Опыт работы школы с детьми овз. Создание условий для работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Из опыта работы педагога специального (коррекционного) класса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Я, Пугачева Ольга Анатольевна, учитель специального (коррекционного) класса. Окончила Курский государственный университет в 2009 году.

На данный момент, являюсь магистрантом заочной формы обучения, Курского государственного университета, индустриально-педагогического факультета. В декабре 2014 года планирую защитить магистерскую диссертацию по теме: «Формирование инклюзивной образовательной среды школы (на материале основного образования)

Стаж работы на занимаемой должности 3 года.

В своей работе руководствуюсь следующими документами:

    Закон РФ « Об образовании Российской Федерации»

    Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный 10.04.2002.,№ 29/2065-п.

    Примерный региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Курской области от 02.06. 2004 г. №846 «Об утверждении базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII видов»

    Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. №919.

    Методическое письмо МО « О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.

    Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработана ИКП РАО, 2009 г.

Разрабатываю рабочие программы в соответствии с программами для специальных (коррекционных) классов под редакцией В.В. Воронковой.

В 2014-2015 учебном году являюсь классным руководителем 6б и 7б специальных (коррекционных) классов. В данных классах преподаю уроки: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, профессиональное трудовое обучение, физкультура.

В работе с детьми использую Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.

В учебно - воспитательном процессе я использую:

Использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);

Аудиовизуальные технологии;

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); дополнительные упражнения;

Оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Свою работу провожу с логопедом Цыганковой Людмилой Николаевной и педагогом психологом Коновой Натальей Викторовной. Цыганкова Л.Н. работает с моими детьми в течение всего времени обучения их в специальном (коррекционном) классе.

Активно использую при работе с родителями обучающихся, такие формы взаимодействия как: родительские собрания, коллективные встречи родителей и педагогами школы (Соколовой О.Т. Долженковой И.Ю. Бильдиной Е.Н.).Использую индивидуальные формы, а именно беседа, задушевный разговор, посещение на дому, выполнение индивидуальных поручений, переписка, телефонный разговор.

Дети с ОВЗ могут поступить в следующие учебные заведения Курской области:

    Курское профессиональное училище-интернат (ВИДЕО)

    Областное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 26 имени К.К. Рокоссовского Золотухинского района Курской области. (Професси: кондитер, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, офисный работник (секретарь)

    Учреждение среднего профессионального образования «Курский монтажный техникум» (Профессии:Маляр, штукатур, столяр строительный, плотник, рабочий зеленого строительства)

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ (РОСТ) (Обучение платное)

Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, что, безусловно, влияет на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки.

Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя специального (коррекционного) класса, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.

Необходимо следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха во время учебного процесса. Строить урок, исходя из возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь, кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все потрогать.

Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показывать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Мои ученики принимают участие в таких конкурсах как:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы вместе!

Из опыта работы учреждения дополнительного образования с детьми с ОВЗ

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования имеет особую актуальность, т.к. именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор обучающегося видов и форм деятельности, становление его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашей страны. Зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений.

Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы помогает решить программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Реализация программы «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. С этой целью на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Поиск» был создан отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

За время работы по данной программе сделано немало. Благодаря участию в Государственной программе «Доступная среда», учреждение имеет дополнительное оборудование для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли с максимальным комфортом посещать занятия и все мероприятия, проводимые в Центре. Это новые кабинеты, адаптированные специальным учебным оборудованием для детей-инвалидов; санитарно-гигиеническое помещение, оснащенное кнопкой-вызовом; на входе в учреждение сделан пандус, расширены дверные проёмы и установлены новые двери в учебные кабинеты; установлены поручни по путям эвакуации, имеется звуковое оповещение. Приобретены тренажёры для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия, игровое, спортивное и техническое оборудование для занятий, современные подъемники, которые позволяют детям подниматься на любой этаж учреждения.

Сегодня в Центре занимаются и успешно осваивают программы дополнительного образования 20 детей с ограниченными возможностями здоровья и 7 детей-инвалидов. Программы Центра, направленные на обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

- «Декоративная композиция. Тайны искусства» (адаптированная)- развитие творческой культуры ребенка, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего–то нового через народное творчество и работу с природным материалом

- «Индивидуальная траектория развития обучающегося с ОВЗ средствами хореографии» (адаптированная)- развитие моторной и зрительно-моторной координации, пространственных представлений, двигательной памяти, формирование личностного поведения ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями посредством танца

- «Декоративно-прикладное творчество. Песочная арт-терапия» (адаптированная) - развитие сенсомоторных навыков: тактильной и зрительной памяти, координации и мелкой моторики рук через ручной труд и освоение техники рисования песком

- «Электронная автоматика»

- «Родная старина»

- «Робототехника»

- «Играя, развлекая - развиваемся»

- «Организация досуга»

Во время занятий с «особыми» детьми проводится индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой (это полезно как ребенку-инвалиду, так и детям, которые работают рядом с ним). Главный принцип работы - создание «ситуации успеха», что подразумевает оказание положительной поддержки и эмоциональное реагирование на малейшее достижение ребенка (хвалить можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на первых порах). Так как дети очень болезненно реагируют на порицание, то педагоги Центра не используют этот метод воздействия, если невозможно не указать ребенку на его ошибку, обязательно объясняют, почему не получилось в этот раз, что в следующий раз получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций.

В психологическом аспекте занятия в Центре (выход в другую среду, возможность сделать самостоятельный выбор деятельности, расширение круга общения) помогают нивелировать воздействие различных видов деприваций (сенсорной - лишение возможности получения информации об окружающем мире, установление оптимального эмоционального контакта с окружающими; когнитивной – познавательной; социальной – лишение возможности обучения в социуме) у детей-инвалидов. Таким образом, развивая социальные и художественно-творческие навыки у ребенка, мы предполагаем, что у него появится возможность творческого самовыражения, повысится самооценка, сформируется позиция активного члена общества, установка «если я с другими, значит я не один».

Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, творчески подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно-развивающую работу внести элементы игры, сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния.

Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием тренажёров. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсовую подготовку по вопросам социализации детей-инвалидов при АНО ВПО «Академия «Международный университет в Москве» и ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия».

Педагогическая работа с «особыми» детьми становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, Педагог для ребёнка и семьи становится другом, партнёром и помощником. Сотрудничество носит комплексный характер и включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённых единой идеей: для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка.

Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребёнка, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается максимально положительно.

Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, в повышении их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, развития толерантности. Есть положительные отзывы родителей о том, что дети чувствуют себя комфортно в общении, проявляют творческую активность: рисуют, поют, участвуют в конкурсах, моделируют, создают декоративные изделия. Как отмечают родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение в Центре стало для них действительно доступной средой.

Сегодня продолжает существовать социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Задача нашего учреждения - сохранить атмосферу понимания и комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей данной категории правильно, методично будут формироваться элементарное представление о жизни, труде и быте людей, умения и навыки общения в неформальной творческой обстановке, самоутверждение в среде сверстников, сложится уверенность в себе.

Статья


Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация

в образовательном пространстве школы (из опыта работы)
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ. Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, кому-то тьютор, лифт или пандус. Всё это можно обозначить одним термином инклюзия, инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Наша школа, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1», имеет некоторый опыт по организации обучения детей с отклонениями здоровья. В частности, с обучающимися с задержкой психического развития. В 2014 учебном году в школе был скомплектован класс для детей с ЗПР. Класс был скомплектован с 3 года обучения. Соответственно проучились дети 3 и 4 класс. Дети были не готовы к обучению в школе и испытывали трудности в усвоении общеобразовательных программ, имели
высокую степень педагогической запущенности, тревожности, отклонения интеллектуального и личностного развития. Чтобы организовать образовательную деятельность моих учеников, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом. Всё это мне помогло понять, что патология этих детей в психической сфере проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Дети быстро утомлялись, имели низкий уровень восприятия, не умели слушать и слышать учителя. Обозначив для себя проблему, стала искать пути её решения. Началась кропотливая работа по организации учебного процесса с детьми с ЗПР. В мае 2016 года эти дети успешно закончили начальную школу, перешли на второй уровень образования. На выпускном вечере посвящённому окончанию начальной школы мои дети ничем не отличались от сверстников из параллельного класса. С большим успехом выступали на сцене, читали стихи, пели, участвовали в инсценировках. А зажигательная «Лезгинка» никого не оставила равнодушным. Праздничная программа продолжалась более часа. Причём всю праздничную программу от начала и до её завершения вели сами дети. Созданные условия обучения позволили детям адаптироваться к школьной жизни, они стали активными, сформировалось желание учиться, повысилась самооценка. В настоящее время все условия для обучения детей с проблемами развития прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введён 01 сентября 2016 года. Наша школа одна из первых общеобразовательных школ города, которая реализует ФГОС НОО ОВЗ. На базе школы сформирован (согласно рекомендаций ТПМПК для родителей) класс для детей с ОВЗ по варианту 7.1. (для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Этому предшествовала планомерная работа. Изучены нормативные документы. Проведены: - административный совет, где было принято решение об участии в реализации ФГОС НОО ОВЗ; - педагогических совет по теме: « Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Через родительские классные и общешкольные родительские собрание проведено информирование родительской общественности об основных вопросах введения ФГОС НОО ОВЗ, изучено мнение родителей, выявлены потребности. После предварительной работы представленной выше - издан приказ о введении ФГОС НОО ОВЗ;
- разработан и утверждён план мероприятий по обеспечению введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - сформирован банк нормативных документов различных уровней (федерального, регионального, муниципального); - внесены изменения и дополнения в Устав ОУ в части раздела «Цели и задачи деятельности бюджетного учреждения»: предметом (основными видами) деятельности бюджетного учреждения является реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». В рамках реализации плана мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО ОВЗ должностные инструкции работников ОУ участвующих в реализации ФГОС НОО ОВЗ, проведён анализ материально – технических и кадровых условий реализации ФГОС НОО ОВЗ, обеспечена информационная среда через сайт школы, информационные стенды, родительские собрания, осуществляется дистанционная связь с федеральным сайтом Минобрнауки в плане актуальной информации для работы по реализации ФГОС НОО ОВЗ. Разработаны, утверждены и реализуются: - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1.; - коррекционно-развивающая программа «Радуга над головой». Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. На сегодняшний день в моём классе обучаются 15 детей с задержкой психического развития. В интеллектуальном плане мои ученики не уступают сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Моя задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись. Учебный процесс организую по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной гимнастикой. Определила для себя следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР: - ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности; - максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка; - стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т. д); - максимальное использование слухового, зрительного анализаторов. Самое главное в моей работе – не навязывать детям своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать детям возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение.
Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети, обучающиеся в классе, обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому задания предлагаю дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Не следует отчаиваться, что на каком-то этапе обучения дети что-то не знают или что-то забыли. Всякий раз, кажется, что всё нужно начинать сначала. У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, кратковременная память, неустойчивое внимание. Поэтому не гружу детей «по полной», а даю учебный материал небольшими частями. Строю объяснение через рассуждение, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций. Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебному труду. Не следует думать, что задания даются совсем лёгкие, не требующие мыслительной деятельности ученика. Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараюсь учить своих родителей. Работу с родителями строю как с равноценными участниками образовательных отношений. Даю понять родителям, что они ответственны за успешное образование своих детей. Часто родители стараются что-то сделать для своих детей, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку, застегнут пальто и завяжут ботинки, чтобы долго не ждать пока ребёнок сам оденется. Такая помощь на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Ежедневно за каждым ребёнком приходят родители. И каждый из родителей спрашивает «Ну как мой сегодня?». Неизменно стараюсь хвалить каждого «Сегодня он молодец!», а затем, успокоив родителей, обращаю внимание, над чем ещё нужно поработать и о чём нужно побеседовать с ребёнком. Еженедельно в конце недели по мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Чтобы помочь родителям увидеть своего ребёнка в новой для него стороны провожу совместные классные мероприятия, участвуем в общешкольных. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.
И пусть мы пока ещё не многому научились. Но мы уже умеем слышать школьный звонок, готовимся к предстоящему уроку, наводим порядок на рабочем столе, медленно читаем по слогам, стараемся как можно лучше написать в прописи непослушные буквы. Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми. Своё выступление я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!: «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!»

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

С такими детьми я работаю уже 10 лет. В своей призентации я поделилась опытом своей работы по программе "Содружество"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Педагог дополнительного образования Яганова Л.В.. МБОУ ДОД ДДТ ГО ЗАТО г.Фокино

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал. С такими детьми я работаю уже 10 лет. Для результативной работы мной была разработана программа «Содружество», направленная на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями: развитие интеллекта, мышления, памяти, чувства прекрасного, моторики рук.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Программа имеет 4 основных блока:"Бумажная фантазия", "Поделки из бисера", "Мягкая игрушка","Вышивка", это позволяет выбрать для ребенка технику с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося. В течение учебного года могут вносится дополнительные темы, изменятся количество часов по темам исходя из индивидуальных возможностей ребёнка. При составлении рабочей программы я обязательно учитываю: желание ребенка и его родителей; возможности ребенка, состояние его здоровья; .

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Цель: С оциальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение определённых рабочих навыков. Это позволяет максимально использовать возможности ребенка, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы. В работе использую две формы занятий: надомную - это когда педагог приходит в семью; занятия в основной группе детей посещающих дом детского творчества. На дому занятия провожу совместно с привлечением кого-либо из членов семьи. Проводить занятия непросто, т.к. дети, с которыми я занимаюсь на данный момент имеют тяжелые нарушения здоровья: один ребенок с нарушениями умственного развития, второй имеет физические проблемы связанные с заболеванием кожи

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Моя главная задача открыть каждого ребенка с творческой стороны. Вся работа с детьми-инвалидами ведется с соблюдением определенных психолого-педагогических условий: учет сложившегося социального опыта ребенка; безусловное принятие ребенка как личности; учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха. Материал для занятий подбираю так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередую различные виды деятельности, Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » На основе своего опыта могу сказать, что эффективными оказываются такие методы и формы обучения, использование которых основано на реализации мотивационной сфере ребенка: развития самосознания, самоутверждения в обществе, формирование самооценки, потребности в общении со сверстниками. Выбираю методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков. В своей работе я использую следующие педагогические технологии; здоровьесберегающие (физкульт-минутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика), игровые Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения. Встреча с детьми всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения. Каждый ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями. Стараюсь предоставить им больше самостоятельности.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » У ребенка-инвалида, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому цель моей работы заключается не только в том, чтобы познакомить детей с различным видами творчества, но и выработать у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге - научить детей полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носят воспитательный характер. При проведении занятий проявляю заботу о настроении и работоспособности детей, создаю особую атмосферу внимания и доверия. В конце каждого занятия фиксирую внимание детей на достигнутом результате. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Индивидуальные особенности детей затрудняют их самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь им преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым. Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков. Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Дети быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается. Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Воспитанник может заниматься по данной программе несколько лет, но каждый учебный год в этом случае я предлагаю для изготовления другие изделия. На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Но материал берется самый элементарный, посильный. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, дети обретают как бы второе зрение: в своей работе они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Я считаю, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, переживает незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Рекомендации педагогу дополнительного образования по развитию личности ребенка с ОВЗ 1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям. 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение - «Приступай же... Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.») Приемы формирования ситуации успеха: 4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас). 6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »