3 тыс лет до. История доисторической и древней Японии кратко. (40 тыс. лет до н. —3 век н. ). Ассирия и Вавилон во II тыс. до н.э

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.) прак-тически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком.

Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфра-та, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природ-ных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, ре-лигиозным, культурным центром которых являлся город. Такие города-государства впервые воз-никали в конце IV тыс. до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (нижние течения Тигра и Евфра-та). Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объедини-лись под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма со-циально-политического устройства – деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов. Большую роль в управ-лении страной играл бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов, субор-динация. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, были возложены и государственные повинности – так называемые общественные работы.

В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена.

Именно в III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока (в отличие от античных государств, где существует классическое рабство). Патриархальное рабство возникает в условиях преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится в основном для собственно-го потребления и нет необходимости в такой высокой степени эксплуатации, как при товарном производстве. В основе названия этого типа рабства слово «патриарх», т.е. глава семьи. Раб как бы становится младшим, не полноправным членом большой семьи, работает вместе со своими хозяе-вами, которые, хоть и считают его своей собственностью, еще не видят в нем просто живое орудие труда, признают за ним некоторые права человеческой личности. При этом типе рабства в неволю попадали не только военнопленные – чужаки, но также и люди, оказавшиеся в долговой кабале, т.е. соплеменники, чего не было при классическом рабстве. Рабы могли принадлежать го-сударству, храмам, частным лицам, однако они не были основными производителями материаль-ных благ, как, например, в античных государствах. В странах Древнего Востока основную работу, особенно в сельском хозяйстве – ведущей отрасли экономики, выполняли крестьяне-общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства.

На этом этапе во всех государствах, хотя и при наличии некоторых особенностей (например, в Египте), существовало два сектора экономики, связанных с видами собственности на землю – одной из важнейших характеристик экономического развития, особенно на ранних ступенях исто-рии человечества, когда основой экономики было сельское хозяйство. Прежде всего, существовал общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общи-нам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатыва-ли выделенные им наделы земли. Кроме того, существовал и государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалован-ные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди. И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд ра-бов, сформировался патриархальный тип рабовладельческих отношений.

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствова-ние орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товар-ность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам. В это время между различными об-ластями Ближнего Востока устанавливаются экономические, политические и культурные контак-ты, оформляются международные торговые пути, растет число торговых поселений на территории других государств. В то же время обостряется борьба за преобладание на торговых путях, растет число войн.

Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. В это время за-канчивается бронзовый век, когда орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается железный век. Культуру железа на территорию древних государств приносят молодые народы. В частности, так называемые народы моря, которые вторгаются на территорию Египта, в Малую Азию, Восточное Средиземноморье и оказывают сильное воздействие на весь Ближний Восток.

В других регионах Древнего мира на рубеже II-I тыс. до н.э. также наблюдается активное движение племен. На территорию Ирана приходят индийские и персидские племена, в Индии до-лину Ганга начинают осваивать индоарийские племена.

Рассмотрим теперь особенности исторического развития крупнейших цивилизаций Древнего Востока в IV-II тыс. до н.э.

Ко 2 тыс-ии до н.э. относится Фатьяновская культура (археологич.) бронзового века в Верхнем Поволжье и Волжско-Омском междуречье. Названа по деревне Фатьяново близ Ярославля. Грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и прочим. Хозяйство: скотоводство, отчасти земледелие /С/
В нач. 2 тыс-ия до н.э. возникло Уньоро (Буньоро) - феодальное государство в Восточной Африке (существовало до 16 века) /С/
2 тыс. лет до н.э. (4 тыс. лет назад) – Андроновская культура (бронзовый век)- в Западной Сибири, Казахстане, Южном Приуралье /С/
Ко 2 тыс-ю до н.э. относятся основные постройки Стонхенджа (Stonehenge) – крупнейшая мегалитическая культовая постройка в великобритании, близ г. Солсбери. Некоторые ученые считают Солсбери древней астрономической обсеваторией /С/
Ко 2 тыс-я до н.э. относится Синташтинский могильник эпохи бронзы на реке Синтоше в Челябинской области, погребения – в камерах с оружием, орудиями /С/
Ко 2…1 тыс-тию до н.э. относится Мардук – центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилон сливается с Энлилем в единый образ владыки (владыка богов, с касситского перевода 16…13 веков до н.э. – Бел, его сын Набу, жена – Царпаниту)/Ми344/
1500 -1700 гг. до н.э. - древность Санскрита. Старейший памятник индийской литературы – сборник ведических гимнов «Ригведа» (санскр. rgveda)датируется 1500 -1700 гг. до н.э. На Санскрите создана огромнейшая литература. Это - сохранившийся в устной традиции живой язык, один из 23 официальных государственных языков Индии, где работают не менее 14 санскритских университетов. /И/
В конце 2 тыс-ия до. н.э. родился 30-миллиардный человек с начала его становления 600 тыс. лет назад, всего населения насчитывалось 5...10 млн. человек /НИЖ1988/
Во 2...1 тыс. до н.э. существовали хетто - лувийские языки (анатолийские) – давно вымершая группа индоевропейских языков, на которых говорили народы Малой Азии и прилегающих районов (кетский, лик (йские А и Б и др.) /С/
В 20…5 веках до н.э. в китайском сборнике «Сан-Хэй-Дин» («Древние сказания о морях и горах») содержатся первые специальные описания минералов /Г349/
В 19...18 в.в. до н. э. возникло государство хеттов, которое победило Вавилон, разгромило государство Митаннию, заставили побаиваться даже Египет - первейшую державу Древнего мира. На территории современной Турции обнаружены материальные следы древней державы: часть столицы древней империи хеттов - города Хаттусас, бронзовую табличку с текстом договора царя хеттов Тутхалия IV. Хетты построили на Анатолийском плоскогорье, как говорят летописи, 1600 городов /НИЖ1-01-56/
К 19…6 в.в. до н.э. относится Вавилон – столица древней Вавилонии (Ирак), город в виде вытянутого прямоугольника площадью 10км2 , окружён кирпичными стенами с зубчатыми башнями, много памятников архитектуры (ворота Аштар – 6 век до н.э.– в ведении Берлинских музеев, Вавилонская башня – 7-ярусный зиккурат бога Этеминанки – сер. 7 в до н.э., дворец-крепость с висячими садами Семирамиды – 1 из чудес света –7 в. до н.э., храм богини Нинмах – 7 в. до н.э., храм бога Мардука-Эсагила – 7 в. до н.э.) /БСГ/
К 19 в. до н.э. относится Пальмира (Сирия) античный город с правильной планировкой, святилище Бела с храмом (1…3 века) /БСГ/
К 1850 г. до н.э. относится поселение Котос (Перу) на восточных склонах центрального горного района Перу, остатки каменных зданий на платформах с глинобитными полами, погребения в каменных ящиках, разнообразная керамика, первое появление кукурузы /БСГ/
С 18 в. до н.э. существовал древний Гелиополь в Баальбеке (Ливан), ныне – развалины /БСГ/
К 18...17 в.в. до н. э. сложилась яркая цивилизация бронзового века, современница пирамид Среднего царства, Египта и знаменитых дворцов крито-миккенской культуры –«Страна городов» – область на южных склонах Уральских гор (возле Челябинска), протянувшаяся на 350 км с севера на юг и с запада на восток - компактная группа из 21 города, обнаруженного по космическим и аэрофотосъемкам - национальный культурный и природный парк Аркаим (по имени крупнейшего из городов) - прародина европейцев; люди, жившие здесь, были (по мнению ученых) первыми представителями индоевропейской культуры, найдены ножи, копья и тесло из бронзы, остатки глиняных сосудов, светильник, обнаружены круги и квадраты на земле, улицы, хозяйственные постройки /РБ/
В 18...12 в.в. до н.э. существовал хеттский язык - относится к индоевропейской семье языков (хеттско - лувийская группа), известен по клинописным памятникам, клинопись аккадского происхождения /С/
В 18...нач. 12 в.в. до н.э. существовало Хеттское царство - государство Малой Азии, соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии, распалось /С/
В сер. 18 в. до н.э. Фест - центр Эгейской культуры на юге Крита был перестроен после землетрясения /С/
Ок. 1750 г. до н.э. племена Центральной Азии изобрели колесницы с лошадиной тягой и с ними устремились на земли Среднего Востока и Египта, надолго захватив власть /ААз/
1710 м - глубина самой глубокой пещеры Воронья в Абхазии.
Ок. 1700…1600 г.г. до н.э. – время создания мегалитической культовой постройки Стоунхенджа (ныне Великобритания), земляные валы, огромные каменные плиты и столбы образуют концентрические круги /БСГ/
К 17...14 в.в. до н.э. относится Унетицкая культура (археолог.) бронзового века в Центральной Европе, названной по могильнику Унетице (Unetice) близ Праги, остатки поселений, городища и грунтовые могильники, хозяйство: земледелие, скотоводство /С/
В 17 веке до н.э. в ритуале грозы и в летописи царя Хаттусилиса I упоминается Вурунсему (Вурусему, вероятный перевод – «повелитель стран») – в мифологии хатти (протохеттов) одно из главных божеств, супруга бога грозы Тару, мать богини Мецуллы и бога грозы города Нерик /Ми135/
В 1650 г. до н.э. египетское Среднее царство пало под натиском завоевателей.
1632 м – наибольшая глубина пещеры – в Австрии (Лампрехтсофен) /Г185/
1610 м – глубина шахты Мирольда во Франции – одна из глубочайших полостей в мире /Г186/
До 1600 г. до н.э. – возраст многослойного прибрежного поселения на Пелопоннесе близ Аргоса в Греции /БСГ/
С 1580 г. до н.э. в Долине царей (Египет) находится царский некрополь (гробницы фараонов) в скалистой равнине напротив Фив, в 1922 г. открыта гробница Тутанхамона /БСГ/
В 16 веке до н.э. фараон - титул древнеегипетских царей /С/
В 16…14 веках до н.э. бог солнца Амон в египетской мифологии в эпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства становится всеегипетским богом, Амона отождествляю с богом солнца Ра (имя Амон-Ра встречается в «Текстах пирамид») /Ми38/
К 16…14 векам до н.э. относится в Египте (эпоха XVIII династии) одно из упоминаний о боге утреннего солнца по имени Гор (Гор-ахути, Гарахути, Гор обоих горизонтов, Гор из страны света) – солнечное божество, подобное Ра-Гарахути /Ми159/
К (16…13) в.в. до н.э. относится время расцвета древнегреческого города Коринфа в Арголиде (Пелопоннес), 1 из центров Эгейской культуры /С/
Ок. 16...12 в.в. до н.э.- возраст Тшцинецкой культуры (археолог.) бронзового века на территории Польша, назван по могильнику близ села Тшцинец, сохранились остатки поселений, курганные и грунтовые могильники /С/
В 1580…1080 г.г. до н.э. в эпоху Нового царства в Древнем Египте наивысшего расцвета достигла разработка золоторудных месторождений, при фараоне Тутмосе I (1555…1501 г.г. до н.э.) добывалось около 40 т золота в год /Г507/
Во 2 пол. 2 тыс. до н.э. на северо-западе Перу складывается цивилизация Чавин существовала более 500 лет. Основным строительным материалом у чавинцев был камень. Позже в Центральных Андах появились цивилизации Паракас, Наска, Мочика или Мучик (позднее - ее прямой наследник Чиму), Тиауанаку с древнейшими государствами Месоамерики (культурно-историческая область Месоамерики) - Ольмеки (1200 ... 900 г.г. до н.э.), имевшие цифровую систему, календарь и иероглифическую письменность /ЭЮ/
К сер. 2 тыс-я до н.э. относится синайское письмо – форма древнесемитского письма на Синайском полуострове, не дешифровано /С/
Ок. 1520 г. до н.э. произошло гигантское извержение вулкана Санторин в Эгейском море, с которым связывают гибель минойской культуры и, возможно, Атлантиды. После взрыва вулкана, уничтожившего его вершинную часть, началось землетрясение и цунами /Г/
До 1500 г. до н.э. существовали цивилизации на большой территории, которые выплавляли металлические орудия из метеоритов, поэтому ни одного древнего метеорита на территории обитания той цивилизации не было найдено в настоящее время /ААз198/
К 1500 г. до н.э. относится центр культуры цивилизации майя Каминальгую (Гватемала) близ города Гватемала, несколько больших групп пирамидальных холмов, стены с надписями, фигурная и расписная керамика /БСГ/
Ок. 1500 г. до н.э. древние бритты использовали обсерваторию из каменных глыб Стоунхедж для определения лунных затмений по движениям Земли и Солнца.
Ок. 15 в. до н.э. захоронены останки мужчины 40…45 лет ростом 160…165 см и рядом - могила с останками маленького ребенка, у которого сохранились молочные зубы (захоронение возле Альметьевска, Татарстан, относится к так называемой «срубной культуре») /РГ23.09.00/
К сер. 2 тыс-ия до н.э. относится курган Триалети в Кущи (ныне Грузия) с погребальным залом площадью 175 м2 /БСГ/
К сер. 2 тыс-ия до н.э. относится сейминский могильник близ Нижнего Новгорода (Россия) с бронзовыми и каменными орудиями и украшениями /БСГ/
К сер. 2 тыс-ия до н.э. относится поселение Иерусалим на горе Офел, в 1000 г. до н.э. построен город со знаменитым храмом Соломона /БСГ/
25 веков было клинописным табличкам, расшифрованным в 1872 году реставратором Британского музея Джорджем Смитом, обнаруженным при раскопках столицы Ассирии – «логова львов» Ниневии /АМК27/
К 1 пол. 2 тыс-ия до н.э. относится неолитическое поселение Скара –Брей на Оркнейских островах (Великобритания), дома изнутри выложены камнем из-за отсутствия строевого леса /БСГ/
(2…1) тыс-е до н.э ….начало нашей эры – время Ольмекской культуры – культуры индейцев, пирамиды, статуи /С/
2 тыс-е до н.э….1-ые века н.э. – остатки поселения Мелупрей эпох неолита, бронзы и раннего железа в Северной Кампучии /С/
2 тыс-е до н. э., 1 половина –время существования Окунёвской культуры эпохи бронзы в Южной Сибири (Южная Хакассия у Окунёва улуса) /С/
2000…1970 г.г. до н.э.- годы правления основателя XII династии Аменетхета I /С/
За 2 тыс. лет до н.э. использовались арифметические таблицы для проведения простейших расчётов в Вавилоне /БЭСМ/
Ко 2 тыс-ию до н.э. относятся надписи китайским письмом /С/
Ко 2 тыс-ию до н.э. относятся вычисления рядов с конечным числом членов (арифметических и геометрических прогрессий) /БЭСМ/
Во 2-ой половине 2 тыс-я до н.э. существовала Майкопская культура эпохи энеолита на Северном Кавказе: курганы, поселения /С/
Во 2 пол. 2 тыс-я до н.э. существовала Тазабагъябская бронзовая культура (археолог.) в южном Приуралье (паматники у канала Тазабагъяб в Каракалпакии) /С/
В конце 2 тысячелетия до н. э. Халдеи знали все 12 созвездий Зодиака /ЗС3-81/
Сер. 2 тысячелетия до н.э.- начало складывания Вед (санскритское слово «веды» означает «знание») – древнейших литературных памятников Индии – сборников текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга. Важнейшая часть Вед состоит из 4 сборников: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Древние индийцы верили во множество богов, говорится, что их было 3399 /НКА1-347/
2 пол.2 тыс-я до н.э ….начальник. 1 тыс-я до н.э. – период срубной культуры (археол.) эпохи бронзы – в степных и лесостепных районах Европейской части бывшего СССР – курганные могильники, клады, остатки поселений, хозяйство – кочевое скотоводство, земледелие /С/
К 17 веку до н.э. относится самое раннее из известных сочинений с начальными сведениями геометрии по вычислению площадей и объёмов, дошедшее из Древнего Египта /БЭСМ/
В 1650...1620 г.г. до н.э. под водительством царя Хаттусили I создано так называемое древнехеттское государство пришедшим в Анатолию индоевропейским племенем с берегов Черного или Каспийского морей, потеснив аборигенов-хеттов и приняв имя этого народа и клинопись, видимо, у ассирийцев от купцов, державших здесь свои фактории /НИЖ1-01-57/
В период 1620...1590 г.г. до н.э. хетты разгромили Вавилон, позже овладели секретом производства железа, изделия из которого ценились дороже золота, их ковали вначале из метеоритов - кусков железа, падавших с неба, клинки из которого превосходили бронзовые. Исповедуемая религия - политеистическая - боги были как свои, так и главенствующие у соседних государств, поэтому опора в вере была на многих богов - не услышит один, так поможет другой, в храме хеттов у города Сарисса (заложен в 16 веке до н.э. юго-восточнее столицы Хаттусас, размер храма 50*36 метров) пространственная геометрия играла ведущую роль, но у соседей таких знаний не наблюдается в ту эпоху /НИЖ1-01-58/, храм в своих геометрических пропорциях заложил отношения, связанные с золотым сечением 8.65/14=ок.0.618, ближайшая к центру квадрата на фотографии точка пирамиды делит ширину квадрата в золотой пропорции, делит пополам гипотенузу условного треугольника, которая проходит через точку пирамиды и правый верхний угол окружающего пирамиду квадрата, другие известные ныне замечательные пропорции и углы /Е/
В 16 веке до н.э. царь хеттов Телепина подготовил "конституцию", согласно которой даже начало войны было в руках царского совета /НИЖ1-01-63/
В (1559...1534) г.г. до н.э. Яхмос I, египетский фараон, освободил Египет от владычества гиксосов /С/
В 1525...1473 г.г. до н.э. правил египетский фараон Тутмос III, завоевав многие земли Передней Азии, Сирию, Палестину, которые стали провинциями Египта /НИЖ1-01-59/
1500 лет до н.э. существовали зверинцы в Древней Греции – предшественники зоологических парков (зоопарки – научно-просветительские учреждения), зоология существовала в Древней Греции при Аристотеле, который различал в трудах ок. 500 видов животных и сделал первую попытку их классификации /Би217/
В 15 веке до н.э. в Ниневии и Калху существовали культовые центры Набу– в аккадской мифологии бог писцового искусства и мудрости, покровитель Борсиппы, пригорода Вавилона /Ми383/
В 1470 г. до н.э. на острове Тира в Эгейском море взорвалась и поднялась в воздух вся вулканическая гора, над водой осталось лишь узкое кольцо острова Санторин, взрыв погубил всю цветущую крито-микенскую культуру в Восточном Средиземноморье /ВАМ152/
Ок. 1470 г. до н.э. город Фест - центр Эгейской культуры на юге Крита был разрушен землетрясением /С/
Ок. 1470 г. до н.э. в Эгейском море на острове Тира – центре процветающей минойской культуры с центром на острове Крит – произошло извержение вулкана. Волна цунами в некоторых гаванях достигала 50 м, минойская цивилизация на острове Крит была уничтожена, в остальных местах она пришла в упадок. Эти события появляются в двух диалогах Платона /ААз245/
Ок. 3.5 тыс. лет назад (1450 год до н.э. плюс-минус 50...100 лет) вулканы Нисироса и Санторина (активны и в наше время) разрушили всю минойскую культуру Минойского царства с мощным флотом Восточного Средиземноморья, о чем свидетельствует сохранившийся без признаков вооруженного захвата Кносский дворец у Северного побережья Крита с сохранившимися большими кувшинами, какие обнаружены также и в Акротиди. Дату землетрясения (по возрасту пемзы) подтвердил и радиоуглеродный анализ: 1450 год до н.э. плюс-минус 50...100 лет. Извержение на острове Тира в Эгейском море, где находятся вулканы, подняло в воздух около 60 куб. км материала, который рухнул в море и окрестности и вызвал огромнейшие многократные волны, подобной по мощи катастрофы Европа не знает. Возможно, Минойская держава и её острова Крит (с Минотавром) или Тира была искомой Атлантидой, описанной Платоном (427...347 г.г. до н.э.) в диалогах «Тимей» и «Критий», в которых Критий рассказывает историю Атлантиды, изложенную Солоном, который, в свою очередь, слышал ее в Египте /ЭБ49, 56/
1450 году до н.э. относится к времени правления фараона Аменхотепа II, к тому же времени относится исход сынов израилевых, воды Нила стали красными от красного вулканического пепла (по Библии «вода превратилась в кровь»), жабы вышли на землю и покрыли землю из-за поднятия грунтовых вод /ВАМ/
Ко 2 пол. 15 в.… нач. 14 в. до н.э. относится Тель-Эль-Амарнский архив – собрание клинописных табличек дипломатической переписки египетских фараонов XVIII династии с правителями стран Передней Азии /С/
К 15 веку до н.э….12 в. н.э. относятся остатки финикийских, римских и византийских сооружений в Бейруте (Ливан), прежние названия Берит, Берута /БСГ/
1410 м – глубина самой глубокой пещеры мира пещеры Сан-Бернар во Франции, далее идут Пьер-Сен-Мартен (Франция) 1350 м и не до конца разведанная пещера Снежная в Абхазии близ озера Рица (1190 м).
В 1405…1367 годах до н.э. правил Аменхотеп III, при котором Атон («диск солнца») впервые выступает в качестве бога солнца, тело Ра – это солнечный диск, правитель Египта (XVII династия), при котором было максимальное развитие могущества Египта /Ми70/
К 14 в. до н.э. относится Амарна (Тель-эль-Амарна) – руины древнеегипетской столицы Ахетатона – дворцы, храмы, жилые дома, амбары, мастерские, построен в 1365 г. до н.э. фараоном Эхнатоном, знаменитый Тель-эль-амарнский архив документов, резные стелы с надписями /БСГ/
В 14 в. до н.э. древнеегипетский скульптор создал портреты фараона Аменхотепа V и царицы Нефертити, отличающейся исключительной тонкостью моделировки /С/
C 14 века до н.э. культ Мардук распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур /Ми344/
С 14 века до нашей эры в Минусинской котоловине в Сибири в 300 км к югу от Красноярска выше по течению Енисея было налажено производство бронзы (раньше, чем в Китае) – здесь найдено 360 древних брон зовых зеркал, относящихся к разным эпохам /НИЖ4-01-126/
С 14 века до н.э. Лун – в китайской мифологии фантастическое существо, дракон –обнаружен в надписях на гадательных костях эпохи Инь, упоминается в словаре 1 века «Шовэнь» («Толкователь знаков») как поднимающийся в небо весной и опускающийся в пучину вод осенью; символ силы Ян и небесного начала /Ми326/
С 14 века до н.э. имя Иисус Навин («бог [Яхве]-помощь», предполагает тождество имени Иисус с именем Йешуа, которое известно по дипломатической переписке из египетского архива Эль-Амарны – в ветхозаветной традиции помощник и преемник Моисея, руководивший завоеванием Ханаана Израилем, происходил из колена Ефрема и первоначально носил имя Осия (форма, соответствующая имени Йешуа), под водительством Иисуса Навина израильтяне приходят к берегам Иордана, входят в Иерихон и истребляют в нём всё живое, пощадив только семью блудницы, которая укрыла лазутчиков /Ми233/
К 14 веку до н.э. относится упоминаемое на табличках критского линейного письма «В» имя Дионис (Бахус, Вакх) – божество восточного (фракийского или лидийско-фригийского) происхождения – в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия, распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8…7 векам до н.э. /Ми190/
К 14...11 в.в. до н.э. относятся наиболее древние, видимо, части Шуцзин - "Книга исторических документов", "Книга истории", "Книга документов", второе название "Шан шу" - "Древнейшее писание" - памятник древнекитайской литературы и истории, сохранилось 58 глав, содержит элементы мифов, героических сказаний, исторических преданий /С/
В 1380...1340 г.г. до н.э. хетты при царе Суппилулиуме I освободили Сирию из под подчинения Египту /НИЖ1-01-59/
В 1368…1351 годах до н.э. правил Аменхотеп IV, при котором Атон («диск солнца») впервые выступает как воплощение всех главных богов солнца, Аменхотеп IV объявил Атон единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам, при этом изменил имя Аменхотеп («Атон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону», «Полезный Атону»), верховным жрецом Атона стал сам фараон, после смерти фараона почитание Аиона как единого бога Египта прекратилось /Ми70/
1351...1342 г.г. до н.э. годы жизни египетского фараона Тутанхамона из XVIII династии /С/
Ок. 1350 г. до н.э. в восточной части Малой Азии начали выплавлять железо /ААз/
Ок. 1300 г. до н.э. в малой Азии был разработан способ выплавки меди из руды, железо было прочнее меди, но для этого нужна была высокая температура древесного угля, при этом в расплавляемом метеоритном железе были кобальта и никеля, что делало его хрупким и ломким. Лишь добавки в железо древесного угля – углерода – делало его более прочным, так было открыто легирование /ААз407/
К 1300 г. до н.э. относят останки человека, обнаруженные на территории Мехико в Мексике /Р 26012005/
В 1292 г. до н.э. в Египте начал царствовать фараон Рамзес II, в апреле 1288 г. до н.э. после сражения двух армий в течение 15 лет и в 1272 г. до н.э. на серебряной пластине был выгравирован мирный договор из 18 параграфов, Рамзес II великий взял в жены сразу двух царевен - дочерей царя хеттов Хаттусили III /НИЖ1-01-62/
В конце 13...начале 14 в.в. возникло государство Турция в Малой Азии /С/
В 13 веке до н.э. Ашшур – центральное божество ассирийского пантеона в аккадской мифологии, первоначально бог-покровитель города Ашшур, затем получает титулы «Великая гора», «Владыка всех стран», «Отец богов» и сливается с Энлилем («бог-покровитель Ниппура») в единый образ – Бел («владыка») /Ми80/
Ок. 1260 г. до н.э. шла Троянская война - 10-летняя война коалиции архейских царей во главе с Агамменноном - царем Микен против Трои /С/
В 13 в. до н.э. была троянская война, описанная в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера /ЭЮ/
В 1260 году до н.э. между Египтом и хеттами был подписан мирный договор (на вавилонском языке, а в Египте увековечен иероглифами, что и помогло расшифровать загадку хеттского языка - индоевропейского языка) между Рамзесом II и царем хеттов Хаттусили III /НИЖ1-01-56/
К 1250 г. до н.э. относятся два храма в Абу-Симбеле, вырублены в скалах при правлении фараона Рамзеса II (у фасада – каменные колоссы высотой 18.3 м) /БСГ/
Ок. 1250…612 г.г. до н.э. – время существования древнего ассирийского города Нимруд близ г. Мосул, цитадель с зиккуратом, храмами и дворцами, огромные крылатых быки из камня, рельефы и плитки из слоновой кости /БСГ/
К 13...7 в. в. до н.э. относится Центральнозакавказская археологическая культура конца бронзового и начала железного веков в Закавказье - остатки поселений, клады бронзовых вещей, могильники, др евнейшие в бывшем СССР мечи и кинжалы, секиры, украшения, железные ножи и копья (Мингечаур, Мчашен, Самтаврский могильник) /С/
C 13 в. до н.э. существовало финикийское письмо - разновидность древнесемитского консонантного письма, употреблялось в Финикии, Палестине и Карфагене, предок арамейского, квадратного, греческого письма /С/
13 век до н. э.-2 век н. э. – время написания Библии – библиотеки древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков /НКА 1-305/
Ранее 1230 г. до н.э. (предположительно в период правления XII династии в Египте – ок. 1305…1196 годах до н.э.) имели место исторические события, отражённые в легендах о Моисее, Моше – в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, религиозный наставник и политический вождь еврейских племён в так называемом исходе из Египта в Ханаан (Палестину); на 3 месяц по исходе из Египта в полнолуние народ выходит к Синайской горе, на которой Моисей получил от Яхве 10 заповедей (декалог, десятословие) – запреты и повеления, регулирующие поведение человека перед богом /Ми372/
Ок. 1230 г. до н.э. – время, к которому относится египетское свидетельство, удостоверяющее присутствие племенного союза Израиля в Ханаане (некоторые специалисты проводят различие между Израилем в целом и выходцами из Египта во главе с Моисеем) /Ми372/
В 1200 г. до н.э. на царство хеттов напали орды так называемых народов моря, империя хеттов развалилась /НИЖ/
В 1200 г. до н.э. разрушен памятник археологической культуры Богазкёй (древний Хаттусас, столица Хеттского царства), площадь Хаттусаса 120 га, окружён массивной стеной с 3 воротами, украшенными монументальными рельефами, 4 храма, скальное святилище Язылы-Кая, хранилище с глиняными табличками из истории хеттов (свыше 100 табличек) /БСГ/
Ко времени ок. 1200 г. до н.э., в годы правления Рамсеса II, историки относят исход древних евреев из Египта; исходу посвящена одна из книг Ветхого завета – Исход. Исследователь истории Великовский относил Исход к 1500 г. до н.э. , а папирус Ипувера – египетского свидетеля катастрофы в Египте (кровь по всей Земле Египетской) – к 1500 г. до н.э. вместо 2200 г. до н.э.
С 12 в. до н.э. народ филистимяне населял юго-восточное побережье Средиземного моря - из числа "народов моря", вели войны с иудеями, в 8 веке до н.э. покорены Ассирией, от филистимян происходит название Палестина /С/
С 12 в. до н.э. до сер. 5 в. н.э. существовала античная мировая цивилизация (16.5 веков) /КСП/
К 1160 … 130 г.г. до н.э. относится поселение на реке Навдатоли (Индия), прямоугольные дома из брёвен и бамбука, украшенные фризами стилизованных людей и животных, 1 из мест наиболее раннего разведения риса /БСГ/
Ок. 12 века до н.э. существовало государство Тунис в Северной Африке, на территории которого основаны финикийские колонии, главная из которых – Карфаген /С/
До 1100 г. до н.э. основан древнейший город Тартесс в Южной Испании (по античным преданиям), местонахождение его не найдено /РГ31.07.98/
К 1100 г. до н. э. относится конец эгейской культуры (крито - микенская культура), условный термин для обозначения культуры Древней Греции эпохи бронзы. Географические варианты эгейской культуры - минойская на на острове Крит, элладская - в материковой Греции, кикладская - на островах Эгейского моря /С/
К нач. 12 в. до н.э. … 126 г. до н.э. относится Пергам (ныне Турция) – столица Пергамского царства, руины театра, святилище Афины Никефоры, фундамента Большого алтаря Зевса (180 г. до н.э.) /БСГ/
До 11 века до н.э. – возраст поселений в Аньяне (Китай) – от неолита до эпохи царства Инь (Шань), дворцы, храмы, ремесленные и жилые кварталы, гробницы /БСГ/
В (11...9) в.в. до н.э. была зависимость древней страны Эдом в Передней Азии между Мертвым морем и заливом Акаба от израильских племен, в (9...7) в.в. до н.э. - в зависимости от Ассирии, в (7...6) в.в.до н.э. - от Вавилона и т.д. /С/
К 11…7 векам до н.э. относится упоминание о Чжи-нюй («ткачиха»), в древнекитайской мифологии дочь (внучка) Тяньди («небесного правителя») /Ми612/
К (11...6) в.в. до н.э. относится памятник китайской литературы Шицзин (Книга песен), содержит 350 песен и стихотворений, отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни Китая,отбор и редакция их приписывается Конфуцию /С/
В 11…10 веках до н.э. в индийском эпосе содержатся сведения о камнях, опыте их использования. Такие сведения содержатся и в древнеегипетских папирусах, китайских хрониках /Г349/
В 1027...256 г.г. (или 249 г.) до н.э. относится эпоха Чжоу - эпоха в истории Древнего Китая и китайской династии. ознаменовалась подъемом китайской культуры (появились философские школы конфуцианства, фацзя, даосизма и др.) /С/
В 1027…256 (или 249) годах до н.э. в эпоху Чжоу из железной руды выплавляли чугун, умели изготавливать изделия из стали /Г510/
1020 м – рекордная глубина погружения советской подводной лодки К-278 («Комсомолец») в 1984 году в Баренцевом море /РГ17.10.00/
На глубину 1000...1300 м в океанах и морях погружены несколько сот вулканических конусов, разрушенные волнами /ААА24/
От 1 тыс. до 3 тыс. м - глубина залежей газа, газоконденсата /С/

45-40 тыс. до н.э. – в результате генетической мутации на Ближнем Востоке появляются первые проторусы (подвид Хомо сапиенс сапиенс, «кроманьонцы»). Подвидовые признаки: брахикефальность, депигментированные осветленные покровы, развитый речевой аппарат («удлинённая носоглотка», отсутствовавшая у предыдущих подвидов Хомо сапиенс). Самоназвание со времени появления: «русы» – этимология: «светлые, хорошие, красные-красивые, свои». Культ бера-медведя-Волоса-Веле-са, как главной ипостаси Верховного бога. Захоронения русов с нанесением красной охры – знак властителю загробного мира беру-Волосу, что покойный «свой, красный, светлый», подлежит покровительству.

40-35 тыс. до н.э. – расселение проторусов-«кроманьон-цев» с Ближнего Востока по Африке и Евразии. Становление протобореального языка.

35-30 тыс. до н.э. – появление первых популяций негроидной расы в результате смешения в погранично-периферийных областях Хомо сапиенс сапиенс, Хомо сапиенс неандерталенсис, Хомо эректус и др. подвидов.

35-30 тыс. до н.э. – появление монголоидной расы в результате смешения Хомо синантропус, Хомо сапиенс неандерталенсис и Хомо сапиенс сапиенс.

30 тыс. до н.э. – проторусы переходят по Берингову мосту в Америку. По их следам идут племена неандерталоидов и монголоидов-синантропов. 30-28 тыс. до н.э. – проторусы вступают в бореальную стадию развития. Оформляется и закреплется бореальный праязык. Входят в прочную традицию захоронения с красной охрой в пещерах-жилищах (культ предков) и орнаментальный крестово-свастичный узор. Культ пещерного медведя-бера-Велеса, хозяина подземного мира.

30-15 тыс. до н.э. – в результате расселения русов-бореа-лов по Евразии образуется четыре основных области (этническо-культурно-языковых ядра), плотно заселенных ими: в Европе, в Южной Сибири (от Южного Предуралья до циркумбайкальской зоны), в Средней Азии (Прикаспийско-Шейтунская зона) и в долине Инда (северо-западные области полуострова Индостан).

25-20 тыс. до н.э. – русы прочно и основательно заселяют и осваивают Южную, Центральную и Восточную Европу, ассимилируя остатки неандертальцев. Процветают культы Богини Матери Лады и Волоса-Бера (медведя). Культ Матери Лады начинает члениться на культы Старшей и Младшей Рожаниц (Великой Всерожаницы-богородицы и Великой Охотницы, Матери-всех-охотни-ков). Волхвы расписывают наскальной живописью пещеры-святилища от Пиренеев до Урала.

25-20 тыс. до н.э. – крупнейшие стоянки русов-бореалов в Костенках Воронежской области. Первые общинные «длинные дома» русов – охотников на мамонтов, шерстистых носорогов, зубров. Искусная резьба по кости. Культ Рода, Лады и Волоса. 24 тыс. до н.э. – городище русов в Сунгире под Владимиром. Первое княжеское (царское) захоронение знатного руса со всеми атрибутами верховной власти.

20 тыс. до н.э. – постоянные крупные поселения русов-бореалов в Центре Европы у Виллендорфа, Пшедмостья, Долних Вестониц и др. Культ Матери Лады, Велеса. Захоронения с красной охрой. Культ предков. Закрепление языка,традиций, антропологического типа руса-бореала. 18-15 тыс. до н.э. – постоянные городища и торжища русов-бореалов в Межиричах на Днепре (неподалеку от Киева). Охотники на мамонтов. Первые «круглые» дома из костей и бивней мамонтов. Процветают ремёсла и торговый обмен.

17 тыс. до н.э. – русы-бореалы поднимаются вверх по Нилу к Ком-Омбо. Отдельные общины русов. 15 тыс. до н.э. – прарусы (русы-бореалы) Ближнего Востока переходят в индоевропейскую стадию. Появляется ранний индоевропейский праязык. Прарусы Евразии остаются в бореальной стадии. Геометрические микролиты, как характерная технология русов-индоевропейцев, распространяются по Ближнему Востоку и передаются через выселки русов-индоевропейцев русам-бореалам всех четырех основных «ядер» суперэтноса: в Европу, Сибирь, Среднюю Азии и в долину Инда.

12-10 тыс. до н.э. – в горах Загроса между притоком Тигра и озером Урмия в Зарзи, Зави Чеми, Шанидаре процветает культура-цивилизация русов-индоевропейцев, имеющих тесные связи с русами-бореалами Северного Причерноморья. Жилища под скальными навесами. Для поддержки навесов используются колонны. Первые опыты русов в земледелии. Непрерывающаяся традиция захоронения с красной охрой. Товарный обмен обсидиана и пр. по всем ареалам проживания русов.

12-9 тыс. до н.э. – в предгорьях Кармеля, долинах Иордана-Яридона, на склонах Иудейских гор живут натуфийцы – ранние русы-индоевропейцы, подвергшиеся ассимиляции со стороны неандерталоидно-негроидных племен. Живут под навесами, в пещерах, в жилищах из камня, обмазанных глиной. В 9-8 тыс. до н.э. в результате продолжающегося смешения деградируют и полностью вымирают.

12 – 6 тыс. до н.э. – периодические наводнения в низменных долинах Месопотамии и Палестины (в последней в значительно меньшей степени). Наводнения входят в историческую память суперэтноса, как «потоп». Роды и общины русов спасаются от наводнений-«потопа» в предгорьях Загроса и на Армянском нагорье, основательно расселяясь на нем и естественно смешиваясь местами с неонеандерталоидными протоарменоидными предэтносами. Легенда о «спасении патриарха-праведника с родом на Арарате» имеет достоверные исторические корни. На Армянском нагорье спаслись десятки тысяч русов.

10 тыс. до н.э. – русы Ближнего Востока осваивают земледелие и скотоводство – «неолитическая революция». В Палестине-Сурии-Русии появляется множество земледельческо-скотоводческих общин-поселений. Красная охра. Культ предков. Захоронения под полами жилищ. Культ «домового» – «мёртвой головы». «Красный угол» в домах – традиция на тысячелетия вперед.

9 тыс. до н.э. – русы-бореалы долины Нила создают земледельческие общины в Ком-Омбо и Эль-Кабе. Приручают и разводят свинью.

9-7 тыс. до н.э. – появляется и расцветает первый (первый раскопанный археологами) крупный город-государство русов-индоевропейцев – Ярихо-Иерихон. Развитое сельское хозяйство. Оседлое скотоводство. Первые фортификационные работы русов – массивные и высокие оборонительные стены, круглые дозорные башни, зернохранилища, водопровод. Социальное расслоение: князья-старейшины, волхвы-жрецы, воины-дружинники, пахари-скотоводы, ремесленики, торговцы-купцы. Охота, как привилегия знати. Разделение труда. Сохранение и упрочение всех традиций-обычаев русов: от Единого незримого Рода, Всерожаницы Лады и «красного угла» до культа предков-«мертвой головы». Смена «круглых» домов на прямоугольные. Налаженные торговообменные связи со всей заселенной русами ойкуменой.

8-7 тыс. до н.э. – появление множества городищ иерихонского типа на торговых путях русов. Десятки поселений по побережью Средиземного моря. Сотни городищ русов в степях Жезире в Северной Месопотамии. Множество поселений русов в Загросе, на Армянском нагорье, в предгорьях Кавказа, циркумпонтийской и циркумкаспийской зонах.

8-6 тыс. до н.э. – в результате смешения русов-индоевропейцев на Армянском нагорье с протоарменоидами формируется первый индоевропейский этнос с некоторыми реликтовыми признаками – протоармяне. Русы Армянского нагорья приобретают ряд арменоидных антропологических черт, спускаются в долины (не одновременно, родами – на протяжении двух-трех тысячелетий).

8 тыс. до н.э. – расцвет Бейды, крупного города-государства русов, центра торговли (нынешняя Иордания, близ Петры). Городище русов в Рас-Шамре (будущий Угарит).

7500 г. до н.э. – первые пласты поселений русов-индоевропейцев в Хачиларе и Чейеню-Тепеси (Малая Азия). Ткачество. Зодчество. Ремесла.

С падением около 1075г. до н.э. единого централизованного государства Нового царства, Египет вступает в поздний период (1075-332ггю до н.э.) своей территории. Главное отличие его от предшествующих эпох состоит в нарастающей и достигающей максимума к концу 9в. до н.э. децентрализации египетского общества. Единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся под контролем правителей отдельных номов и связанных с ними номовых храмов. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание с исчезновением централизованной власти превращаются в полную их собственность. На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственный административный аппарат и войско. Наступает период политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты (24, 26 и 28 сайсские, 29 мендесская и 30 севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (22 и 23 ливийские, 25 – нубийская и 27 персидская династии). Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим связан упадок внешнего могущества Египта, т.к. находившихся в руках общеегипетских династий 1 тыс. до н.э. экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением некоторых эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, в напротив, становится объектом завоевания со стороны африканских соседей, и позднее, великих держав Передней Азии.

Социально-экономическое развитие . В области экономики в 1 тысячелетии до н.э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы (ассирийцы, кушиты, греки), которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки, благодаря близости к источникам сырья. В ремесле ведущей была обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. Высокого уровня достигло ткачество и производство цветной керамики, совершенствовалась техника кораблестроения.

В саисскую эпоху возродилось монументальное строительство храмовых и светских зданий. Интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Объектом купли-продажи становилась даже земля. Эквивалент – серебро. Развивается и внешняя торговля (контакты с Карфагеном и Финикией, греческими полисами).

Социальные отношения . Правящая верхушка – номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники – обогащается. Свободное население – мелкие производители – попадают в сложные условия развития товарно-денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами земли на кабальных условиях, что и ведет к дроблению земли на еще более мелкие участки и отдачу их в наем еще более мелким арендаторам. Разорившиеся свободные попадают в кабалу, часто вместе с семьями. Процветают источники рабства, такие как самопродажа на определенный срок, так и “до бесконечности”.

Характерной чертой социальной структуры позднего времени является также усиление сословной замкнутости. Она проявилась в наследственности профессии, традиционных правил поведения, обрядов.

Приток рабов-военнопленных в 1 тыс. до н.э. значительно сократился из-за того, что Египет сам был объектом завоеваний.

Происходят острые социальные конфликты и с целью их разрешения правители Египта вынуждены были проводить радикальные реформы (Теорнахт, Бокхорис, Амасис). Определенной направленностью отличалась идеология позднего, особенно саисского периода. Ее характерной чертой был возврат к древним традициям, архаическим верованиям, обычаям, архаизации титулов, языка, литературного стиля, архитектуры, искусства. Периоды Древнего и Среднего царств представляются как “золотой век”, как политический идеал. Из иноземных влияний – греческое влияние в связи с проживанием на его территории греческих торговцев, наемников, ремесленников, а также установлением прямых политических связей с греческими государствами.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемников привело на рубеже II-I тыс. до н.э. к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивающихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников Шешонк в середине Хв. До н.э. захватил власть и положил начало 22 ливийской династии. Ливийские династии эффективно контролировали лишь район дельты. В нильской долине большую роль играла местная знать. В 8в. до н.э. правители Нубии начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что и привело к созданию 25 нубийской династии, правившей до того момента, когда в 671г. до н.э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей и в 664г. ливиец Псамметих основал 26 династию на полтора века, объединившую Египет под властью саисских фараонов (Саис в Дельте был их столицей).

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г. до н.э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г. до н.э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н.э. вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н.э.) – Византии.

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом второго додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время археологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя, современный Ком эль-Ахмар; Нагады – древний Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах можно обнаружить отдельные знаки, известные по более поздней древнеегипетской иероглифике, следовательно, внутренняя жизнь общества стала настолько сложна, что возникла необходимость фиксировать события с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с волнистыми ручками, изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что некоторые исследователи склонялись к мысли о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (так называемой династической расой , якобы создавшей Египетское государство). В действительности эти аналогии объясняются сходной (конвергентной) эволюцией материальной культуры различных регионов, а также интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом и Восточным Средиземноморьем (а через него – и более отдаленными странами), вызванными нехваткой в долине Нила многих необходимых материалов. Особенно ярким примером того, насколько далеко могли простираться торговые связи, служат обнаруженные в Египте предметы из лазурита, месторождения которого находятся на юге Средней Азии.

Характерные особенности памятников второго додинастического периода (размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности) указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности. На этом этапе возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления. Как известно по примерам многих ранних обществ, первые государства – номы были невелики по размерам и возникли из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру (одновременно – месту хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских, центру местной торговли). Такими центрами и стали крупные поселения второго додинастического периода. Потребность египетских общин в объединении (как и в других странах Востока с ирригационной экономикой) возникает особенно рано из-за необходимости совместной деятельности по созданию оросительных систем. Именно этой деятельностью начинает руководить возникающая государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний – на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культов и при ослаблении центральной власти мог стать самостоятельным. Считается, что номы исторического времени восходят к древнейшим государствам второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако из-за отсутствия современных ему или хотя бы поздних письменных источников или преданий никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта (в отличие, к примеру, от Месопотамии) у нас нет.

Долгое время считалось, что в результате войн между номовыми государствами долины и Дельты Нила на протяжении второго додинастического периода образовались два крупных государства – Верхнеегипетское, со столицей в Иераконполе (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, современный Телль эль-Фараин ).

Оба этих города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Ранее предполагалось, что к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну. Однако новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным.

По-видимому, ко 2-й половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных, состоявших из более чем одного нома, государств. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались царства с центрами в городах Тинис (центральная и средняя части Верхнего Египта), Иераконполь (юг Верхнего Египта) и Нагада (район будущих городов Коптос и Омбос). Правители Тиниса принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи будущего важного религиозного центра – города Абидос. В Иераконполе также был распространен культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. В Нагаде чтился бог Сет – мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзинки, в дальнейшем – парной белой короны.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское – области Нижнего Египта. При этом они поддерживали между собой более тесные связи, чем с разделявшим их государством Нагада, по всей видимости, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила.

Какие государства существовали в это время в Нижнем Египте, трудно сказать из-за скудости археологических данных. Вероятно, интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававшие выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть Буто). Высказывалось предположение, что если условия Верхнего Египта, с узостью на всем его протяжении речной долины и высокой взаимозависимостью ирригационных систем отдельных номов, а затем и их союзов, с самого начала порождали авторитарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона, то в Нижнем Египте, децентрализованном благодаря наличию нескольких рукавов Нила, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Правителей Тиниса и Иераконполя, известных по ряду памятников того времени, современные исследователи условно объединяют в «0-ю » династию . Имена этих правителей связаны с Хором и, судя по всему, означали, что цари – земные проявления этого бога, и при этом нередко представляли собой обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет. На памятниках их изображали одерживающими или празднующими военные победы либо совершающими важные ритуалы. Например, на навершии булавы иераконпольского царя по имени Скорпион он изображен прокладывающим первую борозду в начале сельскохозяйственных работ. Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска.

По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца второго додинастического периода в Египте – это правители-военачальники, не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны общинных и номовых органов управления – советов старейшин и собраний полноправных общинников-воинов. По общим закономерностям развития номовых государств на заре их существования власть в них должна была принадлежать как раз таким учреждениям. Однако в Верхнем Египте вследствие интенсивности его политического развития и объединения этот начальный этап очень быстро сменился единоличной властью подчинивших себе номовые органы власти военачальников. Эти правители приобрели, помимо военных полномочий, также и функции верховных жрецов – вершителей ритуала и руководителей государственно-храмовых хозяйств, управляющих экономической жизнью своих государств. Свою власть они передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (в рассматриваемую эпоху это качество правителей обозначалось их Хоровыми именами), привела к ее сакрализации и зарождению царского культа .

Именно отношение к культу, связанному с Хором, стало, похоже, важнейшим критерием для выделения в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины «пат » («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), «рехит » («народ» – слово, передававшееся на письме характерным изображением птицы с переломанными крыльями, что символизировало ущемленность этой категории в культовом отношении) и «хенмемет » («солнечный народ» – в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу).

Слово «пат» является составной частью слова «репат» или «ирипат» (букв. «уста знати» либо «относящийся к знати») – по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит правителю неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Возможно, первоначально термин «пат» должен был обозначать полноправное свободное население (по аналогии с другими ранними обществами, очевидно, общинников) государства, которое под знаменем своего исконного культа бога Хора вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. Тинисского царства). Словом «рехит», вероятно, называли обитателей присоединяемых к нему областей, по крайней мере на первых порах не получавших равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них египетским культам).

Термин «хенмемет», согласно истолкованию отечественного египтолога XX в. О. Д. Берлева, относился к дружинникам – реальному окружению царя, сопровождавшему его подобно мифологическим спутникам солнца (в IV – начале III тыс. до н. э. бога Хора, изображавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. людям, которые были связаны с государством и его культами через правителя независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит.

Заметим, что подобная структура общества, переживающего пору становления государственности, характерна не только для Египта – не случайно первые интерпретаторы терминов «пат» и «рехит» сразу вспомнили о терминах ранней Римской республики «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого, совмещение в символах власти царей единого Египта белой и красной корон, притом что «первенство» в этом едином венце явно отдавалось белой, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, окончившемся ее поражением. Уже в изображениях на навершии булавы царя Скорпиона присутствуют символы власти и Иераконполя, и Нагады. По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Иераконполя и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта. Это должно было произойти около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере («Свирепый Сом»), который объединяет в изображениях на своих памятниках символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После этого Нармер мог с новыми силами приступить к завоеванию Дельты и лежащих к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи его знаменитой монументальной палетки.