
а) печ…
б) плач…
в) смерч…
г) ключ…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
в красном платье

2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
1) Сено, поле, море
2) Сено, молодежь, море
3) Ветер, буря, стужа
4) Лошадь, тётя, стол
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
6) 2) Сверху посыпался иней.
7) 3) Мы весело играли в футбол.
8) 4) Солнце осветило все вокруг.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) в сказке Царевна-лягушка
2) город Орёл
3) речка Обь
4) город Москва
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
3) За окном разыгралась вьюга.
4) В траве закраснелась земляника.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
5) 1) женский род, 3 склонение
6) 2) женский род, 1 склонение
7) 3) женский род, 2 склонение
8) 4) мужской род, 3 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) сказуемое
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) кино
2) окно
3) зерно
4) сено
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) путь
2) синь
3) звон
4) стон
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) лучшие докторы
2) бдительные кондуктора
3) золотые купола
4) достойные повара
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Мама несет на (руки) маленькую дочку.
1) Предложный падеж
2) Дательный падеж
3) Творительный падеж
4) Именительный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
1) Сухар…к
2) Ножич…к
3) Следоч…к
4) Огонёч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 3.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) листва
2) надолго
3) кто-то
4) зимний
Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
1) кот
2) колос
3) яйцо
4) молоко
Задание 3. Найдите существительное женского рода:
1) печка
2) юноша
3) солнце
4) день
Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
1) морях
2) море
3) морями
4) морем

1) детвора
2) опилки
3) выборы
4) деньги

а) борщ…
б) лож…
в) молодеж…
г) глуш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
на крутом берегу
1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
1) роскошь, дичь, речь
2) мощь, помощь, (нет) груш
3) мелочь, дом, стая
4) дочь, синь, полянка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
1) Был морозный день.
2) Голодной птице зима – это смерть.
3) Солнце осветило все вокруг.
4) Наступила долгожданная весна.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Мурзилка
2) Куликовская битва
3) озеро Байкал
4) Зимний дворец
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
1) Папа купил ковёр.
2) Папа купил ковёр.
3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
1) мужской род, 2 склонение
2) мужской род, 1 склонение
3) женский род, 1 склонение
4) средний род, 2 склонение

А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Моя мама – учитель литературы.
а) сказуемое
б) подлежащее
в) дополнение
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) метро
2) полотно
3) солнце
4) жгут
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) время
2) корма
3) рожь
4) мороз
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) пара носок
2) пара сапог
3) пара чулок
4) пара ножниц
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Шустрые белочки прыгают по (деревья).
1) Дательный падеж
2) Предложенный падеж
3) Родительный падеж
4) Винительный падеж

1) Кошелёч…к
2) Сухар…к
3) Трамвайч…к
4) Костюмч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 4.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) изморось
2) моросящий
3) моросит
4) подморозило
Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
1) потолок
2) заяц
3) щенок
4) муха
Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
1) зерно
2) дядя
3) роскошь
4) слон
Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
1) юноши
2) юноше
3) юношей
4) юношу
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
1) горе
2) очки
3) брюки
4) сани
Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
а) камыш…
б) суш…
в) тиш…
г) мыш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
научила Таню
1) одушевленное, собственное, 1 склонение
2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
1) доброта, высота, синева
2) красота, мгла, тень
3) солнце, изморось, весна
4) капля, дождь, облако
Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
1) А вот и лесной царь – белый гриб.
2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
3) Большому кораблю – большое плаванье.
4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Огонёк
2) кошка Мурка
3) студент Иванов
4) пёс Бобик
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
2) Издали раздается гул паровоза.
3) С крыши стекают мутные потоки воды.
4) Зимой хорошо сидеть у печки!
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
1) средний род, 2 склонение
2) мужской род, 2 склонение
3) женский род, 3 склонение
4) мужской род, 1 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Таня сидела у окна и тихо плакала.
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) пальто
2) ружьё
3) малинник
4) свежо
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) имя
2) филе
3) метро
4) лассо
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) красивая тюль
2) ценный комментарий
3) важная бандероль
4) темная вуаль
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
1) Родительный падеж
2) Винительный падеж
3) Дательный падеж
4) Предложенный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
1) кулёчек
2) Балконч…к
3) Попугайч…к
4) Гвозд…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

Примечание.
Ответы.

В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

Использованная литература:
1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.