Дагестанские ковры орнамент. Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры? Комбинированные ковры(распространены у аварцев и даргинцев)

Дагестан является центром ковроткачества на территории России. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с четкими композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречны и четко сплетены, основные орнаменты большие по размеру. В тканых изделиях характерно сочетание теплых и холодных цветов. Об этом типе ковров мы и поговорим сегодня

Ковроткачество в Дагестане

Мастерство ковроткачества традиционно передается из поколения в поколение. Девочки начинают наблюдать за матерями на работе. В Табасаранских семьях женщины являются основными кормильцами семьи, поскольку они зарабатывают больше денег, чем мужчины.

Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы, а именно табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции.

Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество.

В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет.

Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца.

В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами.

Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота.

Для того чтобы сделать ковер, вы должны сначала сделать базу. Плотные хлопчатобумажные нити плотно обвиваются вокруг параллельных рамок. Затем несколько женщин садятся за машину и начинают свою основную работу.

С помощью специального крючка они завязывают вокруг каждой нити узел из цветной пряжи. Эти мастера работают в головокружительном темпе.

Когда один рядок закончен, они отжимают его, используя тяжелый гребень. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц. Так они достигают определенной глубины ворса.

Чтобы убедиться, что они не ошиблись в шаблоне, женщины проверяют схему по шпаргалке. Однако более опытные ткачихи знают картину сердцем.

Наиболее ценными считаются ковры из шерсти, окрашенные с использованием натуральных красителей. Навыки получения того или иного цвета передавались из поколения в поколение. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых.

После того, как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу. Он или она сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

В прошлом в каждом доме была ткацкая машина. Если они не использовались, их тщательно разбирали и хранили до того момента, пока они не понадобились. У молодой девушки из Табасарана всегда было два больших ковра и один маленький ковер в приданом.

Экскурс в историю

Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.

Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.

Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.

Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.

В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».

Музей ковра в Дербенте

В 1982 году был открыт музей ковроткачества. Он был помещен в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю ковров, расположение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них специально приезжают посмотреть на настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинается от 10000 рублей за квадратный метр ковра. И это при условии, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставках ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей — такие пожелания мастеров передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в картину: кто-то увидит на ней деревья и птиц, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель осмотрит горы, поднимающиеся вверх, и равнину у подножия, по которой идет человек с плугом и пашет землю. Кажется, вы видели все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед вашими глазами предстает картина, которую вы раньше не замечали … И снова картина меняется.

Ковроделие - одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах . Ими покрывали глиняный пол , утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык - небольшой коврик для совершения молитвы . Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров - цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый - получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Виды ковров

По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах

Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана

Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами

Цвет: теплые сдержанные тона - кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне

Килим

Кто производил: лезгины и лакцы

Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля

Цвет: насыщенная палитра - синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие

Давагин

Кто производил: аварцы

Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом

Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета

Дум

Кто производил: кумыки

Узор: основное композиционное решение - наличие центральной части и каймы из одной–трех полос

Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого

Супрадум

Кто производил: Казбековский район Дагестана

Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника - округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом

Цвет: темно-красный фон

Чибта

Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района

Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами

Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур

Простые и узорчатые паласы

Кто производил: многие народы Дагестана

Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм - треугольников, ромбов, крестов

Цвет: сочетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов

Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)

Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.

Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения

Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента - геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер

Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами

Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:

Центрический - концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)

Фоновой - заполнение свободных мест на центральном поле

Каймовый (ленточный) - акцент на бордюре

Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)

Войлочное ремесло - один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

Арбабаш

Кто производил: аварцы и кумыки

Узор: плавные изображения растений

Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру

А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.

Кийиз

Кто производил: ногайцы, лакцы

Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы

Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета

Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха

Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым - с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Ковроделие - один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.

По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».

Мариам Тамбиева

– Бог всегда любил ковер, с тех самых пор, когда его создал. В раю были золото, и хрусталь, и все самое прекрасное, что можно вообразить. Гурии сидели на коврах и пели очень красивые песни. Потом, после изгнания людей из рая, первый сын Адама – пророк Шис – взял шерсть верблюда. Окрасил ее тремя растениями. Может, еще и камнем индиго, я точно не знаю. Сделал пряжу и выткал первый земной ковер. Человечество после потопа родилось заново в Кавказских горах, где пристал ковчег. И ковры начинаются отсюда. Поэтому здесь они самые разнообразные. В узорах древних ковров есть очень большие секреты, признания, поручения будущим поколениям. Только мы не можем их понять…

Круглое лицо пожилой лезгинки задумчиво и торжественно. Изящная армуда с чаем гранатового цвета стынет на столе, а она, не отрываясь, глядит на станок с растянутым ковром – то ли как мать на дитя, то ли как верующий на икону. Скоро кто-то будет топтать его ногами, не задумываясь о том, что в этих хитросплетениях пряжи сокрыта вся жизнь – богатство и нищета, любовь и ненависть, радость и боль…
Задолго до Кандинского и Брейгеля

Дагестанское селение Межгюль затеряно среди гор и лощин, столь хаотичных, что кажется – некий гигант смял здешнюю землю, словно клочок бумаги. Столь же смято, перемешано здесь и время. В крохотном советском Доме культуры – список тухумов (родственных групп) и перечень адатов (доисламских обычаев). Возле древних надгробий, расписанных изящными узорами, стоит современный дом, у порога привязан осел, на веревках сушится белье.

По улице, продавленной грузовиками, с блеяньем течет сплошной овечий поток. Над селением носятся утонченные ласточки. С веселым цвиканьем они влетают в окна местной фабрики. Там на подушках сидят женщины – по пять или шесть за каждым станком. Выпуклые очки, редкие зубы – на протезы, даже металлические, нужны деньги. С синхронностью единого бионического станка они ткут ковры, и только редкие шутки на табасаранском вносят разнообразие в монотонный труд. Не глядя на лежащую поодаль «шпаргалку», ткачихи тянут нити из висящих сверху разноцветных клубков и, ловко орудуя крючком, вплетают их в основу. В кучу свалены мобильники, из одного из них доносится простенький ритмичный мотив.

Когда ряд закончен, его с лязганьем прибивают рагами – тяжелыми зубатыми брусками. Ворс, выступающий над поверхностью ковра, состригают особыми ножницами – их прототипы встречались еще на стоянках бронзового века. Дюжина ладоней с синхронностью многоножки проталкивает уток, и все повторяется вновь и вновь – до самого перерыва, когда мастерицы ненадолго сменят фабричный труд на домашний, готовя обед для всей семьи.

Невольно вспоминаются слова одного из участников Кавказской войны – офицера Бессонова, написавшего об этих местах: «На сыром полу пещеры, застеленном только свалявшимся сеном и грязными тряпками, сидело в ряд шесть женщин. Сквозь камень просачивалась влага, в трещинах шевелились мокрицы, воздух, пропитанный запахом прелой шерсти, был невыносим для дыхания. У самого входа в пещеру сидела маленькая девочка с бледным личиком и красными от напряжения глазами; своими тонкими белыми пальчиками она, не отставая от других, ткала ковер. И я подумал: недолго при таком труде и ей превратиться в такую же старуху, как все остальные. Работали женщины в полутьме, и я поразился, как могли они создавать поистине художественные произведения».

– Все мы тут старухи, – говорит мастерица Гюлназ Юзбекова. Она первой вернулась с обеда и пьет чай, дожидаясь остальных. Чтобы успеть к началу рабочего дня, Гюлназ встает каждый день не позднее пяти утра. Надо сделать все домашние дела и накормить пятерых детей. – Мне 50 лет, я в очках сижу. Труда много, зарплаты мало. Летом домашние дела, коровы – тогда станки пустуют. Говорят, скоро все закроется. Молодые работать не хотят, да и не умеют. Раньше мы учились у родителей, но сейчас дома уже никто не ткет. Только на фабрике.

– Нравится работа?
Гюлназ качает головой:
– Другой в селении нет, а кушать надо…

На шумном проспекте Петра Первого в Махачкале посетителей зазывает Центр этнической культуры. Здесь есть все: и кубачинские браслеты, и гоцатлинские кинжалы, и даже костюмы горянок из самых разных уголков Дагестана. Но больше всего руководитель центра Шахнабат Алимагомедова любит ковры. Эта современная деловая женщина родом из Межгюля. Она потомственная мастерица. В три года уже завязывала узелки, в четвертом классе самостоятельно ткала ковер. Вот только в советские времена картина была несколько иной.

– У нас всегда радовались рождению дочерей. За работу мы получали 250 рублей в месяц – вдвое больше, чем учитель! В нашей семье было семь девочек – целое богатство! И работа была в радость. Ковер – не какой-то обычный предмет, он наполнен смыслом. В горах по сей день говорят: «Хозяин старинных ковров имеет богатую библиотеку».

Шахнабат листает сложенные друг на друга ковры, словно страницы гигантской книги, полной удивительных историй.

– В коврах бывают медальоны, вокруг которых группируется орнамент. На самых старых рисунках в центре изображали Землю, теперь – Солнце. Бордюр собирает узор воедино, чтобы в доме был порядок. В нем почти всегда есть кайма, изображающая воду или бесконечность.

Один за другим мелькают ковры, сотканные разными народами, названные в честь древних селений и давно умерших мастериц. Аварские давагины, табасаранские кюмесы, кумыкские думы и циновки… По шерстяному ворсу плывет лодка – тот самый Ноев ковчег. Хочется верить, что на нем среди спасенных тварей путешествовали сразу два ковра – с мужским и женским узором. Ибо орнаменты, как и живые существа, имеют пол. На коврах «Чире», словно на абстракционистской версии полотен Брейгеля, разворачивается обширная панорама окрестностей одноименного аула: ущелье, долина, крутые скалы. На популярном сумахе притаился дракон, а узор «Ахтынская роза», скорее всего, позаимствован с павловопосадских платков, привезенных сюда в XIX веке русскими солдатами. Мелькают схематичные растения и звери, кресты и солярные знаки. Они уходят все глубже в толщу времен, и вот уже посередине орнамента прорастает огромное древо жизни, над которым стоит языческая богиня-мать с двумя птицами в тонких руках…

Как утратили старинные технологии…

История кавказского ковроткачества уходит в необозримую древность. Местные ковры упоминал еще Геродот, их богатые цвета хвалили путешественники VII века. Это потом дагестанцы и азербайджанцы будут спорить до хрипоты, на чьей территории появился тот или иной узор. В те времена и на севере, и на юге их создавали одни и те же народы, не помышлявшие о будущей границе. В XII веке великий Низами рассказывал в поэме «Хосров и Ширин» о старинных безворсовых коврах, украшенных драгоценными камнями. Даже часть налогов здесь взималась не серебром, а этими предметами роскоши. Прикаспийские ковры нередко украшали шедевры художников Возрождения. Дева Мария с младенцем у нидерландского мастера Ганса Мемлинга восседает на «Мугане», а изображенные Гольбейном послы вальяжно облокотились на испещренный свастиками гянджа-казахский ковер.

После вхождения Дагестана в состав России настала эпоха мануфактур. В XIX веке в Каспийской области производились десятки тысяч ковров. Этому способствовало изобилие шерсти и натуральных красителей, в особенности – марены.

В ковроткачестве красный цвет, олицетворяющий огонь, всегда был одним из главенствующих. Его получали из червей и моллюсков, но самым доступным источником была марена красильная – скромное растение с желтыми цветами и длинным багровым корнем. Она здесь росла настолько обильно, отличалась такими изысканными оттенками и приносила столь огромные доходы, что эти корни даже попали на герб Дербента.

Все изменилось в 1869 году, когда немецкие химики Карл Гребе и Карл Либерман открыли синтез дешевого искусственного ализарина – красящего вещества марены. Пришло время анилиновых красителей. Тщетно иранский шах приказывал отрубать руку всякому, кто расцвечивал пряжу новомодными химикалиями. Прогресс было не остановить. Окончательно похоронила естественные красители советская власть, собравшая работавших по старинке кустарей в большие фабрики. Директоров заботили масштабы и дешевизна, а не вздохи бабушек об особых, словно сияющих оттенках маренового корня. Древние рецепты забылись, а старинные ковры в конце XX века утекли за границу, так что сейчас их в Дагестане сложно отыскать даже в музеях. Захирело, не выдержав конкуренции с зарубежными товарами, и экономичное анилиновое производство.

Шахнабат уверена, что традиционное ковроткачество еще можно спасти. Стоит создать подходящие условия – и на смену уходящему поколению межгюльских ткачих явятся их дочери и внучки. Вот только государственное финансирование ремесел словно уходит в песок, не достигая адресатов. Даже овечью пряжу жителям республики, известной своими отарами, приходится закупать в Москве: местное производство давно обанкротилось. Но когда чиновники разводят руками, на помощь приходят энтузиасты, у которых, может, и нет бешеных денег, зато есть любовь к своему делу.

…и обрели вновь

В просторном кабинете здания Академии наук неподалеку от Центра этнической культуры меня встречает заслуженный деятель науки Республики Дагестан, доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов. Здесь он заведует отделом этнографии. Самые яркие авантюры этого необычного человека – плотного, с резким, словно рубленым, суровым лицом – достойны быть вытканными на ковре. Ведь это профессор Магомедханов был первым, кто попытался возродить дагестанские ковры в том виде, в каком их ткали до изобретения анилиновых красок. Было это в 1993 году.

– Мои рисунки разворовали по всему Дагестану, и я рад, – веско говорит создатель бренда «Ханские ковры». – Ковроткачество – огромный мир. Есть международные конгрессы, есть Всемирная ассоциация по натуральным красителям, в исполнительный комитет которой я вхожу. На конференции в Южной Корее мой желтый цвет занял первое место. Коллеги спросили, откуда я его беру, и я сказал – из рододендрона. Но ничего у них не вышло. Оказалось, что в Дагестане растет особый рододендрон, с иными свойствами.

Многие объявляют себя первооткрывателями, но на самом деле возвращение к натуральным красителям ковров инициировал в 1991 году американец Джордж Евремович, внук председателя парламента Югославии, которого расстрелял Иосип Броз Тито. Еще был немец Гароль Бёмер, который в Турции получил огромные гранты на восстановление естественных красок. Я познакомился с Евремовичем, но тот мне ни единого секрета не раскрыл.

К счастью, в 1984 году я встретил на конференции американку Джозефину Пауэлл. Легендарная женщина! Еще во времена короля Захир-шаха она создала Национальный музей Афганистана. Его потом разбомбили, но Джозефина успела спасти весь архив и передать его в Гарвард. Я ей пожаловался, и она сказала: «Ничего они в этом деле не смыслят. Гароль как был школьным учителем химии, так им и остался, а Евремовича больше интересуют деньги, чем ковры. Ты надолго в Стамбуле?». И за неделю прямо у себя на кухне многое мне объяснила.

Вернулся я на родину, сделал пару ковров и показал Евремовичу. Тот их почти полчаса осматривал, потом сказал, что будет со мной работать.

Пришел я на фабрику в Хучни – а там одна администрация. Производства нет, зарплаты никакой, стекла выбиты, грязь, ветер. Когда я предложил договор аренды, они испугались. Решили, что я – мафиози и собрался здание отнимать. Не хотите контракт? Значит, все будет незаконно. Наличкой. Это мои собственные деньги, зачем мне главу района кормить? Так и работал. В лихие девяностые здесь шла война, а я поставлял в Америку ковры. Когда международный аэропорт был закрыт, вывозил через Ичкерию, вообще без всякой таможни. Потом бабахнуло 11 сентября, в США резко упал спрос, и у Евремовича начались большие проблемы. Сейчас я ковры почти не делаю.

Это вам не какие-нибудь персидские ковры

– Любой пакистанский ковер уступает сделанному на Кавказе, – уверен Ариф Сулейманов, в прошлом заместитель декана юрфака Даггосуниверситета, а ныне чуть ли не единственный предприниматель республики, которому удалось построить устойчивый доходный бизнес по производству ковров. – Массовая штамповка невозможна, но продавать в год полтысячи квадратных метров дорогих изделий вполне реально. Наши сумахи не имеют аналога в мире. И хотя это понимает лишь один из тысячи, такой человек иранский ковер вместо дагестанского никогда не купит.

Мы сидим в широкой гостиной махачкалинского дома Арифа. Во дворе двое помощников устраивают купание красного ковра: перед тем, как отправить новорожденный предмет роскоши в магазин, его надо вымыть и хорошенько подстричь по краям.

Чувствуется плотный запах мокрой овчины. Ариф, надвинув на лоб простецкую бейсболку, разливает чай. Он табасаранец, и любовь к этому напитку у него врожденная, равно как и любовь к исконному ремеслу его соплеменников – ковроткачеству. Коллеги уважительно говорят про Сулейманова, что он родился на ковре. Мать его была известной мастерицей, и сам будущий юрист с детства умел ткать пестрые сумахи. В 1998 году он вернулся к этому ремеслу, которое постепенно стало главным делом его жизни.

– Когда я начинал, никто не верил в успех, – довольно улыбается Ариф. – А я видел важность моего занятия не только для нашего ремесла, но и для всего человечества. Десять лет мы почти не делали ковры, занимались исключительно цветами. Читали старинные книги, ставили опыты. Перелопатили около двухсот растений, перепробовали множество их сочетаний. Сейчас используем 18 основных цветов. Запатентовать это невозможно, мы просто храним наши секреты. Для мастера их потеря равносильна самоубийству.

Впрочем, одних секретов недостаточно. Нужна еще яростная, бескомпромиссная готовность работать. Недаром Ариф в шутку говорит, что в Дагестане выживают только трудоголики и казнокрады. Сейчас у него уже четыре фабрики, он строит новые. Помощники набираются опыта, но все равно красильню Сулейманов всегда контролирует лично. Свойства растений постоянно меняются, а потому их концентрацию приходится регулировать «на глазок». Иначе тех самых, изначальных цветов не достичь.

В отличие от Магомедхана, он ориентируется на внутренний рынок. Большинство его изделий покупают дагестанцы, знающие толк в качественных коврах, – от главы республики до эмигрантов, давно покинувших родные места.

– Мне говорили: «Зачем ты это делаешь? Ковроткачество – тяжкий, рабский труд за унизительно низкую плату. Наш народ занимался им испокон веков, но тебе это надо?». И я тоже думал: неужели меня будут проклинать? Но потом спросил у самих женщин, и они удивились: «Ариф-халу, да вы что!» Ткачихи знают: стоит им подняться от станка, на их место тут же сядут другие. Если бы много бизнесменов платили столько, как я плачу, было бы тяжело. Но работы в деревнях нет. Люди брошены на произвол судьбы. Вот и остается им лишь ткать, как их бабки и прабабки делали. И так же, как они, создавать прекрасное. Хороший ковер будто радуга на небе. Даже лучше – такого богатства оттенков не найдешь и на радуге…

Круглолицая лезгинка вплетает в трепещущую основу тысячи нитей, обрывая их, словно древняя богиня судьбы. Каждая ворсинка неповторима, но только там, где все они сливаются в единое целое, можно разглядеть и узор, и смысл.

Орнамент ковра подобен книге, которая писалась не одну тысячу лет. Любой самый крошечный его символ имеет значение, каждый штрих рожден тяжким, мучительным трудом многих поколений. Но даже в страшной «Топанче» среди знаков войны и крови опытный глаз различит силуэты птиц, яркое солнце, озаренные им дома и кущи райского сада, заветной родины людей и ковров.

Доброго времени дня, уважаемые читатели блога . Сегодня вас ждет очень интересная статья об известном на весь мир народном промысле Дагестана – ковроделии. Действительно, дагестанские ковры считаются эталоном изящества и качества, и очень часто я слышал восторженные отзывы людей, которые говорили, что даже персидские ковры не такие красивые и качественные, как дагестанские.

Идею написания этой статьи мне подсказал постоянный читатель блога Джамал Рамазанов. Если вы помните, в конце 2011 года я провел новогодний конкурс . Так вот, тогда статья Джамала «Табасаранские ковры – гордость народа» заняла почетное третье место. Думаю, пришло время мне сказать «свое слово» на эту тему.

Знаете, прежде, чем начать писать эту статью, я просмотрел в интернете много информации о дагестанских коврах, и заметил очень интересную деталь – все пишут (или переписывают) об истории, развитии и современном состоянии индустрии ковроделия, но нигде не раскрыт процесс создания красивейших табасаранских ковров и то, где может человек приобрести подобные ковры. Понимая то, что в одной статье все не уместить, я решил дать вам всю информацию в трех статьях:

  1. Почему дагестанские ковры ценятся выше персидских
  2. Механизм и процесс создания табасаранских ковров
  3. Как и где можно купить дагестанские ковры?

Вторую и третью статьи я напишу позже. Подпишитесь на обновления блога , чтобы не пропустить появление новых статей на блоге (). А сегодня вы получите базовую информацию о коврах, а также в конце статьи вас ждет приятный сюрприз. Сразу хочу уточнить вопрос о том, почему в одних случаях я говорю «дагестанские ковры» , а других – «табасаранские ковры» . На самом деле, это одно и то же. Ведь, ковроделие в Дагестане ассоциируется, в первую очередь, с деятельностью табасаранского народа. А вообще, сложилась очень интересное «разделение народного труда» в горной республике. В старину даже говорили так: «Даргинцы селения Кубачи известны обработкой металла и резьбой по камню, аварцы селения Унцукуль – мастера художественной насечки металлом по дереву, жители Табасарана – умелые ковродельцы». А теперь, давайте рассмотрим историю возникновения ковроделия .

Дагестанские ковры: история появления и предназначение

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.

Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Главным достоинством наших ковров является та неповторимая энергетика, которую создает ковер в доме десятилетиями. Это достигается тем, что они из 100% шерсти и на шерстяной основе. Все красители, используемые при изготовлении ковра - естественного происхождения. Цвета в наших коврах - это цвета живой природы, а не химических материалов. Когда смотришь на ковер месяц, год, 10 лет, то это обстоятельство начинает играть немаловажную роль. Именно это передает близость к природе и создает энергетику любви и гармонии. Узоры и геометрические формы используемые в коврах не повторяются и передают природу Кавказа, флору и фауну, отраженную в образном мышлении создателей ковра.

Присутствие такого ковра в доме человека делают человека добрее и действуют умиротворяюще. Такое воздействие не сиюминутное, а ковер раскрывает свою сущность играя естественными цветами природы в течение долгих лет. Эти образы рождают в воображении владельца ассоциации и крепкую связь с родным краем. Такая энергетика передается не только жителям дома, где будет находиться ковер, но и гостям, которые будут приходить в этот дом.

В этом разделе представлены ковры исключительно ручной работы. На изготовление таких ковров уходит от 2-х -3-х месяцев до одного года. Ковры изготавливаются из шерсти окрашенной исключительно натуральными красителями. Краски изготавливаются из растений по старинным рецептам окрашивания, которые были восстановлены по опубликованной в 18 и 19 веке литературе, по секретам крашения. А также путем проведения опытов с красильным растительным сырьем. Красный, бордовый и розовый цвет мы получаем из корня марены красильной, синий и зеленый - из индиго, желтый из барбариса и т.д.

Ковры, к представляющие ценность, как объекты материальной культуры народов России и бывшего Советского Союза. Мы знаем, что раньше многие народы занимались ковроделием. Отдельные экземпляры этих ковров сохранились в музеях. Многие ковры, к сожалению, были вывезены за границу. Однако, не бывает худа без добра. Благодаря тому что они были вывезены, они сохранились в частных коллекциях. И мы имеем возможность лицезреть рисунки этих ковров, опубликованные в каталогах изданных в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах.

Вот отзыв покупателя Вячеслава: "В жизни все приходит и уходит. Когда я увидел ковер, то вспомнил ковер моей мамы в Дербенте на котором мы выросли. Что может быть лучше чем это? У ковра матери были такие же цвета. Мне этого в Москве очень не хватало. Я искал такой ковер в интернете но не находил. Но я рад, что нашел свой ковер. Жена моя говорит, что как будто не в Москве, а дома, в Дербенте!"

Предлагаем ознакомиться с видео, снятого у производителей наших ковров:

Внимание: специальное предложение для дизайнеров интерьеров!