Как называются элементы фасадов церкви. Покраска фасада храма. Западный фасад собора

Для изготовления мозаичных икон применяется, как правило, смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, но можно взять и разноцветные квадратики из камня. Каждый материал имеет свои особенности. Камень не прозрачен и не светится изнутри как смальта. Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств: это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику можно применять на фасадах. Благодаря широкому выбору цветов из смальты можно создавать любые мозаичные композиции. Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом с добавлением авантюрина и стекла с сусальным золотом.

В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу из полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава «керабонд» с добавлением дисперсии «изоластик», увеличивающей пластичность клея. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.

Основанием под римскую мозаику служит известковый грунт, состоящий из гашеной извести (1 часть), мелкого кварцевого песка (2 части), сухого пигмента (до 20% массы песка).

Основанием флорентийской мозаики, состоящей из подобранных по рисунку пластин шлифованного мрамора, служат асбестоцементные плиты, к которым они приклеиваются клеем.

Окрасочные работы

Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.

Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30 ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ 161), фасадные краски на основе хлорсульфированного полиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загрязняются.

Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатуренных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиальной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. Покрытия на основе известковых красок декоративны, отличаются яркостью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).

Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перетирают известью (известковым тестом), смешанной с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2 - 2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15 - 0,2, вода не более 0,025 - 0,310 л.

Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35 - 40 г/л казеина.

При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.

При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под масляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грунтовкой.

Силикатная многоступенчатая окрасочная система «Кайм-Фарбен» (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному монолитному основанию и натуральному камню. Как система окраска может вестись с использованием «каймовских» штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.

Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным малярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской отдельных участков - панелей, фризов, бордюров и т.п. - в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филенками или багетами с соответствующим образом подобранным цветовым тоном, объединяющим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.

О монастыре Осиос Лукас написано очень много, но мало кто обращает внимание на богатый декор фасадов его церквей. Кроме традиционных узоров из кирпича здесь широко используются мраморные плиты с рельефом, очень похожие на плутео алтарных преград. Правда большинство из них подозрительно новые и белые, но нет сомнения, что копировались они с точно таких же прототипов.
Я для себя разделила здешний декор на три группы - кирпичные узоры, оконные переплеты и мраморные рельефы .


На южном фасаде можно увидеть сразу все эти декоративные приемы.


Западный фасад. Таких огромных окон я, кажется, не встречала в византийских церквях. Все рельефы в нижней части окон стандартного размера и одного рисунка, а значит это не сполии, а, скорее всего, сделаны специально для этого храма. Что касается рисунка - еще одна версия - реставраторы нашли фрагменты старых плит только с таким рисунком. :-)
Судя по двери в центре фасада второго этажа, там был балкон.

Ряды поребрика и перегородчатой кладки чередуются с псевдо-куфическими надписями, выложенными из плинфы.

Оконные решетки очень нарядные, украшенные плетенками и растительными мотивами. Из чего они сделаны - затрудняюсь сказать. Для каменных они, по-моему, слишком тонкие, издали больше похожи на терракотовые.
Кстати, цвет освещенных поверхностей немного искажен вечерним солнцем.

В одной из церквей в другом месте можно было разглядеть поближе такую старую решетку, и она была очень похожа на каменную.

На архивольте окна - фигурки животных, напоминающие итальянскую романику, но более натуралистичные.

Мраморные резные декоративные элементы - самая интересная часть декора.


Кусок подлинной древней плиты.

Над ней - интересный узор, напоминающий куфическую надпись.


Рельеф, похожий на предыдущий, но не тот.

Кронштейны и капители украшены процветшими крестами.

По сторонам окна - карниз с орнаментом из кринов.


Окна с витражами меня смущают своей современностью.
Плутео с подобными орнаментами встречаются очень часто в самых разных местах. Центральная композиция, правда, более редкая.


Большинство плит под окнами с таким узором.

на примере приходской церкви XVIII – XIX века

Фасад представляет собой фотомонтаж из отдельных фотографий, выполненных с дальних точек с минимальным ракурсом и скомпонованных в единый чертеж. Фасад и план даны в одном масштабе, на плане присутствует линейка размеров, что дает возможность представить реальные размеры здания и его деталей.

Для разработки выбран вполне традиционный приходской Храм XVIII – XIX веков - церковь Сергия в Рогожской слободе , в которой можно найти детали нескольких этапов развития русской архитектуры.

Здание представляет собой трехчастную композицию - колокольня, трапезная, храм с апсидой - состоящую из разновременных построек. Наиболее старая часть - трапезная с портиками на фасадах, сооружение эпохи зрелого московского классицизма (конец ХVIII века). Храм выполнен в стиле позднего ампира, кубический, массивный и торжественный (первая половина ХIХ века). Колокольня - в псевдоклассических формах (1864 г).

На плане видна структура здания с четкой осью «запад – восток», объединяющей сооружения в единый комплекс.

На фасаде и плане обозначены 60 терминов, и возможно, что этот список будет дополняться.

Необходимо отметить, что данная работа является только своеобразным «наглядным пособием» для и ни в коей мере не претендует на обследование самого здания.

Литература:

  1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6. – М.: Искусство, 2000.
  2. История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
  3. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. – М.: Искусство, 1995.
Фотографии и графические материалы выполнены автором летом 2010 г.